ОТКРЫТЫЙ УРОКпо русскому языку ТЕМА: Грамматические признаки имени существительного
Оценка 5

ОТКРЫТЫЙ УРОКпо русскому языку ТЕМА: Грамматические признаки имени существительного

Оценка 5
docx
21.11.2019
ОТКРЫТЫЙ УРОКпо русскому языку  ТЕМА: Грамматические признаки имени существительного
Открытый урок.docx

Открытый урок русского языка в

8«Б» классе

Тема: « Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при  них».

Тип урока: урок  усвоения новых знаний 

Вид урока: урок - практикум.

Цель:

Воспитывающая цель:

1.Воспитывать у учащихся чувство языка, внимание к происходящим в языке процессам через исследовательскую работу с текстом.

2.Сформировать умение использовать полученные знания в нестандартной ситуации: высказывать собственное суждение, делать выводы. Воспитывать умение слушать отвечающих.

Развивающая цель:

1.Развивать логическое мышление учащихся, их аналитические способности: сравнивать, сопоставлять, делать выводы по теме.

2.Обучать правильной монологической речи учащихся, давать рецензии на ответ, приемам самоанализа выполненных работ.

Обучающая  цель:

1.Познакомить учащихся с понятием обособления, условиями обособления определений.

2.Сформировать у учащихся умений видеть обособленные определения в предложении, правильно ставить знаки препинания при обособленных определениях, интонационно правильно произносить их.

Оборудование урока:  интерактивная доска, карточки с текстом и заданиями, портреты А.С.Пушкина и И.С.Тургенева, репродукция картины А Герасимова «После дождя».

Ход  урока

 Организационный момент.

 (2-3 мин.)

Слово учителя.

(Актуализация проблемы)

На сегодняшнем уроке в центре нашего внимания будут обособленные определения, выраженные причастиями и причастными оборотами. Этот урок особенный: вы сегодня не просто ученики – вы исследователи, которым предстоит внимательно всмотреться в причастия, понаблюдать за их «жизнью» в тексте,  а также узнать, какие способы обособления определений существуют.

Цели учителя:

·         Познакомить учащихся с понятием обособления, условиями обособления согласованных определений; формирование у учащихся умений видеть обособленные определения в предложении, правильно ставить знаки препинания при обособленных определениях, интонационно правильно произносить их

·         Развитие памяти, логического мышления, умения делать выводы, воображения, выразительности речи.

·         Способствовать эстетическому воспитанию, развитию коммуникативных отношений.

·         Учитывать уровень подготовленности учащихся, их индивидуальные особенности при подборе заданий.

·         Создать такую образовательную ситуацию, которая вызовет мотивацию учащегося и обеспечит его деятельность в направлении изучения данного образовательного объекта.

Вступительная беседа по теме.

·         Вам знакомо слово « обособление»?

·         Какие ассоциации у вас возникают со словом «обособление»?

·         Что вы уже знаете по этой теме?

( Понятие об обособлении вводилось мною при изучении тем: «Причастный оборот»,

« Деепричастный оборот» в 7 классе). Вот видите, в вашей памяти это хранится, значит это вам нужно).

  • Подберите однокоренные слова к слову « обособление»: особа, особенный, обособиться, обособленный.
  • Сформулируйте значение слова «обособление» (обособление – это выделение)
  • Что можно обособлять в предложении?
  • Запишите пример: Сугроб, голубыми искрами сверкавший на солнце, потемнел.
  • Найдите обособленный член предложения.
  • Какую роль он играет в предложении?
  • Как происходит обособление в устной и письменной речи?
  • Сделайте вывод: какие члены предложения называются обособленными?

(Обособленные члены предложения – это такие члены предложения, которые выделяются по смыслу (придают добавочное значение) и интонационно. На письме выделяются запятыми, при устной речи – паузами.)

 Уточнение образовательного объекта.

Сегодня мы будем с вами говорить об обособленных определениях.

  • Задайте себе вопрос: что я хочу знать по этой теме?
  • Зачем мне это надо знать?

(Когда обособляются определения?

Зачем обособляются определения?

Что нужно знать, чтобы правильно ставить знаки препинания в предложении.)

Итак, цели мы себе поставили, теперь будем стремиться к их достижению.

 Конкретизация задания.

Прочитайте примеры: (примеры «записаны»  на интерактивной доске)

Назовите, из каких произведений эти примеры?

  1. Размышления мои были прерваны Савельичем, вошедшим ко мне с чашкою чая.
  2. Вокруг меня простирались печальные пустыни, пересеченные холмами и оврагами.
  3. Я опустил циновку, закутался в шубу, убаюканный пением бури и качкой тихой езды.
  4. Я велел ехать к коменданту, и через минуту кибитка остановилась перед деревянным домиком, выстроенным на высоком месте, близ деревянной же церкви.
  5. В эту минуту вошел урядник, молодой и статный казак.
  6. Урядник привел меня в избу, стоявшую на высоком берегу реки, на самом краю крепости.
  7. Иван Кузьмич, вышедший в офицеры из солдатских детей, был человек необразованный и простой.
  8. Маленькая статуя Мадонны с почти детским лицом и красным сердцем на груди, пронзенным мечами, печально выглядывала из его ветвей.
  9. Передо мной белоголовые мальчишки карабкались по бокам лодки, вытащенной на берег и опрокинутой насмоленным брюхом кверху.
  10. У Гагина было именно такое лицо, милое, ласковое, с большими мягкими глазами и мягкими курчавыми волосами.
  11. Мы вошли в ворота и очутились на небольшом дворике, до половины заросшем дикими яблонями и крапивой.
  12. Мне пришло в голову, что Гагин в течение разговора намекнул мне на какие-то затруднения, препятствующие его возвращению в Россию.

·         Что общего  в этих примерах?

·         Найдем определения. Чем они выражены?

·         Чем выражены определяемые слова?

·         Нарисуем схемы. ( Выводятся на доску)

Физкультминутка: Давайте на минуту отвлечемся перед тем, как приступить к выполнению более сложного задания. Сухомлинский когда-то сказал, что «ум ребенка находится на кончике пальцев». Давайте для того, чтобы заставить работать наш мозг в полную силу, выполним упражнение с кончиками пальцев, теперь потянитесь, соберитесь, слушайте задание:

·         На основе предложенных выше примеров, попробуйте сформулировать правила, когда обособляются определения.

 Решение образовательной ситуации.

Учащиеся самостоятельно формулируют правила обособления определений.

 Демонстрация образовательного продукта.

Учащиеся предлагают свои варианты.

На доске записывается основное в виде формул:

Работа с культурно-историческими аналогами.

  • Ребята, давайте сравним наше правило с тем, которое предлагается в учебнике.

(стр. 135, 142)

  • Что нового предлагает учебник?

Делается вывод, что в учебнике рассказывается о том, что, помимо определений, так же обособляются и приложения, также уточняется то, что в этом правиле есть исключение (речь о примечании). Учитель поясняет, что главная задача на сегодня – усвоить основные правила обособления согласованных определений.

  • Давайте подведем итог: когда, при каких обстоятельствах обособляются определения?
  • Давайте подведем итог: когда, при каких обстоятельствах обособляются определения?

 Закрепление новой темы.

( Объяснительный диктант)

  1. Дубы, покрытые молодой листвой, потрясли меня
  2. Усталый, я лег отдохнуть под большим кедром.
  3. Эти звуки, тихие, грустные, потрясли меня.
  4. Юный лес, в зеленый дым одетый, теплых гроз нетерпеливо ждет.
  5. Плыли над хутором белые, тронутые изморозной белизною облака.
  6. И я, исполненный мучительного счастья, любящий, чую взор в тревожном полусне.
  7. Поля, и лес, еще не одетый листвой, и весенний разлив, заполнивший низину, - все было залито ярким солнечным светом.

В начале урока мы говорили об исследовании. Вы не забыли? Материалом для исследования будет служить фрагмент из поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души». Знакомство с этим произведением вам предстоит на уроках литературы в IX классе.

-Раздаются карточки с вопросами.

-Текст выводится на интерактивную доску.

Репродукция картины выводится на интерактивную доску.

Текст читается вслух заранее подготовленным учеником.

Старый, обширный, тянущийся позади дома сад, выходивший за село и потом пропадавший в поле, заросший и заглохлый, казалось, один освежал эту обширную деревню и один вполне живописен в своем картинном опустении. Зелеными облаками и неправильными трепетолистными куполами лежали на небесном горизонте соединенные вершины разросшихся на свободе дерев. Белый колоссальный ствол березы, лишенный верхушки, отломленной бурею или грозою, подымался из этой зеленой гущи и круглился на воздухе, как правильная мраморная колонна; косой , остроконечный излом его, которым он оканчивался кверху вместо капители, темнел на снежной белизне его, как шапка или черная птица. Хмель, глушивший внизу кусты бузины, рябины и лесного орешника и пробежавший потом по верхушке всего частокола, взбегал наконец вверх и обвивал до половины сломленную березу… В стороне , у самого края сада, несколько высокорослых, не вровень другим, осин подымали огромные вороньи гнезда на трепетные свои вершины.

- Какую картину вы представили, читая текст?

-Сравните ваши впечатления с изображением сада на репродукции картины художника А. Герасимова « После дождя»

Художник Герасимов передал красоту и очарование сада красками.

- А как это удалось сделать Гоголю? Какую роль в этом сыграли причастия?

Работа с текстом и вопросами на карточках, розданных заранее.

В течение 5-7 минут учащиеся работают в группах. Затем представитель от каждой группы выступает с результатами исследования.

Карточка № 1.

Вопросы для первой группы.

  1. К какому типу речи относится данный фрагмент?
  2. Что описывает автор?
  3. В каком стиле написан текст?

Отвечая  на вопросы, приводите примеры из текста.

 

«Данный фрагмент является описанием природы. Типовым значением для него служит предмет и его признаки. Стиль текста – художественный. В тексте много причастий, благодаря которым мы ощущаем дыхание сада, его стремление к солнцу. Здесь много олицетворений: хмель, глушивший внизу кусты бузины; бежавшая узкая дорожка)

Карточка № 2.

Вопросы для второй группы.

  1. Представлены ли в тексте  обособленные определения , выраженные причастными оборотами?
  2. Какой ритм они создают?
  3. Попробуйте расположить предложения с причастными оборотами как стихотворный текст. это поможет вам почувствовать ритмическую организацию прозаического отрывка. к какому выводу вы пришли?
  4. * Замените несколько предложений с причастными оборотами синонимичными конструкциями. Сравните.

( « В этом тексте много причастных оборотов: сад, тянущийся позади дома; ствол березы, лишенный верхушки; хмель, глушивший внизу кусты бузины, и др.

Причастные обороты придают тексту мелодичность и особый ритм, создают ощущение плавной мелодии.

Мы расположим  строки, как в стихотворении:

Старый, обширный,

Тянувшийся позади дома сад,

Выходивший за село

И потом пропадавший в поле,

Заросший и заглохлый,

Казалось, один освежал

Эту обширную деревню

И один был вполне живописен

В своем картинном опустении.

 Причастные обороты придают прозаическому тексту ритмичность, мелодичное звучание».

Итог.

« Фрагмент из поэмы Гоголя – поэтическое описание старого, заброшенного сада.                                    Художественные средства языка делают пейзаж видимым, зримым. В этом огромная, изобразительно-выразительная роль причастий и обособленных определений, выраженных причастными оборотами».

  • Какие члены предложения называются обособленными?
  • Повторите, пожалуйста, когда обособляется согласованные определения?
  • Мы с вами выяснили, когда обособляются определения, а зачем они нужны, какую роль играют в предложении?

 Рефлексия.

  1. Достиг ли я цели, поставленной в начале урока?
  2. Что было самое трудное?
  3. Нарисуйте рот человечку в соответствии  с вашим впечатлением от урока.

 Домашнее задание на выбор. Учитель комментирует.

 Изобразить зимний лес как деятельное, одухотворенное  существо, включив в описание обособленные определения, выраженные причастными оборотами. В качестве образца использовать фрагмент из поэмы Н.В.Гоголя « Мертвые души»

Упр. 293.

Урок состоял из следующих этапов:

  1. Организационный момент.
  2. Создание образовательной напряженности (вступительная беседа по теме)
  3. Уточнение образовательного объекта.
  4. Конкретизация задания.
  5. Решение образовательной ситуации.
  6. Демонстрация образовательного продукта
  7. Работа с культурно-историческими аналогами (в данном случае это примеры из художественных произведений)
  8. Закрепление.
  9. Рефлексия.
  10. Постановка домашнего задания.
  11. Итоги.

 

ОТКРЫТЫЙ УРОКпо русскому языку ТЕМА: Грамматические признаки имени существительного

ОТКРЫТЫЙ УРОКпо русскому языку  ТЕМА: Грамматические признаки имени существительного

ОТКРЫТЫЙ УРОКпо русскому языку ТЕМА: Грамматические признаки имени существительного

ОТКРЫТЫЙ УРОКпо русскому языку  ТЕМА: Грамматические признаки имени существительного

ОТКРЫТЫЙ УРОКпо русскому языку ТЕМА: Грамматические признаки имени существительного

ОТКРЫТЫЙ УРОКпо русскому языку  ТЕМА: Грамматические признаки имени существительного

ОТКРЫТЫЙ УРОКпо русскому языку ТЕМА: Грамматические признаки имени существительного

ОТКРЫТЫЙ УРОКпо русскому языку  ТЕМА: Грамматические признаки имени существительного

ОТКРЫТЫЙ УРОКпо русскому языку ТЕМА: Грамматические признаки имени существительного

ОТКРЫТЫЙ УРОКпо русскому языку  ТЕМА: Грамматические признаки имени существительного

ОТКРЫТЫЙ УРОКпо русскому языку ТЕМА: Грамматические признаки имени существительного

ОТКРЫТЫЙ УРОКпо русскому языку  ТЕМА: Грамматические признаки имени существительного
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.11.2019