Конспект урока по биологии на тему:
«Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание»
Цели урока: сформировать у студентов понятие анализирующее скрещивание, познакомить их с сущностью неполного доминирования на примере промежуточного наследования признаков; продолжить формирование навыков решения генетических задач, умения записывать схемы скрещивания.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка усвоения знаний по теме: «Моногибридное скрещивание»
Индивидуальная работа по карточкам (см. приложение)
Ответы:
Карточка№1.
Решение:
Записываем дано и схему скрещивания.
Дано:
А – коричневая
а – серая
F1 – все серые
F2 – 3 коричневые: 1 серая
Найти: дайте полное объяснение этим результатам.
Решение:
Р АА X aa
G A a
F1 Aa X Aa Единообразие гибридов первого поколения
G A a A a
F2 AA Aa Aa aa Расщепление по доминантному и рецессивному признакам
3 : 1 Расщепление по фенотипу
Карточка№2
Ответ: может с вероятностью 75%.
Карточка№3.
Ответ:
1. 2 типа гамет (А и а)
2. 3 генотипа (АА, Аа, аа)
3. 23 растения (1/4 от 92, так как из четырёх зигот в F2 одна доминантная гомозигота)
4. 46 растений (2/4 или ½ от 92, так как из четырёх зигот в F2 две гетерозиготы)
5. 23 растения (1/4 от 92, так как из четырёх зигот в F2 одна рецессивная гомозигота)
6. 69 растений (3/4 от 92, так как в F2 расщепление по фенотипу 3:1).
Карточка№4.
Ответ:
1. 10 растений
2. 1 фенотип – гладкие семена
3. 212 зёрен (1/4 от 848)
4. 424 зерна (2/4 или ½ от 848)
5. 212 зёрен (1/4 от 848)
III. Изучение новой темы
1. Постановка проблемы.
Мы убедились в том, что действие законов Менделя можно рассмотреть на множестве примеров. Границы , в которых действуют законы генетики, достаточно широки, и они способны объяснить не один, а множество частных случаев.
Знание первого и второго законов Г.Менделя позволяет решать важные практические проблемы. Рассмотрим это на конкретных примерах.
Задача№1.
В школьный уголок живой природы принесли двух серых кроликов (самку и самца), считая их чистопородными. Но в F2 среди их внуков появились чёрные крольчата. Почему?
Дано:
А – серая окраска
А – чёрная окраска
F1 – все серые
F2 – серые и чёрные
Объяснить результат скрещивания.
Решение:
Р АА Х Аа
G A A a
F1 AA, Aa X Aa
G A a A a
F2 AA, Aa, Aa, aa
Как определить чистопородность (по окраске шерсти) серых кроликов? Оставим этот вопрос открытым.
Задача№2
Предположим, что имеется стадо коров, в котором есть животные чёрной и красной масти. Известно, что доминантный ген В отвечает за формирование чёрной окраски шерсти, а рецесссивный ген «отвечает» за красную окраску. В стаде есть бык с хорошими экстерьерными характеристиками, но неизвестен его генотип. Этот бык имеет чёрную масть. Как определить чистопородность (по окраске шерсти) чёрного быка?
Учащиеся думают и высказывают предположения.
Рассматривается два возможных варианта:
Вариант№1 Вариант№2
Генотип быка ВВ Генотип быка Вb
Генотип коровы bb, тогда Генотип коровы bb, тогда
Р bb Х ВВ Р bb Х Вb
G b B G b B b
F1 Bb F1 Bb bb
Единообразие гибридов По генотипу 1 Bb : 1 bb
первого поколения По фенотипу 1чёрн. : 1 красн.
Подробно рассматривается задача с кроликами.
2. Анализирование и подведение итогов.
- Если селекционеру понадобилось выяснить генотип особи с доминантным признаком, то единственным способом, позволяющим сделать это, служит эксперимент с использованием метода, который называется анализирующее ( или возвратное ) скрещивание. Скрещивая организм неизвестного генотипа с организмом, гомозиготным по рецессивному аллелю изучаемого гена, можно определить этот генотип путём одного скрещивания.
- Но подчеркну, что от одного быка или кролика ( в приведённых выше примерах ) должно быть получено большое количество потомков. Очевидно, что появление одного чёрного телёнка (или одного серого крольчонка) ещё ни о чём не говорит: ведь рождение таких детёнышей возможно при любом их двух вероятных генотипов.
- Напомню, что все генетические закономерности носят статистический характер. Их можно выявить только при изучении большого количества потомков, полученных при скрещивании родительских форм.
- Почему в анализирующем скрещивании нельзя использовать особь, гомозиготную по доминантному аллелю (например DD), чтобы определить генотип особи, обладающей доминантным фенотипом? Проиллюстрируйте свой ответ схемой скрещивания с применением надлежащих генетических символов.
Учитель предлагает учащимся решить дома две задачи на закрепление темы ( для этого приготовлены карточки с дифференцированными заданиями) ( см. приложение).
- Полное доминирование одного гена над другим наблюдается не всегда. Сам Мендель столкнулся с тем , что при скрещивании крупнолистного гороха с мелколистовым гибриды первого поколения не имели признаков ни одного из родителей. Все они имели листья средней величины, то есть выражение признаков у гибридов носит промежуточный характер. В настоящее время известно много примеров неполного доминирования. Неполное доминирование – это форма наследования, при которой у гетерозиготных особей – гибридов первого поколения, формируется промежуточный фенотип (по сравнению с родительскими организмами). При этом подтверждается 1 закон Менделя – закон единообразия гибридов первого поколения.
- Далее при скрещивании гибридов первого поколения друг с другом получаются потомки – гибриды второго поколения, у которых наблюдается расщепление признаков, что говорит об их раздельном наследовании.
- рассмотрим это на конкретном примере.
Задача
Куры с белым оперением при скрещивании между собой всегда дают белое потомство, а куры с чёрным оперением – чёрное. Потомство от скрещивания белой и чёрной особей оказывается голубым. Какая часть потомства от скрещивания голубых петуха и курицы будет с голубым оперением?
Дано:
А – чёрное оперение
А – белое оперение
АА – чёрная курица
аа - белый петух
Аа – генотип голубых курицы и петуха
Найти: количество Аа в F2 - ?
Решение:
Р АА Х аа
G A a
F1 Aa X Aa
G A a A a
F2 AA Aa Aa aa
Cоотношение по генотипу 1АА : 2Аа : 1аа
Соотношение по фенотипу 1чёрн.:2голуб.:1бел.
Ответ: половина потомства будет с голубым оперением.
Приведённые результаты гибридизации кур согласуются с итогами скрещивания представителей разных сортов ночной красавицы, описанными в учебнике.
IV. Закрепление
Учащиеся формулируют выводы.
1. Анализирующее скрещивание – скрещивание испытуемого организма с доминантным фенотипом с другим, являющимся по данному признаку рецессивной гомозиготой, что позволяет установить генотип испытуемого. Рецессивная форма выступает в качестве индикатора, который помогает проявить неизвестный генотип.
2. Если испытуемый организм гетерозиготен, то в потомстве при анализирующем скрещивании будет наблюдаться расщепление по генотипу в отношении 1:1, по фенотипу – 1:1.
3. Доминантный ген в гетерозиготном состоянии не всегда полностью подавляет рецессивный ген. В таком случае гибрид не воспроизводит полностью ни оного из родителей и признак носит промежуточный характер.
4. При неполном доминировании в потомстве гибридов F2 расщепление по генотипу и фенотипу совпадает – 1:2:1
V. Домашнее задание
Решить задачи по карточкам.
Приложение 1
Карточка№1
При скрещивании чистой линии мышей с коричневой шерстью с чистой линией мышей с серой шерстью получаются потомки с коричневой шерстью. В F2 от скрещивания между этими мышами F1 получаются коричневые и серые мыши в отношении 3:1. Дайте полное объяснение этим результатам.
Карточка№2
(для работы у доски)
У человека нормальный обмен углеводов определяется доминантным геном, а рецессивный аллель ответственен за развитие сахарного диабета. Дочь здоровых родителей больна сахарным диабетом. Определите, может ли в этой семье родиться здоровый ребёнок и какова вероятность этого события.
Карточка№3
Вариант1
У гороха красная окраска цветков А доминирует над белой а. Гомозиготный красноцветковый горох одного сорта опылили пыльцой белоцветкового сорта и получили F1. От самоопыления получено 92 растения F2.
1. Сколько типов гамет может образовать растение F1?
2. Сколько различных генотипов может образоваться в F2?
3. Сколько растений доминантных гомозигот образуется в F2?
4. Сколько растений в F2 будут с красными цветками?
Решите задачу, составив схему скрещивания и дайте ответы на поставленные вопросы.
Карточка№4
Вариант2
При скрещивании двух гомозиготных растений гороха с гладкими и морщинистыми семенами в F1 получено 10 растений. Все они самоопылились и в F2 дали 848 семян.
1. Сколько растений первого поколения будут гетерозиготными?
2. Сколько разных фенотипов будет в F1?
3. Сколько семян в F2 будут гомозиготными по доминантному признаку?
4. Сколько семян во втором поколении будут гетерозиготными?
5. Сколько будет во втором поколении морщинистых семян?
Решите задачу, составив схему скрещивания и дайте ответы на поставленные вопросы.
Приложение 2
Карточка№1
Решите задачи, решение покажите в виде схемы.
1. У людей светлые волосы и голубые глаза – признаки рецессивные. Определите, каковы генотипы родителей и детей, если:
а) У светловолосой матери и темноволосого отца 5 детей, все темноволосые;
б) У голубоглазого отца и кареглазой матери 5 детей, из них 2 ребёнка голубоглазые.
2. От скрещивания между собой растений редиса с овальными корнеплодами получено 68 растений с круглыми, 138 с овальными и 71 с длинными корнеплодами. Как осуществляется наследование формы корнеплода у редиса? Какое потомство получится от скрещивания растений с овальными и круглыми корнеплодами?
3. При скрещивании между собой растений красноплодной земляники всегда получается растения с красными плодами, а белоплодной – с белыми. В результате скрещивания обоих сортов получаются розовые ягоды. Какое потомство получится при опылении красноплодной земляники пыльцой растения с розовыми ягодами?
Карточка№2
Решите задачи, решение покажите в виде схемы.
1. Две чёрные самки мыши скрещивались с коричневым самцом. Одна самка дала 20 черных и 17 коричневых потомков, а другая – 33 черных. Каковы генотипы родителей и потомков?
2. Серый каракулевый мех (ширази) красивее и ценится дороже, чем черный каракуль. Каких овец по окраске шерсти экономически выгодно отбирать для скрещивания, чтобы получить как можно больше одновременно серых и черных каракульских ягнят, если гомозиготные серые особи летальны (причина гибели – ягнята гибнут после рождения от недоразвития желудочно-кишечного тракта). Почему?
3. Каких кур по окраске оперения надо скрещивать, чтобы на ферме иметь однородных по окраске оперения птиц – только голубых. Какое получится потомство по окраске оперения, если голубых кур скрестить с белыми петухами? А если голубых – с чёрными? Дайте объяснение. Можно ли получить чистопородных голубых кур? Дайте объяснение.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.