Открытый урок по информатике на тему «Измерение информации. Скорость передачи данных»

  • Разработки уроков
  • docx
  • 01.11.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема: «Измерение информации. Скорость передачи данных» Предмет: Информатика Класс: 7 «Ж» класс Время: 40 минут Приборы и оборудования: ПК, проектор, презентация, инструктивные карты для каждого учащегося. Программное обеспечение: программа Microsoft Power Point Цели: Образовательная: - повторить единицы измерения информации. - ввести понятия скорость передачи информации и пропускная способность канала; - решение задач на скорость передачи информации Развивающая: - развивать познавательный интерес, - развитие навыка работы в группе, Воспитывающая: - воспитание аккуратности, дисциплинированности, усидчивости. ПЛАН УРОКА: 1. Организационный этап – 1 мин. 2. Актуализация опорных знаний учащихся – 6 мин. 3. Изучение нового материала – 10 мин. 4. Закрепление нового материала – 10 мин. 5. Физкультминутка – 1 мин. 6. Ига «Знатоки» – 10 мин. 7. Рефлексия – 2 мин.
Иконка файла материала открытый урок на тему скорость передачи данных.docx

 

 

 

 

 

 

 

Открытый урок

на тему:

«Измерение информации. Скорость передачи данных»

 

 

Провела: Бабаева Гульназ Э.

учитель информатики и математики

класс 7 «Ж»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: «Измерение информации. Скорость передачи данных»

Предмет: Информатика

Класс: 7 «Ж» класс

Время: 40 минут

Приборы и оборудования: ПК, проектор, презентация, инструктивные карты для каждого учащегося.

Программное обеспечение: программа Microsoft Power Point

Цели:

Образовательная:

-          повторить единицы измерения информации.

-          ввести понятия скорость передачи информации и пропускная способность канала;

-          решение задач на скорость передачи информации

Развивающая:

-          развивать познавательный интерес,

-          развитие навыка работы в группе,

Воспитывающая:

-          воспитание аккуратности, дисциплинированности, усидчивости.

ПЛАН  УРОКА:

1.                 Организационный этап – 1 мин.

2.                 Актуализация опорных знаний учащихся – 6 мин.

3.                 Изучение нового материала – 10 мин.

4.                 Закрепление нового материала – 10 мин.

5.                 Физкультминутка – 1 мин.

6.                 Ига «Знатоки» – 10 мин.

7.                 Рефлексия – 2 мин.

 

Ход урока

1. Организационный момент. Здравствуйте ребята! Сегодня необычный урок и хочу начать со следующей фразы «Кто владеет информацией, тот владеет миром!  «Поэтому у нас есть возможность поделиться своими знаниями и получить новые знания. На прошлом уроке мы с вами говорили о том, что в любом сообщении, которое мы получили, содержится какое-то количество информации. Давайте вспомним с какой единицей информации мы уже знакомы.

2. Актуализация новых знаний. Повторение ранее изученного материала

Устный опрос:

1. За минимальную единицу измерения информации принят….

2. Назовите производные единицы измерения информации

3. Единицы измерения количества информации

- 1 байт = 8 бит,
- 1 килобайт = 1024 байт,
- 1 мегабайт = 1024 Кбайт,
- 1 гигабайт = 1024 Мбайт,
- 1 терабайт = 1024 Гбайт,
- 1 петабайт = 1024 Тбайт.

4. Какой формулой связаны между собой информационный вес символа и мощность алфавита?

5. Если мощность алфавита равна 8, то чему будет равен информационный вес символа?

6. Чему равен информационный объем сообщения?

7. Если количество символов в сообщении равно 10, а информационный вес символа равен 3 битам, то чему будет равен информационный объем всего сообщения?

Молодцы ребята. А сейчас мы с вами познакомимся еще с одной единицей измерения информации, а для этого надо разгадать тему нашего урока!

 

 

 

 

 

 

Задача.

От разведчика была получена следующая шифрованная радиограмма, переданная с использованием азбуки Морзе:

•••– – – – – – –•••– –••

При передаче радиограммы было потеряно разбиение на буквы, но известно, что в радиограмме использовались только следующие буквы:

Ь

Т

Р

С

О

К

– •• –

•–•

•••

– – –

– • –

Расшифруйте радиограмму и узнаем

тему нашего урока.

Молодцы! Правильно это скорость передачи данных.

3. Введение нового материала

Тема урока «Скорость передачи данных».

Все виды информации кодируются в последовательности электрических импульсов: есть импульс (1), нет импульса (0), то есть в последовательности нулей и единиц. Такое кодирование информации в компьютере называется двоичным кодированием. Соответственно раз если можно данные импульсы сохранять и обрабатывать при помощи компьютерных устройств, значит их можно и передавать.

Для передачи информации необходимы:

Источник информации – система из которой информация передаётся.

Канал передачи информации – способ при помощи которого осуществляется передача информации.

Приемник информации – система, которая осуществляет получение необходимой информации.

Преобразование информации в сигналы, удобные для прохождения по линии связи, осуществляется передатчиком.

В процессе преобразования информации в сигнал происходит её кодирование. В широком смысле кодированием называется преобразование информации в сигнал. В узком смысле кодирование – это преобразование информации в сочетание определенных символов. В нашем случае в последовательность 1 и 0.

На приемной стороне осуществляется обратная операция декодирования, т.е. восстановление по принятому сигналу переданной информации.

Декодирующее устройство, (декодер) преобразует принятый сигнал к виду удобному для восприятия получателем.

Одними из самых важных свойств передачи информации являются скорость передачи информации и пропускная способность канала.

Скорость передачи данных - скорость, с которой передается или принимается информация в двоичной форме. Обычно скорость передачи данных измеряется количеством бит, переданных в одну секунду.

Минимальная единица измерения скорости передачи информации – 1 бит в секунду (1 бит/сек)

Пропускная способность канала связи - максимальная скорость передачи данных от источника к получателю.

Обе величины измеряются в бит/сек, что часто путают с Байт/сек и обращаются к поставщикам (провайдерам) услуг связи в связи с ухудшением скорости или несоответствии скорости передачи информации.

Решение задач на скорость передачи информации практически полностью совпадает с решением задач на скорость, время и расстояние.

I – размер передаваемой информации

V – скорость передачи информации

T – время передачи информации

 

 

 

 

 

 

 

Поэтому формулы:  справедливы при решении задач на скорость передачи информации. Однако следует помнить, что все величины измерения должны совпадать. (если скорость в Кбайт/сек, то время в секундах, а размер в Килобайтах)

 

Рассмотрим пример задачи:

 Какова скорость передачи данных (в битахв секунду), если файл размером 200 байт  был передан за 16 с?

Дано:

I=200 байт=200*8 =1600 бит

T=16 сек

V- ?

Решение:

  V= 1600:16=100 бит/с.

Ответ скорость равна 100 бит/с

4. Закрепление.

Задача 2. Сколько байт будет передано за 5 минут, если скорость передачи 80 бит/с?

  I = 80*5*60=24000 бит=3000 байт

Ответ: объем передаваемого сообщения 3000 байт.

5. Физминутка

6. Игра «Знатоки»

Класс делиться на две команды. Играем по очереди. За каждый правильный ответ дается 1 байт, за практическую 2 байта.

После игры, считаем количество байтов и оцениваю детей.

7. Рефлексия. Сегодня все молодцы ребята! А теперь, у каждого на столе наладятся карточки   с цифрами 1 и 0. Наклейте на доску соответственно: