Доказать теорему Виета и теорему, обратную ей.
Ознакомить учащихся с применением этих теорем при решении квадратных уравнений и при проверке найденных корней.
Цели урока
Организационный момент.
Устная работа.
Объяснение нового материала.
Закрепление изученного.
Подведение итогов.
Домашнее задание.
Задание №1
Решить квадратные уравнения по формуле, заполнить таблицу (по вариантам)
УРАВНЕНИЕ | КОРНИ X1,И X2 | X1+X2 | X1X2 |
X2-2X-3=0 | |||
X2+5X-6=0 | |||
X2-X-12=0 | |||
X2+7X+12=0 | |||
X2-8X+15=0 | |||
X2-7X+10=0 |
УРАВНЕНИЕ | КОРНИ X1,И X2 | X1+X2 | X1X2 |
X2-2X-3=0 | 2 | -3 | |
X2+5X-6=0 | -5 | -6 | |
X2-X-12=0 | 1 | -12 | |
X2+7X+12=0 | -7 | 12 | |
X2-8X+15=0 | 8 | 15 | |
X2-7X+10=0 | 7 | 10 |
Проверка:
Задание №2.
Сформулировать закономерность между корнями и коэффициентами приведенного квадратного уравнения.
Теорема: Сумма корней приведенного квадратного уравнения равна второму коэффициенту, взятому с противоположным знаком, а произведение равно свободному члену.
Доказательство:
Дано приведенное квадратное уравнение. Решим его. D=p2-4q. Пусть D>0, тогда
Найдём произведение и сумму корней
Доказанная теорема названа теоремой Виета по имени знаменитого математика Франсуа Виета.
Франсуа Виет родился в 1540 году во Франции. Отец Виета был прокурором. Сын выбрал профессию отца и стал юристом, окончив университет в Пуату. В 1563 году он оставляет юриспруденцию и становится учителем в знатной семье. Именно преподавание побудило в молодом юристе интерес к математике. Виет переезжает в Париж, где легче узнать о достижениях ведущих математиков Европы. С 1571 года Виет занимает важные государственные посты, но в 1584 году он был отстранен и выслан из Парижа. Теперь он имел возможность всерьез заняться математикой.
Громкую славу получил при Генрихе lll во время Франко-Испанской войны. В течение двух недель, просидев за работой дни и ночи, он нашел ключ к Испанскому шифру.
Умер в Париже в 1603 году, есть подозрения, что он был убит.
Теорема (обратная теореме Виета). Если числа m и n таковы, что их сумма равна –p, а произведение равно q, то эти числа являются корнями уравнения x2+px+q=0.
Дано: m и n-некоторые числа
m+n=-p, m*n=q
Доказать: m и n-корни уравнения x2+px+q=0
Доказательство:
По условию m+n=-p, а mn=q. Значит, уравнение x2+px+q=0 можно записать в виде x2-(m+n)x+mn=0.
Подставив вместо x число m получим:
m2+(m+n)m+mn=m2-m2-mn+mn=0
Значит, число m является корнем уравнения.
Аналогично можно показать, что число n также является корнем уравнения. Что и требовалось доказать.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.