Конспект открытого урока по литературному чтению во 2 классе
ТЕМА: Н.Носов «На горке».
ТИП УРОКА: комбинированный
ЦЕЛИ:
1. Познакомить учащихся с содержанием рассказа.
2. Учить делить текст на части, составлять план, находить главную мысль, подробно излагать прочитанное.
3. Развивать навыки чтения, связную речь, мышление, память, внимание.
3.Воспитывать трудолюбие и уважение к чужому труду.
ОБОРУДОВАНИЕ: учебник «Литературное чтение» 2 часть, авторы Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, презентация, аудиозапись рассказа, дидактические материалы с заданиями
Планируемые результаты:
Познавательные УУД:
* общеучебные – ознакомление с рассказом Н.Носова «На горке»; осознанное восприятия литературного произведения; формулирование ответов на вопросы по содержанию произведения; деление на логические части, построение оценочных рассуждений.
Регулятивные УУД:
• выполнение принятой учебной задачи ; адекватное восприятие оценки учителя и
товарищей; планирование своих действий;
Коммуникативные УУД:
• взаимодействие с окружающими, умение слышать, слушать и понимать партнера,
планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, правильно
выражение своих мыслей , оказание поддержки друг другу и эффективное
сотрудничество как с учителем, так и со сверстниками;
Личностные УУД:
•умение высказывать свое мнение о знании моральных норм поведения, умение
соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение
выделить нравственный аспект поведения и ориентацию в социальных ролях и
межличностных отношениях.
ХОД УРОКА
1) Эмоциональный настрой
Здравствуйте ребята!Начинаем урок литературного чтения. Я вижу, что все к уроку готовы, настроение у всех хорошее. Молодцы!
- Перемена быстро пролетела,
Нужно браться нам за дело!
Слушать вам надо внимательно,
Работать вам надо старательно,
Побольше нового узнать
И получить отметку «пять»!
–
Кто из вас хочет стать настоящим читателем?
– А что для этого надо делать?
– Уметь грамотно читать! Чтобы читать быстро и правильно, проведем небольшую
речевую разминку, разогреем наш речевой аппарат.
2) Упражнения для развития артикуляционного аппарата.(слайды)
1.
вдох носом, выдох через рот;
нюхаем цветок; 2
тушим свечу. 3
2.Прочитать слитно: 4
БДИК БДЭК БДАК
ДБИК ДБЭК ДБАК
ПТИК ПТЭК ПТАК
ТПИК
ТПЭК ТПАК
3.Ок-ок-ок
– падает снежок. 5
Ип-ип-ип – слышу снега скрип.
Ре-ре-ре – горы в снежном серебре.
–
Прочитайте конец 1-го предложения с вопросительной интонацией. 6
– Конец второго предложения прочитайте с восклицательной интонацией.
– В третьем предложении логическое ударение поставьте на слове снежном.
– Прочитайте чистоговорку шепотом и медленно.
– А теперь прочтите ее громко и быстро.
3)Проверка домашнего задания:
- Какое произведение мы изучали на прошлом уроке?
Дома вы должны были прочитать выразительно и подготовить пересказ рассказа “Живая шляпа” по плану в учебнике.
Ребята, а вы внимательно читали рассказ? А мы сейчас это и проверим.
1. Тест (выбрать правильный ответ).
1. Как звали котёнка?
а) Мурзик; б) Васька; в) Пушок
2. Что делал котёнок в начале рассказа?
а)
Сидел на полу возле комода и ловил мух;
б) Спал на диване;
в) Играл с мальчиками.
3. Какой был хвост у кота?
а) белый; б) серый;. в) черный
4.Где лежала шляпа?
а) на столе; б) на комоде; в) на полке
5. Почему упала шляпа? (слайд 6)
а) уцепился кот; б) дунул ветер; в) задели ребята;
6. Как звали мальчиков – героев рассказа?
а) Леша и Дима; б) Толя и Коля; в) Володя и Вадик.
7. Какое оружие выбрали мальчики для борьбы со шляпой?
а) Огурцы; б) Картофель; в) Яблоки.
8. Кто первый раскрыл секрет «живой» шляпы?
А) Володя; б) Вадик
Ключ к тесту: (слайд7)
1 вопрос |
2 вопрос |
3 вопрос |
4 вопрос |
б |
а |
б |
б |
5 вопрос |
6 вопрос |
7 вопрос |
8 вопрос |
а |
в |
б |
а |
Молодцы! С домашним заданием вы справились неплохо. Сегодня мы познакомимся еще с одним произведением Николая Николаевича Носова и вновь будем учиться составлять план, пересказывать и отвечать на вопросы. А сейчас я приглашает вас познакомиться с этим произведением и предлагает отгадать его название Для этого вы должны взять задание №2 .
Сообщение темы урока, его целей
ППНПППИППКППОППЛППАППЙПП ПППНППППОПППСППОППВПППП – на парту каждому положила задание №2.
- Внимание! Важное задание: зачеркните все буквы П . Прочитайте слова.
- Николай Носов.
Что вы знаете о Николае Николаевиче Носове?
Н.Н. Носов – родился в Украине, недалеко от Киева, в семье актёра. Разносторонне одаренный мальчик, Николай Носов с гимназических лет увлекался музыкой, театром, сочинительством – наряду с шахматами, фотографией, электротехникой, радиолюбительством. Был газетным торговцем, землекопом, косарем, в 1927–1929 учился в Киевском художественном институте, откуда перевелся в Московский институт кинематографии (окончил в 1932). Учился в Московском университете, в котором учат снимать кино. Позже Н.Н. Носов стал режиссёром: снимал мультфильмы. Увлекался музыкой, пением, театром, фотографией. Был человеком образованным и интересным.
В 2008 году государственный Банк России выпустил юбилейную монету достоинством в два рубля в честь столетия со дня рождения замечательного детского писателя Н.Н. Носова.
Сегодня мы прочитаем еще один рассказ этого писателя, и в конце урока вы мне скажите, чему он учит. А как называется этот рассказ, попробуйте догадаться.
Даю подсказку: название состоит из двух слов.
Дети разгадывают анаграмму:
Слайд : А Н К Е Г О Р
Подготовка к первичному восприятию текста.
– Мы с вами знаем, как много в мире книг, но есть одна книга, особая, которая
знает про слово всё. Книга эта у нас в гостях: это «ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ РУССКОГО
ЯЗЫКА». Слайд.
– Кто из вас хочет узнать всё про слово «горка»?
– «Горка – это возвышенность, поднимающаяся над окружающей местностью. Это куча
чего-нибудь».
– А ещё горкой называют полет спортивного самолета, застекленный шкафчик для
посуды.
– Дома мы можем увидеть горку сахара, соли, муки, семечек, крупы и т.д.
– Про какую горку нам предлагает узнать Николай Носов? (про снежную горку)
– Скажите, что нужно для строительства снежной горки?
– Строительство горки – нелегкая работа. Она требует большой силы и терпения.
– Ребята, а вы любите бывать на горке?
– Почему?
– Как вы думаете, о чем будет этот рассказ?
Слушаем рассказ (включить фонограмму)
Проверка первичного восприятия текста
- Понравилось ли вам произведение Н. Носова?
- К какому жанру оно относится? Почему вы так думаете?
- Какое настроение вызывает этот рассказ? Почему?
- Хочется ли вам самим выразительно прочитать его?
- Молодцы, ребята! Вы внимательные слушатели. Сейчас мы отдохнем, а потом прочитаем интересный рассказ вслух и выполним задания.
Физкультминутка:
Раз, два, раз, два-
(хлопаем в ладоши)
Начинается игра.
Разгребаем снег лопатой, (имитируем движения)
Строим горку во дворе.
Белой и пушистой ватой (вытягиваем руки вперёд, поворачиваем корпус
вправо и влево)
Двор украшен в феврале.
Раз, два, раз, два (ритмично топаем)
Вот и кончилась игра.
Зарядка для глаз: поморгали глазками; закрыли – помечтали; рисуем цифру 5 и цифру 9.
– Прежде чем мы начнем читать рассказ, давайте подготовимся к чтению трудных слов, которые встретятся в тексте.
Словарная работа. Слайд
– Прежде чем мы начнем читать рассказ, давайте подготовимся к чтению трудных слов, которые встретятся в тексте.
– Читаем по слогам, а затем целыми словами:
СГРЕ-БА-ЛИ
– СГРЕБАЛИ (Подберите слово, близкое по значению: собирали)
СВА-ЛИ-ВА-ЛИ – СВАЛИВАЛИ
ТРУ-ДЯТ-СЯ –
ТРУДЯТСЯ (Подберите слово с противоположным значением: ленятся)
СКОЛЬЗ- КА-Я – СКОЛЬЗКАЯ
ВЗОБ-РАЛ- СЯ – ВЗОБРАЛСЯ (Замените
синонимом влезть, вскарабкаться)
ДВОР-НИЦ-КА-Я – ДВОРНИЦКАЯ (Найдите толкование этого слова в
словарике на странице учебника) ( помещение для дворника, который
поддерживает чистоту и порядок на улице)
ОТ-ТОЛК-НУЛ-СЯ – ОТТОЛКНУЛСЯ
ЧЕТ-ВЕ-РЕНЬ-КИ – ЧЕТВЕРЕНЬКИ (Как вы понимаете это слово? Человек стоит
одновременно опираясь на обе ноги и руки)
НА-ПОР-ТИЛ – НАПОРТИЛ
(Подберите слово, близкое по значению: сломал)
Чтение рассказа по цепочке.
Анализ произведения, выборочное чтение
–
Кто является главным героем рассказа? (Котька и его друзья)
– Что делали ребята?(Строили горку)
– Прочитайте, как они строили горку.
– А что делал Котька, когда ребята трудились? (Сидел дома и смотрел в окно)
– Почему же он не вышел? (Не хотел трудиться, но хотел кататься)
– Какой он? (Хитрый)
– Что произошло, когда ребята ушли обедать?(Он оделся, нацепил коньки и
выскочил во двор)
– Почему Котька не мог залезть на горку?(Она была скользкой)
– Что сделал Котька?? (Горку посыпал песком)
– Как отреагировали ребята, когда прибежали на горку после обеда? (Поругали
Котьку и заставили его засыпать горку снегом).
– Котька сразу согласился это сделать? (Нет, он предложил подождать, пока
выпадет снег)
– Понравилось ли Котьке работать?(Да понравилось)
– Подтвердите словами из текста…
– Как вы думаете, изменился ли Котька? (Да, он стал лучше).
– Кто помог ему стать лучше? (Его товарищи)
Внимание на слайд.
Прочитаем пословицы.
1.Поспешишь – людей насмешишь.
2. Семь раз отмерь, а один отрежь.
3. Умел ошибиться, умей и поправиться.
– Найдите пословицу, которая выражает главную мысль рассказа.
–
Почему вы выбрали пословицу под цифрой 3?
– Вы правильно справились с заданием. Исправить ошибку Котьке помогли его
товарищи, которые работали вместе с ним.
Художник нарисовал к этому рассказу картинки. Возьмите конверт №3.Рассмотрите их.
- Соответствует ли порядок рисунков событиям рассказа? (нет)
- Давайте расставим картинки по порядку.
- Каких картинок не хватает?
- Давайте озаглавим каждую картинку и добавим недостающие заглавия в наш письменный план.
План.
1. Ребята строят горку .
2. Хитрый Котька смотрит в окно.
3. Хитрец на скользкой горке.
4. Котька испортил горку песком.
5. Решил прокатиться.
6. Ребята ругают Котьку
7. Котька помогает ребятам.
8. Котька делает ступеньки.
Обобщение материала:
– С какой целью Николай Николаевич написал рассказ «На горке»? Слайд.
Чтобы:
– Итак, я надеюсь, что вы, ребята, теперь сумеете отличить хорошее от плохого, а некрасивый поступок товарищу простить и помочь ему впредь такое не совершать.
Домашнее задание: с.60-63 выразительное чтение
Итог урока:
С каким рассказом Н.Носова мы познакомились сегодня на уроке?
- Чему учит этот рассказ?
- Кому из вас захотелось прочитать ещё какие-нибудь рассказы Н. Носова?
Рефлексия.
У каждого из вас лежит снежинка. Вы должны оценить свою работу на уроке. В середину снежинки поставьте оценку, которую бы вы себе поставили за урок.
Мы с вами должны построить свою горку из снежинок, нарисованных вами цветными карандашами. Синяя снежинка- мне урок понравился, жёлтая снежинка- мне урок понравился , но я не всё понял, розовая снежинка- мне урок не понравился. Все свои снежинки вы прикрепите на доску.
Молодцы, на уроке вы хорошо поработали! Спасибо за урок.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.