Открытый урок по математике в 3-м классе по теме «Решение задач на деление с остатком»
Оценка 4.7

Открытый урок по математике в 3-м классе по теме «Решение задач на деление с остатком»

Оценка 4.7
docx
математика
08.11.2020
Открытый урок по математике в 3-м классе по теме «Решение задач на деление с остатком»
математика1.docx

Министерство образование и науки РД

Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Хкемская основная общеобразовательная школа»

                   

Открытый урок по математике в 3-м классе по теме «Решение задач на деление с остатком»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                        

 

 

                                                                         Провел учитель начальных классов

Питсаидов Нариман Этемович

МКОУ «Хкемскаф ООШ» 

 

 

 

Предмет: Математика, М.И.Моро, часть 2.

Продолжительность урока: 40 минут.

Тип урока: урок обобщение знаний.

Цель: совершенствование навыков деления с остатком с опорой на знания табличного умножения и деления.

Задачи урока:

Обучающие:

  • обобщить знания и умения учащихся применения алгоритма деления числа с остатком;
  • продолжить работу по совершенствованию техники устного счёта;
  • формировать навыки анализа задачи, умений решать логические задания.

Развивающие:

  • развитие логического мышления, внимания, памяти, пространственного воображения;
  • развитие творческих умений и навыков по теме для успешного выполнения заданий.

Воспитательные:

  • способствовать воспитанию гуманности и коллективизма, наблюдательности и любознательности;
  • способствовать развитию познавательной активности, формированию навыков работы в группах.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
  • Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре.

Личностные:

  • Развитие мотивации учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
  • Развитие умения анализировать свои действия и управлять ими. Самостоятельно, оценивать результат своих действий, находить и исправлять собственные ошибки.
  • Тренировка навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Метапредметные результаты:

  • Регулятивные: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
  • Коммуникативные: принимать участие в работе парами и группами, используя для этого речевые и другие коммуникативные средства; использовать в общении правила вежливости; строить понятные для партнера высказывания, задавать вопросы.
  • Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; понимать информацию, представленную в схематичной, модельной форме; выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера.

Технологии: ИКТ, технология здоровьесбережения (дозировка заданий, своевременная смена видов деятельности учащихся, разноуровневое домашнее задание), технология деятельностного метода, игровая технология.

Методы: упражнения, демонстрация, инструктаж, проблемный, частично-поисковый, поощрение, наказание.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, приложения, линейки; конверты с фигурами по одному на пару.

Учебно-методическое обеспечение: учебник “Математика», 3 класс, часть 2.

Структура урока

I. Организационный момент

- Здравствуйте, дорогие гости! Мы, учитель и ученики 3 «Е» класса рады приветствовать Вас в нашем новом кафе-ресторане «Dolce Vita», что в переводе с итальянского означает «Сладкая жизнь». 

(Слайд 1)

Я – директор кафе-ресторана, а это мои помощники: шеф-повар Худынин егор, суши-повар - Костенко Валерия, а это - наши поварята.

Мы сегодня не одни,
Гости на урок пришли.
Повернитесь поскорей,
Поприветствуйте гостей!
Настроение у нас отличное,  (ученики хором)
А улыбки – дело привычное.
Пожелаем друг другу добра,
Ведь урок нам начинать пора.

Посмотрите, как уютно и красиво у нас в кафе-ресторане.

- Прежде чем работать поварами, наши дети долго и упорно учились на окружающем мире в школе поваров и создали свои проекты для книги здорового питания «Школа кулинаров». Вы посмотрите, как они старались. (Помощники раздают гостям кулинарные рецепты).

Настрой!

Помощники-поварята говорят:

В наше время,
Чтобы строить
Рестораном
Управлять,
Помни, друг,
Что надо твёрдо
Математику
Познать!

Учитель: Девиз нашего урока:  (Слайд 2)

В задачах тех ищи удачи
Где получить рискуешь сдачи. (Л.Хейл)

- Как вы понимаете этот девиз? (Нужно из всех решённых задач для себя искать урок, выгоду, понимать их мудрое решение).

II. Устный счёт

Продолжается работа,
Устно мы считаем что-то.
Сравниваем, размышляем,
Без ошибок отвечаем.

Учитель проводит игру «Расскажи о числе»

- Наше кафе открывается 20 февраля. Расскажите всё, что вы знаете об этом числе 20.

- Из каких цифр состоит это число? (2 и 0)

- Числа - соседи числа 20? (19 и 21)

- Состав числа 20? (2 дес. 0 ед.)

- На какие числа делится число 20 без остатка? (на 2,4,5,10)

- Как называются компоненты действия деления?

- Решите логическую задачу (из учебника с. 29).

(Учитель читает и закрепляет на доску «вазы с фруктами» - картинки).

Для украшения нашего кафе Данила, Илья и Никита принесли вазы с фруктами.

В вазах у Данилы и Ильи было по 3 яблока, в вазах у Данилы и Никиты - по 6 груш. Кто какие вазы принёс? (Данила - вазу, в которой 3 яблока и 6 груш, Никита - вазу с 6 грушами и 1 яблоком, Илья - вазу с 3 яблоками и с 8 грушами).

Учитель говорит открыть тетради, записать число и классная работа.

III. Определение темы и целей урока.  Самоопределение к деятельности

- Мои помощники, раздайте поварятам «тарелочки» - первому ряду, второму ряду и третьему ряду.

(Дети раздают «тарелочки» разного цвета  - круглые карточки с заданием на обороте, дне тарелочки).

- С какой проблемой вы столкнулись при раздаче тарелочек? («Остались лишние тарелочки»).

- Почему «тарелочки» остались? (Их было больше чем поварят).

- Какое математическое действие вы производили, раздавая тарелочки. (Мы их поровну делили на всех поварят).

- Сформулируйте тему нашего урока. (Мы будем решать задачи на деление с остатком). Оставшиеся тарелочки отдайте нашим гостям.

IV. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы. Работа по учебнику

- Давайте вместе составим МЕНЮ на сегодняшний день работы кафе «Dolce Vita».

- Чем мы сегодня будем заниматься? Наметим план наших действий.

- Откройте учебники на с. 29.

- Что вы увидели на этой странице?

(На полях - вазы с фруктами). Эту логическую задачу мы уже решили.

(Мы видим деление с остатком в письменной записи столбиком).

(Мы вспомним алгоритм деления с остатком и будем его применять в решении задач. (Слайд 4 - МЕНЮ урока).

Меню - план урока:

1. Повторить алгоритм и способы деления с остатком.

2. Решать задачи на деление с остатком.

3. Работать в рабочей тетради.

4. Работать в паре с соседом по парте, в группе.

Учебник № 1 с. 29

Первый пример у доски прокомментирует Магомедова А..

53 : 8

Это деление с остатком. Надо вспомнить, по таблице умножения на 8, какое самое большое число до 53 без остатка делиться на 8. Это число 48. Найдём частное: 48:8=6.

Найдём остаток: 53-48=5. Остаток меньше делителя, значит действие выполнили верно. (Записывает столбиком у доски).

- расскажет нам второй способ деления с остатком подбором.

78 : 9

Если трудно вспомнить самое большое число до 78, которое делится на 9 без остатка, то частное можно найти способом подбора.

Попробуем в частном 4. 9х4=36. Найдём остаток и сравним его с делителем: 78-36=42, 42 больше 9, значит 4 мало. Попробуем в частном 7.

9х7=63, 78-63=15, больше 9, значит 7 мало. Попробуем в частном 8.

9х8=72, 78-72=6, меньше 9, значит частное 8, а остаток 6. Запиши письменно столбиком.

Работа в паре.

- Повторим правила работы в паре. (Один ученик говорит).

Правила работы в парах

1. Работать должны оба.

2. Один говорит, другой слушает.

3. Своё несогласие высказывай вежливо.

4. Если не понял, переспроси.

- Повернитесь  друг к другу проговорите алгоритм деления с остатком.

(Учитель на доску вешает табличку).

Алгоритм деления с остатком

1. Находим наибольшее число до делимого, которое можно разделить на делитель без остатка.

2. Данное число делим на делитель. Это значение частного.

3. Вычитаем из делимого наибольшее число – это остаток.

4. Проверяем, остаток должен быть меньше делителя.

- Остальные примеры решите самостоятельно в учебнике № 1 с. 29 письменным делением столбиком удобным для вас способом.

- Проверяем самопроверкой, ответы говорит  (частное 2 ост. 5, частное 3 ост. 5, частное 2 ост.10)

V. Физкульминутка

Слайд 5. Учитель включает музыку на 1 мин. «Масленица пришла!»

Учитель: Я приглашаю своих помощников. Мы начинаем готовить. Повторяйте

«Золотые блины» (На месте, вставать не нужно)

Тесто мы сейчас замесим                 (хлопаем в ладоши)
Для блиночков золотых,
Чтобы солнышко здесь встретить    (разводим в стороны руки)
И гостей всех угостить.

Мы муку сейчас просеем,         (движение в соответствии с текстом)
Сито мы скорей возьмем;
Яйца, масло мы добавим 
И все быстро мы взобьем.      («миксер» руками)

Вы блиночки выпекайтесь,     (кружим кистями рук)
Быть румяными старайтесь.
Чтоб весна скорей пришла      (хлопаем в ладоши)
И друзей всех собрала.

VI. Постановка изученного материала в новых жизненных ситуациях

Работа в группах.

- Повторим правила работы в группе.

Правила работы в группе

1. Распределите роли в группе.

2. Внимательно прочитайте задание.

3. При обсуждении задания выслушивайте мнение каждого.

4. Не перебивай говорящего.


- Вы работаете в кафе-ресторане. На масленицу Шеф-повар испёк блины. Разложите блины на порции так, чтобы в каждой порции было по 3 блина. Запишите, сколько порций получилось и сколько блинов осталось. Составьте модель-схему условия и решения задачи на числовом луче. Запишите числа на этой же карточке. Блинчики можно наклеить в свои тарелочки.

Запись решения задачи № 1 в тетради, а представитель группы размещает карточку на доске.

Карточки

- Сколько порций блинов получилось? (5 или 6)

- Кокой остаток получился при делении на 3? (1 или 2)

- Как вы решали задачу? (Мы раскладывали блины по 3, посчитали сколько порций получилось и смотрели остались ли ещё блины).

- Возьмите свои тарелочки, присаживайтесь на свои места.

Работа в паре.

- Решите задачу в паре. Какая пара решит раньше поднимет руки «домиком».

Переверните ваши тарелочки и прочитайте задачу, которая досталась вашему ряду.

1 ряд решает такую задачу:

В кафе-ресторане «Dolce Vita» испекли 49 пирожков. На одну тарелку помещается 5 пирожков. Сколько потребуется тарелок и сколько пирожков останется? Как решали задачу?

2 ряд решает такую задачу:

Наш повар Булка отправился в кафе. У него есть 79 рублей, и он хочет купить мини-пироженое по цене 8 рублей. Сколько шоколадок сможет купить Булка? Как решали задачу?

3 ряд решает задачу:

Для сервировки столов в кафе - ресторане надо 45 ложек поровну разложить на 7 столов. Останутся ли ложки? Сколько? Как решали задачу?

Запишите решение задачи № 2 в тетрадь без краткой записи. Ответ - полным предложением.

VI. Физкульминутка

(Можно использовать физкульминутку для глаз).

- Ребята-поварята, что-то наши гости кафе-ресторана заскучали. Давайте их развеселим и исполним шуточную песню-танец повара Булочки. Повторяйте движения под музыку за моими помощниками.

VII. Этап включения в систему знаний повторения и закрепления.
Самостоятельная работа c взаимопроверкой в классе по эталону

Игра «Верно – неверно».

Напишите в тетради блиц-турнир и пронумеруйте цифры от 1 до 5. Будем ставить «+» - верно и хлопать в ладоши.

Блиц-турнир.

1. В наше кафе-ресторане булочка стоит 14 рублей. На 100 рублей можно купить максимум 7 булочек. Верно?

(Да. Дети хлопают). А сколько рублей останется? (Вова - 2 рубля). Докажите! 14 х 7=98 (ост. 2)

2. На каждого посетителя, который покупает чай с сахаром полагается 11 г сахара. В кафе 8 человек. Нашему шеф-повару Худынину Егору нужно бросить в чайник минимум 80 граммов сахара, чтобы получился вкусный чай. Верно?

(Нет. Дети не хлопают, пишут «–» в тетради). Почему? 11 х 8 = 88 г. Сахара не хватит.

3. Для приготовления суши надо 16 стаканов рисовой крупы. А воды в 3 раза больше. Нашему суши-повару Костенко Валерии надо в кастрюлю налить 50 стаканов воды. Верно?

(Нет. 16 х 3 = 48. Поэтому 50 стаканов воды много, 2 стакана лишние!)

4. Пакет сока стоит 22 рубля. Наибольшее количество пакетов сока, которое можно для кафе можно купить на 100 рублей - это 5 пакетов. Верно? (Да. Дети хлопают и пишут в тетради «+»).

5. В нашем кафе-ресторане «Dolce Vita» присутствуют 9 гостей. Мне понадобиться 18 пирожков, чтобы каждого угостить по 2 пирожка. Верно?
(Да. Дети хлопают и пишут в тетради «+»).

Слайд 7.

- Взаимопроверка. Обменяйтесь тетрадями, проверьте с образцом на доске. Поставьте отметку или смайлик-блинчик. Слайд 8.

VIII. Итог урока

Слайд 4.

- Ребята, какую задачу мы ставили на уроке?

-Удалось решить поставленную задачу?

- В чём же смысл деления с остатком?

(Разделить с остатком одно число на другое – это значит найти, сколько раз в делимом содержится делитель и сколько останется. Остаток всегда меньше делителя).

- Где же в жизни нам может пригодиться умение делить с остатком?

- Сегодня в кафе - ресторан «Dolce Vita» отлично работали ..., хорошо работали … (отметки за урок). Слайд 9.

IХ. Рефлексия

- А вы, поварята, оцените свою работу, используя фразеологизмы.

  • Засучив рукава – стараться изо всех сил.
  • Считать ворон – быть невнимательным, рассеянным.
  • Палец о палец не ударил – ничего не сделал.
  • Работать спустя рукава – не стараться, относиться безответственно.
  • Работать не покладая рук – стараться.

Запишите выбранный фразеологизм в тетрадь зелёной пастой.

Х. Домашнее задание

- По желанию: в учебнике решить № 3, 5 с. 29 или самому придумать и составить задачу на деление с остатком про наше кафе-ресторан «Dolce Vita», красиво оформить.


 

Скачано с www.znanio.ru

Министерство образование и науки

Министерство образование и науки

Предмет: Математика, М.И.Моро, часть 2

Предмет: Математика, М.И.Моро, часть 2

Развитие умения анализировать свои действия и управлять ими

Развитие умения анализировать свои действия и управлять ими

Настроение у нас отличное , (ученики хором)

Настроение у нас отличное , (ученики хором)

Решите логическую задачу (из учебника с

Решите логическую задачу (из учебника с

Работать в рабочей тетради. 4

Работать в рабочей тетради. 4

Остальные примеры решите самостоятельно в учебнике № 1 с

Остальные примеры решите самостоятельно в учебнике № 1 с

Карточки - Сколько порций блинов получилось? (5 или 6) -

Карточки - Сколько порций блинов получилось? (5 или 6) -

В наше кафе-ресторане булочка стоит 14 рублей

В наше кафе-ресторане булочка стоит 14 рублей

Засучив рукава – стараться изо всех сил

Засучив рукава – стараться изо всех сил
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.11.2020