ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
по теме
____________Русские народные сказки_____________________
(Тема урока)
ФИО: Земляновская Елена Александровна
Место работы: МАОУ СОШ п. Витим
Должность: учитель русского языка и литературы
Предмет: литература
Класс: 5
Тема и номер урока в теме: Русские народные сказки (1 урок)
Базовый учебник: «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, Москва. Просвещение 2016г.
1. Цель урока: познакомить с понятием сказки, видами сказок и отличительными признаками сказок разных видов; научить определять вид сказки по ее отличительным признакам; пропедевтически дать самые общие сведения о сказке литературной и ее главном отличии от сказки народной;
2. развивать связную грамотную речь учащихся, пополнять их лексикон, развивать логическое мышление, способность к целеполаганию, умение классифицировать явления, обобщать, делать выводы, развивать способность к объективной самооценке; формировать общую литературоведческую компетенцию;
3. воспитывать пытливых думающих читателей, вызвать интерес к урокам литературы, к изучению родного литературного наследия и его истоков.
Планируемые результаты:
− личностные: устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;
- определять общие для всех правила поведения;
- оценивать усваиваемое содержание (исходя личностных ценностей);
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
− метапредметные:
познавательные
выполнять классификацию;
- обосновывать основание для классификации;
- выполнять анализ;
регулятивные:
- осуществлять самоконтроль;
коммуникативные:
- слушать и понимать речь других;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
− предметные: уметь находить сведения по теории литературы;
- иметь представление о понятиях «сказка», «виды сказок», «сказитель»;
- уметь работать с доступным справочным материалом, учебником;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученной темой;
- видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление.
Формируемые УУД:
− личностные: испытывает желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.
− регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
− познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.
Тип урока: открытие новых знаний
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, групповая
Техническое оборудование и наглядные средства обучения: компьютер, медиапроектор, учебник, репродукции картин В.Васнецова, И.Билибина, иллюстрации к сказкам И.Кузнецова, Ю.Васнецова, Т.Мавриной, Л.Токмакова, русские народные сказки (выставка)
Структура и ход занятия
1.Организационный
(этап мотивации)
Подготовка учащихся к работе на уроке: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.
2.Актуализация опорных знаний и умений
Активизация соответствующих мыслительных операций (анализ, обобщение, классификация и т.д.) и познавательных процессов (внимание, память).
3.Постановка учебной проблемы
Обеспечение мотивации для принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности.
Формулирование проблемы, планирование деятельности
Создание условий для формулировки цели урока и постановки учебных задач.
4.Открытие нового знания
Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в объекте изучения.
Первичная проверка понимания
Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов, неверных представлений, их коррекция.
5.Применение новых знаний
Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.
6.Рефлексия учебной деятельности
Анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения знаниями.
1. Организационный момент
-Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас очередной урок литературы, на котором мы с вами познакомимся с одним из любимейших жанров фольклора.
2.Актуализация опорных знаний и умений
2.1 Фронтальный опрос.
- На прошлом уроке, ребята, мы начали знакомиться с устным народным творчеством. Давайте вспомним основные понятия, с которыми мы познакомились на прошлом уроке. Что такое фольклор? (Искусство народа).
- Почему фольклор, связанный с искусством слова, мы называем устным народным творчеством? (Потому что создавалось народом и передавалось из уст в уста).
- Мы познакомились с разными жанрами фольклора. Давайте проверим, как хорошо вы можете определять эти жанры.
2.2 Работа в парах
Вам представлены листы с текстами:
- Определите, какие жанры фольклора представлены?
- Приведите свои примеры этих жанров.
- На какие бы группы вы разделили эти жанры?
Обучающиеся определяют жанры представленных текстов, приводят свои примеры (цитаты жанров фольклора).
Делят жанры на группы (например, малые жанры фольклора)
1. Уж ты Котенька-коток, котя-серенький хвосток!
Приди, Котя, ночевать, приди Ванечку качать... (колыбельная)
2. Висит сито, не руками свито. (загадка)
3. Солнышко, солнышко, выгляни в окошечка! (закличка)
4. Пришел Прокоп - кипит укроп,
Ушел Прокоп - кипит укроп.
И при Прокопе кипит укроп,
И без Прокопа кипит укроп. (скороговорка)
3. Постановка учебной проблемы
- Вам представлены репродукции картин В.Васнецова, И.Билибина, иллюстрации к сказкам И.Кузнецова, Ю.Васнецова, Т.Мавриной, Л.Токмакова, выставка сборников сказок. Можно ли по оформлению кабинета догадаться о теме урока?
- «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был…». Начало чего прозвучало. Как вы догадались, что это не былина?
- Составьте кластер к слову «сказка»
- Когда сказка вошла в вашу жизнь? Пробовали ли вы сами сочинять сказки?
- Есть ли у вас любимые сказочные герои?
Обучающиеся высказывают свои предположения. Сталкиваются с затруднением определения темы.
Обучающиеся доказывают свои предположения, приводят примеры.
Обучающиеся высказывают свою точку зрения.
Обучающиеся представляют краткий рассказ о роли сказки в их жизни, жизни их близких.
Учитель демонстрируется слайд (1) «Русские народные сказки», тему урока дети записывают в тетрадь.
4.Открытие нового знания
4.1 Чтение и обсуждение статьи учебника «Русские народные сказки»
Обратимся к учебнику литературы и попробуем дать определение, что такое сказка. Внимательно прочитаем и запишем в тетради формулировку. (Слайд 2). Кто запомнил? Расскажите.
4.2 Слово учителя.
Сказки – это «душа народа», в них нашла выражение его вера в торжество добра и справедливости… Сказки пришли к нам из глубокой древности.
Издавна сказки были близки и понятны простому народу. Фантастика переплеталась в них с реальностью. Как и в жизни, герои сказок пахали землю, ловили рыбу, охотились, работали от зари до зари. Но, живя в нужде, страдая от холода и голода, мечтали о коврах-самолетах, о дворцах, построенных за одну ночь, о скатерти-самобранке, которая сможет накормить всех голодных. И всегда в русских сказках торжествовала справедливость, а добро побеждало зло.
Народные сказки делятся на три группы: сказки о животных, бытовые сказки и волшебные.
Самыми древними являются сказки о животных. (Слайд 3). В них свой круг героев. Каждый из них наделен одной, присущей только ему чертой характера: лисица – всегда хитрая и ловкая, петух – самоуверен и легкомыслен, волк – глуп и жаден. Животные разговаривают и ведут себя как люди, в их жизнь переносятся и отношения, существующие между людьми.
Герои бытовых сказок (Слайд 4) – крестьянин, солдат, сапожник – живут в реальном мире и борются чаще всего не со сказочными чудовищами, а с обычными людьми – барином, попом, генералом. Нужда учит их выходить из трудного положения. И они побеждают благодаря своей находчивости, уму и смелости.
Особая группа сказок – волшебные (Слайд 5). Герои их борются не на жизнь, а на смерть, побеждают врагов, спасают друзей. Большинство этих сказок связано с поиском невесты или с похищением жены. Поиски сопряжены с долгими странствиями. Опасность борьбы подчеркивается тем, что враги героя – не люди, а нечистая сила. Поэтому победа над ней – это и еще победа, утверждающая человеческое начало.
Ключевые события русской сказки – странствия героя, его встречи с друзьями и врагами, бегство, погоня и, наконец, - победа.
Достичь желанной цели герою помогают добрые волшебники, которые дарят ему чудесные предметы, и животные. Животные, растения, солнце, мороз и ветер говорят и действуют как люди. Силы добра и зла борются, помогая или мешая герою.
Воплощением зла в русских сказках чаще всего выступают Кощей Бессмертный, Баба Яга, Змей Горыныч. (слайд 6)
Сказки имеют особое построение - композицию. (Слад 7).
Я думаю, что вы это замечали. Сказки часто начинаются с какой-либо присказки. Например, «На море на океане, на острове Буяне стоит бык печёный, а возле него нож точёный ». Цель присказки – привлечь внимание слушателей, она воспринимается как весёлая прибаутка, шутка, часто присказка не связана по смыслу с самой сказкой.
За присказкой следует зачин (Слайд 8), который готовит нас к восприятию сказки, переносит нас в сказочный мир. Зачин связан с содержанием сказки, так как в нём указываются время и место действия. «Жили-были дед да баба…».
Часто в сказках имеется концовка (Слайд 9), которая ещё раз возвращает нас к мысли о том, что в сказках всегда побеждает добро. «Свадьбу сыграли, долго пировали; и я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, в рот не попало».
Поговорим о некоторых языковых особенностях сказок. В сказках бывают постоянные эпитеты: «добрый молодец», «красна девица», «чисто поле»), гиперболы (преувеличения): «две пары железных сапог протёр», «быстрее молнии».
Для русских народных сказок характерно троекратное повторение эпизодов, употребление художественных средств выразительности – устойчивых сочетаний слов, слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами. По этим признакам сказку можно отличить от произведений других жанров.
5.Применение новых знаний
5.1 Работа по группам (3-4 группы)
Каждой группе вручается свой информационный пакет с карточками-гексами
Учащиеся в течение 5-7 минут знакомятся с информацией и распределяют гексы в соответствии с поставленной задачей.
Задача группы
-распределить карточки-гексы по видам сказок: «бытовые», «волшебные», «сказки о животных»;
-научиться отличать разные виды сказок, выбирать героев этих сказок, подбирать название сказок.
Набор
-три шестиугольника с надписью «бытовые сказки», «волшебные сказки», «сказки о животных»;
-восемнадцать шестиугольников с надписью: лиса, волк, петух, журавль, медведь, мышка;
солдат, старуха, старик, внучка, мальчик с пальчик, барин; царевич, баба Яга, Змей Горыныч, Иванушка-дурачок, Василиса Премудрая, царевна.
-восемнадцать шестиугольников с примерами «Гуси-лебеди», «Царевна -лягушка», «Василиса Премудрая», «Снегурочка», «Морозко», «По щучьему веленью»; «Каша из топора», «Репка», «Как мужик домовничал», «Мальчик с пальчик», «Как мужик делил гуся», «Курочка Ряба»; «Теремок», «Лиса и журавль», «Петушок-золотой гребешок», «Лиса и Петух», «Лиса и рак», «Звери в яме»
Ученики получают хаотично расположенные шестиугольники.
Ученики должны распределить примеры и выложить их к граням нужных шестиугольников. Например: ученики сначала выкладывают гекс «сказки о животных», вокруг шестиугольника выкладывают гексы с надписью названия сказок, а рядом с этими гексами героев сказок. После того как гексы составлены, учащиеся защищают свою работу.
5.2. Защита своей работы. Каждая группа по очереди защищает свою работу. Приводит свои примеры. Отвечает на вопросы. Другие группы в это время оценивают выступление.
6.Рефлексия учебной деятельности
Урок подходит к концу. Достигли ли мы поставленных в начале урока целей? (Знаем определение, знаем виды сказок и их отличительные признаки)
- Что нового для себя вы открыли на уроке?
Обязательно обращайте внимание на особый склад русской сказки, её сказочный язык. Постарайтесь понять, когда сказочник шутит, а когда он серьёзен, кому он сочувствует, а кого осуждает. Помните, недаром есть русская народная поговорка про сказки: «Сказка - ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок».
7.Выставление оценок за урок.
8. Домашнее задание.
Прочитайте сказку «Царевна-лягушка»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.