Открытый урок по окружающему миру в 4-м классе
Тема: Природные зоны России.
Цели и задачи урока:
Обобщить и углубить знания учащихся о природных зонах России.
Установить основные причины изменения природы для развития хозяйства.
Показать значения разнообразия природы для развития хозяйства.
Характеристика деятельности учащихся
Понимать учебные задачи урока, стремиться их выполнить.
Работать в паре: знакомиться с картой природных зон России, сравнивать еȅ с физической картой России. Определять по карте природные зоны России, высказывать предположения о причинах их смены, осуществлять самопроверку. Устанавливать причинно – следственные связи между освещенностью Солнцем поверхности Земли и сменой природных зон, работать с схемой освещенности Земли солнечными лучами. Находить на карте природных зон области высотной поясности. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
Планируемые результаты
Предметные ( знать, уметь)
Знать план изучения природной зоны, причины смены природных зон с севера на юг, высотную поясность.
Уметь определять по карте природные зоны России, высказывать предположения о причинах их смены, осуществлять самопроверку
Метапредметные (Регулятивные. Познавательные. Коммуникативные)
П. – ставить и формулировать проблемы, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Р. – учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Учиться высказывать своȅ предположение.
К. – формулировать своё мнение и позицию, задавать вопросы, слушать собеседника.
Личностные результаты
Чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к еȅ природе.
Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций.
Оборудование: , компьютерная презентация, карта природных зон России, рефераты о животных и растениях. Индивидуальные карточки с заданиями.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
У нас сейчас урок окружающего мира.
Здравствуйте , дети!
А теперь все повернитесь
И друг другу улыбнитесь!
Улыбнитесь мне, гостям
И садитесь по местам.
II. Актуализация знаний учащихся
–
Велика наша Родина – Россия. И мы с вами совершим путешествие по просторам
нашей Родины, подведем итог, повторим всё, что знаем.
– Что мы изучали? Природные зоны России.
– А что такое природные зоны?. Природные зоны – это территория, где все
природные явления связаны между собой.
– Ни в одной стране мира мы не увидим такого разнообразия природных зон. А
почему? (Мнение учащихся).
– Наша страна так велика, что когда на Севере воют вьюги и метели, на юге
снимают с деревьев мандарины и апельсины. (Показываю на карте)
Викторина
1. Назовите океаны, омывающие Россию.
2. Назовите моря Тихого океана.
3. Назовите моря Северного Ледовитого океана.
4. Назовите моря Атлантического океана.
5. Назовите самые крупные озера страны.
6. Назовите самые крупные реки России.
Тест
1. Самое большое по площади озеро России:
а) Онежское б) Байкал в) Каспийское
2. Река, впадающая в Каспийское море:
а) Дон б) Волга в) Кама
3. Река, соединяющая озеро Байкал с Северным Ледовитым океаном:
а) Енисей б) Обь в) Лена
4. Самая длинная река России:
а) Волга б) Лена в) Обь
5. Моря Атлантического океана на территории России:
а) Японское б) Балтийское в) Черное
6. Какие озера в народе называют Онего-батюшко и Ладога-матушка?
а) Аральское и Каспийское моря
б) Ладожское и Онежское озера
в) Черное и Азовское моря
7. В Списке Всемирного наследия:
а) Белое море б) озеро Байкал в) река Енисей
Проблемная ситуация
–
Какую площадь занимает наша Родина? (17,1 млн.кв.км)
– На территории нашей страны могут поместиться почти:
Показываю
на карте. Учащиеся работают с индивидуальным атласом (политическая карта).
– Как вы думаете, велика ли протяженность границ России? Хотите узнать?
Решение проблемной ситуации
– Чтобы это узнать, нужно решить следующую задачу.
Задача. Протяженность сухопутных границ 17000 км. Это на 26000 км короче морских границ. Сколько км составляет протяженность всей границы?
Учащиеся работают в группах, ответы на файлах.
–
Какая это задача? (В косвенной форме).
– Как понимаете значение словосочетания (Cухопутные границы)
Зачитываю толкование слова из словаря.
– Как нашли протяженность морских границ?
Вывешиваем на доску ответы каждой группы.
– Как находили ответ на вопрос задачи?
Команды получают жетон за правильный ответ.
– Кто
помнит длину экватора? 40000 км. Что больше?
– На сколько больше длина границ России, чем длина экватора? (На 20000
км
– Протяженность границ России в 1,5 раза больше экватора. Узнав протяженность
границ России, какой можем сделать вывод?
– Убедились, как велика Россия. Поэтому она имеет такое разнообразие природных
зон.
III. Обобщение по природным зонами.
1.Работа с письмами.
– А
теперь мы отправимся в путешествие по природным зонам России. Вы нам
расскажите, что интересного, полезного, необычного узнали вы?
– Вот вам пришли письма. (Учащиеся берут конверты с письмом)
– По описанию вы должны определить откуда пришло письмо и от человека какой
профессии.
– Как только вам станет ясно, откуда весточка, покажите карточку,
соответствующую природной зоне.
(Учащиеся читают письма, коллективно обсуждают)
Первое письмо …Это удивительная страна: реки без устьев, деревья без листьев, сухие дожди, не смачивающие поверхность земли. Солнце печет немилосердно. Кругом барханы, как волны застывшего моря. По этим дорогам очень трудно ездить, но я стараюсь не поддаваться трудностям…
Второе письмо …В холодных водах моря идет своя жизнь. Из воды выглядывают головки нерп с темными блестящими глазами. Стада усатых моржей уплывают на север. Мы с друзьями снабжаем наши научные полярные станции всем необходимым. Рейсы на Большую Землю и обратно идут один за другим. Вам передают большой привет полярники…
Третье письмо …Какая ширь, раздолье! Ни гор, ни леса. Куда ни глянь – до самого горизонта простирается гладкая равнина. А сколько цветов: и алые гвоздики, и лиловые метёлки шалфея, и маки, и много-много других. Школа, где я работаю, стоит на краю села, и мы с ребятами часто любуемся этой красотой…
Четвертое письмо …Здесь – очень длинная суровая зима и совсем коротенькое лето. Но лето особенное: солнце светит и днём, и ночью. Поэтому приходится ложиться спать при ярком свете солнца. А если ты будешь дожидаться темноты, то придется не спать больше двух месяцев. Люди здесь закаленные и выносливые, болеют мало, но без работы всё равно сидеть не приходится.
Пятое письмо …Вот могучий красавец дуб, белоствольная берёза, осина с дрожащими листочками, раскидистая липа. Сосна и ель растут вперемешку, и ветви их часто образуют густой навес, а внизу – подлесок из орешника и других кустов. Сейчас лето и у нас с папой одна забота – сохранять это богатство от огня.
1
письмо – Пустыня (водитель, путешественник)
2 письмо – Крайний Север (полярники)
3 письмо – Степь (учитель)
4 письмо – Тундра (врач)
5 письмо – Лесная зона (лесник, пожарный)
– Видите, ребята, как необходимы люди разных профессий во всех уголках нашей страны, во всех природных зонах.
2. Работа по карточкам
— Внимательно рассмотрите рисунки и вставьте пропущенные слова (теплый или холодный, поздно или рано, долгое или короткое, много или мало).
Вариант 1
На юге России климат более .... Весна там наступает ..., лето ... и засушливое. Деревьев..., их можно встретить только по берегам рек. Большие пространства занимают травяные экосистемы — степи. Это степная зона.
Вариант 2
На севере России климат более ... . Весна там наступает ..., лето ... и прохладное. Деревьев ..., они прячутся в местах, защищенных от мороза и ветра. Безлесные мохово-лишайниковые экосистемы — тундры — покрыты снегом большую часть года. Это тундровая зона.
(Обсуждение выполненного задания.)
— Одинаковую ли природу вы увидели? В связи с чем происходило изменение природы? {В связи с изменением климата.)
— От чего зависит климат? (От распределения тепла на Земле.)
IV. Закрепление изученного материала
– В
каком направлении мы изучали природные зоны? Назовите природные зоны?
– Изменились ли природные условия? Растительный и животный мир? Занятия людей?
– От чего это зависит? (От климата, расположения природной зоны)
1.
Климат вызывает зональное размещение не только сообщества растений, но и
животных, почв, вод, рельефа и всё, что взаимосвязано с этим.
2. От расположения природной зоны по отношению к экватору и к Северному
полюсу.
3. От географического положения природной зоны зависит высота солнца, над
линией горизонта и продолжительность зимы и лета.
4. От сочетания тепла и влаги – зависит состав почвы.
5. От состава почвы зависит растительность.
6. От растительности зависит животный мир и занятия людей
–
Какой можно сделать вывод?
– В природе всё взаимосвязано. Жизнедеятельность человека тесно связана с
природой!
V. Физминутка.
VI. Проверка знаний учащихся (Работа в группах)
– Какие взаимосвязи существуют в природных зонах.
* Определите экологическую цепочку и природную зону
а)
ягель – олень – волк (тундра)
б) зерно – суслик – орел (степь)
в) растения – тушканчик – змея (пустыня)
г) водоросли – рачки – рыбы – чайки (арктика)
д) дуб – сойка – сова (лес)
Разгадывание «Экологического» кроссворда
1. ... лесов по берегам рек приводит к тому, что реки мелеют и высыхают. (Вырубка.) 2. ... земель приводит к тому, что птицы переселяются на поля и там строят гнезда, которые погибают во время полевых работ. (Распахивание.) 3. Сточные воды и мусор, попадающие в моря, вызывают их ... (Загрязнение.) 4. От вездеходов и тракторов в тундре нарушается (Поверхность почв.) 5. Неумеренное ... приводит к тому, что в почве накапливается большое количество соли. (Орошение.)
(Ключевое слово в выделенных клетках: браконьер.)
VII. Итог урока
– Какая у нас Родина? Большая и богатая. Вы многое о ней узнали, готовили рефераты, изучали справочную литературу, искали информацию в Интернете. Как вы думаете, пригодятся ли вам эти знания в жизни? Вы продолжите эту тему в старших классах, когда будете изучать географию. Узнаете, что первую характеристику природным зонам дал Лев Семенович Берг, что их можно назвать ландшафтными и географическими.
2. Рефлексия
– В
какой природной зоне вы хотели бы жить и почему? Чем она вас привлекла?
– Как вы оцениваете результат своей работы на уроке?
– У кого остались вопросы покажите – «?»
– Если вам всё понятно, и вы многое узнали – покажите «!»
VIII. Домашнее задание
– Все мы должны понимать слова замечательного русского писателя М.М. Пришвина «Охранять природу – значит, охранять Родину».
– Спасибо за урок.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.