Открытый урок "Азотная кислота и её свойства" 9 класс
Оценка 4.9

Открытый урок "Азотная кислота и её свойства" 9 класс

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
химия
9 кл
06.04.2019
Открытый урок "Азотная кислота и её свойства" 9 класс
Цель: Сформировать представление о свойствах азотной кислоты и ее солей, отметить особенности взаимодействий азотной кислоты с металлами. Задачи: Образовательные: Знать основные химические свойства HNO3(взаимодействие с металлами и неметаллами)( Р ), — уметь приводить примеры азотных удобрений( П ). Уметь писать ионные уравнения и ОРВ, научить составлять уравнения реакции, подтверждающих свойства HNO3. Развивающие: выявить и развивать умения и навыки детей для определения строения атома азота и свойства HNO3.
Открытый урок Азотная кислота и её свойства 9 класс.docx
Открытый урок по химии в 9 «а» классе на тему: «Азотная кислота и её свойства». Цель:  Сформировать   представление   о   свойствах   азотной   кислоты   и   ее   солей, "Азотная кислота и её свойства". отметить особенности взаимодействий азотной кислоты с металлами. Задачи: Образовательные: Знать основные химические свойства HNO3(взаимодействие с  металлами и неметаллами) ( Р ), — уметь приводить примеры азотных удобрений( П ). Уметь   писать   ионные   уравнения   и   ОРВ,   научить   составлять   уравнения   реакции, подтверждающих свойства HNO3. Развивающие:  выявить   и   развивать   умения   и   навыки   детей   для   определения строения атома азота и свойства HNO3. Воспитательные: изучить роль азотной кислоты её солей в Н/Х и С/Х. Мотивация урока: использование ИКТ. Планируемые результаты:  Предметные:  дать общую характеристику, знать   строение молекулы, описать ее физические и химические свойства, написать уравнения реакций. Метапредметные:  уметь  составлять  схему  ОВР,  прогнозировать  свойства  HNO3, охарактеризовать области применения. Личностные: понимать  значение азотной кислоты её солей в Н/Х и С/Х. Задачи урока:  Рассмотреть физические свойства азотной кислоты;  На примере азотной кислоты повторить классификацию и основные свойства  кислот в свете ТЭД;   Познакомить учащихся с окислительными свойствами азотной кислоты; Дать представление об областях применения азотной кислоты. 2 Оборудование и реактивы:  азотная кислота (конц. и разб.),  лакмус, оксид меди (II),  хлорид меди (II),  гидроксид натрия, карбонат натрия,  медная проволока,  химические стаканчики,  колба. Ход урока 1. Организационный момент. Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку. Сообщение темы и цели урока. Ознакомление с планом урока  2. Контроль ЗУН. Учащимся предлагается самостоятельная работа, с целью актуализации знаний по  изученным ранее азотсодержащим веществам с последующим обсуждением результатов  Вариант № 1 1. Запишите формулу и название соединения азота по его свойствам. Бесцветный газ, плохо растворим в воде, легко соединяется с кислородом воздуха,  образуя бурый газ. Ответ: 2. Расположите соединения азота в порядке возрастания степеней окисления  (укажите степени окисления): N2, NH3, KNO3, NO, HNO2. Ответ: 3. Составьте уравнения реакций по схеме. Назовите вещество Х: N2 ­> X ­> NH4Cl Ответ: Вариант № 2 1. Запишите формулу и название соединения азота по его свойствам. Бесцветный газ с характерным резким запахом, хорошо растворим в воде, легче  воздуха. 3 Ответ: 2. Расположите соединения азота в порядке возрастания степеней окисления  (укажите степени окисления): NO2, N2O, HNO3, NH4Cl, N2O3. Ответ: 3. Составьте уравнения реакций по схеме. Назовите вещество Х: NO2 ­> X ­> NH4NO3 Ответ: 3. Формирование новых знаний. Учитель знакомит учащихся с планом изучения новой темы  I. Физические свойства азотной кислоты; II. Характеристика азотной кислоты; III. Химические свойства ; IV. Применение. I. Физические свойства азотной кислоты Учитель демонстрирует учащимся азотную кислоту, рассказывает о ее физических  свойствах и способе хранения. Учащиеся в тетрадях делают соответствующие записи  Агрегатное состояние ­ жидкость;  Цвет ­ отсутствует;  Запах ­ едкий, кислотный;  Растворимость в воде ­ хорошая;  "Дымит" на воздухе;  "Особые приметы": при хранении на свету разлагается, приобретая желтоватый оттенок: 4HNO3=4NO2 II. Характеристика азотной кислоты  + 2H2O  + O2 Учитель дает учащимся задание на повторение, с учетом предшествующих  внутрипредметных связей: дайте характеристику азотной кислоте, используя основные  признаки классификации кислот. После самостоятельного выполнения задания,  фронтально обсуждаются результаты 1. По основности: 4  одноосновная 2. По содержанию кислорода: 1. кислородсодержащая 3. По растворимости в воде:  растворимая 4. По стабильности:  нестабильная 5. По летучести:  летучая 6. По степени диссоциации:  сильная III. Химические свойства 1. Свойства HNO3 как электролита. Учащиеся вспоминают основные общие свойства кислот. Далее учитель  последовательно демонстрирует: изменение окраски лакмуса и взаимодействие азотной  кислоты с оксидом меди(II), гидроксидом меди(II) (предварительно получив его) и с  карбонатом натрия. По ходу демонстрации учащиеся комментируют признаки химической  реакции, после чего записывают уравнения проведенных реакций в молекулярном и ионном виде с последующим обсуждением результатов (слайд № 12) Азотная кислота изменяет окраску индикатора: HNO3 = H+ + NO3  ­ (сильный  электролит) взаимодействует: а) с оксидами металлов:  CuO + 2HNO3 = Cu(NO3)2 + H2O  CuO + 2H+ = Cu2+ + H2O б) с основаниями:  Cu(OH)2 + 2HNO3 = Cu(NO3)2 + 2H2O  Cu(OH)2 + 2H+ = Cu2+ + 2H2O в) с солями:  Na2CO3 + 2HNO3 = 2NaNO3 + CO2  + H2O 5  CO3 2­ + 2H+ = CO2 + H2O 2. Окислительные свойства азотной кислоты Учитель рассказывает об особенностях взаимодействия азотной кислоты с металлами и демонстрирует взаимодействие HNO3 с медью (используется кусочки медной проволоки). Учащиеся записывают уравнения реакции. Учитель акцентирует внимание на том, что  азотная кислота никогда не восстанавливается до водорода. (слайд № 13): Взаимодействует с металлами:  K, Ca, Na, Mg, Al, Zn, Cr, Fe, Pb, H2, Cu, Hg, Ag, Au  Ме + HNO3 ­> Me(NO3)n + H2O + NxOy  Cu + 4HNO3(конц) = Cu(NO3)2 + 2H2O + 2NO2  3Cu + 8HNO3(разб) = 3Cu(NO3)2 + 4H2O + 2NO  Me + HNO3   Me(NO3)2 + H2 IV. Применение азотной кислоты. Области применения азотной кислоты:  Производство азотных удобрений;  Производство взрывчатых веществ;  Производство красящих веществ;  Лекарственные препараты;  Синтез различных химических веществ;  Полимерные материалы (пластмассы) 4. Закрепление изученного материала. 1. Выберите, какие из перечисленных свойств характеризуют физические свойства  азотной кислоты:  Твердое агрегатное состояние;  Хорошая растворимость в воде;  Отсутствие запаха;  Желтый цвет;  Разлагается на свету с выделением азота;  "Дымит" на воздухе. 2. Назовите вещества, с которыми может реагировать азотная кислота, запишите  соответствующие уравнения реакций: 6  SO2  H2  ZnO  Ca(OH)2  HCl  Na2SiO3  Ag 3. Азотную кислоту применяют для определения примесей в золотых изделиях.  Объясните, чем в ряде случаев обуславливается появление бурого газа и голубого раствора при обработке золота кислотой? 5. Подведение итогов. А) Что я узнал о свойствах азотной кислоты? Б) Где применяется азотная кислота? 6. Домашнее задание с комментариями.  Выучить параграф 27 (со 2 абзаца);  Проанализировать записи в тетради;

Открытый урок "Азотная кислота и её свойства" 9 класс

Открытый урок "Азотная кислота и её свойства" 9 класс

Открытый урок "Азотная кислота и её свойства" 9 класс

Открытый урок "Азотная кислота и её свойства" 9 класс

Открытый урок "Азотная кислота и её свойства" 9 класс

Открытый урок "Азотная кислота и её свойства" 9 класс

Открытый урок "Азотная кислота и её свойства" 9 класс

Открытый урок "Азотная кислота и её свойства" 9 класс

Открытый урок "Азотная кислота и её свойства" 9 класс

Открытый урок "Азотная кислота и её свойства" 9 класс

Открытый урок "Азотная кислота и её свойства" 9 класс

Открытый урок "Азотная кислота и её свойства" 9 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.04.2019