Открытый урок по швейному делу "Вышивка гладью"
Оценка 4.8

Открытый урок по швейному делу "Вышивка гладью"

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
труд
8 кл
17.08.2020
Открытый урок по швейному делу "Вышивка гладью"
Цели и задачи урока поставлены с учетом особенностей программных требований для коррекционных школ. Содержание урока имеет коррекционно – развивающую направленность, что соответствует возможностям обучающихся, воспитанников с ОВЗ.
Вышивка гладью.doc

 

ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат № 11»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема урока швейного дела

в 8 классе:

«Вышивка гладью. Основные приемы вышивки».

 

 

 

Учитель: Чепелева М. П.

 

24.01.2020 г.

 

Тема: «Вышивка гладью. Основные приемы вышивки»

 

Цели и задачи урока:

Учиться выполнять вышивку гладь.

Образовательная: формировать знания о применении вышивки в жизни человека; формировать знания о многообразии ручных швов в вышивке гладь; учить выполнению основных приемов вышивки; знакомить учащихся с хроматическими и ахроматическими цветами, с теплыми и холодными цветами, с яркостью и насыщенностью цвета.

Коррекционно-развивающая: продолжать работу по коррекции и  развитию   правильной,  фразовой речи, памяти, навыкам культуры труда; развивать мелкую моторику пальцев рук, координировать движения рук.

Воспитательная: воспитывать творческий интерес к работе,  интерес к предмету, усидчивость, терпение, аккуратность; формировать умение правильной организации рабочего пространства.

 

Тип урока: Комбинированный.

 

Оборудование: Ткань полотняного переплетения 25х25 ,тонкая игла, ножницы, пяльцы, цветные нитки мулине, копировальная бумага, инструкционно-технологические карты, мультимедийный проектор, компьютер учителя, лучшие вышивки выполненные учащимися.

 

Ход урока.

 

I.       Организационная часть.

 

II.    Актуализация знаний.

 

СЛАЙД 1.

 

На столе стоит русский самовар, чайный сервиз. Тарелки с печеньем, пряниками, конфетами. За столом расположились девочки в русских народных костюмах. Они вышивают. Тут же на столе, рядом, раскрытые шкатулочки с предметами рукоделья. Выходит ведущая праздника (учитель)  в русском сарафане. На фоне приглушённой музыки (русской народной мелодии) ведущая начинает урок.

 

Здравствуйте люди добрые, прибывшие на наши станичные посиделки!

Мы приглашаем вас  вспомнить  старину заветную наших дедушек и бабушек, прадедушек и прабабушек, когда после трудового дня собирались они в просторной горнице.

Заглянем в прошлое.

В каждой деревне, в каждом селе были свои посиделки. Роднило их одно – собирались, чтобы себя показать и других посмотреть. Здесь же велись  неторопливые беседы о деревенских новостях, о домашних делах. Собравшиеся занимались каким-нибудь рукоделием и о нем говорили, советовались, делились приемами любимого ремесла. А еще на посиделках пели, шутили, загадки загадывали, танцевали.

И мы сегодня собрались с вами для того, чтобы поговорить о вышивке гладью, узнать новое про нее, загадать загадки…

 

Долог зимний вечер. Горит-потрескивает березовая лучина, тени бегают по стене.   Пора начинать.

 

1.      Из истории русской вышивки.

 

СЛАЙД 2.

 

Страсть к украшению себя и своей одежды, с целью выделиться чем-нибудь из окружающей среды, свойственна человеческой природе. Вышивание известно было в глубокой древности, колыбелью вышивки был Восток.

В старину в России каждая женщина занималась рукоделием. В деревнях украшали свой быт, одежду различными видами вышивки. Вышивали верхнюю одежду, рукавицы, пояс, обувь. Дом украшали вышитыми скатертями, кровати застилали простыней с нарядным краем, украшали иконы. С 8-9 лет крестьянские девочки под руководством матерей готовили себе приданое к свадьбе. Постепенно домашнее рукоделие перешло в ремесло, создавались мастерские, где можно было заказать вышитое изделие. Так вышивка разделилась на народное творчество и прикладное, которое было связано с дворянским обиходом. В дворянском быту вышивка тоже имела огромную роль, ее использовали для украшения интерьера (панно, постельные принадлежности, вышитые ковры и др.). Вышивкой украшали небольшие бытовые предметы и дополнения к одежде (сумочки, накидки, кисеты и др.).

Вышивкой занимались женщины всех слоев населения. В гостиных мещанских и светских домов можно было увидеть пяльцы с начатой работой. Во всех институтах, пансионатах и сиротских заведениях девочек обучали навыкам шитья, т.к. рукоделие было одним из обязательных предметов. Ученицы овладевали искусством вышивки настолько, что могли получать заказы на работу.

Вышивки очень разнообразны, по своей технике одна не похожа на другую. Они отличаются и узорами, и определенными сочетаниями цветов.

На нашем уроке мы рассмотрим один из видов вышивки, который называется «Гладьевая вышивка» или «Вышивка гладью».

 

СЛАЙД 3.

 

Современная мода вновь возвращается к вышивке – декоративному изящному элементу, украшающему одежду и быт.

Скатерти, салфетки, рушники, занавески, мешочки, фартуки, прихватки – это не только всем необходимые предметы домашнего быта, но и предметы интерьера, если они действительно красивые и необычные. Яркая вышивка с народными мотивами создает в доме необычайный колорит, тепло и уют.

Одежда изо льна с вышивкой – это не обязательно традиционный сарафан и косоворотка. Есть множество вариантов современной одежды (актуального сейчас кроя), но с традиционными элементами вышивки. Такая одежда не только экологична, но и необычна. Она призвана подчеркнуть характер и мировоззрение её хозяина.

 

2.      Теоретические сведения.

 

СЛАЙД 4.

 

Вышивка гладью — вид вышивки, в которой стежки наносятся на ткань, полностью заполняя гладь полотна. В этой технике применяются различные виды швов и приёмов. Существует много техник выполнения глади.

 

Отгадайте загадку:

Шагает мастерица по шелку и по ситцу

Очень мал ее шажок, а зовется он … (стежек).

 

Правильно! Все виды вышивки выполняются стежками. И мы с ними сейчас познакомимся.

 

СЛАЙД 5.

 

Существует несколько видов глади:

¾    односторонняя и двусторонняя;  

 

СЛАЙД 6.

 

¾    плоская  (без настила) и высокая,  или выпуклая (по настилу);

 

СЛАЙД 7.

 

¾    прорезная и точная, или счетная;

 

СЛАЙД 8.

 

¾    свободная, или рисованная;

 

СЛАЙД 9.

 

¾    одноцветная и многоцветная.

 

СЛАЙД 10.

 

Я предлагаю вам выполнить задание:

Вставьте пропущенные буквы в словарные слова:

выш…вка, ст…жки, одност…ронняя, к…сая гла…ь.

 

СЛАЙД 11.

Посмотрите на экран. Есть еще много приемов вышивки гладью: объемная вышивка, вышивка переплетением нитей, «рококо», белая гладь. И это только малая часть приемов вышивки гладью.

 

Выполняется вышивка гладью вручную  на пяльцах, нитками разных сортов в зависимости от качества ткани, узора, назначения изделия и техники выполнения.

Для того чтобы подобрать цвет ниток для вышивания композиции используют цветные нитки мулине, шёлковые и х/б.

 

СЛАЙД 12.

 

Физкультминутка

Во время выполнения практической работы выполняется  физминутка: гимнастика для глаз.

¾    «Бабочка».   Часто-часто похлопайте ресничками, то есть поморгайте.

¾    «Вверх-вниз». Голову держите прямо, не запрокидывайте. Смотрите прямо перед собой. Медленно поднимите взгляд на потолок, задержите на пару секунд, затем также медленно опустите его на пол и тоже задержите. Голова во время выполнения упражнения остается неподвижной.

¾    «Жмурки». Несколько раз сильно зажмурьтесь, потом просто закройте глаза и посидите 20-30 секунд.

¾    «Массаж». На наших ушах находится огромное количество точек, через которые можно воздействовать на тот или иной орган. Так, стимулируя мочку, вы опосредованно влияете на зрение.

 

Молодцы!

А сейчас я вам предлагаю поговорить о цвете. Ведь для вышивки мы используем цветные нитки. Как же их подобрать для работы, чтобы не ошибиться, и чтобы работа была красивой.

 

СЛАЙД 13.

 

Все существующие цвета делятся на хроматические и ахроматические.                          

К  Хроматическим  относятся семь цветов: красный, оранжевый, желтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый. Основными считаются красный, жёлтый, синий.

 

Смешивая два основных цвета, можно получить дополнительные. Например, смесь красного с жёлтым даёт оранжевый цвет, жёлтого с синим – зелёный и т. д.

 

Задание:

У вас на столах краски и палитры. Попробуйте путем смешивания цветов получить новые оттенки. Что у вас получится?

 

Молодцы, у вас получились необыкновенно красивые цвета.

 

СЛАЙД 14.

 

В свою очередь хроматические цвета делятся на тёплые и холодные.

К первым относятся красный, жёлтый, оранжевый и все цвета, в которых есть хотя бы частичка одного из перечисленных выше цветов; холодными считаются голубой, синий, фиолетовый, зелёный и прочие, которые получаются при их смешивании.

Тёплые цвета зрительно воспринимаются ближе, чем есть на самом деле, а холодные дальше. Это важное свойство цвета. Его необходимо учитывать при работе.

 

Задание:

Две девочки вырезают из цветной бумаги холодные цвета. И двое – теплые. Сделайте аппликации.

 

СЛАЙД 15.

 

Ахроматическими цветами считаются белый, чёрный и все оттенки серого.

 

Оттенком цвета, или цветовым тоном, называют характеристику цвета, что выражается словами «голубой», «лиловый», «коричневый» и т. д. Различия в названии красок указывает в первую очередь на цветовой тон.

Силу выражения цветового определяет насыщенность. Чем больше красителя в краске, тем насыщеннее цвет, и наоборот.

 

Задание:

У вас на столах стоят стаканы с чистой водой. Сделайте ее немного цветной, обмокнув кисти в красной краске.

Молодцы!

Теперь добавьте еще краски. Что получилось?

 

Вода стала окрашенной более интенсивно. Это и есть цветовой тон. То-же самое можно сделать и нитками на вышивке путем смешения ниток разных оттенков.

Хорошо.

 

СЛАЙД 16.

 

Светлота  цвета связана с наличием чёрного или белого красителя. Если добавить к красному цвету чёрный, получится бордовый (тёмно-красный), а если добавить белый, то получится розовый (светло-красный). Хорошо сочетаются оттенки одного цвета, светлый и тёмный. Такие сочетания лежат в основе художественной глади.

 

Давайте испытаем это на практике?

Таня и Ира добавляют в свой стакан черную краску. Лена и Марина - белую.

Что у вас получилось?

 

СЛАЙД 17.

 

Для вышивания узоров растительного характера используют гладь: двустороннюю без настила и цветную художественную. Выполнять такие работы удобнее всего одинарной нитью, тогда не происходит наложения стежков друг на друга. Вышивать надо достаточно плотно, чтобы между стежками не было просветов.

СЛАЙД 18.

 

Следующее задание:

Внимательно рассмотрите образцы вышивки и проанализируйте данную вышивку. Учащиеся описывают вышивку (какой рисунок, какие стежки, какой цвет нити и т.д.).

 

Чтобы начать выполнять гладьевые стежки ответьте на вопрос:

¾    С чего нужно начать работу по вышивке? (Подготовить ткань, рисунок, инструменты).

 

СЛАЙД 19 ВИДЕОФИЛЬМ

 

Я предлагаю вам посмотреть небольшое видео.

 

¾    Какую нужно брать ткань?

 

СЛАЙД 20.

 

Для вышитых работ немаловажно является фон. Поэтому необходимо учитывать цвет не только ниток и отдельных материалов, но и основы.

 

¾    Скажите, какими инструментами и материалами вы будете пользоваться при работе?

 

СЛАЙД 21.

 

Материалы и оборудование для вышивки:

¾    Ткань хлопчатобумажная размером 25х25 см.

¾    Нитки мулине (несколько цветов)

¾    Иголки для вышивания № 2-3

¾    Напёрсток

¾    Пяльцы

¾    Ножницы

¾    Калька

¾    Копировальная бумага (лучше цветная)

¾    Карандаши твёрдо-мягкие (ТМ)

¾    Сантиметровая лента

 

Все правильно. Перед тем, как приступить к работе, необходимо организовать рабочее пространство, подобрать ткань, нитки, инструменты, приспособления и материалы для перевода рисунка (калька с рисунком, копировальная бумага), выбрать рисунок для вышивки.

 

Но еще немаловажную роль играет техника безопасности при работе. Давайте ее повторим.

 

СЛАЙД 21.

 

Правила техники безопасности при работе с ножницами,  иглой и организация рабочего места.

При выполнении ручных швейных работ укладку с инструментами и принадлежностями ставят на стол справа или спереди, а ткань кладут слева.

В процессе вышивания следует соблюдать осторожность при:

¾    работе с ножницами, ручной иглой и булавками;                                                                         

¾    работе с утюгом. 

Народная пословица гласит: «Что в порядке лежит, само в руки бежит» 

 

 Важное значение при выполнении вышивки имеет место следующее:

1.      сидеть на всей поверхности стула, чтобы свет падал слева, расстояние от глаз до работы должно быть 25-30 см.

2.      сидеть, не опираясь локтями на стол, слегка наклонившись вперед или опираясь на спинку стула.

 

Скажите, девочки, вы узнали сегодня что-то новое?

 

СЛАЙД 22.

 

Давайте проверим, ответив на вопросы:

1.      Сколько техник выполнения глади вы узнали?    (7)                                                          

2.      Какие инструменты и приспособления необходимы для вышивки?                        

3.      Каким способом можно перевести рисунок на ткань?                                                  

4.      Какие цвета называются хроматическими?                                                                           

5.      Что такое, светлота?

6.      Каким требованиям должно отвечать рабочее место для вышивания?

 

Молодцы.

 

III.Итог урока.

 

Сегодня вы познакомились с новым интересным видом вышивки – гладью. 

Меняются  времена, меняется мода, но неизменными должны оставаться добрые  отношения между людьми. Вышивка актуальна и в наши дни, поэтому она может быть хорошим подарком, который  порадует тех, кому он будет предназначен,  доставит эстетическое наслаждение вам и другим людям.

Вы так же можете пополнить свой гардероб и дополнить интерьер вышитыми вещами. Для этого надо совсем немного: желание научиться  вышивать. 

 

Спасибо вам за работу на уроке. Он вам понравился?

На втором уроке мы будем выполнять практическую работу по вышивке гладью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 урок

 Практическая часть.

Требования, предъявляемые к работе:

Технологические

Эстетические

Эксплутационные

Экологические

Экономические

Требования, которые будут учтены при оценке работ:

- правильность выполнения трудовых приемов,

- самостоятельность при выполнении работы,

- правильность композиционного построения рисунка,

- объем выполненной на уроке работы,

- гармония цветового сочетания,

- соблюдение правил техники безопасности,

- организации рабочего места.

 

1.Выполнение двусторонней глади по группам с последующей защитой творческих  проектов  «Времена года».

2.Деятельность учителя. Провести целевые обходы с целью проверки:

 

1)Организации рабочих мест, соблюдение правил техники безопасности, самоконтроль во время работы.

2)Правильность подготовки ткани к вышиванию.

3)Аккуратность перевода рисунка на ткань.

4)Правильность заправки ткани в пяльцы.

5)Правильность закрепления нити в начале работы.

6)Правильность выполнения стежков  двусторонней глади.

7)Индивидуальная работа с   учащимся.

3.Защита творческих проектов учащихся по группам (времена года)

 

 Заключительная часть.

1.Подвести итоги занятия.

2.Выделить лучшие работы.

3.Проанализировать допущенные ошибки.

4.Сообщение оценок и краткий их анализ.

5.Уборка рабочих мест.

4.Запись домашнего задания.

 

СЛАЙД 16-17.

 

Инструкционно-технологическая карта «Вышивка двусторонняя гладь».

Последовательность выполнения работы.

Графическое изображение

1.Отутюжить ткань для вышивки

2. Перевести рисунок на ткань с помощью цветной копировальной бумаги.

Перевод рисунка для вышивки на ткань

3. Заправить ткань в пяльцы и хорошо её натянуть по долевой нити и по утку..

 

4.Выполнить закрепление нити в начале работы.

 

 

5.Выполнить вышивку, используя нити в 2-4 сложения

6.Выполнить закрепление нити в конце работы с изнаночной стороны вышивки.

 

7.Отутюжить вышивку.

 

 

Методическое обеспечение.

 

 

1.И.А.Андреев. Популярная энциклопедия. Рукоделие. М. «Советская энциклопедия» 1991г.

2.О.Н. Маркелова. Технология рукоделия. Краткая энциклопедия вышивки. Волгоград. Издательство «Учитель» 2009г.

3.С.И. Припечёнкова. Уроки труда. 5 класс. Макраме. Вышивание. Поурочные  планы. Волгоград. Издательство «Учитель» 2001г.

4.В.Д. Симоненко. Технология. Учебник для учащихся 6 класса Общеобразовательной школы (вариант для девочек).

 

 

 

 


ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 11»

ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 11»

Тема: «Вышивка гладью. Основные приемы вышивки»

Тема: «Вышивка гладью. Основные приемы вышивки»

В старину в России каждая женщина занималась рукоделием

В старину в России каждая женщина занималась рукоделием

СЛАЙД 7. ¾ прорезная и точная, или счетная;

СЛАЙД 7. ¾ прорезная и точная, или счетная;

Задание: У вас на столах краски и палитры

Задание: У вас на столах краски и палитры

СЛАЙД 18. Следующее задание:

СЛАЙД 18. Следующее задание:

Скажите, девочки, вы узнали сегодня что-то новое?

Скажите, девочки, вы узнали сегодня что-то новое?

Практическая часть. Требования, предъявляемые к работе:

Практическая часть. Требования, предъявляемые к работе:

Перевести рисунок на ткань с помощью цветной копировальной бумаги

Перевести рисунок на ткань с помощью цветной копировальной бумаги
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.08.2020