Открытый урок по русскому языку в 4 классе по теме
«Имя числительное»
Цель урока: Познакомить уч-ся с именем числительным, как частью речи.
Задачи урока:
1.
Научить ставить разные вопросы к количественным и порядковым числительным.
2. Способствовать формированию умений анализировать, использовать порядковые и
количественные числительные в речи, делать обобщение.
3. Развивать память, логическое мышление, орфографическую зоркость,
коммуникативные навыки.
4. Содействовать воспитанию самостоятельности, уважению друг к другу,
тактичности; воспитывать любовь и уважение к родному языку и его истории.
1. Орг.момент
Повернитесь друг к другу и мысленно пожелайте удачи!
У нас на уроке присутствуют гости. Поздоровайтесь с гостями.
2. Актуализация знаний
Разминка.
- Начнем наш урок с небольшой разминки. Вам необходимо ответить на мои вопросы.
1. Раздел науки о языке изучающей звуки речи? (фонетика)
2. Какая буква в алфавите идет первая - мягкий знак или твердый знак? (твёрдый знак)
3. Как называется часть слова без окончания? (основа)
4. Как называются слова одной и той же части речи, имеющие противоположное значение? (антонимы)
5.Назовите вопросы Дательного падежа? ( Кому? Чему?)
6. Как называется член предложения, отвечающий на вопросы - Где? Куда? Когда? Откуда? Почему? Зачем? Как? ( обстоятельство)
7.Как подчеркивается обстоятельство?
8. Как называется предложение, в котором содержится вопрос? (Вопросительное)
9. Как называется предложение в котором нет второстепенных членов предложения? (Нераспространённое)
10. К какому склонению относятся существительные мужского и женского рода с окончаниями – а - я? (к 1 склонению)
11.Какая часть речи отвечает на вопросы – Какой? Какая? Какое? Чей? Чья? Чье? Чьи? (Имя прилагательное)
-Какие еще части речи вы знаете?
- Сегодня на уроке мы познакомимся с новой частью речи.
А с какой - чуть позже.
3. Каллиграфическая минутка.
Запись :
1 строка: соединение букв - им не
строка: пословица - Не имей … рублей, а имей …друзей. (Какое слово вы вставили?)
4. Работа над новой темой.
У вас на столе лежит конверт. В нем карточки со словами… Ваша задача –разложить эти карточки в конверты в зависимости от того к какой части речи принадлежит слово. Постарайтесь работать дружно, так чтобы каждый был активен. Сейчас наша основная задача –не скорость, а качество выполнения.
Прочитайте надписи на конвертах. А если вы встретите слова, которые ни к одной из частей речи не подойдут – сложите их в пустой конверт без надписи.
Проверим, что у нас получилось.
Группа № 1 – прочтите, пожалуйста, карточки с какими словами вы положили в конверт с названием своей группы «Имя существительное» Слайд 5
Читают слова: урок, красавец, сон, прыжок, бег
Докажите, что эти слова являются существительными.
Спасибо. Все ли согласны? Может быть, кто-то хочет дополнить?
Кого-то из вашей группы я хочу попросить дать характеристику имени существительному, как части речи. Кто ответит?
Ответы детей: Имя существительное – это часть речи, обозначающая предмет и отвечающая на вопрос «кто? что?»
Группа № 2 – прочтите, пожалуйста, карточки с какими словами вы положили в конверт с названием вашей группы «Имя прилагательное» Слайд 6
Читают слова: красивый, высокий, сонный, грустный, хороший
Спасибо. Все ли согласны? Может быть, кто-то хочет дополнить?
Кого-то из вашей группы я хочу попросить дать характеристику имени прилагательному, как части речи. Кто ответит?
Ответы детей: Имя прилагательное – это часть речи, обозначающая признак предмета и отвечающая на вопросы «какой? какая? какое? какие?» В предложении чаще всего является определением.
Группа № 3– прочтите, пожалуйста, карточки с какими словами вы положили в конверт вашей группы «Глагол»
Читают слова: прыгать, сплю, бегать, выучи, бегаем
Спасибо. Все ли согласны? Может быть, кто-то хочет дополнить?
Кто из вас даст характеристику глаголу?
Ответы детей: Глагол – это часть речи, обозначающая действие предмета и отвечающая на вопросы «Что делать? Что делал? Что сделал? Что буду делать? Что делаю?»)
Группа № 4 – прочтите, пожалуйста, карточки с какими словами вы положили в конверт с названием своей группы «»Местоимения» Слайд 8
Читают слова: нас, они, я, мы, свой,.
Спасибо. Все ли согласны? Может быть, кто-то хочет дополнить?
Дайте, пожалуйста, характеристику местоимению.
Ответы детей: Местоимение – это часть речи, указывающая на предмет, но не называющая его.
Группа № 5 - Какие вы положили слова в пустой конверт? Прочитайте их.
( сорок, пятьдесят, одиннадцать, два)
5. Постановка проблемы.
-Давайте подумаем, что обозначают эти слова? ( количество)
-На какие вопросы они отвечают.
Как мы можем назвать такую часть речи?
Ответы детей: числовик, численник, числительное.
Очень хорошие названия, точные. В русском языке эта часть речи называется имя числительное.
Уч. Запишите слова по группам: имена существительные, имена прилагательные, глаголы; местоимения, наречия.
Считать, ты, девять, карандаши, деревянный, вдалеке, он, быстрый, второй, пенал, завтра, умножать, шесть, умный, парта, вычитать, досуха, вы.
–
Сверьте свою запись ,с записью на доске. (Слайд 4)
– Какие вы слова не выписали? На какие вопросы они отвечают? Что
обозначают?
– Назовите с какой новой частью речи сегодня будем знакомиться? (Слайд
5)
6. Закрепление правописания им.числительных.
Цифровой диктант
1-сущ., 2- колич. числительное, 3- порядковое числительное
Шесть, двадцать пятый, пятёрка, пять, двойка, двести два, двухсотый (один человек пишет цифры с обратной стороны доски)2312123.
Запишите полученное число словами, дайте ему характеристику.(два миллиона триста двенадцать тысяч сто двадцать три-количественное, сложное)
7. Работа по учебнику.
- Откройте страницу 55- найдите формулировку орфографического правила.
Беседа:
- Что такое числительное?
- Какие бывают числительные?
- Какие числительные называют количественными?
- Какие числительные называют порядковыми?
-Выполним упражнение №1.
-Прочитайте задание. Запишите числительные в два столбика. Начнем работу вместе, далее самостоятельно.
Упражнение №2 выполним устно.
Прочитайте задание.
Назовите числительные.
На какой вопрос они отвечают?
Какие это числительные?
-Продолжи предложения.
-Назовите числительные.
-На какой вопрос они отвечают?
-Какие это числительные?
8. Домашнее задание
найти пословицы с именами числительными.
9. Итог урока.
- Подведем итог урока.
-С какой частью речи мы познакомились?
-Какие бывают числительные?
-Вспомните какие вы знаете сказки, пословицы, загадки, где встречаются числительные.
-Спасибо за работу на уроке.
10. Рефлексия.
- Кто получил удовольствие от урока? - Кто затруднялся в выполнении заданий?- Какое задание больше всего понравилось?
Отзыв коллег об открытом уроке русского языка
«Имя числительное»
в 4а классе, учителя начальных классов
Темирхановой Мархет Салимхановны
На уроке были использованы здоровьесберегающие технологии и ИКТ. Благодаря выбранным технологиям урок получился результативным, динамичным, интересным. Сами ребята были активны в течение всего урока.
Одна из задач урока – повторение уже изученных частей речи. Ребята показали высокий уровень теоретических знаний, верно формулируя основные признаки частей речи. Дети показали высокий уровень самостоятельности и коммуникативной культуры.
Благодаря правильному отбору материала удалось сформулировать проблему. Ученики без труда дали характеристику новой части речи, показав умение увидеть главное и правильно формулировать. Ребята предлагали интересные названия для новой части речи «числовик», «численник».
Мы сравнили свой ответ с формулировкой из учебника, которая была вынесена на слайд.
С помощью Мархет Салимхановны была сформулирована вторая проблема: нельзя ли сгруппировать как-то эти числительные? В ходе проверки выяснилось, что одна группа справилась самостоятельно, сумев найти три (!) основания для группировки. Три группы самостоятельно сумели найти только одно основание для классификации. Пятая группа справилась с незначительной помощью учителя
На этапе первичного закрепления знаний обучающиеся были активны, безошибочно определяли тип числительного.
Самостоятельная работа на уроке была эффективной за счет дифференциации. Были продуманы задания и для ребят с ограниченными возможностями. Обучающиеся получили такое задание, с которым сумели справиться. Задание было представлено на карточке на планшете в виде дидактической игры, что активизировало интерес к выполнению.
Были созданы условия для открытия нового знания учащимися. Помощь учителя на этапе открытия нового знания была направляющей. Новое знание ребята сформулировали самостоятельно.
Обучающиеся научились выделять в группе слов порядковые и количественные числительные, а так же получили возможность научиться узнавать простые, составные и сложные числительные.
При выполнении самостоятельной работы трое учащихся допустили ошибки на применение нового знания, что является показателем высокой результативности. 22 ученика (88 %) (выполнили самостоятельную работу без ошибок на изучаемую тему.
Директор МКОУ «СОШ№17» Вандаев В.В.
Заместитель директора по УВР
в начальных классах Джамаева З.И.
Отзыв родителей об открытом уроке русского языка
«Имя числительное»
в 4а классе, учителя начальных классов
Темирхановой Мархет Салимхановны
Темп урока высокий, объем учебного материала значительный, что позволяет судить о сформированности у обучающихся метапредметных умений. На уроке были использованы различные виды работы: коллективная, индивидуальная, групповая, в парах, самостоятельная, дифференцированная. Один вид деятельности сменялся другим. На данном уроке присутствовала доброжелательная обстановка. В работу были вовлечены все учащиеся. При этом диалог на уроке проходил не только между учителем и учениками, но и учеников друг с другом, что способствовало формированию у детей коммуникативной грамотности, которая поможет им в дальнейшем успешном обучении. После совместной формулировки темы, учащиеся самостоятельно читают новый материал в учебниках и делают вывод о том, что обозначает имя числительное. После ознакомления с темой , дальнейшей работой было определение грамматических категорий данных числительных. Обучающиеся самостоятельно выяснили, как изменяются числительные. Затем, при выполнении дальнейших заданий, ребята повторили фразеологизмы и их значения, пословицы, поговорки и загадки, в которых употребляются имена числительные. Эта работа вызвала большой интерес у учеников. На уроке Мархет Салимхановна использовала игру: «Найди лишнее». У некоторых ребят она вызвала затруднение, в связи с тем, что цепочки слов состояли из однокоренных слов, и отличить часть речи с числовым значением от числительного смогли не все. Учитель помогла, тем детям, которым было трудно с заданием. Остальные дети лёгкостью определили синтаксическую роль имени числительного в предложении, синтаксис для ребят этого класса не представляет сложности. Учитель умело вовлекает учеников в работу при закреплении, контроле знаний, используя задания, вопросы на развитие мыслительной деятельности. Закрепление материала проводится на основе побуждающего к проблемной ситуации диалога. В процессе урока наблюдается активность детей, желание задавать и отвечать на вопросы самостоятельно находить решения.
Психологическая атмосфера поддерживается непринужденной беседой, разговором, обсуждением.
Перегрузок нет, т.к. идет смена учебной деятельности. Проведение физкультминутки помогает снятию умственного и зрительного утомления.
Родители 4 а класса
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.