Открытый урок литературного чтения во 2 классе.
Тема урока: М.Пришвин «Ребята и утята»
Цель урока: познакомить с произведением М.М.Пришвина "Ребята и утята".
1 Личностные:
формирование умения высказывать личное отношение к произведению, объясняя свою позицию; развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.
2 Регулятивные:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
3 Познавательные:
- Развивать представление о жанре рассказа, о слове как средстве создания художественного образа.
- Развивать умение устанавливать причинно – следственные связи:
(умение давать характеристику героям с опорой на текст).
- Поиск необходимой информации с использованием учебника:
(развивать внимание к позиции автора и его отношению к героям произведения; формирование умения определять средства выражения этого отношения с помощью учителя; формирование умения находить в тексте рассказа ответы на вопросы, помещенные в учебнике)
4 Коммуникативные:
- развитие умения работать в паре, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- строить понятные для партнеров высказывания;
- задавать вопросы, контролировать действия партнера.
Оборудование: фото писателя, выставка книг, презентация.
Ход урока
I. Организационный момент.
Самоопределение к деятельности
Учитель.
Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем.
II. Актуализация знаний. Мотивация к деятельности.
Учитель.
1). Речевая разминка. Прочитайте стихотворение скороговоркой (медленно, с ускорением, сердито, весело, с удивлением)
а) Чтение скороговорки
Стала утка на
пруду учить своих утят,
Утята плавать на виду у мамы не хотят.
Ужасно утка мучится:
"Ну что из них получится?"
III. Работа над новой темой.
1. Первичное чтение рассказа
откройте учебники на С. 132-133, возьмите в руки карандаши и отмечайте незнакомые вам слова.
После прослушивания ответите на вопрос:
-Почему автор назвал рассказ « Ребята и утята»?
-Почему ребята обрадовались приказу спасти утят?
2. Словарная работа.
– В тексте встретились незнакомые слова. Попробуем объяснить их значение.
Чирок-свистунок – птица семейства утиных. Обитают эти птицы на небольших водоемах
Верста – старинная русская мера длины. Чуть больше 1 км
Паровое поле – поле, отдыхающее от посевов.
Овсяное поле - поле, засеянное овсом.
Вода спала – с наступлением лета уровень воды в водоеме уменьшился
IV. Физминутка
Вышли уточки на луг,
Вышли уточки на луг
Кря-кря-кря! (Шагаем.)
Пролетел зеленый жук
Ж-ж-ж! (Машем руками-крыльями.)
Утки шеи выгибают. (Круговые вращения шеей.)
Клювом перья расправляют. (Повороты туловища влево-вправо.)
Зашумел в пруду камыш (Наклоны туловища)
Ш-ш-ш
И опять настала тишь.(Сели)
VI. Приемы беглого чтения.
На уроке мы прочитали рассказ М.Пришвина «Ребята и утята». А теперь потренируемся, как мы сможем бегло читать. Для того, чтобы отработать технику быстрого чтения, мы будем использовать различные приёмы.
1. Складывание предложений из половинок слов. (работа в парах) по методике
Это упражнение развивает способность по отдельному фрагменту высказывать догадку обо всем слове в целом и сразу же подтверждать ее недостающим фрагментом. Кроме того, формируется установка на побуквенный анализ слова.
1 Ч то вы бу де те дел ать с ут ята ми?
2 Во т тут и ув иде ли ре бя та и за швы ря ли ша пка ми.
3 И ди те и во звра ти те ей вс ех ут ят!
2. «Голова-хвост»
Учитель начинает читать не сначала, а с любого места, называя только начало предложения, остальные должны найти это место в тексте и продолжить чтение.
1 И около кузницы, при переходе через дорогу, она, конечно, пустила их вперед. Вот тут и увидели ребята и зашвыряли шапками.
2 Что вы будете делать с утятами? - строго спросил я ребят.
3 А когда вода спала, пришлось все три версты путешествовать к озеру..
4 И указали мне на близкий холмик парового поля, где уточка действительно сидела с раскрытым от волнения ртом.
Физкультминутка для глаз
VІІ. Работа над анализом произведения
1.Анализ произведения с выборочным чтением
- На что решилась уточка чирок-свистунок?
- Долго ли раздумывала уточка, прежде чем перевести детей к озеру?
- Что значит для утят свобода?
- Какое расстояние должны были преодолеть утка с утятами?
- Сколько это километров? Это много или мало?
- Как вы думаете, вам тяжело или легко было бы преодолеть это расстояние?
-А представьте маленьких утят. Труден ли был для них путь?
– Прочитайте, как шла мать-уточка с утятами.
– Какие враги были у уток?
– Кто же для утят оказался страшнее лисицы и ястреба?
– Как стали вести себя мальчишки, увидев утят? Прочитайте.
– Зачем ребята это делали? ( Просто так, для забавы.)
- Как вела себя утка-мать? Прочитайте.
- Кто же помог утятам? Как?
- Как повели себя дети? Почему? (струсили)
- Что сказал им автор, когда увидел, что они делают?
- Как мать собирала своих утят?
- Сколько же было утят?
- Как попрощались ребята и автор с утятами? Прочит айте
- Что закричал автор утятам? Прочитайте.
- Как ребята это восприняли? Найдите и прочитайте.
- Какое пояснение дал им автор?
2. Характеристика ребят
- Какими были ребята? (Жестокие, глупые, несмышлёные, беззаботные).
VI. Проверка Усвоения нового материала.
Учитель.
Работа с пословицами.
– Прочитайте пословицы, найдите из них, которые подходят к рассказу М.М.Пришвина.
Умел ошибиться – умей и поправиться.
– К кому из действующих лиц рассказа подходит эта пословица?
– Почему?
– Добрый пример лучше ста слов.
– К кому из действующих лиц рассказа подходит эта пословица?
– Почему?
Кто скоро помог, тот дважды помог
– Вызывают ли у вас сочувствие действующие лица? Кто именно?
– А кто нет? Почему?
- Какими ребята были в начале рассказа? При встрече с автором? Какими стали в конце рассказа?
VII. Рефлексия урока.
ІХ . Рефлексия
1. Закончилось наше путешествие.
- С каким расказом познакомились на уроке?
- Кто его автор?
-Почему автор назвал свой рассказ «Ребята и утята»?
–
Автор делает ребят и утят главными действующими лицами, подчеркивая, что мы
живем все вместе, рядом, о совместном сосуществовании.
– Чему научил М.Пришвин ребят и нас своим рассказом?
– Не совершать бездумных поступков. Любить природу, беречь её, чутко и бережно
относиться к братьям нашим меньшим, знать их жизнь и воспитать в себе
готовность защищать животных и оказывать им помощь.
-Какой урок вы извлекли для себя?
(Бережно относится к природе, ко всему живому, своей родине, своему дому. Грубость действительно никому не нужна, ни человеку, ни животному).
VIII. Итог урока
- Какой рассказ читали? Кто его автор?
- (развлекательный, познавательный, поучительный)
- Почему вы так считаете?
- Какую ошибку совершили дети?
- Кто помог им исправить ошибку?
- Как бы вы поступили при встрече с уточкой и утятами?
Чему он учит нас. /Нас М.М.Пришвин учит быть добрыми, остерегает от совершения глупых, жестоких, легкомысленных поступков. Он писал рассказы простые и мудрые как сама жизнь. Они согревают нас своей добротой, делая мудрее./
Учитель: Теперь мне хочется познакомить вас с замечательными словами, которые сказал Михаил Михайлович Пришвин
“Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы эти сокровища сохранять, – их надо открывать и показывать. Для рыб нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину”.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.