Технологическая карта урока окружающего мира
Тип урока: урок-путешествие.
Тема урока: «Золотое кольцо России»
Класс: 3, программа «Школа России» «Окружающий мир» А.А Плешаков.
Цель: познакомить со старинными городами, вошедшими в Золотое кольцо России.
Задачи:
Образовательная: расширить кругозор учащихся в области достопримечательностей городов.
Воспитательная: воспитывать любовь к России и своему региону, интерес к её духовному наследию.
Развивающая: развивать речь учащихся, кругозор, познавательный интерес.
Планируемые результаты:
Обучающиеся научатся находить на карте города Золотого кольца России, приводить примеры достопримечательностей этих городов, осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы. Продолжительность: 40 мин.
Авторский медиапродукт: презентация к уроку Power Point 83 слайда.
Средства обучения: презентация, физминутка для глаз, кроссворд, карта путешествия, путевые листы для учащихся, карточки с заданиями для работы в парах, в группах.
Этап |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Универсальные учебные действия |
1. Организационный момент |
Проверка готовности к уроку. Приветственное слово учителя: - Добрый день, ребята. Наш урок мне хотелось бы начать стихотворением: Улыбнись! Даже если на сердце темно И мешают в дороге ошибки, Посмотри, заглянул тёплый день к нам в окно, Разве это не стоит улыбки? Давайте улыбнёмся началу нового дня и друг другу. А теперь присаживайтесь на свои места. Я надеюсь на вашу активную работу на уроке. |
Подготовка класса к работе. Приветствие учителя. Наличие письменных принадлежностей, учебника, дневника. |
Личностные: принятие и освоение социальной роли ученика. Регулятивные: развитие самостоятельности |
2. Эмоциональный настрой урока
|
Какие пожелания будут нашему уроку? (получить знания) Чтобы ваши пожелания оправдались, будем активно работать, слушать и запоминать о чём будут говорить. |
|
|
3. Введение в тему урока, сообщение темы и целей урока |
Мы сегодня отправимся в виртуальное путешествие.
А куда, вы узнаете, послушав стихотворение, которое расскажет Гамаюнова Дарья (Звучит песня «Моя Россия»). ЗОЛОТОЕ КОЛЬЦО Города старинные, Звон колоколов. Словно птицы-лебеди Суздаль и Ростов. На широкой Волге Тверь и Кострома, Башенки резные, Чудо-терема.
Города старинные Мастерами славные. Улицы кузнечные, Улицы гончарные. Площади торговые, Праздничные ярмарки – Из Ельца – матрёшки, А из Тулы – пряники.
Города старинные – К солнышку лицом – Для России стали Золотым кольцом. (В. Степанов) Догадались, куда мы отправимся? |
Слушают сообщения учителя. Принимают участие в диалоге, высказывают свои предположения. |
Личностные: формирование гражданской идентичности, эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие личной ответственности за свои поступки. Познавательные: понимание роли и значения родного края в историко-культурном наследии России, в её современной жизни. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками Регулятивные: регулировать собственную деятельность. |
Актуализация знаний. 1)Постановка проблемной ситуации.
|
Как вы понимаете, что такое кольцо?
Какие бывают кольца?
Почему же кольцо? Все они, соединяясь дорогами, выстраиваются в символический круг. Около 40 лет назад (с начала 1970 года) несколько древних городов России к северо-востоку от Москвы были объединены в туристический маршрут, получивший название "Золотое кольцо России". Посмотрите на план – карту размещения этих городов в Золотом кольце. Они действительно расположены почти кругом, беря свое начало в столице нашей Родины – Москве. |
Украшение, предмет в форме окружности, имеет форму замкнутого круга
Обручальное, кольцо для ключей, гимнастические, трамвайное, кольца дыма.
Слушают сообщения учителя. Принимают участие в диалоге, высказывают свои предположения. |
|
3. Самоопределение к деятельности |
Почему «Золотое Кольцо» называется золотым? На этот вопрос вы сможете мне ответить, когда вернёмся из нашего виртуального путешествия по городам Золотого кольца.
Кто в своей жизни не мечтал попутешествовать, открыть для себя что-то новое, неизведанное. Даже если эти путешествия воображаемые, они все равно интересны. Сердце России – это ее центральная часть. Отсюда начинается история страны. Она имеет ведущее значение в жизни нашего государства. Не зря сюда стекаются туристы из разных стран. Многие хотят посмотреть и прикоснуться к древним городам, к святыням. Города Золотого кольца разбросаны по шести областям: Московской, Владимирской, Ивановской, Костромской, Тверской и Ярославской. В Золотое кольцо входят восемь основных городов — Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов, Ярославль, Кострома, Иваново, Суздаль и Владимир. Какие цели вы поставите перед собой, отправляясь в путешествие?
|
Работают над постановкой цели урока формулируют (уточняют) тему урока.
Варианты ответов детей.
Слушают сообщения учителя. Принимают участие в диалоге, высказывают свои предположения. |
Регулятивные: целеполагание. Познавательные: формулирование познавательной цели. Коммуникативные: активное использование речевых средств. |
Получение новых знаний 1)Введение в тему
|
У вас на партах лежат маршрутные листы. В них будете отмечать названия городов и достопримечательности. Готовы к путешествию?
Ребята, угадайте, на чем мы будем путешествовать?
Что за чудо - серый дом! Ребятишек много в нем. Носит обувь из резины И питается бензином! Автобус поможет нам побывать в нескольких древних русских городах, а помогать мне будут экскурсоводы. (повесить на доску слово.) Кто такие экскурсоводы? Точка отправления – город Москва - Рассаживаемся поудобнее и
отправляемся в путь. До
первого города всего 60 километров на северо-восток – это Сергиев Посад.
Итак, выезжаем из Москвы и двигаемся …в Сергиев Посад И вот мы прибываем в город Сергиев Посад. Слайды 10-18
|
Слушают сообщения учителя. Принимают участие в диалоге, высказывают свои предположения. |
Личностные: формирование гражданской идентичности, эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие личной ответственности за свои поступки. Познавательные: понимание роли и значения родного края в историко-культурном наследии России, в её современной жизни. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками Регулятивные: регулировать собственную деятельность. |
4. Изучение нового материала
|
Нашим экскурсоводом будет………
Сообщение ученика (рассказ о Сергиевом Посаде) (см.приложение) Что означает слово «лавра» ? (на доску) Кто запомнил, как называется главный монастырь города Сергиев Посад?
Мы покидаем Сергиев Посад, напишите название города в путеводном листе, вспомните достопримечательности.
Слайды 19-36 Из Сергиева Посада мы направляемся в город …Переславль –Залесский. Мы снова садимся в автобус и продолжаем путешествие
Песня про Переславль
Нашим экскурсоводом будет… Сообщение ученика (рассказ о Переславле-Залесском) (см.приложение)
Отметим на путеводном листе название города, вспомним, что слышали и видели и отправляемся дальше в путь. Слайды 36-46 Далее наш путь лежит в Ростов. Давайте подъедем к
городу, остановимся и прислушаемся.
Президент Владимир Путин подписал указ, согласно которому 2016 год объявлен Годом отечественного кино. В начале 1970-х годов в Ростовском кремле были сняты некоторые эпизоды фильма «Иван Васильевич меняет профессию». Сцены с погоней снимались в Кремле Ростова Великого. (Просмотр отрывка из фильма)
Отметим на путеводном листе название города, достопримечательности.
Дальше мы будем путешествовать на теплоходе по реке Волге, т.к. следующие города стоят на её берегу.
Слайды 47-53 - Из Ростова
мы отправляемся в Углич.
Передаю слово
гиду по Угличу (см.приложение) Отметим на путеводном листе название города, достопримечательности. Слайды 54-62 Продолжаем путешествие. Прибыли в Ярославль.
Как вы думаете, почему этот город получил такое название?
Передаю слово
гиду по Ярославлю (см.приложение) Отметим на путеводном листе название города, достопримечательности.
Слайды 63-73 Продолжая свой путь по великой русской реке, посетим еще один прекрасный город на Волге -Кострому. Передаю слово
гиду по Костроме (см.приложение) Отметим на путеводном листе название города, достопримечательности.
Слайды 74-80 Следующий город на Волге -Плёс
Передаю слово экскурсоводу(см.приложение) Отметим на путеводном листе название города, достопримечательности.
Наше путешествие по Золотому кольцу закончилось, мы возвращаемся домой в Самару. Слайды 81-82
Наше путешествие удалось.
Мы его совершили, даже не выходя из класса. Нас интересовал вопрос «Почему «Золотое Кольцо» называется золотым?
Теперь вы можете ответить на этот вопрос.
Принадлежит оно не отдельному человеку, а целой нашей стране России. Оно так и называется – золотое кольцо России. Украшено оно российскими самоцветами – городами. Слайд 83
|
Понимают учебную задачу урока и стремятся её выполнить. Просмотр презентации.
Знакомятся с новыми словами. Слушают экскурсоводов, получают информацию, отвечают на вопросы. Работают с маршрутными листами: записывают достопримечательности каждого города.
Знакомятся с новыми словами. Слушают экскурсоводов, получают информацию, отвечают на вопросы. Работают с маршрутными листами: записывают достопримечательности каждого города.
Варианты ответов детей.
Знакомятся с новыми словами. Слушают экскурсоводов, получают информацию, отвечают на вопросы. Работают с маршрутными листами: записывают достопримечательности каждого города.
Варианты ответов детей. Дети тянут руки, желая высказать свои предположения. Знакомятся с новыми словами. Слушают экскурсоводов, получают информацию, отвечают на вопросы. Работают с маршрутными листами: записывают достопримечательности каждого города.
Варианты ответов детей. |
Личностные: формирование гражданской идентичности, эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, формирование установки бережного отношения к материальным и духовным ценностям. Познавательные: понимание роли и значения родного края в историко-культурном наследии России, в её современной жизни; готовность слушать. Регулятивные: прогнозирование.
Личностные: формирование гражданской идентичности, эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, формирование установки бережного отношения к материальным и духовным ценностям. Познавательные: понимание роли и значения родного края в историко-культурном наследии России, в её современной жизни; готовность слушать. Регулятивные: прогнозирование.
Личностные: формирование гражданской идентичности, эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, формирование установки бережного отношения к материальным и духовным ценностям. Познавательные: понимание роли и значения родного края в историко-культурном наследии России, в её современной жизни; готовность слушать. Регулятивные: прогнозирование.
Личностные: формирование гражданской идентичности, эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, формирование установки бережного отношения к материальным и духовным ценностям. Познавательные: понимание роли и значения родного края в историко-культурном наследии России, в её современной жизни; готовность слушать. Регулятивные: прогнозирование. |
5. Физминутка
|
Физминутка для глаз. |
|
Личностные: формирование установки на безопасный здоровый образ жизни. Регулятивные: регулировать собственную деятельность. |
6. Закрепление полученных знаний.
|
1. Игра «Найди пару». Обратимся к вашим маршрутным листам. Именно они помогут выполнить задания в группах. ( Вспоминаем правила работы в группе) Задание: соотнести название города с его достопримечательностями, используя линии (см.приложение)
2.Кроссворд. Работа в парах
3. Проведение теста. |
Выполняют самостоятельную работу, осуществляют самопроверку. На индивидуальных карточках сопоставляют город с его достопримечательностью |
Личностные: формирование гражданской идентичности, эстетических потребностей, ценностей и чувств; уважительного отношения к иному мнению, развитие мотивов учебной деятельности и личной ответственности за свои поступки. Регулятивные: развитие самостоятельности; контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено, а что ещё предстоит усвоению, осознание уровня и качества усвоения. Познавательные: овладение логическими действиями, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям. Коммуникативные: освоение правил и норм взаимодействия со сверстниками в малой группе. |
7. Подведение итогов. |
Что вы можете сказать о нашем
путешествии?
А пока на летних каникулах вы сможете совершить туристические походы по своему родному краю.
Это позволит вам отдохнуть с пользой, узнать много нового о своей местности, а также набраться сил для того, чтобы успешно учиться в следующем году.
|
Варианты ответов детей. Дети тянут руки, желая высказать свои предположения.
|
|
8. Рефлексия деятельности |
Я предлагаю вам высказать своё мнение об уроке с помощью начала фраз, записанных на доске:
|
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.
|
Личностные: осознание себя членом общества и государства, чувство любви к своей стране и краю, в котором проживает; адекватная самооценка своих ошибок и достижений. Регулятивные: регулировать собственную деятельность. Коммуникативные: формирование умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
9. Выставление оценок. Объяснение домашнего задания. |
Выставляет оценки. Объясняет домашнее задание. - Вы все сегодня славно поработали. Оцените работу ваших одноклассников, которые выступали с сообщениями. Я согласна (не согласна) с оценками, потому что… Возьмите свои маршрутные листы домой и расскажите родителям, где вы сегодня побывали на уроке. - Откройте дневники, запишите домашнее задание на следующий урок: выбрать 4-5 достопримечательностей изученных городов Золотого кольца и подготовить вопросы для своей викторины.
Урок
я хочу закончить стихотворением. |
Обсуждают выставление оценок. Записывают домашнее задание в дневник. |
Личностные: принятие и освоение социальной роли ученика.
|
Приложение
Сергиев Посад
Расположен на реке Кончуре, назван в честь Сергия Радонежского, который основал большой монастырь Троице- Сергиеву лавру.
Лавра – это особый титул, который присваивается только самому главному монастырю. Троице – Сергиева лавра является главным монастырём России.
Крепостные стены, усиленные 11 сторожевыми башнями, тянутся более чем на 1120 метров. Их высота достигает 15 метров, а толщина – 10 метров.
Сегодня Лавра – действующий мужской монастырь, духовный центр православной России. На территории монастыря находится духовная академия и семинария, музей – заповедник.
Наибольшую популярность завоевала Сергиевская игрушка. Игрушечным символом города является матрешка.
Основные достопримечательности Сергиева Посада сосредоточены в Троице-Сергиевой лавре. Главная достопримечательность лавры — белокаменный Троицкий собор, украшенный иконами Андрея Рублева.
Духовская церковь — необычайно стройное, легкое и устремленное ввысь сооружение. В древности церковь использовалась для наблюдения за окрестностями. В случае опасности полагалось звонить в колокол.
По повелению Ивана Грозного и на его же средства в память о покорении Казани, в Троице-Сергиевой лавре по образцу главного собора Московского Кремля был возведен Успенский собор.
Отдельных слов заслуживает колокольня. Строили ее 28 лет. Колокольня несла на себе 42 колокола, самый большой из которых весил 4 тысячи пудов. Высота колокольни 88 метров. Самый большой колокол в России — "Царь" (вес 72 т); "Благовестник" ( 35,5 т); "Первенец" (27 т).
Переславль-Залесский
Город был основан в 1152 г. князем Юрием Долгоруким.
Город расположен на берегу озера Плещеево. Само название города переводится как «перенявший славу». Город прежде находился за лесами, поэтому назван «Залесским».
Переславль – родина прославленного полководца Александра Невского.
В 1688 г. Петр I начал строить «Потешную флотилию», положившую начало русскому флоту.
Переславль-Залесский славится на всю Россию своими монастырями и церквями. В городе и его окрестности находится четыре действующих монастыря.
Самый популярный – Горицкий монастырь. Самые значительные строения монастыря: Успенский собор, Церковь Богоявления с колокольней. Недалеко от Переславля-Залесского находится Никитский монастырь. Это один из старейших монастырей великой Руси. В Переславле-Залесском есть и второй женский монастырь — Феодоровский монастырь. В народе его называют Федоровским. В Переславле-Залесском 9 церквей, среди которых наиболее выделяется Спасо-Преображенский собор. Жемчужина России – озеро Плещеево, изумительно по красоте и чистоте. Его возраст около 30 тысяч лет. Оно имеет почти правильную овальную форму. Максимальная глубина – 25 метров. У подножья холмов на берегу озера находится знаменитый Синий камень – овеянный легендами валун серо-синего цвета. Название свое камень получил оттого, что после дождя цвет камня меняется от серого к синему (такой цвет принимает его мокрая поверхность).
Большой популярностью пользуются частные музеи — Музей утюга, Музей чайников, Музей масок.
Ростов Великий
Ростов — один из древнейших городов России. Город расположен на берегу озера Неро. Первое упоминание о нём относится к 862 году. Традиционно название города связывают со славянским именем Рост.
Главной достопримечательностью современного города является Ростовский Кремль, расположенный в самом центре Ростова. В кремле огромное множество архитектурных памятников, самый значимый из которых Успенский собор.
К юго-востоку от Успенского собора сооружена Звонница. Для неё было отлито 13 колоколов. Колокола имели свою тональность и могли производить правильные музыкальные гармонические звоны. Звоны Ростова Великого являются достоянием мировой культуры. Каждый из её 13 колоколов, от самого большого до самого малого, имеет своё особое звучание. Ростовские колокола известны во всем мире.
Самый большой колокол «Сысой» весит 2 тысячи пудов. Это примерно 32 тонны. Отражаются в воде купола и плывет над озером перезвон колокольный. Это не просто звон, а настоящая музыка. И, чтобы услышать ее, приезжают люди со всех сторон, из дальних стран.
В западной части Ростова Великого, на берегу озера Неро, расположен Спасо-Яковлевский монастырь. Панорама монастыря производит впечатление сказочного чудо-города.
Знаменит Ростов на весь мир своей финифтью. Ростовская финифть — тонкая медная пластинка покрывается с обеих сторон слоем эмали (специальная краска). Затем на эмаль наносили рисунки, узоры. Расписной эмалью украшали столовую посуду, оружие. Фабрика «Ростовская финифть» и сейчас выпускает броши, серьги, шкатулки и другие сувениры.
В начале 1970-х годов в Ростовском кремле были сняты некоторые эпизоды фильма «Иван Васильевич меняет профессию».
Углич
Углич - древнейший русский город на Волге. Он славится древнейшими архитектурными памятниками и красотой пейзажа. Название города, возможно, произошло от слова «угол», потому что река Волга в этом месте изгибается, течет «углом».
В Угличе тоже много памятников старины. В первую очередь это его Кремль. Он расположен на мысу, который вдается в реку Волгу. Сейчас в Кремле сохранились не все постройки. От дворца сохранилась только двухэтажная каменная постройка – палаты царевича Дмитрия Ивановича,
Среди основных достопримечательностей Углича: церковь Дмитрия на Крови.
В 1591 г. в Угличском Кремле при загадочных обстоятельствах погиб восьмилетний царевич Дмитрий, младший сын Ивана Грозного. В 1683 году на месте гибели царевича была возведена Церковь на Крови.
В Угличе находится гидроэлектростанция, одна из первых, построенных на реке Волге, а также работает часовой завод «Чайка».
Ярославль
На высоком берегу реки Волги раскинулся Ярославль. Там, где река Которосль сливается с Волгой, находилось когда-то поселение под названием Медвежий угол. Легенда гласит, что в 1010 г. князь Ярослав Мудрый с дружиной захватил это селение, разрубив боевым топором языческое изображение медведя.
Ярославль - самый крупный город Золотого кольца.
Древнейшим сооружением Ярославля является Спасо-Преображенский собор Спасского монастыря. Спасский монастырь сыграл важную роль в истории Ярославля, являясь длительное время его духовным, культурным и экономическим центром.
Жемчужиной древнерусской архитектуры среди достопримечательностей Ярославля можно назвать Церковь Ильи Пророка. Необычайно красив этот легкий по формам, строгий и торжественный храм с пятью широко поставленными вершинами.
Стоит также выделить Церковь Иоанна Предтечи. Эта церковь — вершина ярославского зодчества XVII века.
Уникальный ансамбль Толгского монастыря расположен на левом берегу Волги. Толгский мужской монастырь — один из древнейших на Руси — был основан в начале XIV в. ростовским епископом Прохором по случаю «явления» ему иконы Пресвятой Богородицы. Сейчас это женский монастырь, в нём живёт более ста сестёр.
В центре Ярославля можно увидеть памятник Фёдору Григорьевичу Волкову. Этот замечательный человек создал в Ярославле первый в России общедоступный театр. Вот почему Ярославль считают родиной русского театра.
Кострома
Город расположен на берегах Волги.
Кострома была основана в 1152г. Юрием Долгоруким.
Из источников известно, что «были в этом месте леса непроходимые, дремучие дебри», а скрывались здесь разбойники, от которых «и совсем проезду не было». Юрий Долгорукий «морем пламенным» расправился с разбойниками. А на выжженной земле появился город Кострома.
С Костромой связана история подвига Ивана Сусанина. В 1613г. в Ипатьевском монастыре находился Михаил Романов, скрываясь от поляков. Иван Сусанин спас новую династию, заманив поляков в чащу леса.
Если посмотреть на план города, можно заметить, что его улицы расположены в виде веера. Согласно легенде, когда императрица Екатерина Вторая приказала перестроить город, её спросили, какой она хочет видеть Кострому. В этот момент императрица развернула веер. Вот город и сделали таким необычным.
Один из красивейших городов Золотого Кольца России богат памятниками и достопримечательностями.
Главным историческим памятником Костромы считается Ипатьевский монастырь. В центре монастыря стоит пятиглавый Троицкий собор и звонница.
Также выдающимися памятниками архитектуры и истории в Костроме являются Богоявленско-Анастасьинский монастырь и комплекс Торговых рядов.
На центральной площади города (площадь Ивана Сусанина) расположен памятник архитектуры, одна из достопримечательностей города — Пожарная каланча Костромы. На протяжении всей своей истории каланча использовалась пожарной службой. Ныне в здании размещён музей.
Плёс
Город Плёс расположен на правом берегу Волги. Официально история Плёса ведёт начало с 1410 года, когда московский князь Василий I, сын Дмитрия Донского, спасаясь от татарского хана, повелел построить здесь укреплённую таможенно-сторожевую заставу. Волга здесь не петляет, что позволяет увидеть противника с большого расстояния.
Плёс был и крупным портом и торговым городом на Волге, однако после строительства в 1871 году железной дороги, обошедшей стороной этот город, Плёс превратился в один из тихих провинциальных городов России, которые так любят художники и другие творческие натуры, для которых Плёс - великолепный памятник русской природы - становится летней мастерской. Плес становится модным дачным местом. Сюда, и «волжскую Швейцарию», приезжала из Москвы и Петербурга на отдых русская интеллигенция.
Город не может похвастаться большим количеством исторических памятников. Зато навеки прославлен Плёс певцом русской природы - художником Исааком Ильичем Левитаном, создавшим здесь около двухсот картин и этюдов, украшающих Третьяковскую галерею и Русский музей: «После дождя. Плес», «Вечер. Золотой Плес», «Над вечным покоем» и другие.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.