Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Чинарская СОШ №1» Дербентского района
Открытый урок по русскому языку во 3б классе по теме:
«Творительный падеж имен существительных»
(УМК «Школа России»)
Разработала и провела:
учитель высшей квалифицированной категории
Османова Рагимат Курбановна
22.02.2020 г.
Тема: Творительный падеж имён существительных.
Цель: способствовать формированию представлений об особенностях имени существительного
в форме творительного падежа и развитию умения определять падеж по вопросу и
предлогу.
Задачи:
Обучающие:
– актуализировать и упорядочить знания детей о падежах существительных;
– дать представление о творительном падеже имён существительных;
Развивающие:
– развивать критическое мышление, обобщать полученные данные и делать выводы;
– развивать устную и письменную речь учащихся, орфографическую зоркость, умения работать с текстом.
Воспитательные:
– создать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку и толерантности
Планируемые результаты:
Учащиеся научатся распознавать имена существительные в творительном падеже; определять грамматические признаки имён существительных (род, число, падеж); изменять имена существительные по падежам.
Формирование универсальных учебных действий у учащихся на уроке:
Регулятивные УУД:
– принимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;
– осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;
– оценивать результаты своей деятельности.
Познавательные УУД:
– осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя);
– ориентироваться при решении учебной задачи на возможные способы её решения;
– устанавливать алгоритм распознавания падежа имени существительного;
Коммуникативные УУД:
– слушать собеседника и понимать речь других;
– работать в парах, учитывать мнение партнёра, высказывать своё мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
– строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
Формирование личностных результатов:
– понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач;
– быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению.
Оборудование:
ü интерактивная доска, мультимедийный проектор;
ü электронное приложение к учебнику В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого Русский язык, 3 класс;
ü презентация к уроку;
ü учебник + рабочая тетрадь «Русский язык», 3 класс, часть 2 (В.П. Канакина, В.Г. Горецкий);
Этапы урока |
Ход урока |
Формирование УУД
|
I. Мотивация к учебной деятельности.
|
1. Мотивация к учебной деятельности (Слайд 2.) - Давайте встанем! Настроимся на работу! Протрите ладони, почувствуйте тепло! А теперь поделимся теплом друг с другом: потяните ладони соседям! Улыбнёмся, пожелаем друг другу удачи! - Пусть доброе, внимательное отношение друг к другу сопровождает нас на этом уроке.
|
Личностные результаты: 1) Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; 2) развитие этических чувств (доброжелательности) |
ΙΙ. Актуализация знаний.
|
Слайд 3. I. Проверка домашнего задания. У: Скажите, легко или трудно было определить падеж существительного конь в каждом предложении? – Почему? Д: конь – существительное м.р., имеет одинаковое окончание в р.п. и в.п. – Что вам помогло распознать падеж? Д: помогло существительное ж.р. лошадка II. Минутка чистописания. –Ребята откройте тетради и запишите число. –Напишите: «Классная работа». 1) Запись строчной буквы п У: Сегодня мы с вами напишем полстрочки букву п и новое словарное слово пятница 2) Словарная работа Работа над словарным словом пятница (значение, произношение, написание). У: Ребята, у нас сегодня на уроке в гостях новое словарное слово пятница. У: Кто знает лексическое значение этого слова? Что означает слово пятница? У: В написании какой буквы в выделенном слове можно допустить ошибку? Почему? Д: Слышится звук [э]. У: Запишите слово, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную, которую нужно запомнить. Прочитайте предложение: У него семь пятниц на неделе. Как вы понимаете смысл? О ком так говорят? Д: О человеке, который легко меняет свои решения, намерения.
3) Что мы знаем об имени существи-тельном? Слайд 4. - Ребята, давайте освежим наши знания по изучаемой теме. За одну минуту вам необходимо придумать вопросы для одноклассников по теме « Имя существительное», используя вопросительные слова.
ü Что… ( называется именем существительным? Что такое падеж?) ü Сколько… ( падежей в русском языке?) ü Как … ( изменяются имена существительные?) ü На какие …( вопросы отвечают имена существительные? вопросы отвечают существительные в …падеже?) ü Какие … ( предлоги употребляются с … падежом?) ü Какую …( роль в предложении выполняют существительные…?)
4) Определи падеж по признакам. Слайд 5–6. Вопросы: кто? что? Предлоги: нет Член предложения: подлежащее
Вопросы: кого? что? Предлоги: за, через, про Член предложения: второстепенный
Вопросы: кого? чего? Предлоги: от, до, без, из Член предложения: второстепенный
Построили теремок … Пришёл волк … Выглянул из окошка … Подошёл к волку … |
Регулятивные УУД: 1) принимать и сохранять в памяти учебную задачу; 2) высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи; 3) в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;
Познавательные УУД: 1) осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя); 2) воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (информационные тексты);
Коммуникативные УУД: 1) слушать собеседника и понимать речь других; 2) высказывать своё мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности
|
III. Формулирование темы и постановка учебной задачи.
|
1. Введение в тему урока. (Слайд 7.) Работа в группах. Вдоль гря_ки, на праз_ник, без в_ды, про со_нце, на _кно, без фла_ка, от доро_ки, под лес_ницей, с тр_пинки У.: Прочитайте и подумайте, на какие группы можно разделить эти слова? Д: слова с парными согласными и с непроизносимыми согласными, с безударными гласными в корне. У.: 1 группе выписать слова с парными согласными в корне, 2 группе – слова с непроизносимыми согласными, 3 – с безударными гласными – А ещё по какому признаку можно группировать эти существительные? Д: по падежам. У.: Как определим падеж у имён существительных? Д.: по вопросу и по предлогу У.: На какие группы разделили существительные по падежам? Д.: на Р.п и В.п. Проверка (Слайд 7.) У.: Что заметили? Д.: под лестницей не относится к этим падежам У.: Над чем будем работать сегодня на уроке? Сформулируйте тему урока. Д.: Творительный падеж имён существительных. (Открывается тема урока. Слайд 8.) У.: Сегодня на уроке мы продолжим постигать тайны падежей русского языка. Чтоб от всех не отставать, Слыть сообразительным Надо всё теперь понять В падеже творительном. ( Т. Рик) - Какие задачи мы можем поставить на сегодняшний урок? Д.: расширить знания об особенностях творительного падежа, учиться определять существительные в творительном падеже в словосочетании и предложении… У.: По ходу изучения сегодняшней темы мы с вами составим кластер («гроздь, пучок» - представление информации в графическом оформлении) (открывается на доске) |
Регулятивные УУД: прогнозировать (совместно с учителем) предстоящую работу;
Коммуникативные УУД: строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
Познавательные УУД: 1) осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя); 2) Развитие умения извлекать информацию из текста. 3) На основе анализа объектов делать выводы.
|
IV. Построение проекта учебных действий.
|
3) Фронтальная работа с классом Слайд 9. У.: Какую информацию мы можем сразу внести в кластер? Д.: вопросы, вспомогательное слово, роль в предложении) 4) Упр.94, с.52 – Поставьте вопросы к выделенным именам существительным от слов, с которыми они связаны по смыслу и определите падеж. – С какими предлогами употребляются имена существительные в творительном падеже? – Выделите окончания имён существительных в творительном падеже. – 4-ое предложение разберите по членам:
Бабушка испекла (что?) пироги (с чем?) с черникой. (повествовательное, невосклицательное)
Сделайте вывод. Продолжите предложение: Имена существительные в творительном падеже являются второстепенным членом предложения. Физкультминутка. |
Регулятивные УУД: 1) планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей; 2) Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3) Развитие умения высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. Коммуникативные УУД: 1) Развитие умения слушать и понимать других. 2) Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3) Оформлять свои мысли в устной форме. 4) Умение работать в паре. 4) . ениемо..113а полях тетради.граммой: 4) буквы нужно писать на месте пропусков. ым звуком оглушается Познавательные УУД: 1) Выявлять сущность, особенности объектов. 2) На основе анализа объектов делать выводы. 3) Обобщать и классифицировать по признакам. |
IV. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
|
1) Фронтальная работа. Упр. 96 (устно) – Назовите имена существительные в творительном падеже? – Найдите в предложениях сравнения. Какой частью речи выражено сравнение в каждом предложении?
Слайд 10. 2) Работа в парах с проверкой а)Составь и запиши словосочетания глаг.+сущ. в Т.п. б) Выделите окончания существительных присмотреть за … сестра остановился перед … река повстречался с … ручей зашла за … вода пролетели над … тропа прополз под … мост голова гнездо молоко конь Слайд 11. У.: Откройте рабочую тетрадь, 3) Упр.81,с.38. Прочитайте. Назовите слова, называющие признаки имён существительных в Т.п. и впишите вопросы в карточку Д.: вопросы: кем? чем? Предлоги: перед, под, над Вспомогательное слово: доволен |
Познавательные УУД: ориентироваться при решении учебной задачи на возможные способы её решения; Регулятивные УУД: 1) выполнять действия по намеченному плану; 2) оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и аргументировать его; слушать собеседника и понимать речь других; |
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой |
Упр.85. Устный словарный диктант с самопроверкой (с сигнальными карточками): Смириться с неволей, клевал руку, кружить под потолком, вылетел на улицу, суп с лапшой, ветка осины, вьюга кружила. |
Познавательные УУД: 1) пользоваться знаками для решения учебных и практических задач; обосновать свой выбор; |
VII. Обобщение знаний о творительном падеже.
|
У.: Ребята, давайте сделаем вывод. (Слайд13) Проведя практическую работу, мы получили полное представление о грамматических признаках творительного падежа. Сейчас мы с вами эти признаки добавим в наш кластер. |
Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и аргументировать его; слушать собеседника и понимать речь других; |
VIII. Рефлексия |
– Какую цель мы с вами поставили перед собой в начале урока? – Как вы думаете, достигли мы цели? – Как можно определить падеж имён существительных? – Всё ли получалось сегодня у вас? – В чём испытали затруднения? Оцените себя цветными магнитами.
|
Регулятивные УУД: 1) осуществлять познавательную и личностную рефлексию; оценивать совместно с учителем результат своих действий; 2) понимать причины успеха и неуспеха выполнения учебной задачи; |
Домашнее задание |
Упр. 95, с.53, правило. |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.