Открытый урок по окружающему миру на тему: «Сокровища Земли под охраной человечества». 4 класс

Открытый урок по окружающему миру на тему: «Сокровища Земли под охраной человечества». 4 класс

Медиа
docx
30.11.2019
Открытый урок по окружающему миру Сокровища Земли под охраной человечества(4).docx

Открытый урок по окружающему миру на тему:

«Сокровища Земли под охраной человечества».

4 класс

 

Цели: Ознакомить учащихся с объектами Всемирного наследия, показать красоту и неповторимость этих достопримечательностей; познакомить с Международной Красной книгой; формировать у учащихся убеждение о личной ответственности каждого человека за состояние природной среды.

 

1.     Организационный момент.

Ребята, сегодня мы узнаем о сокровищах Земли, охраняемых человеком, о Всемирном наследии природы, культуры и о Международной Красной книге.

 

2.     Актуализация

 

1. Экология – наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и со средой, в которой они обитают.

2. Человек – властелин и покоритель природы.

3. Историки и археологи – специалисты по экологии.

4. Древние люди преклонялись перед силами природы.

5. Причинами загрязнения океана являются: нефтепродукты, промышленные и бытовые отходы, сточные воды с полей, ядовитые и радиоактивные отходы, которые сбрасывает человек в моря и океаны.

6. Вырубка тропических лесов не приведет к изменению климата.

7. Весь мусор, выбрасываемый людьми, быстро самоуничтожается.

8. Международная экологическая организация Гринпис имеет эмблему с изображением панды.

9. Всемирный фонд дикой природы собирает и распределяет средства, необходимые для охраны редких видов живых организмов.

10. Международная экологическая организация Гринпис в переводе с английского языка означает «Зеленый лес».

 

3.     Изучение новой темы.

– В древности необычные творения рук человека, поражавшие современников красотой, размерами, техникой исполнения, называли "Семь чудес света" (Презентация 1). Семь чудес света описал в своей книге “История” древнегреческий ученый Геродот:

  • пирамиду Хеопса (Египет, III век до нашей эры);
  • висячие сады Семирамиды (Вавилон, VIв. до н. э.);
  • статую Зевса в Олимпии (Греция, Vв. до н. э.);
  • храм Артемиды в Эфесе (Греция, IVв. до н.э.);
  • Галикарнасский мавзолей (Кария, IVв. до н.э.);
  • маяк на острове Форос (Александрия, Египет, IIIв. до н.э.);
  • колосс Родосский (остров Родос, IIIв. до н. э.).

К большому сожалению, мы не сможем их увидеть во всём их великолепии.

Время не пощадило эти чудные творения. Висячие сады Семирамиды были затоплены. Храм Артемиды разрушали дважды. Статуя Зевса сгорела. Мавзолей разобрали в XV в. крестоносцы для постройки крепости. Колосс рухнул при землетрясении. Такая же судьба постигла Александрийский маяк. И только пирамиды уцелели. Недаром говорят, что их боится время.

– Чтобы мир не лишался в дальнейшем бесценных сокровищ, возникла идея объявить выдающиеся достопримечательности природы и культуры Всемирным наследием. Всемирное наследие включает объекты природы, объединённые названием "Всемирное природное наследие", и объекты творения человеческих рук, объединённые названием "Всемирное культурное наследие". Эти две части неразрывны между собой, об этом говорит эмблема Всемирного наследия

Круг символизирует природу, а квадрат в центре – творение человеческих рук.

В настоящее время создан Список Всемирного наследия, который ежегодно пополняется.

– На Физической карте Мира мы сейчас установим местонахождение этих чудес. Сегодня мы остановимся на объектах, которые находятся за пределами нашей страны. На следующем уроке подробно изучим объекты, находящиеся в нашей стране.

Учитель. В настоящее время сохранились только египетские пирамиды. Все прочие чудеса были уничтожены пожарами, землетрясениями, набегами иноземных захватчиков. Великая пирамида Хеопса была построена в период между третьим и четвертым тысячелетиями до нашей эры. Сто тысяч человек в течение 20 лет укладывали 2.300.000 каменных плит, каждая из которых весила около двух тонн. Чтобы поставить одну плиту на место, требовались усилия 40 человек. Пирамида Хеопса – самая высокая из всех египетских пирамид, ее высота – 146 метров.

Чтобы мир не лишался этих бесценных сокровищ, возникла идея объявить выдающиеся достопримечательности природы и культуры Всемирным наследием.

– Какие две части объединены названием «Всемирное наследие»?

Ученики. Всемирное наследие включает объекты природы и объекты творения человеческих рук.

Учитель. Как называются эти две части?

Ученики. «Всемирное природное наследие» – это объекты природы, а объекты творения человеческих рук – это «Всемирное культурное наследие».

 

4.     Физминутка

Учащиеся выполняют упражнения за учителем.

Быстро к озеру спустились,

Наклонились и умылись.

Раз, два, три, четыре,

Вот как славно освежились!

Здравствуй, чудо-озеро.

 

5.     Продолжение темы.

Учитель. Кто догадался, о каком чудо-озере говорится в стихотворении?

Ученики. Об озере Байкал.

Учитель предлагает послушать сообщение подготовленного ученика.

Ученики. Расскажу вам про озеро, которое напоминает огромную каменную чашу. Эту чашу наполняют 336 рек, а вытекает оттуда всего одна – Ангара. Это самое глубокое озеро в мире. В некоторых местах глубина его достигает 1637 метров. Если бы мы решили измерить эту глубину, то нам понадобился бы шест размером с три Останкинских телебашни.

Байкал так велик и могуч, что местные рыбаки его называют морем. Как и в настоящем море, здесь бывают и свирепые бури, штормы. Говорят, будто название «Байкал» значит «богатое озеро». Что ж, оно и впрямь богатое: в его водах много ценной рыбы, по берегам стоят дремучие леса, в глубине окружающих его гор – залежи полезных ископаемых. Да и сама по себе байкальская вода – великое богатство. Байкал – это самая большая в мире чаша с самой пресной водой. Вода в Байкале такая прозрачная, что зачастую с лодки можно увидеть на тринадцатиметровой глубине камни, песок. В Байкале много таких животных, которые нигде не встречаются. Здесь и байкальский тюлень, и глубоководная рыбка голомянка, и байкальский омуль.

 

Учитель. Вот мы и должны это чудо природы, это богатое рыбой и вкусной холодной водой чудо природы таким сохранить навсегда.

Учитель. Внимание! Из экологического центра пришла телеграмма.

Учитель читает текст:

Помните!

Что небо без птиц – не небо!

А море без рыб – не море!

И земля без зверей – не земля!

Сохраните нас, друзья!

Ученики. Ребята, как вы думаете, кто мог прислать эту телеграмму?

Ученики. Исчезающие виды растений и животных.

Учитель. В какую книгу занесены исчезающие виды растений и животных нашей страны?

Ученики. В Красную книгу России.

Учитель. Существует и Международная Красная книга. В нее внесены самые редкие животные и растения разных стран. Впервые эта книга была издана в 1966 году, она включала в себя описание 200 видов птиц, около 100 видов млекопитающих и 25 тысяч видов растений. Основная цель книги – выявление, учет тех видов организмов, которые могут исчезнуть, для сохранения которых нужны специальные меры защиты.

Учитель предлагает учащимся рассмотреть на с. 60– 61 учебника рисунки с изображением нескольких видов животных из Международной Красной книги.

Учитель. Попробуйте объяснить, почему эти виды оказались под угрозой исчезновения.

Ученики. Гребнистых крокодилов уничтожают ради красивой кожи. Из панциря черепах делают украшения, а мясо употребляют в пищу.

Учитель. Почему большая панда была внесена в Красную книгу? Ответить на это вопрос вам поможет текст «Большая панда»  на с. 61– 62 учебника.

Ученики читают статью.

Ученики(отвечают на вопрос). Потому что панд отлавливали для зоопарков, отстреливали для музеев, а живут панды только в горных лесах Китая.

VI. Закрепление изученного материала.

Учитель. Настало время подвести итоги урока. Что такое Всемирное наследие?

Ученики. Это Всемирное природное наследие и Всемирное культурное наследие.

Учитель. Запишите в схему «Всемирное наследие» объекты природные и культурные, которые вы сегодня узнали на уроке.

Ученики называют объекты Всемирного наследия и записывают в схему.

Учитель. Назовите животных, которые внесены в Международную Красную книгу.

Ученики называют виды животных.

 

6.     Итоги урока.

Учащиеся читают вывод на с. 62 учебника.

 

7. Домашнее задание.

С. 54– 62.

Ответить на вопросы «Проверь себя»; выполнить задания по вариантам: I вариант – задание 1, II вариант – задание 2.

 

 

Директор МКОУ «ИСОШ»                          Магомедов А.М.

Зам.директора по УВР                                   Хожолаева З.М.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отзыв коллег об открытом уроке окружающего мира

" Сокровища земли под охраной человечества. Всемирное наследие ", 

в 4б  классе, учителя начальных классов

 

Этапы урока, на наш  взгляд, четко выдержаны и соблюдены, соответствуют современным требованиям, предъявляемым к структуре данного типа урока. Чётко прослеживалась структура всего урока, присутствовала научная организация учебного процесса.

Организационный момент проведён организованно, детям был задан эмоциональный настрой на предстоящий урок, в котором они сами принимали участие.

Дети привлекались к целеполаганию, сами старались определить тему и цель урока, не стеснялись высказывать своё мнение, даже если ошибались, и поэтому ребята были мотивированы на активную учебную деятельность.

При проверке домашнего задания были использованы современные информационно -коммуникативные технологии. Учащиеся приготовили сообщения о семи чудесах света, сопровождаемых презентацией. Рациональное использование времени, хороший темп урока позволил привлечь к работе всех детей. На всех этапах урока осуществлялась внутрипредметная и межпредметная связь. Каждый этап урока был логически завершён, но имел связь с другими: дети сами подводили итог своей работы, анализируя учебную деятельность, учитель только давал рекомендации по исправлению ошибок. Учебная деятельность каждого ребёнка была оценена, оценки были выставлены и мотивированы, дети сами участвовали в анализе.

Рефлексия была проведена полно и объёмно, она показала яркое эмоциональное восприятие учебного материала. Учащиеся имеют навыки познавательной и личностной рефлексии.

Каждый этап урока имел конкретные цели и задачи, по завершении подводился итог и делались выводы.

Анализ содержания: Так как урок изучение нового материала, то активно использовались информационно-коммуникативные технологии. Изучение нового проходило через работу в группе под руководством учителя, с защиты проекта о Байкале группы детей и просмотра отрывка фильма о растительном и животном мире Байкала. Учебный материал обеспечил научность и доступность информации урока, связан с жизнью, реалистичен. Объём использованного материала, который предложила  учитель для усвоения учащимся, считаем оптимальным. Материал яркий, интересен детям, носит не только познавательный, обучающий, но и воспитывающий характер. Дети узнали много новых интересных и дополнительных сведений о Всемирном наследии человечества, о озере Байкал. А так же поняли, что каждый человек несет ответственность за состояние Всемирного наследия и природной среды.

Психологическая атмосфера была, на мой взгляд, достаточно доброжелательной, располагающей к диалогу. На протяжении всего урока Эльмира Абдурашидовна старалась соблюсти нормы педагогической этики и такта, культуры общения «учитель-ученик».

На протяжении всего урока, на всех его этапах хочется отметить высокий уровень познавательной активности учащихся: работали активно в группах, отвечали на вопросы, делали сообщения, с удовольствием слушали презентацию проекта и выступления одноклассников.

Анализ методов: Использование различных форм работы позволило активизировать учебный процесс, он имел не только познавательный, но и развивающий, воспитывающий характер.

Применение компьютерных технологий дало возможность для более целостного восприятия материала урока, помогло построению визуального ряда воспринимаемого, позволило разнообразить деятельность учащихся, активизировало внимание и интерес детей.

Использование метода моделирования способствовало развитию познавательных интересов, дети с интересом работали по карте, приобретая новые умения и навыки.

Применение фронтальных и групповых форм работы позволили каждому учащемуся проявить свои способности, знания, уровень развития речи, умения не только говорить самому, но и слушать товарищей, давать оценку действиям.

Анализ работы: Выбранные Эльмирой Абдурашидовной  тип урока, методы и формы организации учебной деятельности были оптимальны, соответствовали требованиям, предъявляемым к современному уроку и поэтому достаточно эффективными.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отзыв родителей об открытом уроке окружающего мира

" Сокровища земли под охраной человечества. Всемирное наследие ",

в 4б  классе, учителя начальных классов

Присутствовали на открытом уроке по Окружающему миру в 4б классе у Абдуразаковой Эльмиры Абдурашидовны. Конечно же, в начале урока ребята заметно волновались, но профессионализм классного руководителя и готовность детей активно участвовать в процессе, сделали свое дело. Было показано несколько презентаций по теме урока. Ребята показали не только знание предмета, но и проявили творческий подход в подборе информации и оформлении своих презентаций. Отдельно хочу сказать о командном духе и сплоченности класса, получив коллективные задания, дети активно включились в процесс обсуждения, дополняя друг друга в нахождении верных ответов на поставленные вопросы. Очень понравилась атмосфера диалога - учитель-ученик. Эльмира Абдурашидовна не только грамотно объясняла материал, но и предлагала ребятам принять участие в его обсуждении. Хочу поблагодарить  Эльмиру Абдурашидовну  за то, что  за три с половиной года, воспитала в наших детях тягу к знаниям, чувство локтя и желание быть лучшими во всем. Огромная благодарность администрации школы, за возможность увидеть наших детей в процессе учебы.

 

Родители учеников 4 б класса

 

Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)