Урок русского языка в 3 классе
на тему:
Омонимы
Магомедова Умурагиль Насуховна
учитель начальных классов
МКОУ «Арахкентская СОШ»
Цель урока: формирование умения
распознавать омонимы, работать со словарём омонимов.
Задачи урока:
1. Образовательные: научить различать омонимы и многозначные слова; формировать умение использовать омонимы в устной и письменной речи;
2. Развивающие: развивать умение находить омонимы в художественном тексте; продолжить развивать воображение и речь учащихся; пополнять словарный запас учащихся, способствовать развитию умения работать с текстом.
3. Воспитательные: прививать интерес к изучению русского языка путем использования на уроке занимательного материала, показать детям лексическое богатство русского языка.
Ход урока
1. Организационный момент
Приветствие. Создание положительного психологического климата
2. Проверка домашнего задания
Каллиграфическая минутка: Сс с…сна, с…стрёнка
– Сегодня мы продолжим работу по изучению темы «Лексическое значение слов». Мы так привыкли к словам... Читаем, пишем, шутим, поем.
-Давайте вспомним, какие слова называются синонимами?
- Близкие по значению.
– Зачем нужны синонимы в русском языке?
- Какие слова называются антонимами?
– Прочитайте пословицы и назовите слова-антонимы.
День да ночь – сутки прочь.
Слушай больше, а говори меньше.
Кто много говорит, тот мало делает.
-Ребята, для чего мы учимся использовать в своей речи синонимы, антонимы, фразеологические обороты?
- Чтобы речь была красивой, выразительной.
3. Изучение нового материала
А теперь я предлагаю отгадать загадки. Отгадки запишите на листе, они нам пригодятся.
СЛАЙДЫ
Огурец, молоко, колос, перрон, малина, метро.
Выполните задания, подчеркните буквы и выпишите слово отдельно на листе.
О чем мы сегодня будем говорить? (Об омонимах)
-Что такое омонимы? СЛАЙД
4. Объяснение нового материала.
- Вам, ребята, встречались близнецы? Вы, наверное, помните, как трудно их различить. Есть близнецы и в языке, это слова, которые очень похожи друг на друга, но имеют разные значения. В греческом языке это слово имеет значение "одинаковое имя".
Но ведь близнецы только внешне похожи, а характеры, привычки могут быть совершенно разными. Вот и сегодня мы посмотрим на омонимы с разных сторон. И узнаем много интересного о них.
5. Физкультминутка
6. Первичная проверка понимания нового материала
Работа по учебнику
Упр. 75 (с. 45).
— Прочитайте. Рассмотрите рисунки.
— Почему в каждом предложении выделено слово коса! (Оно имеет разные значения.)
— Какое значение имеет слово коса в первом предложении? (Идущая от берега низкая и узкая полоса земли.)
— Какое значение имеет слово коса во втором предложении? (Сплетённые в виде жгута несколько длинных прядей волос.)
— Какое значение имеет слово коса в третьем предложении? (Сельскохозяйственное орудие — изогнутый нож на длинной рукоятке для срезания травы, злаков.)
— Прочитайте ниже сведения о языке.
— Какие слова называются омонимами?
— Каким словарём можно пользоваться при работе с такими словами?
— Как представлены омонимы в словаре? (Отдельной словарной статьёй.)
7. Физкультминутка
2. Прочитайте предложения, вставьте пропущенные буквы. СЛАЙД
На грядке рос зелёный лу…(г, к). Иван-царевич натянул тугой лук.
Назовите омонимы
3. Внимательно прочитайте предложения. СЛАЙД
-Назовите слова омонимы. Норка, лисички. СЛАЙД
Объясните.
ВЫВОД: Одинаково пишутся, звучат по-разному
8. Закрепление (Работа в парах.)
Найдите в тексте омонимы. Объясните, в каких значениях они употреблены в этих предложениях.
1. Уж наступал вечер. Уж питается лягушками.
2. У меня испортилась молния. В небе засверкала шаровая молния.
3. Папа купил новый гаечный
ключ. ( Ключ – Металлический стержень с особой комбинацией вырезов для
отпирания и запирания замка)
В нотной тетради пишем басовый ключ. (Ключ - Музыкальный ключ)
9. Обобщение и систематизация знаний
- С какими новыми словами вы познакомились? (С омонимами)
- Какие слова называются омонимами?
10. Рефлексия
11. Домашнее задание:
1. упр. 78 на с. 46
2. творческое задание (по желанию): составить текст с омонимаи
12. Подведение итогов
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.