Открытый урок "Тема любви в романе "Мастер и Маргарита"
Оценка 4.6

Открытый урок "Тема любви в романе "Мастер и Маргарита"

Оценка 4.6
Документация
docx
русская литература
11 кл
24.02.2023
Открытый урок "Тема любви в романе "Мастер и Маргарита"
Открытый урок "Тема любви в романе "Мастер и Маргарита"
открытый урок по литературе.docx

Тема любви в романе М.А.Булгакова “Мастер и Маргарита»

Цель: рассмотреть концепцию любви М.А. Булгакова.

Задачи :

1) выяснить авторскую позицию по отношению к героям произведения;

2) помочь понять разноплановость повествования;

3) продолжить формирование умения анализировать текст, аргументированно доказывать собственное мнение;

4) развивать речь, критическое мышление, кругозор учащихся;

5) воспитывать трепетное отношение к женщине, к любви,

воспитывать художественный вкус.

Оборудование:  презентация учителя, компьютер, проектор, учебники, тетради, текст романа М.А.Булгакова “Мастер и Маргарита”, раздаточный материал, иллюстрации учеников, репродукции картин.

                                                   Ход урока.

Вводное слово учителя,

Есть книги, к которым невольно возвращаешься… И даже не важно, понравилось тебе произведение или нет, только что перевернул последнюю страницу или много лет назад. Главное, что в ней есть что-то особенное. Одна из таких книг - бессмертный роман Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита».

В России нет, пожалуй, ни одного человека, который с 1966 года, когда это произведение впервые увидело свет спустя 26 лет после смерти своего создателя, не прочел бы это творение. Первому из читателей своего вечного романа, пришедшему на могилу автора, Булгаков завещал половину гонорара. И одному из московских журналистов вдова писателя, Елена Сергеевна, прямо на кладбище вручила пухлый конверт с деньгами…

Не останетесь без гонорара и вы, за активную работу на уроке, на которую я надеюсь, вы получите хорошие оценки.

Сообщение темы и целей урока. (на фоне мелодии «Вечная любовь»)

               Глава 19, названная ее именем, начинается словами: «За мной, мой читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык. За мной, мой читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь!».

               Сегодня речь пойдет о любви и о той, которая вдохновляла Мастера,    помогала творить. Имя ее Маргарита.

Какие цели мы поставим перед собой на сегодняшнем уроке?

Наша задача – убедиться, что любовь Маргариты – явление исключительное, неповторимое.

- А пока я предлагаю вам вспомнить, как Маргарита вошла в жизнь Мастера.

Инсценированное чтение сокращенного фрагмента (глава 13).

Учитель: Ваши одноклассники помогут вам в этом. Задача: определить роль цветовой гаммы в данном эпизоде.

Автор: Она шла по Тверской и несла в руках отвратительные тревожные желтые цветы. Черт их знает, как их зовут, но они первые почему-то появляются в Москве. И эти цветы очень отчетливо выделялись на черном ее весеннем пальто. Она несла желтые цветы! Нехороший цвет… И меня поразила не столько ее красота, сколько необыкновенное, никем не виданное одиночество в глазах!
Повинуясь этому желтому знаку, я тоже свернул в переулок и пошел по ее следам…
И вообразите, внезапно заговорила она.

Маргарита: Нравятся ли вам мои цветы?

Мастер: Нет.

Маргарита: Вы вообще не любите цветов?

Мастер: Нет, я люблю цветы, только не такие.

Маргарита: А какие?

Мастер: Я розы люблю.

Автор: Тут я пожалел о том, что сказал, потому что она виновато улыбнулась и бросила свои цветы в канаву. Растерявшись немного, я все-таки поднял их и подал ей, но она, усмехнувшись, оттолкнула цветы, и я понес их в руках…

Учитель: Какую цветовую гамму использовал автор? Кто из писателей  большое внимание уделял цвету?

 Учитель: Действительно, Булгаков использует традиции предшественников.

  Герой произведения сам говорит о том, что желтый – нехороший    цвет. Но словно под гипнозом, он следует за желтым знаком.

- Что вносит в описание такая цветовая гамма?

Ученики: Цветовая гамма вносит в описание зарождения любви тревогу, предчувствие трагизма, которое углубляется удивительной булгаковской метафорой: “Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих! Так поражает молния, так поражает финский нож!”

Учитель: 

 Булгаков использовал контрастную цветовую гамму: желтое на черном. - Цвет луны у Булгакова все-таки не голубой или серебристый, а золотисто-желтый – цвет полнолуния. Желтые цветы на черном пальто и желтая луна на черном небе: свет и тьма, встретившиеся в образе Маргариты.

Кто же такая эта Маргарита? Что мы узнаем из ее предыстории?

(М.Н. красива, умна. Ей 30 лет. Замужем, но бездетна. Муж – крупный специалист, молод, красив, честен. У нее прекрасный особняк в готическом стиле в одном из садов близ Арбата. Она могла купить все, что ей нравится. Никогда не прикасалась к примусу и держала прислугу. Она окружена интересными людьми).

- Боги, боги мои! Что же нужно было этой женщине?! – восклицает автор. Попытайтесь и вы ответить на этот вопрос.

(М. испытывала потребность любить. Мастера поразил при встрече ее взгляд – «необыкновенное, никем не виданное одиночество»)

- Одиночество? А муж? Ведь у нее был молодой, красивый, добрый, честный муж, который обожал ее?

(По-видимому, М.Н. не испытывала к мужу ответного чувства, хотя все время помнила, что он у нее есть и, несомненно, уважительно относилась к супругу. Именно муж явился причиной того, что она не осталась с Мастером в ту роковую ночь, когда он бесследно исчез. «Я не хочу, чтобы у него навсегда осталось в памяти, что я убежала от него ночью». В этих словах и уважение, и благодарность за комфорт, которым он ее окружил).                                  

Обращаемся к тексту

Учитель: как сложилась судьба Маргариты. Внешне благополучная, богатая, молодая, красивая, она на самом деле несчастна и одинока. Она призналась Мастеру, что с желтыми цветами вышла, чтобы наконец он ее нашел и что, если бы этого не случилось, она отравилась бы, потому что жизнь ее была пуста.

Образ Маргариты складывается из 3-х составляющих. Возлюбленная у Булгакова – это и подруга, и ведьма, и королева одновременно.

- Докажите, что Маргарита стала верной подругой.

(- Как изменилась жизнь Маргариты, когда вошел в нее Мастер?

- Чем она занималась?

- Как она вела себя в тяжелые для Мастера дни?)

(Маргарита стала надежной подругой не только в дни вдохновения и счастья, но и в дни отверженности и болезни. Она тоже похудела, побледнела, перестала смеяться. Но всеми действиями показывала решимость и готовность к борьбе. В трудную для Мастера минуту она решает уйти от мужа. Видя, как угасает Мастер, готова на гибель вместе с ним. Но она опоздала, как несчастный Левий Матвей)

То, что возлюбленная – это подруга, мы сейчас услышали. А теперь рассмотрим Маргариту в роли ведьмы, тем более что это нетрудно представить, так как во всякой женщине есть что-то от ведьмы, особенно если задеть ее за живое.

Она призналась Мастеру, что с желтыми цветами в руках она вышла, чтоб он наконец ее нашел и что, если бы этого не произошло, она отравилась бы, потому что жизнь ее была пуста”.
Булгаков рассказывает о Маргарите так, словно знает о ней все и любит, как Пушкин свою Татьяну.
Историю Мастера и Маргариты Булгаков писал “кровью сердца”.

Кто же послужил прототипом Маргариты Николаевны?

Сообщение учащегося о Елене Сергеевне Шиловской, которая прежде чем стать супругой Булгакова была женой крупного военачальника…

Учитель: Значит, чтобы так описать любовь, Булгакову суждено было все это пережить самому.

                  Как изменилась жизнь Маргариты, когда в нее вошел Мастер?

Ученики: Она приходила в подвальчик, надевала фартук, зажигала керосинку (чего никогда не делала раньше) и готовила завтрак. Она без конца перечитывала роман Мастера, подгоняла его, сулила славу. Она вдохновляла автора и по сути являлась соавтором создаваемого романа.

Учитель: Одиночество кончилось. Она стала подругой Мастера. Итак, возлюбленная по Булгакову – это подруга. Но только ли подруга? Вспомните, на что идет Маргарита ради спасения Мастера?

Ученики: Становится ведьмой, продав душу дьяволу

Учитель: Значит, возлюбленная, по мнению Булгакова, это и ведьма.

Какие детали указывают на это?

Маргарита слегка косит, что свойственно юным ведьмам.

А теперь посмотрим на Маргариту в роли ведьмы.

Художественный пересказ отрывка «Погром в квартире    Латунского»

Учитель: Как ведет себя Маргарита в этом эпизоде?

Ученики: В ней просыпается ярость, она мстит.

Учитель: Итак, настоящей ведьмой Маргарита стала ради встречи с Мастером. И при этом, она становится милосердной при виде испуганного ребенка. Также  по Булгакову возлюбленная – это королева, ибо каждая женщина – королева, когда ее любят. Королевой  Маргарита была для Мастера, и королевой утверждает ее Воланд на своем балу, увидев в ней породу.Посмотрим на Маргариту в роли королевы. Такой ее увидел режиссер В.В.Бортко.

            Просмотр видеофрагмента «Маргарита на балу у Воланда»

Учитель: В этих эпизодах мы увидели Анну Ковальчук в роли Маргариты.

 Главная задача Маргариты всех одарить вниманием и любовью.   «Если кто-нибудь не понравился…нужно полюбить его, полюбить, королева».Эти слова Коровьева перекликаются со словами Иешуа : «Все люди добры». Снова становится очевидной главная мысль романа о милосердии и всепрощении. Ведь гости Маргариты- великие грешники, и с каждой минутой самочувствие Маргариты ухудшается. Но она по-королевски сильна и по-королевски горда. На эти страдания Маргарита обрекает себя ради встречи с Мастером, но после бала Воланд словно забывает о награде.

«Только бы выбраться отсюда,- думает Маргарита, - а там дойду до реки и утоплюсь». Когда же наконец Воланд спрашивает ее, что хотела бы она сказать на прощание, она надменно отвечает : «Я очень повеселилась на балу, так что если бы он продолжался еще, я охотно бы подставила мое колено , чтобы к нему прикладывались тысячи висельников и убийц». И наконец, когда ей предлагают награду, то она просит не за Мастера, а         за Фриду. И это тоже по-королевски, сдерживать слово, если имел неосторожность подать кому-либо надежду. Бал упал на Маргариту сразу в виде света; Маргариту бросили на хрустальное ложе; «мне выпала высокая честь»,- монашески шептала Тофана; «королева, сейчас волна начнет спадать»,- сказал Коровьев; Маргарита повалилась на пол; злые языки уже уронили слово.

В прямом или переносном значении употребляются эти слова?

(Слова употребляются в прямом и переносном значении. Здесь слово «падение» можно рассматривать в двух значениях – физическое и нравственное падение)

Любовь Маргариты – это падение? (Проверка Д/З)

(Возможный ответ: Любовь М. – это падение? Ведь она изменяет мужу, обманывает его. Но в то же время это падение знаменуется восхождением к вершине любви. С Мастером Маргарита искренна, их любовь по-настоящему вечна, ее ничто не может уничтожить. Получается, если измена из-за настоящей, верной, вечной любви, то ее можно простить)

- Почему именно Маргарита становится хозяйкой бала?

(Должна носить имя Маргарита, земная женщина с живой душой, в ней текла королевская кровь)

- Какие действия Маргариты до бала подчеркивают ее королевскую стать?

( отдает все вещи Наташе)

- Как она ведет себя во время бала? ( по-королевски приказывает коту)

- Какова ее задача на балу? (Всех одарить вниманием и любовью. Даже если кто-то не нравится, нужно полюбить его)

- Каково ее самочувствие и какие страдания ей пришлось перенести?

(Самочувствие ухудшается, но она по-королевски сильна и горда)

- Почему М. не напомнила Воланду о его обещании?

Итак, Воланд не ошибся в выборе королевы. Она доказала право на этот титул. В сцене бала реализуется одна из главных мыслей романа :страдание очищают человека, и всякий, в ком проснулось раскаянье, заслуживает прощения.И когда, наконец, князь тьмы готов выполнить ее сокровенное желание, она нем просит , а приказывает , как королева. «Я хочу , чтобы мне сейчас же, сию секунду вернули моего любовника!» Так кто же сильнее в любви из двух возлюбленных?

 Итак, образ Маргариты складывается из трех составляющих. Это подруга, ведьма и королева одновременно.

Такой ее видел Булгаков. А я предлагаю вам посмотреть на Маргариту в живописи.

 Индивидуальное задание. Рассказать о том, как представлен образ Маргариты в живописи.

Согласитесь, таких героев не знала русская литература. И фантазия автора не разрушает мысли о реальности и силе любви. Значит, автор не преувеличивал, когда обещал: «За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? За мной, мой читатель, и я покажу тебе такую любовь!»

- Так что же есть любовь по Булгакову?

Работа в группах распечатаны слова, нужно выбрать те, что описывают чувства Маргариты и Мастера и сложить на доске из этих слов модель.

Концепция любви по Булгакову:


-дружба

-сотрудничество

-сопереживание

верность

самоотверженность

борьба

-самопожертвование

-счастье


Синквейн – стихотворение из 5 строк, каждая из которых имеет строгое содержание и определенную форму:

1 – существительное, задающее тему;

2 – 2 прилагательных к данному существительному;

3 – 3 глагола к данному существительному;

4 – смысловая фраза ( отношение автора к теме, его чувства);

5- одно заключительное слово (предложение), определяющее эмоциональное отношение ко всему сказанному.

Показав такую любовь, автор допускает, что она невозможна на земле. Поэтому Булгаков поселяет героев в Вечном доме, где красота и покой, где мелочи не опутают быт, мелкие страстишки не отравят душу, а пошлость не убьет любовь.

Подведение итогов. Итак, сегодня мы перевернули еще одну страничку романа; встретились с любимыми героями; через своеобразное стихотворение «синквейн» попробовали выразить свои эмоции по поводу прочитанного и рассмотрели булгаковскую концепцию любви.

А я хочу продолжить слова Булгакова цитатой из повести Куприна «Поединок». « Такая любовь, для которой совершить подвиг, отдать жизнь, пойти на мучения вовсе не труд, а одна радость».

Наш урок подошел к концу, желаю вам такой любви, которая бы приносила только радость! Как вы думаете, мы выполнили задачу, которую ставили в начале урока? Оценки

 

 

 

 

 

 

 

 

Павел Оринянский — пожалуй, самый известный сегодня иллюстратор романа. Именно его работы встречают посетителей при входе в булгаковский музей. Иллюстрации изданы отдельным альбомом/ В 1999 году в Москве в издательстве Пан Пресс вышла книга «М.А. Булгаков. «Мастер и Маргарита» с иллюстрациями Павла Оринянского». Каждую главу романа украшает чудесная иллюстрация в стиле «модерн». В англо- и франкоязычной литературе закрепился термин «ар-нуво» (фр. art nouveau)

"Музыкант должен слышать, а художник — видеть, причем больше, чем окружающие," —так говорит Николай Королёв.

Удивительный художник из города Самара.

И именно с иллюстрациями к "Мастеру и Маргарите" в 2009 году Николай Королёв получил первое место на международном графическом конкурсе "5th Russian art week" в номинации "Полиграфический дизайн". Точнее первое место заняли 17 иллюстраций! Стиль художника относят к сюрреализму и фэнтези. Он не скрывает, что сочетает несочетаемое, легко выходит за рамки произведения писателя, и не боится воплощать свои самые смелые мысли.

 

Геннадий Калиновский был тем самым «волшебником», который всю свою жизнь иллюстрировал детские книжки.

Но у художника была своя самая главная мечта жизни – создать иллюстрации для великого романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». И на склоне лет своей жизни эта мечта осуществилась... этим проектом Калиновский занимался несколько лет. Он создал около пяти вариаций для каждой из иллюстраций. И получилось в общей сложности свыше 500 рисунков. В 1985 году он закончил работу над этой книгой, но, к сожалению, рисунки долгое время пролежали в ожидании публикации.

Эту работу, которую художник считал своей самой большой творческой удачей, постигла участь, напоминающая о судьбе рукописи Булгакова: иллюстрации были опубликованы только через 15 лет. Только в 2001 году книга ушла в печать...

И потом был триумф! Иллюстрации Калиновского к роману Булгакова получили Гран-при на конкурсе «Книга года-2002».

Для отображения событий прошлого и текущего Калиновский соединил в проекте несколько стилей. Иллюстратор использовал акварель в сочетании с графикой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

дружба

сотрудничество

сопереживание

верность

самоотверженность

борьба

самопожертвование

счастье

любовь

 


 

Тема любви в романе М.А.Булгакова “Мастер и

Тема любви в романе М.А.Булгакова “Мастер и

Маргарита: Нравятся ли вам мои цветы?

Маргарита: Нравятся ли вам мои цветы?

Докажите, что Маргарита стала верной подругой

Докажите, что Маргарита стала верной подругой

Главная задача Маргариты всех одарить вниманием и любовью

Главная задача Маргариты всех одарить вниманием и любовью

Такой ее видел Булгаков. А я предлагаю вам посмотреть на

Такой ее видел Булгаков. А я предлагаю вам посмотреть на

Павел Оринянский — пожалуй, самый известный сегодня иллюстратор романа

Павел Оринянский — пожалуй, самый известный сегодня иллюстратор романа

дружба сотрудничество сопереживание верность

дружба сотрудничество сопереживание верность

самоотверженность борьба самопожертвование счастье любовь

самоотверженность борьба самопожертвование счастье любовь

Открытый урок "Тема любви в романе "Мастер и Маргарита"

Открытый урок "Тема любви в романе "Мастер и Маргарита"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.02.2023