открытый урок

  • Разработки уроков
  • docx
  • 17.10.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Открытый урок литературного чтения в 4 классе "Кир Булычев. "Путешествие Алисы" Цели урока: ознакомить с жизнью и творчеством писателя-фантаста К.Булычева; заинтересовать учащихся его произведениями; познакомиться с отрывком из повести «Путешествие Алисы»; учить анализировать поступки героев; пересказывать текст от первого лица; отрабатывать навыки беглого выразительного чтения; развивать память, речь, мышление, творческие способности учащихсяоткрытый урок литературного чтения в 4 классе
Иконка файла материала Открытый урок.Кир Булычёв. Путешествие Алисы..docx
Муниципальное казённое общеобразовательное  учреждение средняя общеобразовательная школа №7 г. Россоши Методическая разработка урока литературного чтения  «Кир Булычёв «Путешествие Алисы» (4 класс) УМК Школа России                                                                                         Составил учитель I КК                                                                          Анистратова                                                                                    Марина Ивановна. 2013г. Открытый урок литературного чтения в 4 «А» классе  "Кир Булычев. "Путешествие Алисы" Цели урока:• • • • • • • ознакомить с жизнью и творчеством писателя­фантаста К.Булычева; заинтересовать учащихся его произведениями; познакомиться с отрывком из повести «Путешествие Алисы»; учить анализировать поступки героев; пересказывать текст от первого лица; отрабатывать навыки беглого выразительного чтения; развивать память, речь, мышление, творческие способности учащихся Оборудование: • • презентация  карточки • магнитофон с записями музыки из фильмов по произведениям Кира  Булычёва, физминутки; • выставка книг ХОД УРОКА I. Организационный момент. 1.            Прозвенел звонок для нас, Все зашли спокойно в класс. Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво. Тихо сели, спинки прямо. Вижу класс наш хоть куда! Ну, начнем урок тогда! 2.Речевая разминка.                                             В одной стране, В чудной стране, Где не бывать тебе и мне,                          Ботинок чёрным язычком С утра лакает молочко. И целый день в окошко Глазком глядит картошка. Бутылка горлышком поёт, Концерты вечером даёт, А стул на гнутых ножках Танцует под гармошку. В одной стране, В чудной стране… Ты почему не веришь мне?(И. Токмакова) ­Прочитайте стихотворение в полголоса. ­Почему поэтессе удалось создать такое шуточное стихотворение? ­Как называется раздел учебника, который мы начали изучать? ­Сегодня мы продолжим изучать произведения из раздела «Страна  Фантазия», а название произведения вы мне постарайтесь сами назвать,  прослушав музыкальный отрывок. II. Введение в тему. Актуализация знаний. 1.     Звучит музыка из мультипликационного фильма «Тайна  третьей планеты». ­Из какого мультфильма прозвучала музыка? ­ Ребята, кто из вас знаком с м /ф «Тайна третьей планеты»? ­ Кто его главный герой? ­ Что вы о ней знаете? ­ Кто из вас смотрел о ней фильм? ­ Кто написал историю об Алисе Селезнёвой? (Кир Булычёв) 2.   Рассказ учителя и детей  о писателе. 1­ученик.            Кир  Булычёв (настоящее   имя  –  Игорь   Всеволодович Можейко) родился в Москве  18 октября 1934года. В десять лет захотел стать художником и даже поступил в художественную школу. Правда, проучился   он   там   недолго   —   заболел,   много   пропустил,   а   потом побоялся   вернуться   обратно.   Наверное,   Игорь   сильно   переживал   и обижался на маму за то, что не уговорила, не настояла, но вскоре у него появились   новые   увлечения,   совершенно   другие   —   геология   и палеонтология. Игорю страшно хотелось  «путешествовать, жить в палатке,   Воображая   себя исследователем   амазонской   сельвы,   он   вдоль   и   поперёк   исходил Подмосковье. Он прилежно изучал книги об экспедициях в пустыню Гоби, собирал обширные коллекции минералов и, конечно, представлял себя   настоящим   геологом   с   мужественным   лицом   и   обветренными руками… 2­й ученик.                Казалось,   ему   светит   прямая   дорога   в   геолого­ разведочный   институт,  однако   случилось   так,  что   по   комсомольской путёвке   Можейко   направили   в   Московский   институт   иностранных языков, и, окончив там переводческий факультет, он попал на работу в далёкую   азиатскую   страну —  Бирму…Порой  молодому   переводчику казалось,   что   он   очутился   в   каком­то   сказочном   мире.   Из   окна гостиницы ему были видны тысячи древних буддийских храмов. Перед рассветом   они   становились   голубыми,   фиолетовыми   и   какими­то воздушными. Потрясённый увиденным, Игорь Можейко, вернувшись на родину,   поступил   в   аспирантуру   при   Институте   востоковедения   и   в 1966   году   защитил   диссертацию   о   средневековой   Бирме   на   тему «Паганское государство». 3­й ученик.     Начались исследования. Жизнь вроде бы собиралась идти по накатанной колее, но… В то же самое время у Можейко подрастала дочка   Алиса.   И   специально   для   дочки   Игорь   Всеволодович   с удовольствием   принялся   придумывать   фантастические   истории   о девочке   из   XXI   века,   которую,   как   и   собственного   ребёнка,   назвал Алисой.  Рассказ, придуманный Можейко «Когда вымерли динозавры?»,   делать   научные   открытия».показался   сотрудникам   самым   удачным,   и   его   срочно   вставили   в выпуск.   Но   как   подписать   столь   непредвиденное   творение?   «Игорь Можейко»   —   вроде   неудобно.   Всё­таки   историк,   учёный,   а   тут динозавры   какие­то   в   банках.  «Имя   жены   плюс   девичья   фамилия матери», — решил автор и написал под рукописью «Кир Булычёв». Так и появился один из самых популярных современных фантастов.   4­й ученик.              Серьёзный историк Можейко начал писать  «несерьёзную» фантастику. И, видимо, занятие это ему очень  понравилось, потому что вслед за первыми коротенькими рассказиками, положившими начало историям «про Алису», появились настоящие  «большие» книги: «Девочка с Земли» (1974), «Сто лет тому вперёд»  (1978), «Миллион приключений» (1982), «Непоседа» (1985), «Новые  приключения Алисы» (1990)… А однажды Алиса Селезнёва даже стала  кинозвездой — были написаны сценарии мультипликационного фильма  «Тайна третьей планеты» и пятисерийного художественного фильма  «Гостья из будущего». И каждая новая встреча с девочкой из XXI века  вызывала и у читателей, и у зрителей бурный восторг.  5­й ученик.        При этом Игорь Всеволодович не оставлял и своих  научных занятий. Одновременно с фантастом Булычёвым неустанно  писал свои труды историк Можейко. Он выпустил несколько  монографий, научно­популярные книги «7 и 37 чудес», «Пираты,  корсары, рейдеры», «1185 год. Восток­Запад». А ещё — защитил  докторскую диссертацию по теме «Буддизм в Бирме». Умер   Игорь   Всеволодович   5   сентября   2003   года   после продолжительной болезни в возрасте 68 лет. По произведениям Кира Булычёва сняты фильмы. ­Что вы запомнили о Кире Булычёве? III.  Чтение   и   анализ   отрывка   из   повести   «Путешествие Алисы» 1.Словарная работа. Космокатер­ космический катер­ небольшое судно или боевой корабль. Иллюминатор ­ герметически закрывающееся ­ обычно круглое ­ окно  на корабле, в самолете и т.п.  Кают­компания ­ общее помещение для командного состава судна,  служащее столовой, местом собраний и отдыха. Отсек ­ изолированное от других отделений корабля, самолета какое­ либо помещение. Механик — это специалист, который занимается ремонтом и  обслуживанием одного или нескольких видов техники. 2. Первичное чтение по цепочке. IV. Физминутка под музыку. V. Работа над текстом. 1. Беседа по содержанию повести. ­О каком приключении Алисы вы прочитали? ­ В чём необычность, фантастичность всего произошедшего? ­ От чьего имени ведётся рассказ? Докажите. ­ Что вы думаете о рассказчике? Какой у него характер?­ Как герои отнеслись к истории с кустиками вначале? Изменилось ли  их отношение потом? Объясните. ­ Охарактеризуйте Алису. Какой она была? 2.Выборочное чтение (по сюжетам рисунков) 3.Работа с тестом. Тест. Отметьте правильные ответы. 1.Космокатер увидел в ложбине зелень на …заходе. 1) двадцатом, 2) восемнадцатом, 3) девятнадцатом, 4) семнадцатом.  2.Путешественники выкопали … кустиков. 1) шесть, 2) пять, 3) десять, 4) два. 3.Космокатер назывался …   . 1) Пегас, 2) Восток, 3) Союз, 4) Луноход. 4.Механика космокатера звали …   . 1) Красный, 2) Синий, 3) Зелёный, 4) Жёлтый. 5.Пение кустиков предвещало …  . 1) песчаную бурю, 2) яркое солнце, 3) холодное утро, 4) дождливую погоду. 6.Профессор Селезнёв защищал Алису от кустиков …     . 1) лопатой, 2) шваброй, 3) метлой, 4) ружьём.7. Алиса поливала кустики из …  . 1) лейки, 2) кружки, 3) ведра, 4) стакана. 8. Папа Алисы был …   . 1) химиком, 2) биологом, 3) математиком, 4) механиком. 9.Самый маленький кустик любил …    . 1) компот, 2) лимонад, 3) кисель, 4) сок. 10. Алиса была …   . 1) капризной, 2) рассеянной, 3) доброй, 4) находчивой. ( Проверка правильности выполнения теста.) 4. Чтение отрывков из сказок, которые ребята придумали к  конкурсу «Космические фантазии». ­А сейчас мы послушаем ребят, которые сами попробовали сочинить  сказки о путешествиях в космос. (выступления ребят) VI. Итог урока. - Захотелось ли прочитать книгу целиком? ­ Нравится ли вам фантастическая литература? VII. Домашнее задание. Краткий пересказ от имени Алисы.Тест. Отметьте правильные ответы. 1.Космокатер увидел в ложбине зелень на …заходе. 1) двадцатом, 2) восемнадцатом, 3) девятнадцатом, 4) семнадцатом.  2.Путешественники выкопали … кустиков. 1) шесть, 2) пять, 3) десять, 4) два. 3.Космокатер назывался …   . 1) Пегас, 2) Восток, 3) Союз, 4) Луноход. 4.Механика космокатера звали …   . 1) Красный, 2) Синий, 3) Зелёный, 4) Жёлтый.5.Пение кустиков предвещало …  . 1) песчаную бурю, 2) яркое солнце, 3) холодное утро, 4) дождливую погоду. 6.Профессор Селезнёв защищал Алису от кустиков …     . 1) лопатой, 2) шваброй, 3) метлой, 4) ружьём. 7. Алиса поливала кустики из …  . 1) лейки, 2) кружки, 3) ведра, 4) стакана. 8. Папа Алисы был …   . 1) химиком, 2) биологом, 3) математиком, 4) механиком. 9.Самый маленький кустик любил …    . 1) компот, 2) лимонад, 3) кисель, 4) сок. 10. Алиса была …   . 1) капризной, 2) рассеянной, 3) доброй, 4) находчивой.