Открытый урок на тему: "Знакомство со строчной и заглавной буквами В, в. Согласные звуки [в], [в’]"

  • doc
  • 14.11.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала konspekt_chteniya_i_pisma.doc

 

 

КОНСПЕКТ  УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ И ПИСЬМУ

(интегрированный)

 

1 класс

 

 

учитель  Сангариева Д.Р.

 

Тема урока: согласные звуки [в], [в’], буквы “В”, “в”. Письмо строчной
                       буквы “в”.(Урок рассчитан на 2 часа)

 

     Цели: познакомить учащихся с буквами “В”, “в” и звуками [в], [в’];   научить писать букву  “в”; закреплять умение писать изученные буквы, продолжать формирование понятий “ударный” и “безударный” гласный; развивать речь, логическое мышление, внимание; обогащать словарный запас; воспитывать усидчивость, трудолюбие, умение употреблять слова вежливого обращения.

                       

     Оборудование: пропись № 2 (автор В.А. Илюхина), “Букварь” (автор Т.М. Андрианова); карточки с печатными буквами; карточки со словами; картинки с изображениями вороны и воробья; таблица со строчными буквами “в”, индивидуальные карточки синего и зеленого цвета.

 

 

 

I.                    Организационный момент.

-          Сегодня мы продолжим путешествие по удивительной стране “Букволандии”. Проверьте, все ли у вас готово к уроку.

 

 

      II.      Повторение.
                1. На доске магнитные карточки с буквами: и, р, о, б, м, а, п, у.
                 - Назовите буквы (хором проговариваем названия букв).
                 - На какие две группы их можно разделить?                           

                                                          

2. Прочитать слова (на доске карточки со словами): лама,  
                     пума, мыло, баран

                      - Какое слово лишнее? (мыло).
                      - Почему? (отвечает на вопрос “Что?”)
                      - В какую группу можно объединить оставшиеся слова?
                        (животные)
                      -  Каких еще животных вы знаете?

 

II.                 Знакомство с буквами “В”, “в” и звуками [в], [в’].
                    - Отгадайте загадку:

                       Я весь день ловлю жучков,

                       Уплетаю червячков.

                       В теплый край не улетаю,

                       Здесь под крышей обитаю.

                       Чик-чирик! Не робей!

                       Я бывалый … (воробей).
                 (На доске появляется рисунок этой птицы)

               -   Произнесем слово “воробей” еще раз. Сколько слогов в этом   
                      слове?

               -   Назовите первый слог.
               -    Сколько звуков в этом слоге?

-          Какой первый звук слышим в этом слоге?

-          Какой это звук? Согласный или гласный? Почему?

-          Звонкий или глухой этот звук?

-          Почему?

-          Твердый или мягкий? А есть ли ему пара – мягкий звук?

-          Давайте поиграем в игру “Твердый – мягкий”. Я называю слова, а вы показываете карточку нужного цвета (у детей карточки зеленого и синего цвета). Слова: вагон, вечер, весна, волк, волосы, вязали, вулкан, ветка, вата, вид.

-          Какой парный звук имеет [в]?

-          Итак, давайте повторим все, что мы узнали о новом звуке. А какой буквой обозначаются эти звуки?

 

-          Вот буква В
Видна вдали –

Красивая, витая.
Как будто крендель

Испекли,

Проезжих поджидая (С. Маршак).

 

На доске появляется таблица с двумя печатными буквами.

 

-          Почему на таблице две буквы?

-          Какие слова пишутся с заглавной буквы?

 

 

IV.              Письмо строчной буквы “в”.

 

-          Сейчас мы с вами научимся писать строчную букву “в” (на доске вывешивается таблица с прописными буквами “в”).

-          Посмотрите на эту букву. Из каких элементов она состоит? Давайте попробуем написать ее в воздухе. Сядьте ровно, выпрямите спины и приготовьтесь к письму  (дети пишут в воздухе, учитель – на доске, проговаривая алгоритм написания буквы).

-          А теперь напишем букву в прописи, проговаривая алгоритм написания.

Графический анализ буквы “в” в прописи.

 

V.                Физкультминутка.

 

                  Ветер дует мне в лицо,

                  Закачалось деревцо.

                  Ветер тише, тише, тише.

                  Деревцо все выше, выше.

 

-          Какие слова со звуками [в], [в’] вы услышали?

 

VI.              Чтение слогов и слов в Букваре, стр. 52.

(Первый столбик читаем один раз хором, второй раз ученики, не умеющие читать).

 

                         вэ – название буквы
                         ва – слог (дополнить его до слов)
                         ви – слог (дополнить его до слов)

 

                -   Могут ли эти слоги быть началом слов Валя, Витя, Вася? Почему   
                    не могут?

                -   Посмотрите, какие из этих слогов есть в прописи? Какое
                    соединение в этих слогах?

-          Напишем эти слоги.

-          Прочитаем слова второго и третьего столбиков в Букваре.

-          Чем похожи эти слова? Чем отличаются?

 

                          Буква большая

                          Совсем не пустяк,

                          В букве большой –

                          Уважения знак!

 

-          Когда употребляем слова, написанные в третьем столбике?

 

VII.           Подготовка к чтению текста.

 

-          Прочитаем слова четвертого и пятого столбиков в Букваре.

-          Чем похожи эти слова? Чем они отличаются?

 

VIII.        Чтение текста на стр. 52.

 

-          Кого можно назвать рыболовами?

-          Можно ли узнать, поймали ли дети рыбу?

-          Понравились ли вам ребята? Почему?

-          Найдите в тексте слова с буквой “в”. Прочитайте их.

-          Какое слово в тексте самое короткое?

 

IX.              Работа над словами в единственном и множественном числе.

 

-    Прочитайте пару слов (ловил – ловили). Чем похожи эти слова?  
      Чем отличаются?

-          Сколько слогов в словах?

-          Какой слог ударный?

-          Какой звук обозначается другой буквой? Пропишем эту пару слов, диктуя себе по слогам.

-          Проверим написание слов.

-          Прочитайте следующее слово (поил).

-          Когда мы так говорим?

-          Какое слово обозначает много? (поили)

-          Допишем это слово в прописи. Проверим написание слова.

 

X.                Работа над многозначностью слова.

 

-    Прочитать в Букваре предложения. Какое слово есть во всех этих
     предложениях?

-          Какое значение имеет это слово в каждом предложении?

 

XI.              Игра “Слово в слове”.

 

              На доске из букв составлены слова: вынули, ловили, набивал.

 

 

-          Прочитаем эти слова хором.

-          Найдите в этих словах спрятанные слова.

                              

 

XII.           Работа над словом ворона.

-          Отгадайте загадку.  

        Окраской  - сероватая,

        Повадкой -  вороватая,
        Крикунья хрипловатая -
        Известная персона.
        Это … (ворона).

(На доску вывешивается картинка вороны и печатное слово ворона).

 

                             

-          Прочитаем название этой птицы.

-          Сколько в слове гласных?

-          Сколько слогов?

-          Какой слог ударный?

-          Какой звук в этом слове обозначается другой буквой?

-          Слово ворона пишется и произносится по-разному. Написание этого слова нужно запомнить.

-          Запишем это слово, диктуя себе по слогам.

-          Проверьте написание слова.

 

XIII.        Работа над предложением.

( На доске напечатаны карточки со словами).

 

                            

 

-          Прочитайте слова на доске (хором читаем слова).

-          Составьте из этих слов предложение.

-          Что нужно поставить, чтобы закончить предложение? Прочитаем это предложение.

 

                                                  

 

 

-          Запишем это предложение в прописи. Проверим, как написали предложение.

XIV.        Итог урока.

-          Какую новую букву мы сегодня узнали?

-          Какие звуки обозначаются этой буквой?