Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Чинарская СОШ №1» Дербентского района
Открытый урок
по литературному чтению
в 3б классе
по теме:
«Путешествие по разделу «Были-небылицы»
(УМК «Школа России»)
Разработала и провела:
учитель высшей квалифицированной категории
Османова Рагимат Курбановна
29.01.2020 г.
Урок – путешествие по разделу «Были-небылицы».
Цели:
-повторить и обобщить м материал;
- развивать умения ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их, творческие способности, речь, память, мышление;
- проверить полученные результаты при изучении раздела знания учащихся.
Планируемые результаты:
- учащиеся научатся отвечать на поставленные вопросы по теме раздела; работать самостоятельно и в группе; оценивать свои достижения.
Оборудование: выставка книг по разделу учебника, карточки с заданием, презентация.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Путешествие первое
1. Речевая разминка. (слайд 1)
- Чтобы заветная дверь открылась, мы должны быстро и грамотно произнести скороговорку.
Пошёл Ипат
Лопаты покупать.
Купил Ипат
Пять лопат.
Шёл через пруд,
Зацепился за прут.
Упал в пруд Ипат,
Пропали пять лопат.
Конкурс. (слайды 2-3.)
- Прочитайте разным способом «птичий базар» (ещё: медленно, теперь – начиная тихим голосом, затем всё громче, и наоборот – начиная громко, затем снижая силу голоса до шепота, с вопросительной интонацией, восклицательной, сердитой, весёлой, скороговоркой).
2. Сочинение историй учащимися.
- Ребята, вы и не заметили, как мы с вами оказались в пруду вместе с Ипатом. Сочините историю о том, что с вами могло бы произойти в пруду.
- Чтобы вам было легче, вспомните обитателей водоёма, отгадав загадки. (слайды 4-10.)
3. Работа с отрывком из раннее прочитанного текста. (слайд11.)
III. Путешествие второе.
1.«У слона на день
рожденья»
- Выбравшись из пруда, попадаем на день рождения к слону. Мы там, оказывается, не одни. Мы могли бы прочитать, кто ещё был у слона, но слоги в словах перепутались. (слайд 12.)
- Молодцы, собрали всех гостей. Посмотрите, кто пришёл! Да ведь это же немец, хозяин зверинца. Он рассказывает какую-то удивительную историю. Кто нам поведает, что он рассказывает? (дети рассказывают историю про слона от имени хозяина зверинца.)
2. Работа с отрывком из раннее прочитанного текста. (слайд 13.)
- Назовите автора этого произведения, найдите и вставьте нужные слова (с. 43 учебника, первый отрывок). (А.И.Куприн. «Слон». Нужные слова: 1. «Ноги толстые, как столбы».
2. «Уши большие, как лопухи». 3. «Хобот – точно длинная змея и оканчивается двумя ноздрями, а между ними подвижный гибкий палец»). (слайд 14.)
V. Путешествие третье.
- Вспомните, чьи это слова, откуда они и о чём идёт речь.
Мы объехали весь свет,
Торговали соболями,
Чернобурыми лисами,
А теперь нам вышел срок,
Едем на восток,
Мимо …..(острова Буяна)
В царство славного Салтана.
(Это отрывок из «Сказки
о царе Салтане…» А. С. Пушкина. )
- Мы проплыли мимо острова и попали на другой. Давайте на нём отдохнём.
(Включается аудиозапись песни «Чунга-чанга», дети танцуют.) (слайд 15.)
IV. Путешествие четвёртое.
1. Работа с отрывка из раннее прочитанного текста.
- Вспомните автора этого произведения, найдите и вставьте нужные слова ( с. 43 учебника, средний отрывок). ( К.Г. Паустовский «Растрёпанный воробей». Нужные слова: 1. «От маленькой радости смеются…». 2. «а от большой плачут». 3. «и крупный снег…». 4. «счастливые».)
2. Выразительное чтение отрывков.
- Прочитайте выразительно отрывок из рассказа «Слон», который вам больше всего понравился. (слайд 16.)
VI. Путешествие пятое. Возвращение домой.
1. Беседа.
- Пора нам возвращаться домой. Жаль расставаться со старыми друзьями. Как вы думаете, почему они попали в раздел «Были-небылицы»?
2. Проверочная работа.
1) Допиши пропущенные буквы, и получится стишок-небылица. (слайд 18)
Рифмушка
Танцевала рыба с р_ _ _ _,
А петр _ _ _ _ - с пастернаком,
А ци_ _ _ _ - с чесноком,
А ин _ _ _ _ _ - с пет _ _ _ _,
Ск _ _ _ _ _ _ _ _ - с котелком,
Красна девка – с к _ _ _ _ _ _,
А ухват – просто так,
А морковка не _ _ _ _ _ _,
Потому что не умела.
2) Переставь всё, как надо! (слайд 19)
Нет ни склада тут, ни лада…
Пингвины – жители пустыни,
Ужата очень любят дыни.
Шофёры знают толк в малине,
Ребята ползают в пустыне.
Верблюды плавают на льдине,
Медведи возят груз в машине.
Неспешно ходит черепаха,
Могучий ёж не знает страха.
Колючий лев в траве таится,
За ним охотится лисица.
Ужи летают в облаках,
Стрижи на севере, во льдах.
Орлы упрямы, просто страх!
Чижи охотятся в горах,
Моржи в болоте, в камышах,
Киты мечтают о мышах.
Ослы расселись на кустах,
Коты плывут в крутых волнах…
А все ли на своих местах?
3) Соедините автора с названием его произведения. Допишите пропущенные слова. (карточки) (слайд 20)
М. Горький «Слон»
К.Г. Паустовский «Случай…………»
А.И. Куприн «Растрёпанный…………»
4) Ответьте на вопросы. (слайд 21)
а) Кто и о ком бормотал такие слова? Что это за произведение? Кто его автор?
Не похож он ни на рака, ни на нас –
Весьма во многом.
Не родня ли это чудо
Безобразным осьминогом?
б) Прочитайте описание животного. Вставьте пропущенные слова. Кто это?
(слайд 22)
Ростом он только чуть-чуть пониже двери, а в длину занимает половину….. . Кожа на нём…, в тяжёлых… . Ноги толстые, как … . Длинный…. с чем-то вроде помела на конце. Голова в больших… . Уши большие, как …., и висят вниз. Глаза совсем …., но умные и добрые. Это…. .
в) Вспомните героев произведения. Допишите. (слайд 23)
Пашка - ….., Петровна - …, Маша - …., Чичкин - …, разбойница - … .
VII. Возвращение домой. Подведение итогов.
- Вот мы с вами дома, среди привычных вещей. Какие истории вы о них придумали? Расскажите на следующем уроке.
Литература
1. Литературное чтение 3 класс. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М: - Просвещение, 2014г
2. Поурочные разработки по литературному чтению. 3 класс. –М.: ВАКО, 2013г
3. Контрольно измерительные материалы КИМ по ФГОС
Ответы к проверочной работе.
1. Стишок – небылица звучит так ( у детей могут быть вставлены другие слова, главное, чтобы они подходили по смыслу и рифмовались): (слайд10.)
Танцевала рыба с раком,
А петр ушка - с пастернаком,
А ци буля - с чесноком,
А ин дейка - с пет хом,
Ск овородка - с котелком,
Красна девка – с к азаком,
А ухват – просто так,
А морковка не хотела,
Потому что не умела.
2. Переставить пары слов: пингвины – верблюды; ужата – ребята; могучий ёж – колючий лев; ужи – чижи; стрижи – моржи; орлы – ослы; киты – коты.
3. М.Горький «Случай с Евсейкой», К.Г. Паустовский «Растрёпанный воробей», А.И. Куприн «Слон».
4. а) Рыбы о мальчике. М.Горький «Случай с Евсейкой».
б) Вставить : столовой, грубая, складках, столбы, хвост, шишках, лопухи, крошечные. Это слон. А.И. Куприн «Слон».
в) Пашка – воробей, Петровна – нянюшка, Маша – дочка(девочка), Чичкин – Пашкин дед, старый воробей, разбойница – ворона. К.Г. Паустовский «Растрёпанный воробей»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.