Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Эрпелинская средняя общеобразовательная школа им.Апашева М. Д."
Открытый урок математики в 4-м классе по теме
"Нахождение неизвестного слагаемого в сложном уравнении"
Разработала урок
учитель начальных классов
Устарханова Заира Абукадыровна
Цели:
Обучающие:
Учить детей находить неизвестное слагаемого в усложнённых уравнениях.
Развивать вычислительные навыки и умение решать задачи.
Развивающие:
Совершенствовать умения анализировать, сравнивать, обобщать.
Формировать умения выполнять задания творческого характера.
Развивать математическую речь.
Совершенствовать умения использовать математическую терминологию.
Развивать умения выполнять проверочные работы на компьютерах.
Воспитывающие:
Воспитывать интерес к предмету.
Формировать контроль и самоконтроль, оценку и самооценку.
Оборудование:
компьютер,
мультимедийный проектор,
учебник математики: 4класс (1 часть) – М.И. Моро,
тетрадь на печатной основе,
карточки-задания.
1. Орг.момент
-Начнём урок с хорошего настроения, поделимся им друг с другом.
«Улыбнемся друг другу»
Вот и начался урок
Он ребятам пойдёт впрок,
На уроке не зеваем,
Чётко, внятно отвечаем!
2. Устный счёт
1. Для начала мы немножко посчитаем
Уменьшить 49 на 7.
К числу 24 прибавь произведение чисел 3 и 2.
Неизвестное число уменьшили в 6 раз и получили 60. Найди неизвестное число.
45 десятков уменьшите в 9 раз.
Композитор Рахманинов написал свою знаменитую оперу « Алеко» всего за 17 дней. Сколько это недель?
Вычислите площадь квадрата со стороной 6 см.
Периметр квадрата 24 дм. Чему равна сторона квадрата?
2.Индивидуальная работа:
(2 ребят работают по карточкам)
а) Сравни:
35165 кг … 35 т 2 ц
600 мин … 10 ч
3 в. … 287 лет
12 м … 120 дм
1 т … 11 ц
б) Заполни пропуски так, чтобы равенства были верными:
5 в = … лет
3 ц 50 кг = … кг
8 км 207 м = … м
2 ч 45 мин = … мин
5 м = … дм
3. Карточки
- уменьшить в 100 раз число 17000;
- увеличить 560 в 10 раз;
- расположите единицы массы, в порядке возрастания; (кг, ц, мг, т, г)
30 кг = … г;
1 т = … ц;
- расположите единицы времени, в порядке убывания; (нед., с, год, мин, час, сутки, мес., век)
1 мин 10 с = … с
48 ч = … суток
- расположите римские цифры по порядку; (XIX, XXI, XX)
- в каком веке мы живём?
- заполните пропуски:
998, 999, … , 1001
999+ … = 1000
1997 + … = 2000
… + 30 = 4000
Какой компонент в этих примерах нам неизвестен? С помощью какого действия мы можем найти неизвестное слагаемое?
3. Постановка проблемы, определение темы урока
1. Работа по таблице на нахождение слагаемых и суммы
- Прочитайте название компонентов действия.
Мы с вами вспомнили, как связаны между собой компоненты действия сложения, а теперь вы работая в парах заполните пропуски в таблице.
Слагаемое
3
62
1017
Слагаемое
24
140
Сумма
7
82
76
846
1040
2. Самопроверка
- Каким правилом вы пользовались для нахождения неизвестного слагаемого? За каждый правильный ответ в листе самооценки поставьте себе +.
4. Определение темы урока, объяснение нового материала
- Открываем тетради и записываем число, классная работа.
Проверьте свою осанку, как лежит тетрадь, поставьте ноги ровно.
- Мы с вами уже решали уравнения, давайте сейчас вспомним порядок решения простого уравнения (с комментированием у доски).
х + 34 = 50
х = 50 – 34
х = 16
16 +34 = 50
50=50
- В математике бывают и такие уравнения (вывешиваю на доску)
х +15 = 68 : 2
- Какое уравнение по форме записи более сложное?
Второе уравнение более сложное, чем первое. Такие уравнения называются усложненными.
Сегодня на уроке мы будем решать уравнения.
- Можно ли сразу решить такое уравнение?
- Чем отличается второе уравнение?(в правой части находится пример). Подумайте, как решить такое уравнение? (если не могут объяснить, начинаю разбор решения)
- Что неизвестно в уравнении? (Слагаемое)
- Что нужно сделать, чтобы найти неизвестное слагаемое? (Нужно из суммы вычесть известное)
- Можем ли сразу найти неизвестное слагаемое? (Нет)
- Почему?
- Чем выражена сумма? (Частным)
- Что сначала нужно сделать? (Нужно найти частное чисел 68 и 2 – упростить уравнение)
- Давайте решим уравнение. (Я объясняю и записываю на доске, учащиеся в тетради)
х +15 = 68 : 2
х + 15 =34
х = 34 -15
х =19
Сравниваем значения левой и правой частей уравнения. Они равны 34. Значит, уравнение решено, верно.
19 + 15 = 68 : 2
34= 34
Ответ: 19.
-Кто попробует сформулировать цель нашего урока?
Тема: Научиться решать сложные уравнения
5. Работа над новым материалом.
Первичное закрепление нового материала
- Давайте распределим уравнения на две группы. Если уравнение простое - вы качаете головой, если уравнение усложненное – хлопаете один раз в ладоши.
х + 75 = 98 14 + х = 12 х 6 х + 83 = 1000 : 10
х + 12= 84 : 4 564 + х = 600 х + 49 = 200
Молодцы, вы научились выбирать усложненные уравнения, а теперь надо научиться их решать.
Работа с учебником
- Откройте учебник с. 62 № 276, объясните решение второго уравнения.
6. Первичное закрепление нового материала
– Вы внимательно слушали разбор решения уравнения нового типа.
Давайте составим алгоритм для решения таких уравнений (групповая работа). Определите последовательность действий при решении усложненных уравнений.
Сделать проверку. (6)
Назвать и подписать компоненты действия. (2)
Вспомнить правило. (4)
Назвать неизвестный компонент. (3)
Найти значение в правой части уравнения. (1)
Найти значение х. (5)
-А теперь проверим, правильно ли вы составили алгоритм. Каждая группа называет по пункту, я вывешиваю на доске
- Задайте вопросы, если что-то непонятно.
Соотнесите с образцом (Оценивают работу групп)
А теперь проверим работает ли ваш алгоритм.
7. Физкультминутка.
- Я буду вам зачитывать высказывания если они верны – хлопаете в ладоши, если нет - приседаете )
- знак вычитания в математике - минус;
- знак сложения это плюс;
-что компоненты сложения слагаемое, слагаемое, сумма;
-что в часе 600 минут;
-что в 1 км 1000 метров;
- что 999 увеличить на 1, будет 1000;
- что 20 000 прибавить 800, будет 20 800;
- что мм, см, дм, м, км - единицы массы
- что можно слепить снеговика из снега?
8. Закрепление новых знаний
1. Решение с комментированием
- Ранее мы выбрали несколько уравнений по теме урока, давайте решим одно из них, используя алгоритм:
14 + х = 12 х 6
14 + х = 72
х = 72 – 14
х = 58
14 + 58 = 12 х 6
72 = 72
2. Решение задачи(№ 278)
Решите задачу, составив уравнение (составляем вместе, а решают учащиеся самостоятельно)
- Как записать сумму неизвестного числа и числа 390?
- Как записать произведение чисел 70 и 6?
- Что мы получили? (усложненное уравнение)
- Давайте вспомним алгоритм решения.
Х +390 = 70 х 6
Х +390 = 420
Х = 420 – 390
Х = 30
30 +390 = 70 х 6
420 = 420
Ответ: 30.
-А теперь проверим, правильно ли вы решили уравнение.
Вывешиваю.
3.Самостоятельная работа по вариантам.
1карточка – красного
цвета ( 1балл) Найди уравнение с ответом 984,реши
600-х=424
Х-120=912:3
Х-200=24
364+х=984
2 Карточка – желтого
цвета (2 балла) Реши уравнение
Х+80=280+2
3 карточка – зеленого
цвета (3 балла) Выбери сложное уравнение, реши
Х-380=520
607+х=982
60+х=802:2
Х-520=189
4.Составь всевозможные выражения по условию задачи:
-Бригада укладчиков должна была уложить 100 км железной дороги за месяц. За первую декаду (10 дней) бригада уложила 30 км пути, за вторую декаду- 36 км.
9.Итог
– Ребята,
что нового вы узнали на уроке? (Учились решать уравнения нового
вида).
– Каким правилом пользовались? (Если из суммы вычесть одно из
слагаемых, то получится другое слагаемое).
10. Рефлексия
Выберите себе предложение:
Урок полезен, всё понятно.
Я всё усвоил на уроке……
Да, трудно всё - таки учиться……..
Ещё придется потрудиться……..
11. Домашнее задание.
№ 281, 277
Директор МБОУ «Эрпелинская средняя общеобразовательная школа им. Апашева М. Д._____________Устарханов Х.А.
Зам. директора УР МБОУ «Эрпелинская средняя общеобразовательная школа им. Апашева М. Д._____________Джабраилова С.А.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Эрпелинская средняя общеобразовательная школа им.Апашева М. Д."
Отзыв коллег
об уроке математики в 4 б классе
по теме "Нахождение неизвестного слагаемого
в сложном уравнении"
учителя начальных классов
Устархановой Заиры Абукадыровны
На уроке были использованы следующие методы обучения: проблемный, частично-поисковый, контроля (самоконтроль, самооценка), словесный, практический, наглядный. Данный тип урока включает организационную часть, определение темы и целей, воспроизведение обучающимися знаний, связанных с предстоящей работой, сообщение содержания задания и инструктаж по его выполнению, самостоятельную работу над заданием под руководством учителя, оценку выполненной работы.
Урок Заиры Абукадыровны начала с тренинга-настроя, это позволяет быстро собрать внимание детей и настроить их на урок. (Общекультурная компетенция).
Следующий этап урока – целеполагание, постановка темы и цели урока. Дети сами делают вывод, что, если мы не изучаем новую тему, значит совершенствуем умения решать задачи изученных видов, уравнения, устные и письменные вычислительные навыки. Следовательно: тема урока «Что узнали? Чему научились?» Обучающиеся формулируют цели урока.
Следующий этап урока – актуализация знаний и мотивация. Проведение устного счёта на уроках математики - это развитие (реализация) социально-трудовой компетенции (т.е., если ребёнок умеет хорошо устно считать, то у него не возникнут проблемы такого плана, как вычислить сумму покупок в магазине до того момента, как подойти к кассе.)
Для проведения данного урока класс был поделён на группы. Использование таких форм работы как групповая, фронтальная, индивидуальная, а так же наглядных, языковых, визуальных средств, позволило быстро переключать внимание учащихся с одного задания на другое, это придавало уроку динамичность.
Для проведения этапа устного счета была выбрана самостоятельная форма работы. В ходе устного счёта повторялись названия компонентов арифметических действия, а также умножение и деление круглых чисел. Это позволило вовлечь в деятельность весь класс и способствовало развитию вычислительных навыков.
Решение текстовой задачи на движение способствовало развитию абстрактно-логического мышления, осуществлялась связь с жизнью.
Для снятия напряжения и усталости учащихся была проведена музыкальная физ. минутка. Дети работали с интересом, были активными. В конце урока были подведены итоги, проведена рефлексия и самооценка своей деятельности на уроке.
Директор МБОУ «Эрпелинская средняя общеобразовательная школа им. Апашева М. Д._____________Устарханов Х.А.
Зам. директора УР МБОУ «Эрпелинская средняя общеобразовательная школа им. Апашева М. Д._____________Джабраилова С.А.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Эрпелинская средняя общеобразовательная школа им.Апашева М. Д."
Отзыв коллег
об уроке математики в 4 б классе
по теме "Нахождение неизвестного слагаемого
в сложном уравнении"
учителя начальных классов
Устархановой Заиры Абукадыровны
На данном уроке присутствовала доброжелательная обстановка. В работу были вовлечены все обучающиеся. При этом диалог на уроке проходил не только между учителем и учениками, но и учеников друг с другом, что способствовало формированию у детей коммуникативной грамотности, которая поможет им в дальнейшем успешном обучении.
На уроке дети работали с учебником – решали уравнения, задачу по карточкам, вычисляли значения выражений, работали самостоятельно /по краткой записи составляли условие задачи и решали задачу/, была работа в группах /взаимопроверка решения задачи/. На уроке дети повторили и геометрический материал /находили площадь и периметр квадрата/. Поскольку урок проходил в игровой форме, дети не просто решали, а выполняли задания, которые предлагали планеты.
Уделила внимание эдоровьесберегающей технологии через проведение подвижной, музыкальной физминутки.
В конце урока была рефлексия, сделана самооценка работы на уроке. Обучающимся было предложено домашнее задание, объём которого соответствовал нормативам.
Родители учащихся 4б класса
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.