Открытый урок "Узкоспециальная и общенаучная лексика"
Оценка 4.9

Открытый урок "Узкоспециальная и общенаучная лексика"

Оценка 4.9
doc
07.02.2020
Открытый урок "Узкоспециальная и общенаучная лексика"
План урока 5, открытый урок.doc

План урока       /теория/              № 5

 

Предмет:  Профессиональный русский язык

Специальность:  Лечебное дело

Тема урока: Узкоспециальная и общенаучная лексика

Тип урока: комбинированный

Вид (форма) урокаурок-лекция

Метод обучения:  вопрос-ответ, обсуждение, частично-поисковый, частично-исследовательский, эвристический метод, критического мышления, групповые и парные работы.

Цель:

1.Образовательная: знакомство с узкоспециальной и общенаучной лексикой, профессионализмами; научить отличать термины от профессионализмов; способствовать выработке умений и навыков пользования словарем.

2.Развивающая: продолжить формирования умения лаконично, полно и содержательно отвечать на вопросы; развитие письменной и речевой деятельности, пополнить лексический запас учащихся, творческого и логического мышления.

3.Воспитательная: привить любовь и уважение к профессии, уважение друг к другу, взаимопомощь.

 

Квалификационные требования

Должен знать: медицинскую терминологию.

Должен уметь: применять термины по своей специальности.

 

Межпредметные связи: биология, терапия, анатомия, английский язык, казахский язык.

Оснащение урока: слайды, картинки,

ТСО: интерактивная доска, слайды, интернет.

Раздаточный материал: карточки с заданиями, лексический материал.

Литература:   Основная: У.А. Жанпейс, Н.А. Озекбаева, Р.Д. Даркембаева «Русский язык» для медицинских вузов.

                          Дополнительная: медицинский терминологический словарь, толковый русский словарь.

 

Ход урока

Этапы урока

Время

1

Организация занятия.

Приветствие учащихся, проверка готовности  аудитории, заполнение журнала.

2 мин

2

Мотивация учебно-познавательной деятельности уч-ся. Вступ. слово преподавателя, сообщение цели и плана проведения урока.

Запись даты и темы: Узкоспециальная и общенаучная лексика.

2  мин

3

 Актуализация опорных знаний.

- Что такое термины?

- Какие термины по строению бывают? /простые, сложные, термины-словосочетания/

- приведите примеры.

- Чем термины отличаются от профессионализмов?

Игра-разминка: подберите профессионализмы.

Больной туберкулезом, стоматолог, офтальмолог, неотложная скорая помощь, медицинский работник, белая горячка, флюорография, больной пневмонией.

15  мин

4

Изложение нового материала

Вопросы. План изложения

1. А) Узкоспециальная лексика. /приложение 1/

    Б) Общенаучная лексика. /приложение 1/

2. Чтение текста. Сделайте анализ и определите основную мысль текста, выпишите термины и дайте им определения. Составьте с некоторыми из них предложения. /приложение 2 – текст «клеточная терапия» в двух вариантах/

3. Работа по карточкам: завершите предложения. /3-4 учащихся/ – приложение 3

4. Дайте определение следующим словам и сразу переведите слова на казахский и английский языки:

Санаторий, стационар, больница, амбулатория; абсцесс, нарыв; генетика, наследственный; фонендоскоп,  статоскоп, пальпация, профилактика, операция, фармакология, давление, капсула.

5. Составьте словосочетания с данными словами.

– лекарства, пересадка, диагноз, система, железа, лекарства, давление, медицина, диета, среда, рецепт, образование, слово, витамины, вред, привычка, строение, экология.

1 студент работает у доски – разбор предложенияНа ранних стадиях своего развития человеческий эмбрион состоит только из стволовых клеток, а из них потом формируются органы и ткани.

6. Запишите термины в два столбика: общенаучные и узкоспециальные. Термины которые входят в состав общеупотребительных не записываете.

– инфекция, аорта, больничный, герпес, ультразвук, лазер, реакция, лингвистика, алгоритм, теория, аргумент, синтез, давление, катализатор, пастеризация, диагноз, декорация, глаголы, театр, молекула, марля, пуанты, капсула, радикулит, сосуд, дифтонг, гипербола, ось, патриотизм, общество, междометие, операция, мольберт, монтаж, астигматизм, поры, луноход.

7. Составьте рассказ по картинкам с использование терминов и профессионализмов.

8. Определите какие термины в данном видеоролике использованы. Какие из них имеют отношение к вашей специальности. 

55 мин

5

Закрепление материала.

7. Кластер: термины.

12 мин

6

Подведение итогов урока

а/ оценка деятельности уч-ся

б/обобщение урока

Знал.   Узнал.  Хочу узнать.

2 мин

7

Домашнее задание

У.А. Жанпейс «Русский язык»

Стр. 212 упр. 12. текст «Гистология» – прочитать, выписать предложения с мед. терминами, и перевести их на два языка. Знать их значение.

2 мин

 


Приложение 1

Общенаучные и узкоспециальные термины.

Терминологическая лексика распадается на две группы: термины узкоспециальные и термины общенаучные. Узкоспециальные термины существуют в рамках отдельных наук: математики, физики, информатики и т.д. Узкоспециальные термины характеризуются довольно сильной функциональной обособленностью, зачастую они известны лишь специалистами (нафтенаты, персептрон, изоатмы), в силу чего использование их употребление в иных стилях. Общенаучные термины встречаются в различных областях научной деятельности, они знакомы практически всем носителям языка, так как изучались в школе, их называют общепонятными (гипотеза, молекула, спряжение, гравитация).                          

Широкого распространения в литературном языке узкопрофессиональные слова обычно не получаются, то есть сфера их употребления остается ограниченной. Чаще всего- это устная речь представителей той или иной профессии, так как профессиональзмы- это полуофициальные наименования (и в этом заключается одно их их отличий от терминов), закрепившиеся в языке оперделенной профессии.

В сложной и многомерной системе вербальных средств выделяются достаточно автономные фугнкциональные пласты. Вершину составляют общенаучные термины, предназначенные выражать категории и понятия, принципиально и продуктивно применимые ко всем областям научного знания, объединяющие в свое составе номинации логико философских категорий, обладающих гносеологической универсальностью, а также категорий и понятий нового типа, ВОЗНИКШИХ в результате математизации и кибернетазации, электронизации, информатизации науки, в результате интеграционных процессов и новейших методов исследования. Такова, например,  система, элемент, структура, функция, модель, парагдигма, информация, управление, программа.ю надежность, адаптация, метод, фактор и т.п

Общенаучные средства выражения в конечном итоге служат основой поиска средств теоритазации науки, универсализации научных средств и тем самым универсализации специального языка в целом.

Можно отметить некоторые достаточно внешние в языковом отношении характеристики общеначных терминов, которые обнаруживаются при функционировании их в специальной литературе и в специальной речи.  Прежде всего, входя в состав универсальных средств выражения, общенауных термины не только не утрачиваются, но, против предпологают конкретизацию при использовании их в отдельных областях знания. Тем самым реализуется способность терминов (понятия) к порождению производных.

Н-р: информация и социальная информация, экономическая информация, научно –техническая информация, производственная информация, биологическая информация, генетическая информация, измерительная информация и т.п.            Существенной и традиционной чертой общенаучных терминов (понятий) считается так же их тенденция к « сопряженность в парах»: абстрактное и конкретное, необходимость и случайность, возможность и действительность, причина и следствие, качество и количество, структура и функция, эволюция и революция, анализ и синтез, на основе которых развиваются более сложных комплексы: содержание – форма – структура - функция: возможность- действительность- необходимость и др.

Узкоспециальная терминология – самый представительный слой специальных терминов, имеющих специфических для каждой отросли знания реалии, понятия категории. Организующим началом для узкоспециальных терминов считается наличие  в каждой из терминосистем и  в терминологии (как общий совокупности специальных слов) типовых категорий понятий, по которым распределяется основной корпус терминов. Традиционно исследователи насчитывают  девять таких категорий ( предметы, процессы, состояния, величины, режимы, свойства, единицы измерения, науки и отрасли, профессии и занятия.) Внутри отраслевой терминологией терминологии классификация ее по тому или иному признаку будет носить всякий раз свой, классификация ее по теме или иному признаку будет носить всякий раз свой, часто неповторимый характер, особенно если внутри терминологических объединений, образованных на основе универсальных категорий понятий, вычленить тематические группы. И само количество  этих категорий  может варьироваться в зависимости от степени и полноты охвата отраслевой терминологией соответствующей области знания.

Н-р: атомная энергетика, квантовая физика, эргономика, космология, молекулярная биология, анатомия и т.д.

 

 


Приложение 2

Вариант 1

Клеточная терапия

Стволовые клетки – метод лечения, ставший настоящей сенсацией в борьбе со многими тяжелыми заболеваниями. Стволовые клетки – это первооснова, из которой растет наше тело. На ранних стадиях своего развития человеческий эмбрион состоит только из стволовых клеток, а из них потом формируются органы и ткани. Именно поэтому стволовые клетки могут быть использованы для получения тканей или целых органов, специально адаптированных под будущих реципиентов. Такие эксперименты уже успешно проводятся в некоторых исследовательских университетах. Например, недавно ученым из университета в Мэдисоне удалось из клеток кожи здорового пациента вырастить несколько клеток сетчатки глаза, которые способны воспринимать свет и преобразовывать в нервные импульсы, то есть клетки, выполняющие зрительную функцию.

В настоящее время ученые целого ряда университетов демонстрируют искусственно выращенные ткани печени, клетки мышц, волосы, клапаны сердца. В некоторых клиниках мира восстановление кожи или хряща тканевым трансплантатом из клеток пациента становится обычной процедурой. Трансплантация стволовых клеток крови является альтернативной трансплантации костного мозга.

Предваряя будущий успех широкого применения пересадки органов, выращенных из стволовых клеток, они играют роль универсальной экстренной помощи: если где-то в организме неполадка, они направляются туда, трансформируются в клетки любого поврежденного органа и восстанавливают его. С возрастом количество стволовых клеток уменьшается, и наша способность к регенерации после болезни или травмы снижается. Но, если человеку ввести порцию стволовых клеток, выращенных из его же живой ткани, его организм начнет энергично останавливаться. Именно поэтому омоложение с помощью стволовых клеток сейчас приняло невиданные масштабы.

Но надо понимать, что клеточная терапия еще не до конца изучена. Никто пока еще не знает, как именно работают стволовые клетки, каков срок их действия и какими могут быть последствия их применения. Минздрав пока дает разрешения только на забор и хранение клеток, а многочисленные клиники, предлагающие вылечить стволовыми клетками любую болезнь, по сути, находятся на нелегальном положении. Впрочем, для многих неизлечимо больных людей лечение стволовыми клетками – последняя надежда на выздоровление, и эти люди идут на процедуру, несмотря на риск, связанный с таким лечением.

 

 


Приложение 2

Вариант 2

Клеточная терапия

Клеточная терапия – один из передовых и наиболее эффективных методов современной медицины. Она основана на лечении различных заболеваний при помощи стволовых клеток и тканей, а также выделяемых ими веществ. Стволовые клетки – недифференцированные (незрелые) клетки, имеющиеся во всех многоклеточных организмах. Стволовые клетки способны самообновляться, образуя новые стволовые клетки, делиться посредством митоза и дифференцироваться в специализированные клетки различных органов и тканей.

Развитие многоклеточных организмов начинается с одной стволовой клетки. В результате многочисленных циклов деления и процесса дифференцировки образуются все виды клеток, характерные для данного биологического вида. В человеческом организме таких видов клеток более 220. Стволовые клетки сохраняются и функционируют и во взрослом организме, благодаря им может осуществляться обновление и восстановление тканей и органов. Тем не менее в процессе старения организма их количество уменьшается.

В современной медицине стволовые клетки человека трансплантируют. Например, трансплантация гемопоэтических стволовых клеток производится для восстановления процесса гемопоэза (кроветворения) при лечении лейкозов и лимфом.

Родоначальником термина «стволовые клетки» является ученый-гистолог А.А. Максимов (1874-1928). Термин был предложен им еще в 1908 году. Он описал и доказал методами своего времени гемопоэтические стволовые клетки, именно для них был введен термин. Со своей теорией Максимов выступил на съезде гематологов в Берлине. Однако первые эксперименты проводились лишь спустя несколько десятилетий с момента их первого упоминания, в 1950-гг. В этот период медики впервые трансплантировали костный мозг являющийся главным источником СК, животным, облученным смертельной дозой радиации. Эффективность метода была доказана: зверей удалось спасти. Однако и этого было недостаточно, чтобы клеточная терапия получила окончательное признание и распространение в мировой медицине. Трансплантация костного мозга с целью лечения острых лейкозов начались лишь в конце 1960-х.

Именно 1960-е годы считаются временем зарождения науки о стволовых клетках. Авторы первых значительных научных трудов по этой теме – А. Фриденгтейн и И. Чертков. Они доказали, что большая часть СК сосредоточена именно в костном мозге. Позднее стволовые клетки были обнаружены в крови, в кожной и жировой ткани. Первая трансплантация аутологичных СК состоялась в 1970г.В 1992 г. профессор Дэвид Харрис заморозил стволовые клетки пуповинной крови своего новорожденного ребенка, так появилась первая частная коллекция СК. Харрис возглавил самый крупный в мире банк стволовых клеток пуповинной крови.

В 1998году ученые Д. Томпсон и Д.Беккер выделили бессметрную линию человеческих эмбриональных СК. Год спустя журнал Science включил это открытие в тройку наиболее важных биологических достижений современности. Вскоре был найден способ искусственного выращивания эмбриональных СК.

В 2000 году количество проведенных в мире трансплантаций СК пуповинной крови достигло 1200. К 2005 году список заболеваний, излечиваемых с помощью данного метода, включал несколько десятков позиций: злокачественные опухоли, лейкозы, болезни крови, сердечно-сосудистой и нервной систем, рассеянный склероз и др. Ученые исследуют влияние СК на лечение инфаркта миокарда, инсультов, болезней Паркинсона и Альцгеймера. Клеточная терапия – это медицина будущего.

 

 

 


Приложение 3

Карточка 1

Завершите предложения.

1.      Врач определил …

2.      Исследования ученых …

3.      Грипп передается …

Карточка 2

Завершите предложения.

1.      Современная медицина …

2.      Здоровье пациента …

3.      Чтобы чего-то добиться …

Карточка 3

Завершите предложения.

1.      После лечения следует повторить …

2.      Доброе слово …

3.      Хорошее настроение ….

Карточка 4

Завершите предложения.

1.     Скорая остановилась там …

2.     Больному следует ежедневно…

3.      По рентгеновскому снимку ….

 

Приложение 4

Дайте определение следующим словам и сразу переведите слова на казахский и английский языки:

Санаторий, стационар, больница, амбулатория; абсцесс, нарыв; генетика, наследственный; фонендоскоп,  статоскоп, пальпация, профилактика, операция, фармакология, давление, капсула.

 

Приложение 5

Составьте словосочетания с данными словами.

Лекарства, пересадка, диагноз, система, железа, лекарства, давление, медицина, диета, среда, рецепт, образование, слово, витамины, вред, привычка, строение, экология.

 

 

Приложение 6

Синтаксический разбор предложения у доски

На ранних стадиях своего развития человеческий эмбрион состоит только из стволовых клеток, а из них потом формируются органы и ткани.

 

Приложение 7

Запишите термины в два столбика: общенаучные и узкоспециальные. Термины которые входят в состав общеупотребительных не записываете.

Инфекция, аорта, больничный, герпес, ультразвук, лазер, реакция, лингвистика, алгоритм, теория, аргумент, синтез, давление, катализатор, пастеризация, диагноз, декорация, глаголы, театр, молекула, марля, пуанты, капсула, радикулит, сосуд, дифтонг, гипербола, ось, патриотизм, общество, междометие, операция, мольберт, монтаж, астигматизм, поры, луноход.

Приложение 8

     

Рис.1                                                                Рис.2

 

 

 

Приложение 8

Кластер.

 

 

Термин

 

 

 

 



План урока /теория/ № 5

План урока /теория/ № 5

Изложение нового материала

Изложение нового материала

Приложение 1 Общенаучные и узкоспециальные термины

Приложение 1 Общенаучные и узкоспециальные термины

И само количество этих категорий может варьироваться в зависимости от степени и полноты охвата отраслевой терминологией соответствующей области знания

И само количество этих категорий может варьироваться в зависимости от степени и полноты охвата отраслевой терминологией соответствующей области знания

Приложение 2 Вариант 1 Клеточная терапия

Приложение 2 Вариант 1 Клеточная терапия

Приложение 2 Вариант 2 Клеточная терапия

Приложение 2 Вариант 2 Клеточная терапия

Приложение 3 Карточка 1 Завершите предложения

Приложение 3 Карточка 1 Завершите предложения

Приложение 8 Рис.1

Приложение 8 Рис.1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.02.2020