Поурочный план по самопознанию
Раздел: |
Как прекрасен этот мир! |
|
ФИО педагога: |
|
|
Дата: |
|
|
Класс: 4 |
Количество присутствующих: |
Количество отсутствующих: |
Тема урока № 25 |
Живительная сила природы |
|
Цели обучения в
соответствии |
Понимает значимость природы как источника жизни |
|
Ценность: |
Внутренний покой |
|
Качества: |
доброта, бережливоcть. |
|
Цель урока |
расширение представления учащихся о «живительной силе природы» в жизни человека, как источника жизни, через общечеловеческую ценность Внутренний покой. |
|
Задачи урока: 1. Обучающая 2. Развивающая 3. Воспитательная |
Ø - раскрыть значения понятий «живительные силы природы», Ø -развивать умение ценить красоту природы, понимать её, стремление быть добрым по отношению к природе; Ø -воспитывать бережное отношение к природе. |
Ход урока
Этап урока/ Время |
Действия педагога |
Действия ученика |
Ресурсы |
Орг. момент 1.Позитивный настрой |
- Приветствую учащихся. - Проверяю присутствующих, отсутствующих. - Объявляю тему урока. - Обозначаю формат работы на уроке. - Провожу позитивный настрой. Закройте свои глаза. Представьте себе, что вы в самом красивейшем уголке природы. Вокруг обворожительно зеленый лес, гуляют добрые лесные звери. Они с удовольствием принимают нас у себя дома (пауза). Подышите свежим воздухом Матушки-Природы (пауза). Сделайте глубокий вдох и выдох (пауза). Зарядитесь доброй энергией природы (пауза). Сейчас вы можете прогуляться по чудесной полянке, на которой растет море душистых лесных цветов. Их очень много. И все они очень красивые (пауза). Найдите самый красивый цветочек на этой полянке и подойдите к нему. Полюбуйтесь им (пауза). Попробуйте прикоснуться к нему (пауза). Что же это за чудо? Этот цветок движется! Оказывается, это – прекрасная бабочка (пауза)! Она хочет вам что-то сказать. Прислушайтесь к ней (пауза). - «Не губи меня, человек! Береги нашу Матушку-Природу. Она очень любит тебя. Каждая травинка, каждый цветочек, каждый кузнечик, как и ты, очень хочет жить. Пожалуйста, помни об этом» (пауза). - Запомним эти слова. Запомним чувства, которые мы испытали. (пауза )Медленно откроем глаза. - Ребята, расскажите, что вы представляли?
|
Учащиеся демонстрируют готовность к уроку.
Учащиеся концентрируются на своем дыхание, расслабляются, настраиваются на урок.
Ответы детей |
Учебник, методическое пособие, аудиозапись |
2. Проверка (опережающего) домашнего задания (беседа) |
Проверяю домашнее задания опережающее. Переход через легендарные горы Тарбагатай (Отрывок из дневника Шокана Уалиханова) В конце июня началась наша экспедиция на Тарбагатай. Это большой горный массив между озѐрами Алаколь и Зайсан в Восточном Казахстане. Название Тарбагатай происходит от монгольского слова «тарбаган» – «сурок», дословно – «гора, на которой много сурков». Тарбагатай можно назвать горами, изобилующими источниками. Везде множество ключей, родников, потоков (почти на каждом шагу). В соседние долины стекают многочисленные, хотя и небольшие, с чистейшей водой реки. На вершинах – юрты казахов. Вид с высоты удивительный, но ещѐ красивее вид на долину через ущелье. Место травное. Обнажѐнных гор мало, всѐ покрыто зеленью. Воздух напитан какой-то благоухающей прохладой. Мы достигли конца ущелья. Показались деревья, которые более и более умножались, по мере нашего приближения к выходу. Мы обрадовались им, как чему-то родному. Большая часть из них – простой тополь, похожий на осину. Есть черѐмуха, барбарис. Превесѐлое место. Шумящая речка, тенистые деревья. Когда вышли на равнину, радость была неописуемая. Перед нами открылась степь, весѐлая и улыбающаяся. Красивое место. Растительность богатейшая. Пропасть всяких трав и цветов, земляники. Дорогой мы нашли много дикой ржи и даже род дикого овса. Все удобства для человека. Здесь всегда останавливались аулы, надолго ставили юрты, наслаждаясь исключительно благоприятной природой, и, главное, чистой и вкусной водой. В этот день погода разгулялась. Тучи совершенно разошлись, и воссияло солнце. Да и вечер был бесподобный. Разбили юрты и палатку. Искупались в прохладной реке. Стали жарить баурсаки. Потом пили чай. Все труды забыты, радость и веселье. Подобные минуты в путешествии неоценимы и вознаграждают за все трудности. Да, без трудностей и лишений нет жизни, нет наслаждений. Поистине, богата и чудодейственна природа родных гор и степей. Удивительно, но к концу путешествия, не смотря на трудности перехода, все, даже тяжело больные спутники наши, наоборот, поправились и окрепли. Видимо у самой Земли взяли они силу духа, уверенность в движениях и делах. Вопросы: - С каким чувством автор говорит о природе гор? - Что помогло преодолеть трудности? – Что помогло им преодолеть трудности? - какой человек может увидеть красоту природы? |
Учащиеся отвечают на вопросы по содержанию текста. Размышляют над понятием «доброта», «покой»
Отвечают на вопросы. Размышляют над каждым ответом. |
Учебник самопознания стр. 116 |
3.Позитивное высказывание (цитата) |
Природа – источник жизни, радости и красоты! Мы должны бережно относиться к ней и жить с ней в мире и согласии! Природа – источник жизни, радости и красоты! Мы должны бережно относиться к ней и жить с ней в мире и согласии!
- Как вы понимаете смысл этого высказывания? |
Слушают высказывание. Повторяю все вместе. Размышляют над смыслом этого высказывания. |
|
4.Рассказывание истории (беседа) |
Сила Дождя и Дружбы (сказка о живительной силе воды) Над лужайкой кружила встревоженная Пчёлка. - Как ж-ж-же быть? Дож-ж-ждя нет уж-ж-же много дней. Она оглядела лужайку. Понуро опустили свои головки колокольчики. Ромашки сложили белоснежные лепестки. С надеждой глядели в небо поникшие травы. Невесело переговаривались между собой берёзки и рябинки. Их листочки постепенно из нежно-зелёных превращались в грязно-серые, желтели на глазах. Тяжело стало Жучкам, Стрекозам, Пчёлкам и Бабочкам. Изнывали от жары в своих тёплых шубах, прячась в норы, и не обращая друг на друга внимания, Заяц, Лиса и Волк. А Дедушка Медведь забрался в тенистый малинник, чтобы хоть там спастись от палящего солнца. Надоела жара. А Дождя всё не было. - Дедушка Медведь, - прожужжала Пчёлка, - подскаж-ж-жи, как быть. Нет спасения от ж-ж-жары. Дож-ж-ждик, наверное, забыл про нашу луж-ж-жайку.
- А ты найди вольный Ветер- ветерок, - ответил старый мудрый Медведь, - он гуляет по всему миру, знает обо всём, что делается на свете. Он поможет. Полетела Пчёлка на поиски Ветерка. А тот озорничал в это время в дальних странах. Еле-еле нашла его Пчёлка, рассказала о беде. Поспешили они на забытую дождиком лужайку, а по пути прихватили с собой лёгкое Облачко, отдыхающее на небосводе. Не сразу поняло Облачко, почему потревожили его Пчёлка и Ветерок. А когда увидело засыхающие леса, поля, луга, несчастных животных, заволновалось: - Помогу лужайке и её обитателям! Нахмурилось Облачко и превратилось…в дождевую Тучку. Тучка начала раздуваться, застилая собой всё небо. Дулась – дулась, пока не разразилась тёплым летним Дождём.
Дождик лихо отплясывал по ожившей лужайке. Он шёл по Земле, и всё вокруг питалось ВОДОЙ, сверкало, радовалось, пело ГИМН ДОЖДЮ И ДРУЖБЕ.
А Пчёлка, довольная и счастливая, в это время сидела под широким листом Одуванчика и думала о ЖИВИТЕЛЬНОЙ СИЛЕ ВОДЫ и о том, что часто мы не ценим этот удивительный дар природы. ¬ - Почему сказка называется «Сила дождя и дружбы? - О чем переживала пчелка? - Какими качествами обладала пчелка? - Что должен делать человек, по отношению к природе? - Расскажите о ваших личных наблюдений. Что интересного вы наблюдали в природе? (насекомые, растения, деревья) |
Слушают рассказ учителя.
Отвечают на вопросы
|
|
5.Творческая работа / Проектная деятельность |
5. Творческая деятельность, групповая работа. Задания на карточках. Расскажи, какую живительную силу приносит всему живому природа.
Вывод: Нужно беречь природу: не сорить, не ломать веток, не срывать цветы, не разорять гнезд. |
Делятся на две группы.
Записывают. Отвечают.
|
|
6.Групповое пение |
Исполняю песню вместе с детьми. МЫ ХОТИМ, ЧТОБ ПТИЦЫ ПЕЛИ... Мы хотим, чтоб птицы пели |
Исполненяют песню |
|
7. Домашнее задание |
Даю домашнее задание: Подготовить «воображаемый диалог» Ø дерево и птица Ø море и рыба Ø ветер и облако Отразить в диалоге тревогу за сохранность окружающей среды, ее обитателей. |
Записывают задание в дневник. |
|
8. Заключительная минута урока
|
Заключительная минута урока. Природа постоянно присутствует в жизни человека, влияет на его состояние, является для него источником живительных сил. Кладовые её необъятны Все это поможет не только набраться новых сил, укрепить здоровье и обрести хорошее настроение, чувства внутреннего покоя, но и сделать удивительные открытия. Откройте глаза. - Я желаю вам жить в гармонии с природой, прислушиваться к своему сердцу, быть спокойными в своих мыслях, действиях. Что особенно понравилось вам на уроке? Спасибо вам за урок. |
Ответы детей |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.