Открытый урок по теме: «Правописание удвоенной согласной в корне слова», 3 класс

  • docx
  • 03.01.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 11.12 Конспект открытого урока.docx

 

 

 

 

 

 

 

   Открытый урок по теме:

   «Правописание удвоенной согласной в корне слова»

 

 

 

 

 

                                                                 Составила:Кононченко Е.А.,

                                                                учитель начальных классов 

                                                    высшей  категории

 

 

 

 

 

 

11.12.2024

Тема урока: Правописание  удвоенных  согласных  в корне слова.

                                  

     Тип урока: закрепление изученного.

    

     Цель: совершенствование знаний о правописании слов с удвоенными

     согласными буквами в корне.

 

Планируемые результаты (предметные) 

Проявляют позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателю общей культуры; знают признаки орфограммы «Удвоенные согласные в корне» и алгоритм действий при работе с этой орфограммой.

Личностные результаты

Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы; проявляют интерес к познанию русского языка

Универсальные учебные действия (метапредметные)       

Познавательные: находят языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий; осуществляют анализ, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала по самостоятельно выделенным основаниям; строят несложные рассуждения, устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы, формулируют их, самостоятельно находят в учебнике необходимую информацию и используют ее для выполнения учебных заданий.

Регулятивные: принимают и сохраняют цель и учебную задачу, в сотрудничестве с учителем строят новые учебные задачи; планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определяют наиболее эффективные способы достижения результата.

Коммуникативные: участвуют в диалоге, общей беседе; ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии

Формы работы:   общеклассная дискуссия, работа в  парах, самостоятельный диалог учащихся между собой по поводу решения учебной задачи.

Оборудование:

  • Карточки: проверка теоретического материала, творческое задание, реквизит для самооценки;
  • Презентация «Правописание удвоенной согласной в корне»
  • Карточки-тренажёры, рабочие листы для самостоятельной работы.

                        Ход урока:

 

1 .Организация начала урока:

            Учитель: 
Великий, могучий, свободный, 
Надежды и силы родник, 
Тебе посвящаем урок мы сегодня, 
Родной наш, правдивый и гордый язык!

 

 2.Мотивирование к учебной деятельности:
- Ребята, если вы готовы к уроку, хлопните в ладоши
- Каким бы вы хотели видеть сегодняшний урок русского языка?
 Слова на доске:
      Урок:

  • интересный
  • познавательный
  • плодотворный
  • развивающий


- Чтобы урок получился таким, мне понадобится и ваша помощь. Какими должны быть на уроке ученики?
 Слова на доске:

Ученики:

  • активные
  • думающие
  • работоспособные
  • внимательные
  • аккуратные
  • дисциплинированные
  • дружные

- Сможете стать такими, если «да», хлопните в ладоши? В конце урока мы проанализируем, получился ли он таким, каким мы его хотели видеть.

 

( Я тетрадь свою открою и с  наклоном положу

 Я от вас, друзья не скрою, ручку я вот так, держу

Сяду прямо, не согнусь, и за дело я примусь)

 

Откройте тетради, запишите число и классная работа.

              Одиннадцатое декабря.

               Классная   работа.

 

            3.Минутка  чистописание   ( Слайд № 1)

 

пп// мм// сс// бб// лл// жж// рр// нн//

 - Что общего вы видите в этой цепочке букв?

    Пропишите в тетрадь  эту цепочку.

 - Ребята, встречали ли вы слова, в которых пишутся данные сочетания  букв.

   Приведите примеры (Группа, сумма, класс, суббота).

 

 

4.     Мобилизующий этап. Формулирование проблемы, планирование деятельности:  ЗАДАНИЕ 1

-Прочитайте слова:

           сумма, дома, цветы, суббота, касса, гроза ( слайд № 2)

- Попробуйте распределить данные слова в две группы  по написанию.

- Какие группы получились?

-1группа-удвоенные согласные в корне слова

  2 группа – безударные гласные в корне слова

- Сравните слова каждой группы.

- Как вы думаете, с какой группой слов будем работать на уроке?

- с 1 группой

- Почему?

-Повторить, закрепить

Назовите  ключевые слова изученной на прошлых уроках темы.

( Согласный, удвоенная буква, корень слова)

 

- Как бы вы сформулировали тему нашего урока? (Правописание удвоенной

 согласной в корне)             вывешиваем на доске вспомогательные слова)

-Чему мы учились на предыдущих уроках?
Дети: Мы учились находить слова с удвоенной согласной в корне слова, учились правильно писать эти слова и правильно их переносить.
Учитель: Ответьте мне на вопрос, почему мы пишем некоторые слова с удвоенной согласной, как их определить?
Дети: Они заимствованы из других языков, их нужно запомнить.
Учитель: Молодцы, сегодня мы продолжаем учиться правильно писать слова с удвоенной согласной, переносить такие слова в местах удвоенной согласной.

- Сформулируйте  цель урока. Сравните их с ключевыми словами темы.

-ответы учеников, помощь учителя.( обобщить знания учащихся о правописании удвоенных согласных в корне слова; повторить правила переноса с двойными согласными; развивать творческое мышление, орфографическую зоркость.)

 

5.Словарная работа    (Слайд № 3)  ВЗАИМОПРОВЕРКА

Задание 2    Кроссворд :

- Подобрать нужное слово и записать по горизонтали.

1. Игра на льду на коньках в небольшой мяч или шайбу (хоккей).

2. Дорога с рядами деревьев по сторонам (аллея).

3. Место, где продают билеты (касса).

4. Человек, который совершает поездку на поезде, пароходе или другом виде транспорта (пассажир).

5. Дорога, покрытая асфальтом (шоссе).

- Прочитайте слово, которое получилось по вертикали (класс).

- Молодцы!      Вы доказали, что ваш класс самый дружный, умный, внимательный

-Запишите слова в тетрадь и подчеркните орфограмму.

 

Интеллектуальная разминка.

- Предлагаю отдохнуть. Но не как-нибудь, а классно.

-Определить на слух слова с удвоенными согласными и с одной согласной:

если с одним согласным - хлопать в ладони 1 раз,

2 раза хлопать - с удвоенными согласными

 - Спросите, не повысив тона.

Что больше, центнер или тонна?

 

 - Необходимы соль и крупы,

Чтоб кашу наварить для группы.

 

 -Кто получит низкий балл,

Не придет на школьный бал.

 - Если пьете в школе квас,

Не забрызгайте весь класс.

 

 - Приятнее найти под елкой гриб,

Чем получить ангину или грипп.

 

 

6. 1) Игра " Фотограф "(слайд   № 4 )

 Задание 3  Выборочный диктант.

-Предлагается сфотографировать глазками слова из предложения, где есть удвоенная согласная буква.( ЦЕЛЬ НАЙТИ  ОРФОГРАММУ.)

     На экране:

 

ФИЛИПП ИГРАЕТ В ХОККЕЙ.

ПАССАЖИРЫ ВЫШЛИ НА ПЕРРОН.

АЛЛА СОБРАЛА КОЛЛЕКЦИЮ МАРОК

 

-Обозначьте удвоенные согласные, проверьте написанное, обменяйтесь тетрадками, если есть ошибки, исправьте, поставьте на полях отметки.

- Теперь проверим написанное вместе.

 

На экране:  ПРОВЕРКА ( Слайд № 5)

       

ФИЛИПП             ХОККЕЙ

АЛЛА                  КОЛЛЕКЦИЯ

ПАССАЖИРЫ    ПЕРРОН

 

- Молодцы, а теперь вертикальной чертой обозначим перенос этих слов.

(Один ребенок работает у доски)  Фи-липп, Ал-ла, пас-сажиры, пассажи-ры, хок-кей, кол-лекция, коллек-ция, пер-рон)

 

2)Ребята, а только лишь слова с удвоенной согласной встречаются в корне?

-Ещё на стыке приставки и корня

-На стыке корня и суффикса

 

Работа по учебнику. Уч.с.122 упр.236 (три ученика работают у доски)

Каждый выпишет к себе в тетрадь по два слова в каждый столбик.

7.       Дифференцированная работа.  Творческая работа: 
1. Упражнение в написании слов с удвоенной согласной (дискуссия в парах, самопроверка, взаимопроверка, взаимопомощь)
- А сейчас, творческое задание. Заменить словосочетание одним словом.

- Вы будете работать в парах. Помните - важно не только самому выполнить задание, но и помочь своим товарищам. Ведь важен не только личный результат, но и результат работы своей пары, который приведет к успеху всего класса.

 

Задание 4 Творческая работа: (работа в парах)     ( слайд № 7) +карточки

1.     Изготовление рисунков из наклеенных или нашитых кусков бумаги, ткани. _______________________

2.     Большое желание есть. ____________________

3.     Спортивный бег ___________________

4.     Руководитель театральной, кино- или телевизионной постановки.__________________________________

5.     Искусственный водоём, сооружённый для плавания.________________

6.     Популярная игра на льду. ________________________

7.     Женские имена. _______________________________________________

Аппликация,   аппетит, режиссер, бассейн, Алла, Анна, Римма, Жанна, Инна, хоккей, кросс.

 

 8.    Дифференцированная работа.                          

  Самостоятельная работа: (Слайд 8) Задание 5

–Ребята, сейчас для вас наступило время самостоятельного задания.

- Сейчас вы, поработаете самостоятельно по закреплению темы «Удвоенные согласные». Для этого вам предлагается выполнить ряд заданий по карточкам.

Карточка №1 (задание на «3»)

* Прочитай слова.

* Спиши. Подчеркни удвоенные согласные буквы. Запомни, как пишутся эти слова.

* Какие слова написаны с большой буквы? Почему?

 Жужжит, касса, сумма, жжёт, ванна, Анна, Жанна, коллекция, дрожжи, Римма.

 

 

 

Карточка №2  (задание на «4»)

  • Прочитай текст.
  • Выпиши из текста слова с удвоенными согласными. Запомни, как они пишутся.
  • Раздели эти слова для переноса.

В нашем классе все ребята чем-то увлекаются. Филипп собирает коллекцию марок. Алла любит отгадывать кроссворды. Вокруг неё всегда группа ребят. Кирилл ходит в бассейн, а ещё он хоккеист. Инна играет в настольный теннис. Оля увлекается музыкой. Гаммы, аккорды, мелодии – это её мир.

А Вова увлекается аппетитными булочками и творожной массой с изюмом. У него всегда отличный аппетит!

Карточка №3 (задание на «5»)

  • Прочитай. Какие слова ты вставишь вместо точек?
  • Спиши, подчеркни удвоенные согласные.
  • Выполняй задание в карточке.

1.Дети нашего ……………… - это дружный …………………………… .

2. После взлёта самолёт медленно убирает ………………………..  .

3. По широкому ……………………….. мчались машины.

4. Осенью вся наша семья болела …………………………  .

5. ……………………….. стояли на перроне вокзала.

 

шасси

класс

шоссе

коллектив

группа

грипп

пассажиры

 

( учитель проверяет карточки после урока)

 

 

9 .Итог урока:

 

- Учитель :   Можно ли проверить написание удвоенной согласной буквы в корне слова? Подобрать проверочное слово?

- Уч-ся. Нет. Написание слов с удвоенной согласной буквой надо запомнить.

Учитель. Как переносятся слова с удвоенной согласной?

Уч-ся. По слогам, но одна согласная буква остаётся на строке, а вторая переносится на другую строку.

 

Учитель. Что нужно делать, чтобы уметь правильно писать слова с удвоенной согласной в корне?

 

Уч-ся. Уточнить, находится ли двойная согласная в корне слова, и запоминать как можно больше таких слов. В случае затруднений можно посмотреть слово в словаре.

 

Учитель. Правильно.

Рефлексия

-Какой получился урок?   Какими были вы на уроке?

 ( вернемся к нашим словам, которые были сказаны в начале урока)

- Вы хорошо потрудились. Были дружны, умны, внимательны, и урок получился  интересный, познавательный, развивающий)

                   Домашнее задание  (прокомментировать)    

Рабочий лист задания № 1-3. Задание №4 (по желанию) ( Слайд № 9)

 

 

Оцени себя за урок. (Слайд 10)

 

Зелёный цвет – было легко работать, интересно, плодотворно

 

Жёлтый цвет – испытывал трудности, но старался справится

 

Красный цвет – было очень трудно