Открытый урок по географии в 9 классе по теме:
«Национальный состав населения России»
Тема урока: «Национальный состав населения России» 9 класс
Образовательная:
- изучить языковые семьи, группы и места основного проживания народов России.
- сформировать представление о культуре народов России (жилище, пище, одежде, праздниках);
Развивающая: развивать умения работать с таблицами, схемами, к/картами, самостоятельно работать и использовать дополнительную литературу;
Воспитывающая: воспитание толерантности, уважительное отношение к культуре и нации другого народа.
Тип урока: урок изучения нового материала (урок-исследование).
Используемые технологии: элементы технологии развития критического мышления; личностно-ориентированная технология, элементы технологии группового обучения.
Методы: рассказ, беседа, работа с учебником, картой, с таблицами, просмотр и анализ презентации, записи в тетрадь, групповая работа, самостоятельная (индивидуальная) практическая работа, заполнение листа самоконтроля, рефлексия в виде листа самооценки, «Ромашка «Блума».
Форма организации учебной деятельности: групповая, фронтальная, индивидуальная.
Оборудование:
атласы 9 класса, атласы Курской области, физическая карта Курской области, проектор, ноутбук, экран, карта России, контурные карты, учебник, предметы народных промыслов, костюмы русского, украинского и молдавского народов.
Опережающие задания по темам:
1) подготовить сообщения: (работа по группам)
· культура русского народа
· культура украинского народа
· культура молдавского народа
Основные понятия: национальный состав, народы России, титульный народ, языковая семья
Ценностный компонент урока: многонациональность как феномен культуры России.
Ход урока
1-Организационный этап. (2 мин)
- Начать наш урок я хочу со стихотворения:
Живут в России разные
Народы с давних пор.
Одним тайга по нраву,
Другим – степной простор.
У каждого народа
Язык свой и наряд
Один черкеску носит
Другой надел халат.
Один – рыбак с рожденья,
Другой – оленевод,
Один кумыс готовит
Другой готовит мед.
Одним милее осень,
Другим милей весна.
А Родина Россия
У нас у всех одна.
(Стихотворение В. Степанова)
О чем это стихотворение? (Ответы детей.)
2- погружение в совместную деятельность (формулировка темы урока) (3 мин)
Учитель: Какие особенности имеет национальный состав населения России, какие народы проживают на территории нашей страны- на эти вопросы поможет нам ответить изучение темы: Национальный состав населения России (тема урока открывается на доске). Открываем тетради и записываем тему урока.
3 - актуализация знаний – (2 мин)
Постановка цели урока. Исходя из темы, на какие вопросы, по-вашему, мнению мы ответим сегодня? Для того, чтобы сформулировать цели урока, мы с вами сначала заполним таблицу. (У каждого на столе таблица).
«Знаю» |
«Хочу узнать» |
«Узнал» |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Прежде всего, мы заполняем первую графу, куда записываем всё, что мы знаем о национальном составе населения России (это могут быть какие-то ассоциации, конкретные исторические сведения, предположения), после обсуждения полученных результатов вместе мы сформулируем цели урока, т.е. что мы хотим узнать во вторую графу таблицы. В конце урока мы с вами сделаем вывод о том, что я узнал и достиг ли я своих целей.
Цель урока: - изучить языковые семьи, группы и места основного проживания народов России и сформировать представление о культуре некоторых народов России (жилище, пище, одежде, праздниках).
В результате поставленных целей, мы можем составить следующий план урока:
План урока
1. Языковая принадлежность народов России.
2.Места основного проживания народов России.
3.Парад национальных культур.
Кроме того, в течение всего урока каждый из вас будет заполнять лист самоконтроля, где выставите себе оценки за работу на каждом этапе урока.
«Лист самоконтроля» (у каждого на столе)
Ведётся в течение всего урока.
Фамилия, имя ученика ______________________________
№ |
Вид задания |
Отметка |
1 |
Индивидуальна работа с картой и учебником |
|
2 |
Индивидуальное сообщение |
|
3 |
Работа в группах |
|
4 |
Опережающее домашнее задание |
|
|
Итоговая оценка |
|
4- осмысление (изучение нового материала) (20-25 мин)
Учитель:- Наша страна – многонациональное государство. По данным переписи 2010 г. в России проживает 190 народов. (понятие «этнос) Среди этих народов выделяются крупнейшие по численности, например, русские (более 115 млн. - 80%), так и малые народы, например, ижорцы (800 человек).
Задание: используя диаграмму, назовите крупнейшие народы России. (Работа с презентацией)
Учитель: Малочисленными народами России являются те российские коренные народы, численность которых не превышает 50 тысяч человек. Это нганасаны (862 чел.), энцы (227 чел) и др. (Работа с презентацией)
Учитель: Чем отличаются люди разных национальностей? Перечислите признаки. (Ответы детей.)
Учитель: Каждый из народов России отличается по языку, укладу жизни, обычаям, историческим традициям, культуре, а также по трудовым навыкам. Одним из важнейших национальных признаков является язык.
По сходности языков народы России относятся к нескольким языковым семьям. Но поговорим мы сегодня о более крупных: индо-европейской, алтайской, кавказской, уральской и чукотско-камчатской (презентация). В состав языковых семей входят различные языковые группы: славянская, германская, иранская, тюркская и др. Какие народы представляют языковые семьи вам предстоит узнать самостоятельно.
1. Исследовательская деятельность учащихся в группах
(Учащиеся работают с учебником стр.32 таб.№7, анализируют статистические данные, «эксперты» каждой группы делают вывод)
1
группа выясняет, народы каких
национальностей относятся к индо – европейской языковой семье;
2 группа – алтайская языковая семья;
3 группа – уральская и северокавказская языковая семья.
Задания для работы в группах
1. Определить народы, входящие в языковую группу, записать их в таблицу.
Индоевропейская семья |
Алтайская семья |
Северокавказская семья |
Уральская семья |
Чукотско-Камчатская |
|
Славянская группа |
Тюркская группа |
Монгольская группа |
Финно-угорская группа |
|
|
|
2. Найти на карте места их компактного проживания.
3. Используя дополнительную литературу, дать характеристику национально-культурных особенностей народов, относящихся к языковой семье.
Алгоритм выступления для каждой группы
1. Первый представитель от группы работает с настенной картой. Он показывает места проживания народов.
2. Второй представитель выходит к доске и заполняет таблицу, где подписывает маркером названия народов языковой семьи, которую он представляет. Закончив заполнять схему, называет, какие народы относятся к языковой семье, которую он представляет. Называет языковую группу.
3. Третий представитель (или 1-й, в группах из 2-х человек) характеризует национально-культурные особенности народов языковой семьи, которую он представляет.
Группы выступают в том порядке, в каком указаны выше. (Дети выступают с отчетами, учитель на презентации демонстрирует национально-культурные особенности. Ребята из других групп записывают народы в свои таблицы)
Результатом работы групп становится таблица:
Индоевропейская семья |
Алтайская семья |
Северокавказская семья |
Уральская семья |
Чукотско-Камчатская |
|
Славянская группа |
Тюркская группа |
Монгольская группа |
Аварцы, лакцы, кабардинцы, чеченцы, адыгейцы, грузины |
Финно-угорская группа |
Чукчи Коряки Ительмены |
Русские, украинцы, белорусы |
Татары, чуваши, башкиры, казахи, алтайцы, адыгейцы |
Буряты, калмыки |
Мордва,удмурты, марийцы, карелы, ханты, манси |
|
Рассказ учителя о чукотско-камчатской языковой семье. Ребята дополняют свою таблицу
Учитель: Чукчи, коряки, ительмены говорят на языках чукотско-камчатской семьи, эскимосы и алеуты – эскимосско-алеутской. Основными местами проживания этих народов являются север России и Чукотский полуостров. Традиционными занятиями являются оленеводство, охота и рыболовство. Их культура, быт свидетельствуют о том, что они хорошо приспособились к жизни в сложных условиях Севера.
Вывод: Спасибо за работу, ребята. Её результатом является заполненная таблица. Мы доказали, что наша страна-многонациональное государство.
Учитель: Как общаются между собой люди разных национальностей? (Русский язык является государственным и языком межнационального общения.) Вторым признаком этноса является территория. В пределах России принято выделять территории с исконно русским населением и области с пестрым национальным составом. Многие народы рассредоточены по всей территории России и практически невозможно выделить «чистые» в этническом отношении. В то же время в республиках, автономных округах велика доля коренного населения.
Народ, давший название республике или автономному округу называется титульным (запись в тетрадь)
Работа с учебником и картой
Учитель: Лишь в 7 республиках титульный народ составляет более половины всех жителей. Выясним по таблице №8 стр.33 учебника и покажем на карте, какие же это территории?
Особенности населения республик России
Республика Коренная национальность, % Доля русских, %
1 Чеченская 87,7 8,2
2 Дагестан 80,2 9,2
3 Ингушская 70,7 23
4 Чувашия 68 22
5 Тыва 64 32
6 Кабардино-Балкария 57,6 30
7 Северная Осетия (Алания) 53 29,9
В каких республиках титульный народ составляет более 50 %? (Это большинство северокавказских республик: Дагестан, Чечня, Ингушетия, а также Тыва, Чувашия). А вот в Карелии очень мала доля титульной нации - карелы составляют лишь 10% всех жителей.
Учитель: Итак, мы с вами выяснили, что Россия – многонациональная страна. Какая проблема стоит перед людьми наиболее остро? (Проблема межнациональных отношений.)
- После распада СССР обострились многие межэтнические конфликты, например, в Чечне, Ингушетии. Почему именно в этих регионах проблема межнациональных отношений стоит очень остро? (Кавказ находится на стыке двух культур, очень много народностей проживает в этих регионах.)
- Что необходимо делать, чтобы избежать национальных конфликтов? (Необходима политическая стабильность, экономическое благополучие, соблюдение законов – Статья Конституции.)
Учитель: А теперь давайте познакомимся с национальным составом населения Курской области, Кореневского района и села Верхняя Груня. Слово предоставляется Замудрякову Александру.
Парад национальных культур
Учитель: В нашем классе есть представители трёх национальностей. Коснемся некоторых аспектов культуры этих народов (небольшие доклады и показ предметов культуры народов).
1 пара - русского народа
2 пара – украинского
3 пара – молдавского
5 - закрепление знаний– 5 минут
На этапе закрепления используем прием «Ромашка Блума. Вам необходимо ответить на вопросы.
1. Простые вопросы
- Сколько народов проживает на территории России?
- Где проживают представители алтайской языковой семьи?
2. Уточняющие вопросы.
- Объясните, представители, каких национальностей распространены на территории Кореневского района?
3. Интерпретационные (объясняющие) вопросы.
- Почему на территории села Верхняя Груня так много выходцев из Казахстана?
4. Творческие вопросы.
- Придумай, как улучшить условия жизни представителей других национальностей, которые приезжают в наше село.
5. Практические вопросы.
-Предложи свои методы сохранения традиций и обычаев людей разных национальностей при проживании на одной территории?
6. Оценочные вопросы.
- Поделись своими наблюдениями, толерантно ли в нашем селе относятся к представителям других национальностей.
При прохождении каждой темы мы продолжаем готовиться к ОГЭ по географии (работа с открытым банком заданий)
6-подведение итогов- 3 минуты
- Заполнение последней графы таблицы «Знаю – хочу знать – узнал»
- Выставление оценок и анализ листа самоконтроля.
7 - Рефлексия –Лист самооценки -2 мин
Заполните, пожалуйста, лист самооценки.
Фамилия, имя ученика ________________________________
Расставьте стрелочки!
Узнал что-то новое Научился
Расстроился Получил радость
Удивился Ничего не понял
8 - домашнее задание -2 минуты
Домашнее задание: конспект, параграф 7, работа с контурную карту республики с преобладанием титульного народа.
Заключительное слово учителя: В России проживают люди разных национальностей, разных религиозных верований. Но где бы мы ни жили с вами ,какой национальности не были, все мы граждане одной великой страны – мы россияне. У нас одна общая история: героическая и трагическая. У нас огромные природные богатства, у нас трудолюбивый и талантливый народ, у нас разнообразие национальных культур. Если мы будем едины, то нам по плечу любые задачи.
Народностей много живет
В стране под названьем Россия
Но вместе мы – русские, русский народ
И в этом наша главная сила.
Но кто-то не верит, и пусть
Мы за руки крепко возьмемся
Поверь в наши силы Великая Русь
И мы к лучшей жизни вернемся!
(Стихотворение Л. Рубальской)
Спасибо всем за работу, урок окончен.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.