1
«Поэзия Пушкина — неиссякаемый источник,
который, как в сказке, поит «живою водою»
всех, кто прикоснется к нему»
«И все к Пушкину тянет, все к Пушкину,
Ну, а он — высоко-высоко»
(Е.Евтушенко)
«Пушкин кажется понятным, как в пристально
прозрачной воде кажется близким дно на безмер-
ной глубине»
(В.Брюсов)
«Есть имена, как солнце! Имена —
Как музыка! Как яблоня в расцвете!
Я говорю о Пушкине: поэте,
Действительном в любые времена!»
(И.Северянин)
3
4
ТЕСТ.
1. Найдите БСП.
А. Время обдумало, сдуло все лишнее.
Б. Я шагал за счастливою долей, беспокойным искателем стал.
В. Дело было вечером, делать было нечего.
Г. Друзей мы теряли на трудных дорогах, хранили любовь под огнем.
Д. Лес, горы слились, все окуталось густым туманом.
Е. По синеющему небу плыли легкие облака, облитые золотыми лучами заходящего солнца
2 Укажите БСП, между частями которого надо поставить запятую.
А. Выходить в море никто не решался ветер достиг восьми баллов.
Б. В глазах у меня потемнело голова закружилась.
В. Дрова все вышли топить нечем.
Г. Чин следовал ему он службу вдруг оставил.
Д. В феврале много инея на деревьях будет много меда.
11
5
3 Найдите БСП, между частями которых надо поставить двоеточие.
А. Поезд ушел его огни исчезли.
Б. На улице было еще пусто над крышами домов вставало солнце.
В. Случилась беда селевый поток размыл железнодорожный путь.
Г. Не бойтесь вас подстрахуют.
Д. Хотел рисовать кисти выпадали из рук.
Е. Солнце дымное встает будет день горячий.
4 Укажите БСП, между частями которых надо поставить тире.
А. Чайка прилетела скоро лед пойдет.
Б. Вот уж снег последний в поле тает теплый пар восходит от земли.
В. Я знаю в вашем сердце есть и гордость и прямая честь.
Г. Любишь кататься люби и саночки возить.
Д. Источник утоляет жажду доброе слово оживляет сердце.
Е. Трус не любит жизни он только боится ее потерять.
12
6
5 Найдите, в каких примерах тире стоит между частями БСП.
А. Солнце вешнее, нивы здешние — все тебе отдать бы рад.
Б. Над Россиею — небо синее.
В. Сухая поздняя осень — самое лучшее поэтическое время года.
Г. На дворе в морозном пару краснело солнце — в доме было тепло.
6. Укажите предложение, соответствующее схеме: [ ] : [ причина].
А. Не будьте равнодушны ибо равнодушие смертоносно для души человека.
Б. Знойные и сухие ветра разгоняли тучи солнце нещадно палило хлеба и травы.
В. В доме не дождутся с ловли рыбака обещал вернуться через два денька.
Г. За ночь все отдохнули можно было двигаться дальше.
13
7
7. Найдите предложение, в котором нет пунктуационных ошибок.
А. Тропка уходит в поля и в дождь и в осень и в озимь.
Б. Было грустно: в весеннем воздухе и на потемневшем небе.
В. В железном вихре ветра и колес кружился дым и падал под откос.
Г. Забормотал тетерев и кто-то в деревне запел на всю округу.
8. Найдите предложения с речевыми ошибками.
А. Обработка результатов испытаний проводилась в два этапа.
Б. Каждая минута рабочего времени дня должна быть на учете.
В. За год артель получила более 150 миллионов рублей денег дохода.
Г. Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах.
14
9
Рефлексия
— Что мы сегодня вспомнили на уроке?
— Ребята, какова была цель нашего урока?
— Что нужно сделать для того, чтобы правильно выбрать нужный знак препинания?
Чтобы правильно выбрать нужный знак препинания, необходимо:
1. установить смысловые отношения между частями БСП;
2. Применить прием синонимичной замены БСП сложносочиненным или сложноподчиненны
21
11
Напишите сочинение-миниатюру на тему:
«Что изменится в понимании текста, если
вторую запятую заменить точкой с запятой?»
Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог.
Домашнее задание
20
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.