Открытый урок по литературе 9 класс лирика Пушкина
Оценка 4.6

Открытый урок по литературе 9 класс лирика Пушкина

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русская литература +2
9 кл
19.07.2024
Открытый урок по литературе 9 класс лирика Пушкина
Урок с применением ИКТ
9_klass_lit_lirika.docx

Открытый урок по литературе 9 класс

Тема: Поэзия – эхо любви. Любовная лирика Пушкина

Цель:

·         Обучающая: познакомить учащихся с любовной лирикой А.С.Пушкина, показать богатство содержания, глубину мысли и художественное своеобразие любовной лирики поэта, расширить и углубить знания учащихся о творчестве А.С.Пушкина; вызвать интерес к слову художественного произведения; помочь учащимся понять всю сложность переживаний, всё богатство чувств поэта; учить интерпретировать, чувствовать слово; развивать навык анализа лирического текста.

·         Развивающая: развивать устную речь учащихся, работать над обогащением словарного запаса, совершенствовать навыки работы с дополнительной литературой.

·         Воспитательная: воспитывать эстетическое восприятие и интерес к предмету, способствовать духовному росту учащихся.

Оборудование: Портрет А.С. Пушкина, компьютер, мультимедийный проектор, экран, карточки для самостоятельной работы, романс М. Глинки «Я помню чудное мгновенье», вальс Грибоедова 

Методические приемы выполнение проблемных творческих заданий, анализ лирических произведений.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма урока: урок – салон с элементами театрализации.

Оборудование: видеофильмы, презентация

Ход урока

I. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Слайд 1,2

Тихо звучит романс Глинки «Я помню….»

 

Я знал любовь, но я не знал надежды,
Страдал один, в безмолвии любил.
Безумный сон покинул томны вежды,
Но мрачные я грезы не забыл.
А.С.Пушкин

 

 

II. Сообщение темы урока 

         -Сегодня мы будем говорить о самом поэтическом, высоком и чистом чувстве, имя которому- любовь.

В жизни каждого человека любовь играет   огромную роль,  особенно,  если человек этот – такой  поэт как А. С. Пушкин.

Любовь в жизни и  творчестве  Пушкина  всегда  была  страстью,  в  высшей степени воплощающей в себе ощущение жизненной полноты.

Когда читаешь его стихи  о  любви,  то  возникает  ощущение  беспредельности этого чувства, которому нет границ,  которое  не  подчиняется  ничему,  даже собственной воле человека.  Любовная  лирика  Пушкина  невольно  приводит  к мысли о том, что “любви  все  возрасты  покорны”.  Она  околдовывает  своими чарами и юношу, только  начинающего  жить,  и  зрелого,  умудрённого  опытом человека.

Я не случайно остановилась на этой теме. В наш стремительный век уходит романтика из человеческих отношений. Зарабатывая материальные блага, реализуя себя, удовлетворяя свои амбиции, человек не находит времени остановиться, понять, что главное в его жизни, что составляет его счастье. Нет времени на нежность, на понимание, на сострадание, на утешение, на прощание, на покаяние… Мы лишаем себя любви. Мы разучились любить  и быть любимыми. А жаль… Ничто не может заменить радости любви. Мы обкрадываем самих себя. Злимся, ругаемся, завидуем, плачем, обижаемся.… А все потому, что в нашем сердце нет любви.  

   Давайте не сделаем такой ошибки, давайте порадуемся удивительному умению, которое подарил нам Бог – любить.… Любить очень не просто. Страдаем сами, причиняем боль другим, но снова и снова любим. Давайте же поучимся этому у Пушкина.

Слайд 3.

 Ребята, вы получали домашнее задание: найти в толковом словаре значение слова любовь.  Какие  же значения вы там нашли?

1. Чувство глубокой привязанности к кому -, чему – либо.

2.Чувство горячей сердечной склонности, влечение к лицу другого пола.

3.Внутреннее стремление, влечение, склонность, тяготение к чему- либо.

Вернемся к нашему эпиграфу, давайте сформулируем тему урока.

Слайд 4.

 - Какие открытия мы можем сделать на уроке? (Кому посвящены стихи Пушкина о любви, как в стихотворениях раскрываются светлые и нежные чувства к женщинам, как надо читать лирику Пушкина, что такое любовь). Это и будут наши задачи урока.

Ш. Создание проблемной ситуации, постановка целей урока.

Проблемная ситуация: В конце урока вам предстоит закончить начатую фразу «Любовь для Пушкина – это…»      

 (Любовь для Пушкина― предмет высокой поэзии. Она словно выведена за пределы быта, житейской «прозы». В его стихах мы находим то, чего не в состоянии дать ни одно биографическое разыскание, касающееся любовных увлечений Пушкина. В них запечатлена не только психологическая правда любовных переживаний, но и выражены философские представления поэта о Женщине как об источнике красоты, гармонии.)

               Поможет вам выполнить это задание наша сегодняшняя с вами встреча.

IV. Основная часть

1. Вступительное слово учителя.

Учитель. Итак, представьте себе: Россия, XIX век, атмосфера музыки, поэзии, прекрасных дам. В это время в России процветают литературные кружки-салоны, для посетителей которых литература была не профессией, а увлечением, состоянием души. В одном из таких салонов находимся сейчас и мы с вами. Ну а хозяйкой салона, с вашего позволения, буду я.  

Слайд 5

Историческая справка.

А знаете ли вы историю салона? Салон – слово французское – это парадная гостиная для приема гостей. А еще это название официальных выставок искусства. Первые салоны устраивались в Париже в 17 веке для представления картин. Постепенно в салонах стали устраивать не только выставки картин, но и других произведений искусства, а также открылись и литературные салоны.

IV. Работа над темой урока.

А так как мы с вами в литературном салоне, знакомьтесь! Александр Сергеевич Пушкин!

 (Пушкин садится за стол, расхаживает, начинает писать)

Учитель. Много поэтов посвятило свои лучшие произведения теме любви – вечной в литературе и каждый раз неповторимой в реальной жизни.

Александр Сергеевич Пушкин…Жизнь его коротка. Коротка  и… бесконечна… Стихотворение Плещеева «Памяти Пушкина»

Мы чтить тебя привыкли с детских лет,

И дорог нам твой образ благородный;

Ты рано смолк; но в памяти народной

Ты не умрешь, возлюбленный поэт!

 

Бессмертен тот, чья муза до конца

Добру и красоте не изменяла,

Кто волновать умел людей сердца

И в них будить стремленье к идеалу;

  

Вот почему, возлюбленный поэт,

Так дорог нам твой образ благородный;

Вот почему неизгладимый след

Тобой оставлен в памяти народной!

 

Слайд 2

Стремясь узнать о Пушкине все, понять его, мы невольно вспоминаем тех людей, с которыми его свела судьба, свела  на всю жизнь, на  годы, дни или часы.

Любовь, как буря, властно захватывала поэта, лишала его свободы, подчиняя страстям нежным. Но, как всякая буря, потом угасала, превращаясь в  «погасший пепел», «цветок засохший, бездыханный»

 Читает Пушкин.

ЦВЕТОК

Цветок засохший, безуханный,

Забытый в книге вижу я;

И вот уже мечтою странной

Душа наполнилась моя:

 

Где цвел? когда? какой весною?

И долго ль цвел? и сорван кем,

Чужой, знакомой ли рукою?

И положен сюда зачем?

 

На память нежного ль свиданья,

Или разлуки роковой,

Иль одинокого гулянья

В тиши полей, в тени лесной?

 

И жив ли тот, и та жива ли?

И нынче где их уголок?

Или уже они увяли,

Как сей неведомый цветок?

 Слайд 9

Слова Пушкина: Ах! Мне не хватает вдохновения!

Учитель: ну что ж пришла пора пригласить очаровательнейших муз нашего поэта!

Под видеофильм заходят девочки.

 

Самоотверженная, прекрасная Волконская; благородная, изящная Воронцова; веселая Анна Керн; грациозная, живая Аннета Оленина; одухотворенная божественной красотой Натали Гончарова…Они такие разные, но они помогут нам почувствовать то неуловимое, что остается обычно за пределами истории. И тогда отчетливее проступит перед нами образ Пушкина, по-новому зазвучат строки, передающие его мысли, его нежность и страсть, его жажду любви…

Каждой даме Пушкин вручает розу с прикрепленной к ней запиской с названием стихотворения

Формирование позитивной установки на урок.  Слайд 6

Учитель. Давайте посмотрим, розу какого цвета принесла каждой группе дама..

 

Слайд 7

 

Красная роза– это всегда выражение любви. По легенде, она продолжает жизнь, возвращает молодость и красоту. Сегодня ваша группа будет стремиться достичь успеха.

 

Розовая роза означает восхищение, радость и благодарность. Это утренний цветок, который лепестками освещает землю. Ваша роза  настроит вас на плодотворную работу.

 

Белые розы символизируют чистоту и невинность, начало новой жизни. Кроме того, эти цветы могут говорить о духовном мире. Ваш цветок – это готовность к преобразованиям и познаниям нового.

 

Оранжевые розы большинство людей ассоциируют с языками пламени. Эти цветы являются символом энергии. Ваш цветок говорит о том, что вы готовы к активной самореализации.

 

Желтые розы символизируют изобилие. Помимо этого они выражают солнечные чувства радости, тепла, дружбы, заботы. Ваша роза свидетельствует о том, что вы всегда позаботитесь о страждущем, протяните руку помощи.

 

Учитель. Итак, все собрались. Вы настроены на плодотворную работу, готовы к преобразованиям и познаниям нового.

Давайте попросим очаровательных дам рассказать нам о своем знакомстве с Пушкиным.

1. Раевская Волконская

Мария. Впервые мы встретились с Александром, когда я была еще подростком. Мой отец приютил его в то время, когда он был преследуем императором Александром I за стихотворения, считавшиеся революционными. Отец принял участие в бедном молодом человеке, одаренном таким громадным талантом, и взял его с собой, когда мы ездили на Кавказские Воды, так как здоровье его было сильно расшатано. Пушкин этого никогда не забывал; он был связан дружбою с моими братьями и ко всем нам питал чувство глубокой преданности.

Пушкин.

Когда я увидел Марию Раевскую впервые, она была шаловливым подростком, с нежным характером, горящими живыми глазами, черными локонами и смуглым лицом. Уже тогда она пленила меня угадывающимся в ней богатством духовного мира и внушила чувство, нашедшее свое воплощение в романтических образах моих южных поэм.

“Знаете ли вы, что…”

Мария Николаевна Раевская-Волконская, дочь прославленного героя Отечественной войны генерала Раевского, вышла замуж за декабриста Сергея Волконского. С 1826 – по 1856 г. (30 лет) прожила в Сибири как “жена ссыльнокаторжного”. Ее первый сын, Николай, умер 2-х лет от роду, вдали от матери, т.к. она лишена была права взять его с собой. В Сибири родила сына Михаила и дочь Нелли. Отец Марии Николаевны, умирая, указал на портрет дочери со словами: “Вот – самая удивительная женщина, которую я знал”.

Профессор Г. Я. Трошин говорил, что любовь Пушкина к Марии Раевской жила в его душе вплоть до того момента, как он окончательно решил связать свою судьбу с Н. Н. Гончаровой.

Память поэта сохранила дорогие сердцу воспоминания: и море перед грозою, и юную 15-летнюю Марию, играющую с волнами, и чувство преклонения перед красотой женщины и окружающего мира. Это нашло отражение в стихотворении «Я помню море пред грозою»

Как я завидовал волнам,

Бегущим бурной чередою

С любовью лечь к ее ногам!

Как я желал тогда с волнами

Коснуться милых ног устами!

2. Воронцова

Воронцова. Пушкин познакомился со мной 6 сентября 1823 года…Он только что приехал из Кишинева в Одессу. Я же была одной из привлекательнейших женщин своего времени. Поэту предстоял отъезд в ссылку в Михайловское. Я подарила Пушкину на память свой портрет в золотом медальоне и кольцо с сердоликом. Я знаю, что это кольцо поэт бережно хранил. Ему он посвятил строки:

Храни меня, мой талисман,

Храни меня во дни гоненья,

Во дни раскаянья, волненья:

Ты в день печали был мне дан.

Пушкин: С каким нетерпением я ожидал известий о Елизавете Ксаверьевне! Когда приходило письмо из Одессы с печатью Воронцовой, я запирался в своей комнате, никуда ни выходил и никого не принимал к себе. но однажды я получил последнее письмо, которое Воронцова просила сжечь. Мне было мучительно трудно расстаться с ним, но я сделал это. Всю свою боль я выразил в стихотворении “Сожженное письмо”.

 Чтец “Сожженное письмо”

“Знаете ли вы, что..”

Елизавета Ксаверьевна Воронцова, урожденная графиня Браницкая, в 1819 году вышла замуж за графа Воронцова, ставшего впоследствии генерал-губернатором Новороссии. Все, знавшие графиню, описывают ее как женщину исключительной прелести. Пушкин называл Елизавету Воронцову “царицей полуденной Тавриды” и во время Михайловского изгнания рисовал ее тонкий профиль на полях своих рукописей. Долгие годы перстень, подаренный Воронцовой, был пушкинским оберегом. Он всегда носил его на пальце, перстнем же запечатывал свои письма. Умирающий поэт снимет кольцо с руки и отдаст его Далю. Перед смертью она сожгла все письма Пушкина, и тайна их давней переписки ушла вместе с нею.

3. Керн

Керн: Я, Анна Керн, впервые увидела Пушкина в 1819 году в доме своей тетки Елизаветы Марковны Олениной. В гостиной Олениных собирались поэты, писатели, художники, актеры. Был там и Пушкин. Но его имя тогда мне ничего не говорило, стихов его я тогда еще не читала. Я была ослепительна, юная красавица, которая покоряла сердца мужчин, а Пушкин … - некрасивый кудрявый юноша, который не произвел на меня никакого впечатления.

    В течение шести лет я не видела Пушкина, но от многих слышала о нем как о славном поэте  и с жадностью читала: «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан», «Разбойники»… И уже была им восхищена. Наша встреча состоялась в 1825 году, в Тригорском, находившимся рядом с Михайловским, родовом имением Пушкина. Весь месяц, который я провела у тетки, Пушкин часто, почти ежедневно появлялся в Тригорском, слушал, как я пела, читал мне свои стихи. За день до отъезда я вместе с теткой и двоюродной сестрой побывала в гостях у Пушкина в Михайловском.

Пушкин: Когда я впервые увидел Анну в Тригорском, то ее не узнал. Передо мной стояла женщина в строгом черном платье, не очень высокого роста, но удивительно соразмерная, легкая во всех своих движениях.

- Анна Петровна Керн! – сказала Прасковья Александровна. – Знакомьтесь заново. Вы знали Анюту, когда она была Полторацкая. Теперь она генеральша. В утро ее отъезда из Тригорского я подарил ей отпечатанную главу “Онегина”. Между страниц вложил листок со стихами.

Впоследствии Михаил Иванович Глинка сделал на них музыку. Получившийся прекрасный романс посвятил дочери Анны Петровны, Катеньке, в которую был влюблен.

Звучит романс М. Глинки «Я помню чудное мгновенье»

“Знаете ли вы, что…”

Судьба была не очень-то благосклонна к Анне Петровне. В возрасте 17 лет она была выдана замуж за генерала Ермолая Федоровича Керна – человека грубого и ограниченного. В 1831г. оборвались все связи А.П. Керн с литературным миром. В 1832 г. она похоронила мать, десять лет жила бедно и уединенно, а в 1842 г. вышла замуж за молодого человека Маркова-Виноградского. Большое счастье пришло, когда ей уже минуло 40 лет, ее избранник был на 20 лет моложе Анны. Они были счастливы оба и всегда вместе вспоминали о необыкновенном прошлом Анны Петровны, о тех интересных людях, которых она встречала в молодые годы, о Пушкине.

В 1879 г., потеряв мужа и пережив его на четыре месяца, Анна Петровна умерла. Была весенняя распутница, гроб не удалось довезти до имения Бакуниных, где был похоронен муж, ее похоронили у дороги на маленьком погосте деревни Прутня.

Поэт и его возлюбленная встретились последний раз. Уже 42 года прошло, как его не стало. Из Москвы отправилась повозка с телом Анны Петровны Керн для погребения, а навстречу ей – Пушкин, отлитый в бронзе. К ее могиле на погосте села Прутня под Торжком совершают паломничества, и не поодиночке, а целыми экскурсионными группами. Изданы ее дневники, как ранние, что строчила для отдохновения двадцатилетняя красавица (он так и назывался: «Дневник для отдохновения»), так и зрелых лет, писанные шестидесятилетней матроной. Бережно хранятся не только ее собственные письма, но и письма ее близких.

4. Оленина

Учитель: А сейчас хочется познакомить вас с Анной Алексеевной Олениной. Она сыграла особую роль в биографии поэта. Он мечтал сделать Аннет своей женой, он посвятил ей множество стихотворений.

Оленина. Ах! Пушкин! Он, пожалуй, самый интересный человек своего времени. Бог, даровав ему гений единственный, не наградил его привлекательной наружностью. Лицо его было выразительно, конечно, но некоторая злоба и насмешливость затмевали тот ум, который виден был в голубых, или, лучше сказать, стеклянных, глазах его. Да, он умен, иногда любезен, очень ревнив, несносно самолюбив и неделикатен.

Мы познакомились, когда мне было всего 9 лет. Пушкин часто бывал в доме моего папеньки, директора публичной библиотеки, археолога, историка и художника Оленина. Тогда меня все звали Анеточкой - малюткой. Семнадцати лет я была назначена фрейлиной к императрицам, при дворе считалась одной из выдающихся красавиц. Я стала почти невестою Пушкина, а в его мыслях – даже и женою. Но свадьба не состоялась, поэт получил отказ.

Пушкин: Ах, Лёля, образованная, хорошенькая, грациозная, маленькая женщина смело и изящно ездила верхом, стреляла метко из лука, ловко танцевала все модные тогда танцы. Как же можно было в тебя не влюбиться? Но я не был хорошей партий для тебя… Однако в моей памяти навсегда остались твои глаза….

Но,сам признайся, то ли дело

Глаза Олениной моей!

Какой задумчивый в них гений,

И сколько детской простоты,

И сколько томных выражений,

И сколько неги и мечты!..
Потупит их с улыбкой Леля —
В них скромных граций торжество;
Поднимет — ангел Рафаэля
Так созерцает божество.

“Знаете ли вы, что…”

Пушкин посватался к Олениной в 1829 году, но родители ее были к нему неблагосклонны. Прощание с уходящей любовью нашло отражение в знаменитой элегии. Как ни хороша и привлекательна была Аннет, вышла замуж она уже после смерти Пушкина, в 1840 году, тридцати двух лет, за полковника лейб-гвардии Гусарского полка Федора Александровича Андро де Ланжерона, в будущем – президента Варшавы, но счастлива не будет.

Из воспоминаний внуков А.А. Олениной: “Все, что относилось к памяти Пушкина, бабушка хранила с особой нежностью.  Она всегда говорила, что в его обществе никому никогда скучно не могло быть, такой он был веселый и живой, особенно когда был в кругу доброжелательном». Но по приказу ее мужа весь архив (альбомы, письма, рисунки) хранился в сундуке в дальнем имении России. Там он покоился более 40 лет, увидев свет только после смерти Федора Алексеевича. Тогда, похоронив мужа, бабушка сразу переехала в имение своей младшей дочери в Волыннской губернии, где хранились дорогие ее сердцу реликвии, берегла всю жизнь альбом с автографами и рисунками Пушкина, перечитывала свои собственные заметки.

Так под стихотворением “Ты и Вы” была написано: “Анна Алексеевна ошиблась, говоря Пушкину “ты”, и на следующее воскресенье он привез ей стихи.

Чтец   я вас любил

5. Гончарова

Натали Гончарова.

Учитель. И вот самая знаменательная встреча. Конец 1828 года.

Пушкин: Танцмейстер Иогель давал бал. И здесь я увидел юную красавицу. «Ей только минуло 16 лет. В белом воздушном платье, с золотым обручем на голове, она в этот знаменательный вечер поражала всех своей классической царственной красотой. Я не мог оторвать от нее глаз, испытав на себе натиск чувства, окрещенного любовью с первого взгляда… Она стыдливо отвечала на восторженные фразы, но эта врожденная скромность, столь редкая спутница торжествующей красоты, только возвысила ее в моих глазах».

Наталья Гончарова.

Я еще с детства отличалась редкой красотой, была окружена роем поклонников и воздыхателей. Место первой красавицы Москвы оставалось за мной. Сам Николай I обратил на меня внимание. Но вот я встретила Пушкина… И была покорена его робостью, его восхищением, с каким он смотрел на меня. Он сделал предложение. В ответ – полу отказ, полу согласие. Но Александр Сергеевич не отступил. И 18 февраля 1831 года мы обвенчались. Он очень нежно, трогательно относился ко мне, окружал меня заботой, вниманием, любовью. Называл меня ангелом кротости и красоты, милым другом, царицей.

Пушкин: “Я женат – и счастлив; одно желание мое, чтоб ничего в жизни моей не изменилось – лучшего не дождусь. Это состояние для меня так ново, что, кажется, я переродился”.

Учитель:По шутливому признанию поэта, Гончарова была его сто тринадцатым увлечением. Но именно она стала его самой большой любовью

Учащийся: Пушкин был счастлив в семейной жизни. Это подтверждают его письма. Письма поэта к Наталье Николаевне необыкновенно искренни, полны любви и нежности. В них Пушкин предстает перед нами счастливым, любящим, заботливым.

Пушкин: – «Конечно, друг мой, кроме тебя, в жизни моей утешения нет – жить с тобой в разлуке так же глупо, как и тяжко

“Гляделась ли ты в зеркало и уверилась ли ты, что с твоим лицом ничего сравнить нельзя на свете, - а душу твою люблю я еще более твоего лица”

Учитель Но супружеское счастье длилось всего шесть лет. Год 1837 – трагический для Александра Сергеевича и Натальи Николаевны. Их будущее было разрушено встречей с Дантесом. И уже ничего нельзя изменить: все ближе и ближе роковой день дуэли.

Учащийся Когда смертельно раненного поэта везли домой, он прежде всего думал о жене, боялся испугать ее, старался защитить, укрыть ее от людского любопытства. Д.Ф. Фикельмон вспоминала: «Когда раненного Пушкина привезли   домой, Наталья   Николаевна   выбежала   в переднюю и упала без чувств. Она лежала без памяти, потрясённая горем. Несчастную жену с большим трудом спасли от безумия, в которое её, казалось, неудержимо влекло мрачное и глубокое отчаяние».

Учащийся “Она, бедная, безвинно терпит и может еще потерпеть во мнении людском”, - сказал Пушкин доктору Спасскому, а жене велел: “Отправляйся в деревню. Носи по мне траур два года. Постарайся, чтобы забыли про тебя. Потом выходи опять замуж, но не за пустозвона”.

Учащийся Выше всех обвинений во все времена были и будут слова Пушкина: “Я должен был на тебе жениться, потому что всю жизнь был бы без тебя несчастлив”.

Чтец “Мадонна”.

Учитель:

Ещё до свадьбы, будучи в разлуке Пушкин писал Натали: «Я утешаюсь тем, что часами простаиваю перед белокурой мадонной, похожей на вас

Речь шла о картинах Рафаэля, изображавших мадонн. Мы видим сходство в благородном спокойствии, гармонии. Замечаем высокий лоб, прямой тонкий нос, необыкновенную грацию.

 У нас деву Марию (Мадонну) называют Богородицей, Богоматерью.

 Богородицу мы видим на иконах, а Мадонну – на картинах. Поэтому земную женщину, свою жену Пушкин не мог назвать Богородицей, а назвал Мадонной, т.е. обожествил её.

Так земное и небесное соседствуют в поэзии Пушкина, особенно когда речь идёт о любви.

“Знаете ли вы, что…”

Наталья Николаевна после смерти Пушкина уехала с детьми в имение своего старшего брата “Полотняный завод”, где прожила около двух лет. Через 7лет после смерти мужа, 1844 г. вторично вышла замуж за генерал-майора Петра Петровича Ланского. Она трогательно заботилась о своих детях от Пушкина и дочерях от второго брака и в этом видела смысл своей жизни.

Наталья Николаевна покинула этот мир 26 ноября 1863 года. В Петербурге, на старом Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры, стоит надгробие, окруженное железной оградой, надпись на которой гласит:

«Наталья Николаевна Ланская». Хочется верить, что когда-нибудь в будущем, по человеческой и исторической справедливости к фамилии Ланская добавят: Пушкина.

Песня Булата Окуджавы "Былое нельзя воротить…"

Продолжением истинной любви являются дети. И поэтому сегодня нельзя не упомянуть о потомках великого поэта.

Потомки Пушкина (слайд 14) (Дети старшего сына Александра Сергеевича Пушкина Александра Александровича: Наталья, Мария, Александр, Ольга, Нина и Григорий)

Учитель: Существует поверье, что Александр Сергеевич Пушкин запретил своим потомкам писать стихи. Он считал, «что так хорошо пишет, что они не должны творить хуже, чем он». Наверное, именно поэтому из 237 родственников Пушкина по всему миру нет ни одного поэта!

Учитель. Много прекрасных произведений посвятил Пушкин этому вечному чувству. 

В бессмертных стихах никогда не померкнут ангельские глаза Олениной, не сотрётся белый силуэт на скале над волнами Марии Раевской и не растает « мимолётное виденье» Анны Керн и не перестанет сиять « во славе и лучах» образ Мадонны-Гончаровой .Ведь для Пушкина любовь была светом, любовь была жизнью, любовь была творческим вдохновением.

Ответь одним словом: любовь для Пушкина – это…

 

2 урок

Творческая лаборатория

Цели урока:

•           Показать взаимодействие творческой индивидуальности и литературной традиции.

•           Учить определять авторскую позицию и давать собственную трактовку литературного произведения, аргументировать её обращением к тексту.

•           Привлечь внимание к понятию "Литературный герой ".

•           Убедить в нравственно-мировоззренческом значении вечных тем в наше время, сформировать личное отношение к современной интерпретации вечных тем.

•           Пробудить интерес к творчеству А.С.Пушкина через эмоции, вызвать эмоциональный отклик.

•           Продолжить работу по формированию умений вести диалог, дискуссию, аргументировать свою позицию.

Ход урока

Работа в группах

I. Постановка проблемы урока.

Учитель:

Разбирая любовную лирику Пушкина, вы должны доказать, что В.Г.Белинский был справедлив в своей оценке творчества поэта. Обратите внимание на экран, на нём слова Белинского: «Лирика Пушкина - "лелеющая душу гуманность".

В каждой группе есть прекрасная муза, они принесли вам розу, найдите в лепестках своей розы, то произведение, с которым вам предстоит поработать.

IІ. Основная часть

 

1. Анализ произведений. Защита мнений.

Схема анализа произведения

1. История создания произведения

 

 

 

 

2. Тема стихотворения

 

 

 

 

3. Композиция

 

 

 

 

4. Жанр

 

 

 

 

5. Стихотворный размер

 

 

 

 

6. Средства выразительности

 

 

 

 

 

7. Любимая строчка, как я ее понимаю

 

 

 

 

 

I.                   Анализ стихотворения «На холмах Грузии лежит ночная мгла…».

II.                Анализ стихотворения «Талисман».

III.             Анализ стихотворения « Я помню чудное мгновенье»

IV.            Анализ стихотворения «Я вас любил».

V.               Анализ стихотворения «Мадонна».

 

2. Составление коллажей-тестов по плану.

1. Муза.

2. Карандашный набросок адресата.

3. Символ, связанный с адресатом Пушкина.

3. Название стихотворения.

4. Строчка из произведения.

5. Стихотворение, посвященное адресату.(Елена Жукова-Желенина)

В конвертах образы стихотворений.

Задание: составить коллаж любовная лирика Пушкина

3. представление коллажей.

IІІ. Подведение итогов.

Написание синквейна.


Ученикам предлагается сочинить синквейн на тему «Любовь». 
Структура синквейна:
Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь. В данном случае, этим словом будет являться «Любовь».
Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.
У всех учащихся на партах лежат
литочки ввиде свитка. Получившиеся синквейны учащиеся записывают на этих листочках.
Чтение учениками синквейнов.
ІV. Выводы.

Учитель:

А теперь давайте вернёмся к поставленной в начале урока задаче. Кто может доказать, что Белинский был справедлив, сказав, что лирика Пушкина - это "лелеющая душу гуманность".

Ответ ученика:

Я понимаю слова Белинского так: совершенный отказ от каких-либо личных прав, преклонение перед свободой чувств любимой женщины и вместе с тем сила любви поэта превращают его стихотворения в одни из самых пленительных созданий.
Заключительное слово учителя.
Учитель. Сегодня мы с вами попытались всего лишь соприкоснуться со сложным внутренним миром поэта, попытались уловить прекрасные мгновенья его любящей души. Поэт дорог нам тем, что учит нас с уважением относиться к такому бесценному дару судьбы, как любовь.

       Я думаю, что музыка, которую вы слушали, что стихи, которые звучали сегодня, история любви великого поэта – всё это не оставило вас равнодушными.

 

 

V. Рефлексия.

 

Учитель. А я желаю вам любви. Говорите о любви, пишите о любви, мечтайте о любви. Она – величайший дар и мужественное испытание. Учитесь любить, беречь друг друга, будьте щедрыми душой, готовыми принять и оценить этот божественный дар.

Метод микрофон.

Скажите одним словом, любовь для Пушкина это…

 

VI. Домашнее задание.

Стихотворение «Я помню чудное мгновенье…» выучить наизусть.

Написать эссе «Музыка любящего сердца»*

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


                                                                                                                                     

 

 

 

 

 

 

 


                                                                                            

 

 

 

                                                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

"Её глаза", "Пустое Вы сердечным ты…",  "Не пой красавица при мне", "Я вас любил".

«Я помню чудное мгновенье», «Приметы»

«...как я завидовал волнам. . .»,

«Бахчисарайский фонтан» , "Цыгане", «Полтава»

«Храни меня, мой талисман», «Сожженное письмо»,  «Все кончено, меж нами связи нет»

«Ты богоматерь, нет сомнения» , «Мадонна»

Пусть для потомков  -  не умна.  Но для него она  - Мадонна.

   Его любовь. Его жена...  С ней рядом он - мальчишка снова.

Он полюбил... Аннет резвА, 

Улыбчива и очень нежна.

И Пушкин верит, что, наверно, 

Она ему судьбой дана...

   Ей Саша Пушкин обещал

Беречь тот перстень,** что дарила.

   Пусть не забудет их любви!

Она засушит эти розы,

   К стихам его в альбом положит...

Господь,  поэта сохрани!

Что ты наделала, Анечка!

   Песнями душу прожгла...

Ты для другого избранница,

   Ты генерала жена...

Как часто по брегам Тавриды

Она меня во мгле ночной

Водила слушать шум морской

 

 

 

 

                                                                                                                                 Приложение

 

 

 

Краткий анализ

На холмах Грузии лежит ночная мгла.

История создания – было написано в 1829 г., впервые увидело мир на страницах «Северных цветов» в 1831 г.

Тема стихотворения – нетленная любовь.

Композиция – Произведение являет собой лаконичный монолог лирического героя, который делится на смысловые части: пейзажная зарисовка и рассказ героя о своих чувствах. Формально текст не делится на строфы.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – пятистопный ямб с пиррихием, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры – «на холмах Грузии лежит ночная мгла», «печаль моя полна тобою», «унынья моего ничто не тревожит», «и сердце вновь горит».

Эпитеты – «печаль моя светла».

История создания анализируемого произведения связана с личной жизнью А. С. Пушкина. Оно появилось в 1829 г. после того, как поэт сделал предложение Н. Гончаровой и получил отказ. Александр Сергеевич понимал, что, скорее всего, не получит положительный ответ, поэтому передал предложение через своего друга. Тем не менее, уберечь себя от разочарования поэт не смог. Чтобы успокоить свое сердце, он отправился на Кавказ. Какое-то время поэт гостил у друзей в Тифлисе. Здесь и было написано стихотворение «На холмах Грузии».

Большинство исследователей уверено, что в нем говорится о Н. Гончаровой. Подтверждением этого является письмо В.Ф. Вяземской, отправленное М. Н. Волконской. Но вопрос, кому посвящено стихотворение, остается спорным. Дочь Н. Раевского Мария утверждала, что в стихах говорится о ней, ведь в юности поэт был влюблен в нее.

Тема

Кавказские мотивы были очень популярны в русской литературе первой половины XIX. В анализируемом стихотворении они помогают раскрыть центральную тему нетленной, но безответной любви. Произведение написано от первого лица, поэтому читателю легко представить, что творится в душе лирического героя. Под этим образом скрывается молодой человек, уверенный, что жить без любви невозможно.

В первых строках мужчина описывает картину, которая открывается его взору. На холмы уже спустилась мгла. В ночной тиши отчетливо слышен шум Арагвы. Такая атмосфера пробуждает в сердце лирического героя чувства. Постепенно он предается размышлениям о любви. Их скорее можно назвать откровением, адресованным возлюбленной.

Внутреннее состояние влюбленного неоднозначное. Он признается, что грустит, но в то же время ему легко. Свою же печаль герой называет светлой, а потом объясняет: «печаль моя полна тобою». Однако выбросить любимую из сердца он не может, объясняя это тем, что сердце не может не любить.

В последних строках выражена идея стихотворения: «и сердце вновь горит и любит – оттого, что не любить оно не может».

Композиция

Анализируемое стихотворение – монолог-откровение лирического героя. По смыслу он делится на пейзажную и психологическую зарисовки. Формально стихотворение не делится на строфы. Это одна октава, две строки которой посвящены природе, а остальные – описанию переживаний влюбленного. Такая организация подчеркивает единение человеческой души с природой.

Жанр

Жанр произведения – элегия, так как в нем акцентируется на человеческих чувствах. В стихотворении преобладает грустное настроение, хоть печаль и «светлая». Написано оно пятистопным ямбом с пиррихием. Поэт использовал перекрестную рифмовку АВАВ. В стихотворении есть мужские, и женские рифмы.

Средства выразительности

Стихотворение не изобилует средствами выразительности. Тем не менее, они играют важную роль для создания образа лирического героя, отображения его внутреннего мира, воспроизведения эмоционального состояния.
Преобладают в тексте метафоры – «на холмах Грузии лежит ночная мгла», «печаль моя полна тобою», «унынья моего ничто не тревожит», «и сердце вновь горит». Большинство метафор служат для описания чувств и эмоций лирического «Я». Эпитетов меньше, но они позволяют лаконично передать эмоции героя: «печаль моя светла», «мне грустно и легко». Сравнений в стихотворении нет.

Вспомогательным инструментом для отображения внутреннего состояния главного героя является интонация. В рассказе о печали и унынии поэт использовал оборванную синтаксическую конструкцию. Некоторым строкам выразительности придает аллитерация. Например, в описании преобладают слова с согласными «ж», «ч»: «Унынья моего ничто не мучит, не тревожит». В тексте также много слов с согласным «л», что придает монологу нежности, подчеркивает ощущение легкой грусти.

Я вас любил....

История создания – произведение написано в 1829 году. Год спустя его опубликовали в альманахе “Северные цветы”.

Тема стихотворения – чувства лирического героя к прекрасной женщине, которая не сумела разглядеть его порыв, не оценила трепетность любви.

Композиция – одночастная, все произведение представляет собой наполненное искренними эмоциями признание.

Жанр – любовная лирика.

Стихотворный размер – пятистопный ямб с перекрестной рифмой.

Метафоры – “любовь в душе угасла не совсем”, “то робостью, то ревностью томим”.

Историки литературы до сих пор спорят, кому посвящено произведение. Есть две версии о том, кому именно Пушкин посвятил эти гениальные строки. Долгое время считалось, что их адресат – это Каролина Собаньская. Эту потрясающую светскую львицу поэт встретит еще во впечатлительном юном возрасте, когда в 1821 году отбывал южную ссылку. Красавица потрясла романтическое воображение Александра Сергеевича. Почти десять лет он обожал ее – даже в 1830 году, уже готовясь к помолвке с будущей женой, он писал гордячке, умоляя ее о дружбе, однако она не ответила. И это несмотря на то, что Собаньская сильно постарела и стала дурна собой, что поэт не мог не отметить.

Вторая женщина, которой он также мог адресовать эти проникновенные строки – двоюродная сестра Анны Керн (в которую поэт также был одно время влюблен), Анна Оленина. Красивой и прекрасно образованной девушке посвящали стихи многие выдающиеся люди того времени. Пушкин даже сватался к ней, но после отказа оставил в ее альбоме два четверостишия.

Но кто бы ни был адресатом, история создания стихотворения “Я вас любил” тесно связана с прошлым его автора – это прощание с чувствами. В 1829 году, когда оно было написано, поэт делает предложение Наталье Гончаровой.

Прекрасное произведение было представлено на читательский суд уже на следующий год, в 1830 году. Впервые его напечатал альманах “Северные цветы”.

Тема

Поэт рассказывает о неразделенном чувстве, с которым пришла пора попрощаться. И хотя лирический герой еще не совсем разлюбил ту, к которой он обращается, он уже готов оставить все в прошлом. Он как будто исповедуется перед жестокой женщиной, показывая ей, что она потеряла – его искренность, преданность, нежность и все то, что он готов был положить к ее ногам. Последние все строки можно даже назвать жестокими: с одной стороны лирический герой желает ей счастья с другим, но в то же время он выражает скрытую уверенность, что тот, кто бы он ни бы, никогда не будет любить столь же сильно. Именно этой мыслью завершается стихотворение.

Композиция

Александр Сергеевич использовал для своего произведения простую одночастную композицию, в то же время тематически разделив его на три составляющих с помощью рефрена.

Так, Первая честь совпадает по границам с первым четверостишием – в ней поэт признается в любви и признает сам перед собой и перед любимой женщиной, что чувство еще не совсем угасло. Однако он более не будет ей докучать своими признаниями, поскольку не хочет печалить.

Вторая часть также начинается со слов “я вас любил”, и в ней автор описывает природу своего чувства, говоря о его безнадежной природе, о ревности, которая его мучила, о робости, которая не позволила высказаться раньше.

И последняя часть – это упрек, завуалированный под пожелание счастья.

Жанр

Это классическая любовная лирика, облеченная в совершенную форму – Пушкин устами лирического героя открыто заявляет о своем чувстве, он не стесняется его и не собирается скрывать. Он относится к женщине, которой пишет, с трепетной нежностью, но в то же время не скрывает свою грустную иронию.

Написано стихотворение пятистопным ямбом, ритмика в нем сложная, но четкая. Автор использует перекрестную рифмовку с чередованием женской и мужской рифмы как идеальную форму для передачи своей идеи.

Средства выразительности

Произведение написано очень простым языком, что приближает его к разговорной речи, делает признание более живым и искренним. Из всех тропов Александр Сергеевич использует только метафоры – “любовь в душе угасла не совсем”, “то робостью, то ревностью томим”.

В то же время он мастерски использует инверсию, делая стихотворение певучим и проникновенным. Такое свойство позволило положить его на музыку, сделав одним из самых популярных романсов 20 века.


Храни меня, мой талисман.

История создания – точная дата написания стихотворения неизвестна, исследователи называют период 1924-1925 гг.

Тема стихотворения – талисман, оберегающий человека при любых обстоятельствах.

Композиция – Стихотворение создано в форме монолога-обращения к талисману. Оно не делится на смысловые части. Формально произведение состоит из пяти катренов.

Жанр – послание.

Стихотворный размер – написан четырехстопным ямбом, рифмовка кольцевая АВВА.

Метафоры – «когда поднимет океан вокруг меня валы ревучи вокруг меня валы ревучи», «лоно скучного покоя», «тревога пламенного боя», «души волшебное светило».

Эпитеты – «валы ревучи», «чужие страны», «волшебное светило».



История создания произведения связана с пребыванием А. С. Пушкина в Южной ссылке, где он познакомился Елизаветой Воронцовой. Перед отъездом из Одессы поэта женщина подарила ему золотой перстень с сердоликом. Камень украшала фраза на древнееврейском языке. Для Пушкина этот подарок был очень дорог. Он верил в его волшебную силу и способность защищать от напастей. После того как Александр Сергеевич был убит на дуэли, кольцо с его руки снял В. Жуковский. Позже владельцем перстня был Тургенев. В 1917 г. подарок Воронцовой украли из музея, до сих пор неизвестно, где он находится.

Стихотворение датируют приблизительно. Исследователи считают, что оно было написано в период с 1924 до 1925 г. Точно известно, что так, кому посвящено произведение – Елизавета Воронцова.

Тема

Пушкин раскрывает тему оберега человека. Для этого он выбирает распространенную в литературе форму обращения. В центре произведения лирический герой, который просит талисман быть ему оберегом.

Герой, видимо, испытал на себе множество жизненных трудностей, а теперь уповает на силу талисмана. Мужчина знает, что его жизнь преподнесет еще много неприятных сюрпризов, поэтому просит дорогую сердцу вещицу оберегать в дни волнений, печали и гонений. Свою жизнь лирическое «Я» представляет как океан, который часто бурлит вокруг него валами. Герой просит талисман защитить его от таких стихий.

 

Мужчина уже успел познать внутренние потрясения. Чтобы сберечь свое сердце от новых ран, он прощается с желаньями и надеждами, и снова обращается к талисману все с той же просьбой.

Композиция

Стихотворение создано в форме монолога-обращения к талисману. Оно не делится на смысловые части. Создается впечатление, что автор нанизывает просьбы к оберегу. Формально произведение состоит из пяти катренов. Особенность произведения – рефрен. Стих «Храни меня, мой талисман» повторяется в каждом четверостишии и обрамляет весь текст.

Жанр

Жанр стихотворения – послание, хоть адресатом его является невоодушевленный предмет. Стихотворный размер – четырехстопный ямб. Автор использует кольцевую рифмовку АВАВ.

Средства выразительности

Для раскрытия темы, а также передачи отношения лирического героя и автора к жизни используются средства выразительности. Преобладают в тексте метафоры: «когда поднимет океан вокруг меня валы ревучи вокруг меня валы ревучи», «лоно скучного покоя», «тревога пламенного боя», «души волшебное светило». Эпитетов в произведении немного: «валы ревучи», «чужие страны», «волшебное светило».


Я помню чудное мгновенье.

История создания – стихи написаны в 1825-ом году и посвящены А. П. Керн. Опубликованы в альманахе “Северные цветы” в 1827 г.

Тема стихотворения – стихи о неразделенной любви, которая все же спасает человека, возвышает его душу и наполняет жизнь смыслом.

Композиция – Стихотворение состоит из трех условных частей. первая часть – ностальгическая, где герой тоскует о возлюбленной, вторая – описывает чувство одиночества и страдания героя, третья – возвращает героя к жизни, спасает от отчаяния вновь воскресшее чувство любви.

Жанр – любовное послание

Стихотворный размер – пятистопный ямб с перекрестной рифмовкой АВАВ.

Метафоры – “бурь порыв мятежный рассеял прежние мечты”

Эпитеты – “небесные черты”, “безнадежная грусть”, “чудное мгновенье”.

Сравнения – “как мимолетное виденье, как гений чистой красоты”.



История создания стихотворения напрямую связана с тем, кому посвящено это искреннее признание в любви. Стихи Пушкин посвятил Анне Петровне Керн, замужней женщине, которая пленила сердце поэта своей глубокой и сдержанной красотой, едва они познакомились с ней на одном светском приеме в 1819 году.

Правда, стихотворение было написано лишь спустя несколько лет после знакомства – в 1825-ом, когда Пушкин вновь встретился с пленительной красавицей Петербурга в имении Тригорское, которое находилось по соседству с родным поместьем поэта – Михайловским -, где Александр Сергеевич отбывал ссылку. Там, он, наконец, признался Анне в своих чувствах, и она ответила Пушкину взаимностью.

Возможно, что у Керн Пушкин, в первую очередь, вызывал интерес как молодой поэт и поэтому внимание знаменитости тешило ее тщеславие. Так или иначе, но за Анной Петровной ухаживал не только Пушкин, что вызывало в последнем жгучую ревность, которая всегда становилась причиной скандалов между влюбленными.



Очередная ссора положила конец любовным отношениям Пушкина и Керн, но все же поэт посвятил ей несколько чудесных стихотворений, среди которых “Я помню чудное мгновенье…” занимает особенное место. Лицейский друг Пушкина Дельвиг опубликовал его в альманахе “Северные цветы” в 1827-ом году.

Тема

Главной проблемой стихотворения Пушкин избрал описание чувства неразделенной любви.

В стихотворении есть весь спектр эмоций, эволюция которых проста: вначале лирический герой испытывает любовное томление, в своей воображении снова и снова воскрешая образ возлюбленной. Но постепенно чувства, которые не нашли отклика в душе возлюбленной, угасли. И лирический герой вновь погружается в скучный и серый мир: в этой обыденности его душа, словно бы, умирает.

Но вот, спустя время, герой вновь встречает ее, свою любимую. И забытое чувство любви воскресает, наполняя полнотой жизненных ощущений душу и сердце поэта. Только в любви Пушкин видит смысл, только она, по его мнению, может избавить от отчаяния и боли, и заставить человека вновь почувствовать себя живым. Любовь воскрешает к жизни – вот главная идея произведения.

Композиция

Композиция стихотворения условно состоит из трех частей. В первой настроение лирического героя ностальгическое. Он вновь и вновь возвращается в своих воспоминаниях к встрече и знакомству с прекрасной женщиной.

Лирическому герою долго снятся “милые черты” и слышится ее “голос нежный”. Затем Пушкин описывает мрачные дни своего “заточенья” в глуши. Он признается, что одиночество ссылки лишило его даже вдохновенья, и жизнь, некогда полная яркими эмоциями, превратилась в существование.

В третьей части стихотворения лирический герой вновь чувствует радость жизни, так как встреча с забытой возлюбленной возрождает в его сердце любовь, а вместе с ней возвращается и вдохновение, и страсть, и желание жить.

 

Жанр

Жанром стихотворения является любовное послание, так как в стихотворении лирический герой, обращаясь к возлюбленной, рассказывает ей историю своих чувств к ней: влюбленность – забытье – печаль – возрождение к жизни.

Средства выразительности

В стихотворении присутствует всего одна метафора – “бурь порыв мятежный рассеял прежние мечты”, но в нем присутствуют и другие средства выразительности: сравнения – “как мимолетное виденье, как гений чистой красоты” и несколько эпитетов – “небесные черты”, “безнадежная грусть”, “чудное мгновенье”.

Стихотворный размер произведения очень типичен для Пушкина – это пятистопный ямб с перекрестным способом рифмовки АВАВ. Благодаря сквозным рифмам (виденье – заточенья – вдохновенья – пробужденье) и аллите­рация на согласные «м», «л», «н». ритм стихотворения становится очень четким и музыкальным. Мелодичность стихов также усилена волнообразным чередованием ямбических стоп.

Мадона.

История создания – было создано в 1830 г., после того, как Наталья Гончарова согласилась выйти замуж за Пушкина.

Тема стихотворения – мечта об идеальной, счастливой семье; непорочный образ Мадонны.

Композиция – стихотворение написано в форме монолога лирического героя. По смыслу стихотворение делится на три части: рассказ о картине-мечте, описание образов пречистой и спасителя, рассказ об исполнении желания. Форма произведения – сонет (два катрена и два терцета).

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – шестистопный ямб, рифмовка кольцевая АВВА, перекрестная АВАВ и параллельная ААВВ.

Метафоры – «одной картины я желал быть вечно зритель», «взирали… во славе и в лучах», «Творец тебя мне ниспослал, моя Мадонна».

Эпитеты – «старинные мастера», «суеверно дивился», «важное сужденье», «чистейшая прелесть».

Сравнения – «с холста, как с облаков».

Стихотворение «Мадонна» появилось в блокноте А. С. Пушкина в 1830 г. На написание поэта вдохновило согласие Натальи Гончаровой выйти за него замуж. Известно, что предложение первая столичная красавица приняла только со второго раза. Неудивительно, что Александр Сергеевич очень обрадовался этому.

До получения радостного известия поэт переписывался с Натальей. В одном из писем он признался, что был очарован картиной итальянского художника П. Перуджио. Мадонна, изображенная на нем, очень напоминала поэту его избранницу. В своем же доме Пушкин тоже повесил портрет Мадонны с белыми волосами. Вскоре Наталья ответила, что поэт будет любоваться женой, а не картиной. Так в предвкушении семейной жизни за полгода до свадьбы поэт написал «Мадонну».

Тема

В стихотворении поэт раскрывает две темы, тесно переплетая их между собой: мечта-представление об идеальной семье и образ мадонны. Трудно определить, какая из тем главная. Такое сплетение мотивов необычное для русской литературы. Для раскрытия тем автор создал оригинальную систему образов: лирический герой, мадонна и «спаситель», изображенные на картине, Творец и мадонна-возлюбленная лирического героя. Система образов формируется постепенно, каждая строфа дополняет ее новым героем.

В первых строках лирический герой признается, что не хотел бы украшать свой дом картинами именитых художников, чтобы показывать их гостями и выслушивать сужденья «знатоков». Его мечта – вечно смотреть на картину, изображающую пречистую и спасителя. В следующих стихах оказывается, что автор говорит не об иконе. Так он представляет идеальную семью: «она с величием, он с разумом в очах». Сакральные атрибуты на картине символизируют чистые отношения между супругами.

В последнем терцете стихотворения герой рассказывает, что Творец услышал его и исполнил желание. Герой встретил свою Мадонну. Мужчина ни слова не говорит о внешности женщины, зато подчеркивает ее непорочность: «чистейшей прелести, чистейший образец». Зная биографию А. С. Пушкина и историю создания анализируемого стихотворения нетрудно догадаться, что под образом Мадонны скрывается Наталья Гончарова.

Композиция

Анализируемое произведение – монолог лирического героя, который постепенно раскрывает представление автора об идеальной семье, идеальной женщине. По смыслу стихотворение делится на три части частей: рассказ о картине-мечте, описание образов пречистой и спасителя, рассказ об исполнении желания. Формальная композиция – сонет (два катрена и два терцета).

Жанр

Жанр стихотворения – элегия, так как лирический герой предается мечтам и неторопливым раздумьям. Стихотворный размер – шестистопный ямб. А. Пушкин использовал все виды рифмовок.

Форма «Мадонны» - сонет. Строгая, классическая форма была выбрана Пушкиным неслучайно. Она отражала внутреннее содержание излияния души художника, идейный смысл произведения, в котором истинное чувство воспевалось без пафоса, блеска и прикрас. Это отсылка и к лучшим традициям эпохи Возрождения, где чувство воспевалось сдержанно, но с необычайной силой. «Мадонна» состоит из четырех строф, двух трехстиший и четверостиший. Размер – шестистопный ямб.

Средства выразительности

Поэт не перенасыщает произведение средствами выразительности. Тем не менее, тропы помогают раскрыть тему, показать чувства и эмоции героев. В тексте есть метафоры – «одной картины я желал быть вечно зритель», «взирали… во славе и в лучах», «Творец тебя мне ниспослал, моя Мадонна», эпитеты – «старинные мастера», «суеверно дивился», «важное сужденье», «чистейшая прелесть» сравнение – «с холста, как с облаков».


 

Скачано с www.znanio.ru

Открытый урок по литературе 9 класс

Открытый урок по литературе 9 класс

Злимся, ругаемся, завидуем, плачем, обижаемся

Злимся, ругаемся, завидуем, плачем, обижаемся

Добру и красоте не изменяла,

Добру и красоте не изменяла,

Слайд 7 Красная роза – это всегда выражение любви

Слайд 7 Красная роза – это всегда выражение любви

Бегущим бурной чередою С любовью лечь к ее ногам !

Бегущим бурной чередою С любовью лечь к ее ногам !

Тригорского я подарил ей отпечатанную главу “Онегина”

Тригорского я подарил ей отпечатанную главу “Онегина”

Поднимет — ангел Рафаэля Так созерцает божество

Поднимет — ангел Рафаэля Так созерцает божество

Гляделась ли ты в зеркало и уверилась ли ты, что с твоим лицом ничего сравнить нельзя на свете, - а душу твою люблю я еще…

Гляделась ли ты в зеркало и уверилась ли ты, что с твоим лицом ничего сравнить нельзя на свете, - а душу твою люблю я еще…

В бессмертных стихах никогда не померкнут ангельские глаза

В бессмертных стихах никогда не померкнут ангельские глаза

Стихотворный размер 6

Стихотворный размер 6

А теперь давайте вернёмся к поставленной в начале урока задаче

А теперь давайте вернёмся к поставленной в начале урока задаче

Открытый урок по литературе 9 класс лирика Пушкина

Открытый урок по литературе 9 класс лирика Пушкина

Её глаза", "Пустое Вы сердечным ты…", "Не пой красавица при мне", "Я вас любил"

Её глаза", "Пустое Вы сердечным ты…", "Не пой красавица при мне", "Я вас любил"

Но вопрос, кому посвящено стихотворение, остается спорным

Но вопрос, кому посвящено стихотворение, остается спорным

Стихотворный размер – пятистопный ямб с перекрестной рифмой

Стихотворный размер – пятистопный ямб с перекрестной рифмой

В то же время он мастерски использует инверсию, делая стихотворение певучим и проникновенным

В то же время он мастерски использует инверсию, делая стихотворение певучим и проникновенным

Жанр стихотворения – послание, хоть адресатом его является невоодушевленный предмет

Жанр стихотворения – послание, хоть адресатом его является невоодушевленный предмет

И лирический герой вновь погружается в скучный и серый мир: в этой обыденности его душа, словно бы, умирает

И лирический герой вновь погружается в скучный и серый мир: в этой обыденности его душа, словно бы, умирает

Неудивительно, что Александр Сергеевич очень обрадовался этому

Неудивительно, что Александр Сергеевич очень обрадовался этому
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.07.2024