Открытый урок русского языка в 3 классе.
Тема урока: «Род имён существительных»
Цель урока: познакомить учащихся с темой «Род имён существительных»,
с приёмами распознавания имён существительных.
Задачи:
Тип урока: изучение нового материала.
Формируемые
УУД:
Личностные:
- признавать важность учёбы и познания
нового, понимать, зачем выполнять те или иные учебные действия;
- проявлять интерес к поиску и усвоению общих
способов решения учебных задач.
Регулятивные:
- сверять свои действия с целью и при
необходимости исправлять ошибки с помощью учителя и одноклассников;
- вырабатывать критерии оценки своих действий в
диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно.
Познавательные:
-познакомить с понятием «род имени существительного»;
-учить определять род существительных по окончанию, путем подстановки местоимения ;
-совершенствовать орфографические и
каллиграфические навыки;
Коммуникативные:
- участвовать в учебном
диалоге, аргументировать свою точку зрения;
- слушать, сотрудничать с одноклассниками при работе в паре.
Оборудование:
учебник: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий “Русский язык”- 3 класс, компьютер, презентация, карточки-задания. Объяснение нового материала сопровождается презентацией к уроку в программе Microsoft Power Point.
Технологии, применяемые на уроке:
· Информационно – коммуникационные технологии;
· Технология обучения в сотрудничестве;
· Здоровьесберегающие технологии.
· Технология развивающего обучения - реализуется на всех этапах урока.
Методы работы:
словесно-индуктивный; частично-поисковый; практико-ориентировочный; репродуктивный.
Ход урока.
1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.
Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
Предлагаю улыбнуться
И в работу окунуться.
- Ребята, подарите улыбку мне, друг другу, нашим гостям. Улыбка может согреть других своим теплом, расположить к приятному общению, улучшить всем настроение, а хорошее настроение всегда помогает справиться с любой задачей и добиться хороших результатов.
Спасибо всем. Сразу стало уютнее в классе от ваших улыбок.
-Сегодня на уроке мы будем вновь наблюдать, сравнивать, анализировать и откроем ещё одну тайну русского языка. Чтобы подобрать ключ к этой тайне, нам необходимо выполнить несколько заданий.
Сядьте за парты правильно, спину держите прямо. Проверьте всё ли у Вас готово к уроку.
- Ребята, а кто такой детектив? ( агент, сыщик).
- Какими качествами он должен обладать? ( энергичным, уверенным в себе, умным, мужественным, с тонкой интуицией, внимательным)
Сегодня я предлагаю Вам стать детективами, а наш класс будет называться так «Детективное агенство». ( на доске появляется название).
Сейчас каждый ряд расшифрует, как же будет называться именно ваше детективное агенство. (1- победа, 2-лидер (или позитив), 3-знамя).
2.Определение плана работы.
Но чтобы определить план нашей работы, мне понадобится ваша помощь. Давайте восстановим очерёдность этапов работы нашего агенства.
(1-Словарь (слово в котором звуков меньше, чем букв), 2- чистописание (4ударный слог), 3-новая тема(словосочетание прил.+сущ.), 4-закрепление(5слогов), 6-итог(такая же орфограмма, что и в слове гриб).
3.Словарь.
Обратите внимание, у вас на столах лежат конверты. Сейчас вы будете работать в парах. Помните, что работать должны оба, при этом сначала выслушай собеседника, а потом выскажи своё мнение.
Возьмите конверт под №1, откройте его. Здесь зашифровано 8 названий растений, найдите их. (Яблоко, яблоня, ягода, рябина, ромашка, орех, осина, одуванчик). Показать готовность(ладошки).
-А что общего? (им.сущ)
-Орфограмма проверяется?( нет, это словарные слова).
В конверте также есть ещё маленький блокнотик, посмотрите, как он называется. (Удостоверение детектива) и наклейки-звёздочки. Если вы нашли все 8 слов, то откройте своё удостоверение и приклейте одну звезду.
(Проверка – слайд на доске)
4.Минутка чистописания.
Откроем тетради и запишем сегодняшнее число, классная работа. Выделим все известные орфограммы.
Семнадцатое февраля.
Классная работа.
-Отгадайте буквы, которые мы будем прописывать. Для этого внимательно наблюдайте за направлением лазера. ОРД.
Прочитайте цепочку из букв.(ОРД)
-составьте цепочки из этих букв
(ДОР, ОРД, ОДР, РОД, РДО) –1 ученик у доски
- Какую цепочку можно назвать словом? (РОД). (Звезда в удостоверение)
- а что обозначает слово Род? (Родственники, члены одной семьи).
- подберите к слову род однокоренные слова.
Род- родня, родственный, родина, родители, родной, родство, родственники, родословная. (запишите данные слова в тетрадь, выделив корень слова).
-Найдите среди них лишнее слово. Почему оно лишнее? Что объединяет другие слова?
-Что мы уже знаем об имени существительном?
В слове РОД заключена тайна нашего урока. И мы сегодня попытаемся её раскрыть.
5.Новая тема.
Вернёмся к нашему словарю. Давайте же выясним на какие две группы вы сможете разделить эти слова?(одуш, неодушевл).
А теперь попробуйте разделить эти же слова на 3 группы, но уже по другому признаку.
- Так какова же будет тема урока? (Род имён существительных).
Первичное закрепление.
Работа в группе. Один конверт на каждый ряд, №2.
Повторить правила работы в группе.
-Возьмите конверт под №2. Соедините начало и конец предложения.
Давайте обратимся к правилу в учебнике, с.25 и проверим правильность ваших предложений. (один ученик читает). У кого всё верно клеим звезду.
-Чтобы лучше запомнить правило, предлагаю дома выучить стихотворение.
Женский род запомню я
И скажу : она, моя.
И запомню род мужской
И опять скажу : он, мой.
Средний род- оно, моё.
Это правило твоё!
Работа по теме урока.
- работа в тетрадях. Творческая работа.
Давайте вспомним, как же называлось у нас каждое агенство. Определить род своего агенства. А теперь осмотрите наш класс в течение 1 минуты и назовите слова 1ряд-ж.р. , 2ряд-м.р., 3 ряд-ср.р.
Проверка.
(при проверке обязательно называть слова –подсказки : она моя, он мой, оно моё). (Звезда).
Физминутка. (Музыкальная).
Продолжение по теме урока.
В учебнике найдите упражнение 39. Прочитайте задание. (Выполняют упражнение 3 ученика у доски, остальные пис.в тетр.). слова помощники.
(Кто справился быстрее, карточка соедини слова и род).
Проверка. (Звезда).
-Итак, каким словом можно заменить слова м.р?ж.р.?ср.р?
Карточка.
Вы получаете карточку со словами , каждый из Вас определяет и указывает род у одного слова и передаёт карточку следующему. Какой ряд быстрее и правильнее выполнит работу, тот и победит.
Одеяло- |
Лампа- |
Ручка- |
Подушка- |
Покрывало- |
Столб- |
Компот- |
Диван- |
Небо- |
Трава- |
Полено- |
Ветер- |
Ковёр- |
Лошадь- |
Ведро- |
Стол- |
Ландыш- |
Звезда- |
Картина- |
Стул- |
Дождь- |
Солнце - |
Кастрюля - |
Путь- |
Рефлексия.
Рис. «Гора успеха».
Прикрепи магнит , если :
-Всё отлично! У меня всё получилось!(вверху)
-Было интересно, но у меня остались вопросы.(середина)
- Скучно, ничего не понял.(внизу)
- не огорчайтесь, если у вас сегодня что-то не получилось, время для исправления ещё есть. Хочется поблагодарить вас за активность и творчество. Вы хорошо поработали. Молодцы!
Итог урока.
- как определить род имен существительных?
А теперь посмотрите в удостоверение детектива, сколько у Вас звёзд.
1-2 Ты сегодня не бил баклуши, но конечно можешь лучше.
3-4 Лень тебе ведь не подружка
Твои ушки на макушке
Ты конечно умница
Умница-разумница.
5-6 Ты сегодня молодец
И для всех ты образец.
Д/З.
Правило с.25, выучить стихотворение, упр.41 или выписать 16 слов из орфографического словаря, указать род имён существительных.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.