Сценарий урока в 5 классе.
Тема: «Звать через прошлое к настоящему».
Цель урока:
Показать, что кроме сюжета, замечательные творения композитора, художника и кинорежиссёра, роднят воспетые в этих произведениях чувства патриотизма и любви к Родине.
Задачи урока:
Познавательного развития:
Повторение жанров русских народных песен и их характерных черт. Продолжение знакомства с кантатой, как музыкальным произведением торжественного или лирико-эпического характера, состоящим из нескольких законченных номеров и исполняемым певцами - солистами, хором в сопровождении оркестра. Укрепление понимания взаимосвязи киноискусства, изобразительного и музыкального искусства.
Личностного развития:
Приобщение детей к сокровищам отечественной музыкальной классики, воспевающей силу и мощь русского народа. Создание эмоционально-положительной, творческой атмосферы на уроке, способствующей более полной реализации творческого потенциала учащихся.
Коммуникативного развития:
Формирование музыкального вкуса, умения слушать и анализировать фрагменты кантаты. Развивать вокально-хоровые навыки. Расширить кругозор учащихся через знакомство с новым репертуаром.
Регулятивного развития:
Анализ музыкальных фрагментов, формулирование выводов в ходе беседы. Хоровое исполнение песни «Моя Россия» музыка Г. Струве, слова Н. Соловьева.
Основные понятия:
· кантата
· триптих
Оборудование:
· компьютер;
· проектор;
· звукоусиливающая аппаратура (колонки);
· синтезатор.
Материалы:
· слайдовая презентация;
· видеофрагменты из кинофильма “Александр Невский” режиссёра С. Эйзенштейна;
· музыкальные фрагменты из кантаты С.С. Прокофьева «Александр Невский»: «Песнь об Александре Невском», «Вставайте, люди русские», «Ледовое побоище»;
· текст песни «Моя Россия» музыка Г. Струве, слова Н. Соловьёва;
· музыкальные фонограммы.
Ход урока.
I. Вход в класс.
Звучит праздничный трезвон.
II. Организационный момент.
Музыкальное приветствие.
III. Беседа с учащимися.
Учитель: Очень часто город Санкт-Петербург, называют музеем под открытым небом. И, несмотря на то, что история города начала своё летоисчисление с 1703 года, сегодня мы с вами познакомимся с музеем, который хранит память о событиях, произошедших за несколько веков до основания города – Александро-Невскую Лавру.
Учитель: Если быть более точной, то Свято-Троицкую Александро-Невскую Лавру. И вот здесь возникает следующий вопрос: первая часть названия лавры, Свято-Троицкая, связана с названием собора, который расположен на территории лавры, а вот с чем или с кем связано название второй её части – Александро-Невская?
Предполагаемый ответ: С князем Александром Невским.
Учитель: Да, он прославился своими победами над шведами в 1240 году на Неве, за что и получил прозвище Невский, и над ливонскими рыцарями на Чудском озере в 1242 году.
Учитель: Славные деяния Александра Невского, происходили как раз недалеко от тех мест, где в 1703 году по приказу царя Петра I началось строительство новой столицы. И по его же приказу в 1724 году мощи Александра Невского были перевезены из Владимира в Александро-Невский монастырь. Я думаю, что вы догадались, о ком пойдёт речь сегодня на уроке?
Предполагаемый ответ: Да, об Александре Невском.
Учитель: Я предлагаю обратить наши взоры в далёкое прошлое. Но, как Вы думаете, откуда нам известно всё то, что происходило много веков назад?
Предполагаемый ответ: За это мы должны благодарить народных сказителей, которые слагали песни и былины о подвигах русского воинства, передавая их из уст в уста.
Учитель: Давайте попробуем озвучить картину Виктора Михайловича Васнецова «Баян», вложив в его уста следующие строки:
А и было дело на Неве-реке,
На
Неве-реке, на большой воде.
Там рубили мы злое воинство,
Злое воинство, войско шведское.
Учитель: Как Вы думаете, прозвучавшие стихи написаны современным автором или это фрагмент былинных напевов?
Предполагаемый ответ: Очень похожи на былинные напевы, но если предположить, что эти стихи написаны современным автором, то они передают дух старины.
Учитель: Как Вы точно заметили. Эти строки, действительно были написаны в XX веке поэтом В. Луговским и композитором С. Прокофьевым, которые стремились воссоздать в своём произведении характерные черты былинных напевов. Послушайте и отметьте, какие это черты?
Звучит «Песнь об Александре Невском», из кантаты «Александр Невский» С.С. Прокофьева.
Предполагаемый ответ: Неторопливое, размеренное движение. Мелодия строгая и величественная, с широким дыханием.
Учитель: Фрагмент, который только что прозвучал «Песнь об Александре Невском», был написан композитором С.С. Прокофьевым и является частью крупного произведения, состоящего из 7 частей. Называется это произведение кантата «Александр Невский». Кантата – (латинское canto, буквально – пою) музыкальное произведение торжественного или лирико-эпического характера, состоящее из нескольких законченных номеров и исполняемое певцами-солистами, хором в сопровождении оркестра.
Учитель: У этого произведения очень интересная история. Кантата «Александр Невский», монументальное произведение для хора, меццо-сопрано и оркестра, создана в 1938-1939 годах на основе музыки к одноименному фильму С. Эйзенштейна.
Учитель: Возникшая из музыки к кинофильму, кантата напоминает ряд проносящихся контрастных кадров. Музыка кантаты очень образна и живописна. Предлагаю посмотреть фрагмент из кинофильма «Александр Невский» режиссёра С. Эйзенштейна, где Вы ещё раз услышите «Песнь об Александре Невском» и сможете соотнести услышанное и увиденное.
Просмотр видеофрагмента.
Учитель: А какова основная мысль этой части?
Предполагаемый ответ: Рассказ о недавней победе русских над шведами.
Учитель: Правильно. А может быть кто-то готов дополнить ответ?
Предполагаемый ответ: И о готовящемся новом испытании: "Не уступим мы землю русскую".
Учитель: Мне бы хотелось дополнить: «Кто придет на Русь, будет насмерть бит». Эту идею продолжил в своём творчестве народный художник СССР Павел Дмитриевич Корин. Самым известным его произведением военных лет является триптих «Александр Невский».
Обсуждение картины П.Д. Корина «Александр Невский».
Учитель: А что такое триптих?
Предполагаемый ответ: Это картина, которая состоит из трёх частей.
Учитель: И что очень важно заметить – все три части объединены общей идеей, темой или сюжетом. Триптих – картина, состоящая из трех частей, объединенных одной общей идеей, темой или сюжетной линией.
Учитель: Три части этой картины объединены сюжетной линией — подготовка к борьбе с иностранными захватчиками. На левой части триптиха, которая называется «Северная баллада», изображен русский воин-богатырь из народа, которого провожает на войну женщина — мать, жена или сестра. В правой части Корин обыграл былинный мотив — эта часть получила название «Старинный сказ» и наводит зрителя на мысли о богатой истории и культуре русского народа. На центральной картине триптиха изображен Александр Невский. Каким Вы видите Александра Невского на этом полотне?
Предполагаемый ответ: Облик князя грозен. Это настоящий русский богатырь-защитник, который не даст в обиду свою землю. Он стоит на рубеже русских земель и зорко смотрит откуда появится враг. Александр опирается на большой меч, а за его спиной широко простирающиеся русские земли. Широкоплечий воин в латах олицетворяет собой всю мощь русского оружия, смелость и мужество русского народа, который готов сражаться до последней капли крови за свою свободу и независимость.
Учитель: А если бы Вам предложили озвучить эту часть картины, то интонации каких жанров Вы бы предпочли?
Предполагаемый ответ: Мне кажется, что образ князя Александра Невского созвучен с мужественным, гордым и торжественным маршем. А вот простирающиеся русские земли, на защиту которых встал Александр Невский и его дружина - музыкальной темой, схожей по характеру с протяжными русскими народными песнями.
Учитель: Пришло время продолжить разговор о кантате С.С. Прокофьева, и сейчас мы послушаем фрагмент, который, возможно, Вам знаком. Это хор «Вставайте, люди русские».
Продолжение знакомства с кантатой С.С. Прокофьева «Александр Невский».
Учитель: Как начинается этот фрагмент? Какие изобразительные интонации использует композитор?
Предполагаемый ответ: Эта часть кантаты начинается с колокольного звона.
Учитель: С какой целью композитор вводит в звучание оркестра колокольный звон?
Предполагаемый ответ: На Руси был обычай обо всех событиях оповещать людей колокольным звоном. Если нужно было сообщить о приближающейся опасности, то звонари ударяли в набатный колокол. А хор, как отклик, звучит очень активно и призывно.
Учитель: Весь фрагмент звучит активно и призывно?
Предполагаемый ответ: Нет, в средней части характер меняется. Здесь композитор как бы создаёт образ Родины-Матери, поэтому музыка звучит неторопливо, но при этом величественно.
Учитель: Отголоски каких жанров русских народных песен напоминает средняя часть хора «Вставайте, люди русские»?
Предполагаемый ответ: Протяжные, былинные напевы.
Учитель: Мы уже говорили о том, что появлению кантаты предшествовала работа в кино, поэтому ряд музыкальных фрагментов кантаты С.С. Прокофьев дополнил и сейчас у Вас будет небольшая творческая работа, в которой Вы после просмотра видеофрагмента, должны будете отметить, что же изменилось в звучании хора из кантаты.
Просмотр видеофрагмента. Выполнение творческой работы и её обсуждение.
IV. Заключение.
Учитель: Как Вы думаете, почему этот хор был очень любим в годы Великой Отечественной войны?
Предполагаемый ответ: Мы знаем, что весь русский народ откликнулся на призыв Александра Невского, и встал «под ружьё» от мала до велика. А также мы знаем, что битва с ливонскими рыцарями закончилась победой. Я, думаю, в годы Великой Отечественной войны нужны были такие примеры, чтобы поддержать боевой дух советской армии.
V. Показ песни. Работа над песней.
Работа с текстом песни «Моя Россия».
Учитель: Возвращаясь к теме урока, мне ещё раз хочется обратить ваше внимание на то, что без прошлого у человека нет ни настоящего, ни будущего. Тем более, если это прошлое героическое. И я хочу, чтобы вы любили свою родину так, как любил её Александр Невский. Именно об этом песня, которую мы с вами сегодня начали учить.
VI. Завершение урока.
Слова благодарности за работу на уроке. Прощание с классом.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.