Открытый урок по роману И.С.Тургенева"Отцы и дети" Противостояние двух поколений русской интеллигенции .
Оценка 5

Открытый урок по роману И.С.Тургенева"Отцы и дети" Противостояние двух поколений русской интеллигенции .

Оценка 5
docx
22.02.2021
Открытый урок по роману И.С.Тургенева"Отцы и дети" Противостояние двух поколений русской интеллигенции .
Открытый урок.docx

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Мичуринская средняя общеобразовательная школа»

 

 

ОТКРЫТЫЙ УРОК

ПО  РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ  10 КЛАСС

 

 

ТЕМА УРОКА:И.С.Тургенев «Отцы и дети».

 Противостояние двух поколений русской интеллигенции.

 

            https://schoolintellectum.ru/wp-content/uploads/fullsize102.jpg

Учитель русского языка и литературы:

Бибалаева Зубайдат Курбановна

 

С.Мичурино-2018г

 

«Отцы и дети». Противостояние двух поколений русской интеллигенции.

Дата проведения:12.12.2018г

Учитель:Бибалаева Зубайдат Курбановна

Цели:

1) дать представление учащимся о противостоянии Базарова и братьев Кирсановых в романе Тургенева, о социальной и философской основах этого противостояния;

2) развивать умение учащихся характеризовать героев произведения, аргументировать своё отношение к героям романа; развивать навыки устной монологической речи; развивать аналитическое и критическое мышление школьников;

3) воспитывать уважение к нравственным ценностям.

Тип урока: комбинированный.

Методы: словесный, поисковый.

Технологии личностно ориентированного обучения, развития критического мышления.

Оборудование: текст романа «Отцы и дети», раздаточный дидактический материал, презентация.

Литература:

1.     Ю.В.Лебедев. Роман И.С.Тургенева «Отцы и дети». – М.: «Просвещение», 1982.

2.     П.Г.Пустовойт. Роман И.С.Тургенева «Отцы и дети». Комментарии. – М.: «Просвещение», 1991.

Ход урока

1 Слайд.

1. Мотивация учебной деятельности. Слово учителя.

         В 1880 году, подводя итог своей двадцатилетней деятельности романиста, Тургенев писал о том, что в своих романах он «стремился, насколько хватало сил и умения, добросовестно и беспристрастно изобразить  и воплотить в надлежащие типы и то, что Шекспир называет «самый образ и давление времени», и ту быстро изменяющуюся физиономию русских людей культурного слоя», который был предметом его постоянного интереса и пристального внимания.

Постановка вопроса:

 Каковы же отличительные черты той эпохи, которую изображает Тургенев в романе «Отцы и дети»? Индивидуальное домашнее задание учащейся – кратко обобщить изученное на последнем уроке литературы.

2. Устное сообщение учащегося.

            Мы знаем, что романы Тургенева строго приурочены к определённому отрезку исторического времени. 20 мая 1859 года – эта дата звучит в первом предложении романа «Отцы и дети». Во-первых, это время подготовки и проведения крестьянской реформы 1861 года – очень ответственный исторический момент, в который Тургенев остро понимает, что дворянство не готово к реформе, не имеет самых элементарных практических навыков хозяйствования на земле. Об этом он пишет в записке, составленной для правительства. Сам Тургенев в этот период пытается осуществить реформы в Спасском – завёл ферму, т.е. освободил своих крепостных крестьян, перешёл к обработке земли вольнонаёмном трудом. Однако он столкнулся только с открытой ненавистью к себе со стороны крестьян, со злобой и презрением. Он также, как и Николай Петрович Кирсанов, часто успокаивает себя и друзей мудростью любимой народной пословицы: «Перемелется – мука будет».

Во-вторых, чувство трагичности жизни в России у Тургенева в это время объясняется и тем, что один за одним следовали разрывы с людьми, которых он ценил и уважал - с редакцией журнала «Современник» в лице Некрасова, Чернышевского. Вслед за тем возник конфликт с Гончаровым, который привёл к разрыву их отношений. Произошла в это же время известная ссора с Л.Н.Толстым, едва не закончившаяся дуэлью. Возник конфликт с Добролюбовым. Личные конфликты Тургенева – свидетельство того, что разногласия в общественной жизни России между либералами и революционерами-демократами достигли кульминации, что общественная борьба нарастает.

Итак, основные особенности времени, изображённого в романе «Отцы и дети» - обострение споров вокруг крестьянской реформы, в том числе обострение разногласий между либералами и революционерами – демократами.

3. Постановка целей и задач урока.

2 Слайд.

Поэтому целые главы романа «Отцы и дети» отражают содержание этого общественного противостояния. Почему, о чём и как спорят герои романа «Отцы и дети» - на этот вопрос нам предстоит ответить на уроке.

Запись темы урока.

Постановка вопроса:

Кто представляет нам разные поколения русской интеллигенции? Ответьте на вопросы литературного диктанта, записав имена героев романа.

4. Проверка домашнего задания.

1) Литературный диктант.

3 Слайд.

О ком из героев романа говорят так?

1) «Славный малый. Стихи он напрасно читает, и в хозяйстве вряд ли смыслит, но он добряк».

Чей это портрет?

4 Слайд.

2) «На нём был изящный утренний, в английском вкусе, костюм; на голове красовалась маленькая феска … тугие воротнички рубашки … с обычной неумолимостью упирались в выбритый подбородок».

5 Слайд.

3) «Его полотняное пальто и панталоны были запачканы в грязи; цепкое болотное растение обвивало тулью его старой круглой шляпы; в правой руке он держал небольшой мешок».

Ваши ответы говорят о том, что писатель мастерски использует художественную деталь - описание одежды, характеризуя героя.

2) Устный развёрнутый ответ на вопрос учащихся.

·        Какое первое впечатление сложилось у вас о Евгении Базарове? Почему?

5. Анализ фрагментов романа. Аналитическая беседа.

6 Слайд.

·        Давайте вспомним, какое отношение начинает складываться к Базарову у обитателей Марьино. Найдите диалог Аркадия с дядей и отцом в 5 главе романа. Определите, как понимают слово «нигилист» разные герои романа.

Выразительное чтение учащимися диалога Аркадия с отцом и дядей (5 глава) со слов «Что такое Базаров?» до слов «Прежде были гегелисты, а теперь нигилисты».

Комментарий учителя:

Слово нигилист появилось в 1829 году в статье Надеждина о людях, которые ничего не знают, ни на чём не основываются в своих суждениях и поступках. Из реплики Николая Петровича мы можем судить, что явление нигилизма уже знакомо Кирсановым, ими оценено, не случайно сказаны слова: «Прежде были гегелисты, а теперь нигилисты. Посмотрим, как вы будете существовать в пустоте, в безвоздушном пространстве». Павел Петрович, вероятно, имел в виду афоризм Гегеля: «Всё разумное действительно, всё действительное разумно».

·        Кто такой «нигилист», по словам Аркадия?

Аркадий: «…Который ко всему относится с критической точки зрения». «Это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружён этот принцип».

·        Кого считает нигилистами Николай Петрович?

Николай Петрович: «Это слово означает человека, который… который ничего не признаёт».

·        Кого считает нигилистами Павел Петрович?

Павел Петрович: «Который ничего не уважает».

·        Какие оттенки придают слову «нигилист» разные герои романа? Почему они по-разному относятся к «нигилистам»?

·        С чего начинается спор героев романа?

«Я не понимаю, как можно не признавать принсипов, правил! В силу чего же вы действуете?» Спор о принципах – спор об общественном устройстве.

6. Работа в парах с раздаточным материалом. Составление таблицы.

7 Слайд.

«Прежде были гегелисты, а теперь нигилисты».

О чём спорят герои романа?

Фрагменты текста

Кто автор утверждения?

О чём спорят герои романа?

«Да зачем же я стану их [авторитеты] признавать? И чему я буду верить? Мне скажут дело, я соглашаюсь, вот и всё».

«В теперешнее время полезнее всего отрицание – мы отрицаем».

«Без чувства собственного достоинства, без уважения к самому себе… нет никакого прочного основания общественному зданию».

«Аристократизм – принсип, а без принсипов жить в наше время могут одни безнравственные или пустые люди».

«Аристократизм, либерализм, прогресс, принсипы, подумаешь, сколько иностранных … и бесполезных слов! Русскому человеку они даром не нужны».

«Мы действуем в силу того, что мы признаём полезным. В теперешнее время полезнее всего отрицание – мы отрицаем».

«Вы всё отрицаете, или, выражаясь точнее, вы всё разрушаете… Да ведь надобно же и строить».

 

Об отношении к …

«Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта».

 

Об отношении к …

«Искусство наживать деньги, или нет более геморроя!»

«Рафаэль гроша ломаного не стоит».

«Пора бросить эту ерунду [Пушкина]. И охота же быть романтиком в наше время!»».

 

Об отношении к …

«Народ полагает, что, когда гром гремит, это Илья-пророк в колеснице по небу разъезжает. Что же? Мне соглашаться с ним?»

«Добрые мужички надуют твоего отца непременно».

 

Об отношении к …

«И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной?» Мы, физиологи, знаем, какие это отношения…. Проштудируй-ка анатомию глаза: откуда тут взяться…загадочному взгляду? Это всё романтизм, чепуха, гниль, художество».

 

Об отношении к …

 

Обобщающая беседа.

·        На какие темы спорят герои романа?

·        Какие реплики принадлежат Павлу Петровичу Кирсанову? Николаю Петровичу? Базарову? Чьих утверждений прозвучало больше на страницах 10 главы? Почему?

·        Спорят ли на такие темы современные «отцы и дети»?

Слово учителя.

И девятнадцатый, и двадцать первый век –

Вопросы жизни всё одни и те же.

«Отцы и дети, - каждый скажет человек, -

Они всё спорят – и тогда, и ныне.

Противостояние отцов и детей - вечный закон жизни.  «Отцы и дети» - вечная тема русской литературы.

·        Кто вспоминает в романе о вечности противостояния «отцов « и «детей»?

         Надеюсь, что затевая споры с родителями, вы приходите к взаимному согласию, убеждая в своей правоте, вы прислушиваетесь к мнению другу друга.

·        Стремятся ли участники спора к истине? Стремятся ли они убедить оппонента в своей правоте?

7. Устное сообщение учащихся (индивидуальное домашнее задание).

Как спорят герои романа?

1)    Речевая характеристика П.П.Кирсанова.

2)    Речевая характеристика Е.Базарова.

Вывод: участниками спора движет не поиск истины, а взаимная нетерпимость. Они не справедливы по отношению друг к другу.

8. Беседа. Обобщение наблюдений.

·        О чём же заставляет нас задуматься сам факт этого противостояния?

Слово учителя.

Одно из стихотворений Ф.И.Тютчева тоже отражает этот вечный закон жизни – противостояние поколений.

Обломки старых поколений,

Вы, пережившие свой век:

Как ваших жалоб, ваших пений

Неправый праведен упрёк!

Как грустно полусонной тенью,

С изнеможением в кости,

Навстречу солнцу и движенью,

За новым племенем брести!

Противостояние героев собственного романа заставил Тургенева задуматься о трагедийности своего времени, трагедийности исторического момента. Известно, что во время работы над романом Тургенев проявлял живой интерес к наследию  античности, в частности в его рукописях встречаются выписки из труда Цицерона «О старости». 

8 Слайд.

«Величайшие государства рушились по вине людей молодых и охранялись и восстанавливались усилиями стариков», - писал Цицерон. Мир так устроен, что молодость и старость в нём взаимно уравновешивают друг друга: старость призвана сдерживать порывы неопытной юности, а молодость ограничивает консерватизм стариков. Такова идеальная гармония бытия в представлении Тургенева. В общественной борьбе 60-х годов писатель увидел признаки трагической ситуации разрушения этой гармонии, разрыва «связи времён».

«- Вы всё отрицаете, или, выражаясь точнее, вы всё разрушаете.… Да ведь надобно же и строить.

- Это уже не наше дело… Сперва нужно место расчистить.

Насколько трагична ситуация противостояния поколений, мы можем судить, сравнив отношение братьев Кирсановых к Базарову.

·        Кому из братьев Кирсановых принадлежат следующие оценки Базарова?

9 Слайд.

Павел Петрович: «Прежде они просто были болваны, а теперь они вдруг стали нигилисты»; «По-моему, он просто шарлатан; я уверен, что со своими лягушками он в физике недалеко ушёл».

Николай Петрович: «Базаров умён и знающ». «Вы можете мне помочь в моих агрономических работах: вы можете дать мне какой-нибудь полезный совет»

В разнице их отношений заложен Тургеневым глубокий смысл. Чтобы понять это, попробуем более глубоко определить место поколения Кирсановых в русской культуре. Я предложила вашей однокласснице найти современников Кирсановых в русской литературе и русской культуре.

·        Как вы считаете, почему братья Кирсановы по-разному относятся к Базарову?

9. Устное выступление учащегося (индивидуальное домашнее задание).

            В начале романа Николаю Петровичу Кирсанову чуть больше сорока лет, Павел Петрович старше  своего брата лет на пять. Значит, они могут считаться настоящими ровесниками М.Ю.Лермонтова. Они – представители того поколения, грядущее которого Лермонтов изобразил в стихотворении «Дума».

Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее — иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно.

Лермонтов упрекал своё поколение за отсутствие гражданской позиции:

К добру и злу постыдно равнодушны,
В начале поприща мы вянем без борьбы;
Перед опасностью позорно малодушны
И перед властию — презренные рабы.

            Павел Петрович Кирсанов – блестящий представитель «золотой молодёжи» эпохи Лермонтова. Блестящее будущее, которое ожидало молодого офицера, оказалось уничтожено роковой встречей с роковой женщиной, после чего страсть стала смыслом жизни Павла Петровича. Противостоять страсти он не смог. И хотя он старается сохранить чувство собственного достоинства, мы видим, что жизнь его абсолютно бессмысленна. Наверное, поэтому он так отчаянно противостоит Базарову, потому что сам понимает, что в жизни он остался неудачником, что вершиной его жизненного успеха стало умение заставить всех считаться с собой, что только внешность и поведение его может считаться эталоном. Так что формула Лермонтова «В бездействии состарится оно» наиболее подходит для характеристики Павла Петровича.

            А вот Николай Петрович, хотя является «абсолютным» ровесником М.Ю.Лермонтова, жизнь прожил совсем по-другому. Хотя он нигде не служил, он смог построить счастье с любимой женой. После её смерти он посвятил свою жизнь воспитанию сына. Ему пришлось вплотную заняться «фермой», как он называл своё имение, чтобы дать сыну хорошее образование. (А Обломов, например,  вовсе даже и не смог приступить к преобразованиям в деревне!) В его жизни появилась ещё одна женщина, ставшая матерью его ребёнка. Именно Николай Петрович в горячей дискуссии за вечерним чаем замечает: «Вы всё отрицаете, или, выражаясь точнее, вы всё разрушаете…. Да ведь надобно же и строить». Он видит цель своей жизни именно в этом – созидать. И именно такая жизненная позиция может признаваться наиболее достойной. Ведь он оставляет после себя наследников, которые продолжат его дело. Аркадий, его сын, вглядываясь в пейзажи родной стороны, думает: «Нет, небогатый край этот, не поражает он ни довольствием, ни трудолюбием: нельзя, нельзя ему так оставаться, преобразования необходимы…. Но как их исполнить, как приступить?» В конце романа мы узнаём, что Аркадий идёт по пути своего отца, став рьяным хозяином. Так что образ Николая Петровича – пример того, как незаметно, шаг за шагом идти к реальному улучшению жизни.

·        Как вы считаете, почему братья Кирсановы по-разному относятся к Базарову? Дополните свой ответ.

Слово учителя.

Мы с вами видим, что обращение к истории литературы помогает нам отыскать современников литературных героев. Сравнение их позволяет глубже понимать психологию героев произведения, которое мы читаем сейчас.

10. Итоги урока.

В 1862 году вспыхнули петербургские пожары, охватившие значительную часть города. В это время, 26 мая, Тургенев вернулся из-за границы. «Посмотрите, что ваши нигилисты делают! – закричал ему знакомый на Невском проспекте. – Жгут Петербург!»

·        Как вы думаете, почему современник писателя причислил Базарова к поджигателям?

«Образ вышел до того определённый, что немедленно вступил в жизнь и пошёл действовать особняком». (Тургенев).

10 Слайд.

«Роман Тургенева замечателен тем, что он шевелит ум, наводит на размышления».

11. Домашнее задание.

1) Повторить содержание 12-18 глав, отвечая на вопрос: как изменился Базаров и почему?

2) Устный развёрнутый ответ на вопрос «В чём можно согласиться, а в чём не согласиться с Базаровым?»;

3) Индивидуальное задание: характеризовать Кукшину, Ситникова.

 

 

 

 

 

 

 


 

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Мичуринская средняя общеобразовательная школа»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Мичуринская средняя общеобразовательная школа»

Отцы и дети». Противостояние двух поколений русской интеллигенции

Отцы и дети». Противостояние двух поколений русской интеллигенции

Однако он столкнулся только с открытой ненавистью к себе со стороны крестьян, со злобой и презрением

Однако он столкнулся только с открытой ненавистью к себе со стороны крестьян, со злобой и презрением

Давайте вспомним, какое отношение начинает складываться к

Давайте вспомним, какое отношение начинает складываться к

Да зачем же я стану их [ авторитеты ] признавать?

Да зачем же я стану их [ авторитеты ] признавать?

Противостояние отцов и детей - вечный закон жизни

Противостояние отцов и детей - вечный закон жизни

Это уже не наше дело… Сперва нужно место расчистить

Это уже не наше дело… Сперва нужно место расчистить

Ведь он оставляет после себя наследников, которые продолжат его дело

Ведь он оставляет после себя наследников, которые продолжат его дело
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.02.2021