Открытый урок "Антонимы", 5 класс
Оценка 4.9

Открытый урок "Антонимы", 5 класс

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русский язык
5 кл
18.03.2017
Открытый урок "Антонимы", 5 класс
Представлена технологическая карта урока. Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать понятие «антонимы», роль использования антонимов в речи; уметь находить антонимы в предложениях; подбирать антонимы к указанным словам, используя «Школьный словарь антонимов» М.Р. Львова; группировать антонимы по общему смысловому признаку; использовать антонимы в речи. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): умение находить, преобразовывать и передавать информацию; выполнять различные социальные роли в группе и в коллективе; использовать современные телекоммуникационные технологии. Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образованиятехнологическая ката 5 класс
Лебедева Л.В..docx
Урок русского языка  Тема урока «Антонимы» (5 Б класс) Учитель: Лебедева Л.В. Цель деятельности учителя Повторить и систематизировать понятия «лексическое значение слова», «синонимы»; познакомить  обучающихся со словами, противоположными по значению; ввести понятие «антонимы» ; научить  подбирать антонимы к словам. Тип урока Комбинированный урок Планируемые образовательные  результаты Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать  понятие «антонимы»,  роль использования антонимов в речи; уметь находить антонимы в предложениях; подбирать  антонимы к указанным словам, используя  «Школьный словарь антонимов» М.Р. Львова;  группировать антонимы по общему смысловому признаку; использовать антонимы в речи. Метапредметные (компоненты культурно­компетентностного опыта/приобретенная  компетентность): умение находить, преобразовывать и передавать информацию; выполнять  различные социальные роли в группе и в коллективе; использовать современные  телекоммуникационные технологии. Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально­культурных  ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных,  творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения  школьного образования Методы и формы обучения Наблюдение над языком, эвристический метод, индивидуальная, групповая, фронтальная работа. Образовательные ресурсы http   ://   www   .  uroki    .  net  http   ://   akademius  .  narod    .  ru   /  vibor  ­  rus   .  html      http   ://   www   .  zavuch    .  info http   ://   festival. 1 september.ru/subjects  http://www.intergu.ru  http://som.fsio.ru/subject.asp?id= 10000192 Оборудование Экран, компьютер, мультимедийный проектор Наглядно­демонстрационный  материал Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем или группой  подготовленных обучающихся Основные понятия Антонимы, синонимы, лексическое значение слова Организационная структура (сценарий) урока Этапы урока 1. Мотивация  (самопределение) к  учебной  деятельности Обучающие и  развивающие  компоненты,  задания и  упражнения Эмоциональная,  психологическая и мотивационная подготовка  учащихся к  усвоению нового  материала Деятельность учителя Вступительное слово учителя  ­Здравствуйте, кто, может быть, не выспался.  Здравствуйте те, у кого плохое настроение.  Здравствуйте те, кто с нетерпением ждет вновь  каникул. Здравствуйте те, кто сегодня будет хорошо,  активно работать на уроке. Проверка домашнего задания (несколько  предложений) упр 360 ­ Ребята, закройте глаза и представьте: зима,  лес,  деревья, сани (слайд 1).  Как вы думаете,  какой  зимний месяц представлен на данной картинке? Формы Осуществляемая деятельность учащихся организа ции  взаимоде йствия Формируемые  умения  (универсальные  учебные действия) Промежуточный контроль фрон тальная Слушают учителя, участвуют в  диалоге с  учителем.  Размещают  учебные  материалы на  рабочем месте,  демонстрируют  готовность к уроку. Устные ответы Познавательные:  осознают учебно­ познавательную задачу  Регулятивные:  Планируют  необходимые действия Коммуникативные:  работают в парах 2.Актуализация и  пробное учебное  действие Словесно­ иллюстративный  рассказ,  просмотр  мультимедийной  презентации,  сопровождающей ход урока Фронтальн ая. индивидуа льная Смотрят  презентацию,  воспринимают на  слух информацию,  показывают  знакомство с  лингвистическими  терминами. Устные ответы,  письменные  работы Познавательные: Осуществляют для  решения учебных задач операции анализа,  синтеза,  классификации,  устанавливают  причинно­ следственные связи  Регулятивные:  Принимают и  сохраняют учебную  задачу Коммуникативные:  задают вопросы,  отвечают на вопросы  других, формулируют  собственные мысли,  высказывают и  обосновывают  собственную точку  зрения Сани быстрые ,  Сани расписные, Ждут ребят, чтобы отправиться в путь­дорогу. (слайд 2).   Откройте глаза. Посмотрите:  у наших саней  необычное название. Как называются сани? (Лексика) (слайд 3, 4).   Чтобы сани отправились в путь­дорогу, нужно им  помочь. Что может помочь?? Конечно, ваши знания. Мы отправимся в путь­дорогу только тогда, когда вы  выполните задание по  разделу «Лексика». Создаёт проблемную ситуацию, в которой   учащиеся  обнаруживают  недостаток знаний и  желание активно преодолевать возникающие  противоречия в процессе учебной деятельности  (самостоятельно или при незначительной помощи  учителя) Давайте проведём игру: “Вспомни ”. Я читаю  лексическое значение слов, а вы записываете эти  слова в тетрадь.. (слайд 5).   1. 2. 3. Слова, одинаковые или близкие по значению, но разные по звучанию и написанию. (синонимы) Слова одной и той же части речи, которые  пишутся и произносятся одинаково, но имеют  разное лексическое значение, называется… (омонимы) Слова с одним лексическим значением  называются… Сегодня мы изучим еще одну группу слов, входящих  в лексику. Интересно, что это за группа слов? Как  холодно в февральском лесу,  Как тепло в уютном домике . (слайд 6). .  ­Ребята, было ли задание, которое не смогли  выполнить? Почему? 3.Выявление места и причины затрудне­ ния Беседа,  обсуждение  результатов  предыдущего  этапа. 4. Целеполагание и   построение проекта  выхода из  затруднения Раскрытие  сущности новых  понятий,  усвоение новых  способов   учебной и  умственной  деятельности  учащихся Формулирует цель учебной деятельности вместе с  учащимися, принимающими её на себя. ­ Посмотрите: в февральском лесу гуляют дети…  Один по росту.. высокий, а другой… А теперь давайте посмотрим на слайд: Мальчик­ весёлый, а девочка ­…(слайд 7).   Можно ли эти слова назвать словами с  противоположным значением? Дополняет ответы. ­ Как вы думаете, ребята, каковы цели  нашего урока  сегодня?  Устные ответы Устные ответы Индивидуа льная,  групповая. Обдумывают  результаты  проделанной  работы и  осознают, что  знаний  недостаточно для  выполнения  задания №8. Индивидуа льная,  групповая Формулируют  тему и цели  учебной  деятельности под  руководством  учителя,  высказывают  собственные  мысли,  обосновывают  свою точку зрения.  Делают выводы. Личностные:  осознают свои  трудности:  и  стремятся к их  преодолению;  проявляют  способность к  самооценке  своих  действий, поступков Познавательные: устанавливают  причинно­ следственные связи,  делают выводы Личностные:  способны адекватно  рассуждать о причинах своего успеха или  неуспеха в учении,  связывая успехи с  усилиями,  трудолюбием. Познавательные: Извлекают  необходимую  информацию из  прослушанного  объяснения учителя,  высказываний  одноклассников,  систематизируют  собственные знания. Записи в тетрадях фронтал ьная Смотрят  презентацию,  осваивают на слух  информацию,  осваивают  лингвистические  термины. 5. Творческая  практическая  деятельность по  реализации   построенного  проекта Подбор слов­ примеров,  иллюстрирующи х природу  изучаемого  языкового  явления,  словесно­ иллюстративный  рассказ. ­Ребята, на одном из уроков мы с вами говорили о синонимах – словах, близких по значению, но разных по   звучанию   и   написанию.   Но   русский   язык необыкновенно богат и разнообразен. В нашем языке есть и такие слова, которые имеют противоположное значение – это  антонимы  (анти – против, онима – имя).   Сегодня   мы   с   вами   поговорим   о   роли антонимов   в   нашей   речи,   научимся   подбирать антонимы к словам, находить их в тексте, правильно употреблять в речи. (слайд 8).   Запишите тему сегодняшнего урока “Антонимы”. (слайд 9).   Употребление   антонимов,   как   и   синонимов,   делает речь более яркой, богатой, выразительной. Они есть и в татарском языке, и в английском языке. Не   все   слова   могут   иметь   антонимы.   Например: железо, доска, мел, дом. Антонимы – это обязательно слова одной и той же части речи. Регулятивные: Планируют (в  сотрудничестве с  учителем и  одноклассниками или  самостоятельно)  необходимые действия операции, действуют  по плану Коммуникативные :  строят небольшие  монологические  высказывания,  осуществляют  совместную  деятельность в парах и  рабочих группах с  учётом конкретных  учебно­познавательных задач 5. Первичное  закрепление с  комментированием. Обобщение и  систематизация  знаний и  формирование  рациональных  способов  применения их  на практике Откройте   учебник.   Прочитайте   еще   раз   правило. Рассмотрите иллюстрацию и составьте предложения, используя   слова­антонимы.   какой частью   речи   они   являются.   Запишите   одно   из составленных тетрадь. Попробуем   составить   алгоритм наших действий   Определите, предложений в       АЛГОРИТМ I шаг Слова отвечают на один вопрос Устные письменные работы ответы,   Индивидуа льная, групповая   Выполняют упражнение, отвечают на вопросы,   выделяют главное, устанавливают причинно­ следственные   связи между   отдельными языковыми явлениями Личностные: приобретают   новые знания, совершенствуют имеющиеся Познавательные: читают   и   слушают, извлекая нужную информацию,   а   также самостоятельно находят её материалах учебника в Физкультминутк а 6.Самостоятельная  работа с  самопроверкой по  эталону Выполнение  разноуровневых  обучающих  упражнений на  основе  караточек,  обсуждение  результатов,  работа в паре II шаг Слова являются одной и той же частью речи III шаг Слова имеют противоположное значение (слайд 11).   Совершай действия, противоположные моим Я ­руки вверх Я­ вправо Я­ левая рука Я­ ладошка вверх Я­ рука на правое плечо Я­ сяду Вы­ руки вниз Вы­ влево Вы­ правая рука Вы­ ладошка вниз Вы­ рука на левое плечо Вы­ стоите (слайд 12).   Саночки   не   повезут   нас   дальше,   если   мы   не поработаем в парах. (слайд 13).   Работа  в  парах:  задание 1  ряда  ­    Найти  неверно составленную пару антонимов, выпишите эту пару: Трудолюбивый – ленивый Молодость – старость Справа – слева Низкий – высоко Весёлый – грустно Вперёд – назад Светлый – тёмный Худой – толстый Задание 2 ряда­  Вставь подходящий по смыслу антоним: ­ Не было бы счастья, да … помогло. Выполняют  движения глазами Фронтальн ая Личностные:  осознают  необходимость заботы  о здоровье     Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные   ошибки, осознают правило контроля,   и   успешно используют   его   в решении учебных задач Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих   группах   с учётом   конкретных учебно­познавательных задач,   умеют   задавать вопросы для уточнения последовательности работы ­ Хороша верёвка длинная, а речь… . ­ Подальше положишь, … возьмёшь. ­ Не радуйся чужой беде, … на гряде. Задание 3 ряда­ Найти слово, которое не имеет  антонима и составь с ним предложение : ­ вход ­ рука ­ неприятель ­ толстый ­ молчать ­ друг ­ худой ­ глиняный Итог: отчет пар по проделанной работе.  ­ Что узнали об антонимах? Ответы детей  1. имеют противоположные значения.  2. делают речь богаче, выразительнее, занимательнее.  3. могут быть словами в разных частях речи.  Мы научились находить антонимы, подбирать,  использовать в речи.   Есть специальные словари антонимов.   7.Включение в  систему знаний и  повторение Игра “Снежки ”.  А теперь пришел черед Сыграть в игру “Наоборот”. Скажу я слово высоко,  А ты ответишь: … (низко). Скажу я слово далеко,  Ты возразишь мне: … (близко). Скажу я слово : потерял,  А ты кричи скорей:… (нашел). Скажу тебе с укором: трус,  Ты гордо скажешь: я ­ … (храбрец). Теперь начало я скажу,  А ты ответишь: нет, … (конец). Оценивание работы на уроке Принимают участие  в обучающей игре.  Выполняют задание Индивидуа льная,  групповая  работа Познавательные:  используют знания и  умения в практической деятельности и  повседневной жизни. Регулятивные:  оценивают свою  работу, исправляют и  объясняют ошибки 9. Включение в  систему знаний и  повторение Составьте текст из 4­5 предложений, используя  антонимы. Желательно по теме «Зима» Холодно­тепло Белый­черный Редкий­густой Вечерний­утренний Выполняют задание Индивидуа льная Оценивание работы на уроке Познавательные:  используют знания и  умения в практической деятельности и  повседневной жизни. Регулятивные:  оценивают свою  работу, исправляют и  объясняют ошибки 9. Резервное задание Найдите и выпишите антонимы из текста 10. Рефлексия  (подведение итогов  урока) I. Итог урока. ­ Ребята, саночки пришли к конечному  пункту, вспомните, с какими словами мы  познакомились на уроке?    (АНТОНИМАМИ)  (каждый заканчивает письменно предложение, где  идёт попутное повторение материала)   *Сегодня я узнал… *Я понял, что… *Теперь я могу… *У меня получилось… *Урок дал мне для жизни… *Я почувствовал, что… 9. Домашнее задание  1Выставление   оценок   учащимся.   Разноуровневые домашние задания: 1. 1Найти и записать пословицы, в которых встречаются антонимы. «Кто больше?»      2.   Сочинить   небольшую   сказку,   используя   в   ней слова­антонимы.

Открытый урок "Антонимы", 5 класс

Открытый урок "Антонимы", 5 класс

Открытый урок "Антонимы", 5 класс

Открытый урок "Антонимы", 5 класс

Открытый урок "Антонимы", 5 класс

Открытый урок "Антонимы", 5 класс

Открытый урок "Антонимы", 5 класс

Открытый урок "Антонимы", 5 класс

Открытый урок "Антонимы", 5 класс

Открытый урок "Антонимы", 5 класс

Открытый урок "Антонимы", 5 класс

Открытый урок "Антонимы", 5 класс

Открытый урок "Антонимы", 5 класс

Открытый урок "Антонимы", 5 класс

Открытый урок "Антонимы", 5 класс

Открытый урок "Антонимы", 5 класс

Открытый урок "Антонимы", 5 класс

Открытый урок "Антонимы", 5 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.03.2017