Тема урока « Словосочетание». 5 класс.
Цель : закрепить изученный материал; отработать умение определять смысловую и грамматическую связь между словами в словосочетании; воспитывать логическое мышление, внимание и любовь к слову, развивать активность детей.
Ход урока.
а). Обратить внимание на правописание слова
СЛОВОСОЧЕТАНИЕ.
Б)Словарный диктант с продолжением ( по рядам):
Чаща-…….
Съезд-…….
Зуб-………
Вывод: Над какими орфограммами работали? Назвать условия выбора каждой орфограммы.
В). Игра * Четвёртый лишний* ( найти лишнее слово в строке, объяснить свой выбор).
--Солнце, чулан, лестница, ненастный.
--Лесной, осенний, колосок, дуб.
--Идти в поход, парашют, золотой луг, сильный дождь.
--Что называется словосочетанием?
--Из каких частей оно состоит?
--Как связано главное слово с зависимым?
--Как устанавливается смысловая связь?
--Какая связь ещё существует между словами в словосочетании?
--С помощью чего она осуществляется?
Давайте вспомним стихотворение о словосочетании.
Внимание! Внимание!
Вот словосочетание!
В нём ходят парою слова,
Но не равны у них права:
В нём слово главное всегда
С зависимым шагает,
А кто же кто есть?
Без труда вопрос определяет.
Вопрос от главного идёт к зависимому слову,
И никогда наоборот-
Запомни как основу.
4.Закрепление материала:
А). Составить словосочетания:
1 вариант- глагольное.
2 вариант-именное. Чтобы их можно было употребить для поздравления с днём рождения
( у мальчика из класса в этот день был день рождения)
Б). Отличие словосочетания от слова: выполняем упр.112-выписать словосочетания, отметить главное слово; определить смысловую связь.
В). Ты фокусник. Твоя волшебная палочка словосочетание. С его помощью ты можешь сделать так, чтобы вместо одного слова получилось два, совершенно разных по значению.
ЛИНЕЙКА (провёл по линейке, торжественная линейка)
ПЕЧЬ (печь пироги, русская печь)
НОЖКА (ножка стола, ударил ножку)
ЛУК (горький лук, лук со стрелами)
Г). Учащимся 5 класса было дано задание: выписать из предложений словосочетания. При
выполнении ученики допустили ошибки. Найдите их.
1) Весенние ветерки пахнули свежей травой и птичьими голосами
Весенние ветерки
Пахнули травой
Пахнули голосами
Травой и голосами
Свежей травой
Птичьими голосами
Ветерки пахнули
2) Попробуем сами без ошибок выписать словосочетания из предложения (устно).
Тёплый ветер пробегает в вершинах деревьев.
3)Самостоятельная работа:
Выписать словосочетания, определить главное слово, смысловую связь,
грамматическую связь.
4) Итоги. Дети задают вопросы друг другу по изученному материалу.
Домашнее задание: стр. 47-48,Упр. 116.
Предложения для самостоятельной работы:
1 вариант: На берегах светлых озёр птицы спокойно разводят птенцов.
2 вариант: С раннего утра отправляется белочка на поиски корма
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.