Представленная разработка имеет тип интегрированного урока общеметодологической направленности. За основу урока взяты два школьных предмета: литература и обществознание. Урок проведён в форме творческой лаборатории. В течение сорока минут дети совместно с учителем рассматривают понятия "свобода", "ответственность", "порядок", "альтруизм" на основе литературного произведения Джеймса Олдриджа "Последний дюйм". Методическая цель урока: выработка навыка анализа художественного произведения.
Интегрированный урок.docx
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ
МАРИЙ ЭЛ «ШКОЛАИНТЕРНАТ Г.КОЗЬМОДЕМЬЯНСКА «ДАРОВАНИЕ»
“Быть взрослым – это значит быть…”
Открытый урок
Провела: Мучкина С.А.,
учитель русского языка и литературы
2018 г.
Тип урока: интегрированный урок общеметодологической направленности
Форма урока: творческая лаборатория.
Методическая цель: выработка навыка анализа художественного произведения
Задачи:
организовать деятельность обучающихся по осмыслению понятий через произведения, по
обобщению и систематизации знаний в рамках темы;
создать условия для развития у школьников умений организовать свою деятельность
(целеполагание, планирование, рефлексия), формирования аналитических и коммуникативных
умений и навыков;
развитие эмоциональноценностного мира личности через сопереживание, сочувствие героям в
ходе анализа художественных произведений.
Планируемые результаты:
Личностные – выражать положительное отношение к процессу познания; оценивать собственную
учебную деятельность.
Метапредметные:
познавательные – структурировать собственные знания; устанавливать причинноследственные
связи между героями произведений; поиск и выделение необходимой информации в
предложенных текстах.
регулятивные – самостоятельно формулировать цель, проблему, тему урока;
коммуникативные – формулировать высказывание по предложенному вопросу; обосновывать свою
точку зрения; инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации. Предметные – выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определять своё отношение к
– создавать
ней, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах.
1. Эмоциональный компонент, мотивирующий деятельность учащихся на уроке
(включение школьников в работу).
Учитель: Начать наш урок хотелось бы необычно. Буду задавать вам вопросы, а вы
быстро отвечайте.
Какой сейчас месяц?
Сколько звёзд на небе?
Кто из нас живёт в районе Чили?
Где раки зимуют?
Сколько мальчиков в классе?
Учитель: Древнегреческий философ Сократ сказал: «Заговори, чтоб я тебя увидел».
Вот вы заговорили, и я вижу, что вы бодры, жизнерадостны и готовы к работе.
Учитель: Ребята, посмотрите в окно. Вам нравится это высокое, чистое небо? А
теперь крепко потрите руки как бы в предвкушении полета. А вот взлететь нам
предстоит вместе с вами. Получите наслаждение от полёта на уроке!
Знаете ли вы, что способности и таланты природа разбрасывает не глядя. И всетаки
каждый из вас имеет право выбора. Можно стать хорошим человеком, а можно плохим.
Нужно только найти для себя верный путь, которым собираешься идти по Дороге жизни.
Оглянитесь вокруг, и вы увидите, что люди ведут себя поразному. Если Зою дернули за
косичку, она сжимает кулаки и даёт сдачи, если Валю дернули за косичку, она вопит и
бежит ябедничать. Если Петя рисует самолёт, а получается лягушка, Петя рвёт на
кусочки рисунок и ломает карандаш, если Вася рисует самолет, а получается лягушка,
то он рисует снова и снова.
Учитель: Обязательно нужно разглядеть себя как следует, честно разобраться – что к
чему. Определить форму собственного носа несложно, для этого есть зеркала, но как
определить стойкость и силу собственного сердца? К разговору об этом подводит
Проблемный вопрос “Как становятся взрослее?”
Окунуться в мир детства нам помогут произведения, обладающие огромной
нравственной силой, так необходимой взрослому человеку.
Разобраться в данном вопросе нам поможет ваше мнение, ваш взгляд на самые
простые истины и понятия о счастье и несчастье, о добре и зле, о взаимоотношениях и
взаимопонимании взрослых и детей.
Поэтому мы оглашаем тему урока
А каким нужно быть, вы скажете об этом сами в течение урока.
«Быть взрослым – это значит быть …»
Как вы видите, у нас не обычный урок, а творческая лаборатория, работу в которой
начинаем с притчи. Я не буду пока говорить, как она называется. Мы назовём её вместе.
Прошу героев занять свои места. Пока идёт рассказ, подумайте, какое слово является
ключевым в этой поучительной истории. Может оно имеет отношение к теме нашего
урока? Инсценировка притчи «О свободе»
2. Беседа с учащимися по вопросам
Благодаря чему крыса смогла выбраться?
Почему шиншилла не захотела, чтобы её выпустили?
Назовите ключевое слово. О чём идёт речь? Как называется притча?
Какой нравственный вопрос – понятие вы бы задали к тексту?
Что такое свобода?
Учитель: Философ де Роберти сказал в шутку, что тому, кто сможет дать
определение свободы, можно будет присвоить нобелевскую премию. Предложите свою
версию определения. (Ответы детей) Конечно, вы посвоему правы. Но прежде чем дать
философское определение, я предлагаю вам быстро ответить на мои вопросы.
Если бы вы имели деньги, то…
Если бы вы стали знаменитым, то…
Если бы у вас были всемогущие помощники, то…
Когда говорим о свободе, фиксируем при этом препятствия, которые нужно
устранить ради свободы. То есть о свободе можно говорить только как о преодолении
трудностей – иначе свободы нет. Исчезла помеха, родилась свобода.
Подтвердите данное заключение и выполните задание. У каждого из вас на партах
лежит два листа одинакового размера. Выберете один из них, обосновывая свой выбор.
Так какого же человека мы называем свободным?
Ответы детей: свободным является тот человек, который может делать выбор.
Записывают в тетрадь.
свободным
Возвращаемся к теме урока: «Быть взрослым – это значит быть
При выполнении задания было чтото, что препятствовало вашей свободе
…
выбора?
3. Работа со схемой
Как выдумаете, а что может ограничивать нашу свободу?
(Чувство самосохранения, интересы других людей, нормы морали, нормы права,
традиции,
мнение)
Заполняют схему
общественное
Что ограничивает нашу свободу?
Учитель: Запомните! Свобода – это ещё и ответственность.
Никто не будет посягать на вашу свободу, если вы учитываете все эти факторы.
Нарушение одного из них может привести к ущемлению вашей свободы.
С учётом этих факторов свободу можно понимать как политическую, нравственную
и философскую категории.
Предлагаю поработать с высказываниями и распределить их по категориям.
4. Упражнениетренинг «Стань взрослым» Класс делится на три группы (по рядам). Трое работают у доски, остальные на картах.
Выбрать высказывание, относящееся к своей категории и объяснить.
Предлагаемые высказывания:
«Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов». Вольтер, французский
просветитель. (п.)
«Я предпочитаю быть свободным душой в тюрьме, чем льстецом и трусом на
свободе». Дейс, американский деятель рабочего движения. (ф.)
«Свобода означает ответственность. Вот почему многие боятся её». Б.Шоу. (э.)
«Свобода – единственная вещь, которую вы не можете получить, если вы не
даёте её сами». Уайт, американский писатель. (ф.)
«Не может быть свободен народ, угнетающий другие народы». Ф.Энгельс. (п.)
«Свобода заключается в праве делать всё, что не вредит другим». Клаудиус. (э.)
Учитель: Сделаем вывод, закончите фразу.
В философии свобода противостоит …./необходимости/,
в этике – …/ответственности/, а в политике – …/порядку/.
Быть ответственным – это значит добросовестно относиться к своим обязанностям.
Не нужно думать, что только те люди, которые старше вас по возрасту, считаются
взрослыми. Вы, дети, тоже можете считать себя таковыми, потому что вы рассуждаете,
чувствуете и поступаете ответственно, а это значит повзрослому.
Итак, быть взрослым – это значит быть ответственным.
Допишем слово в теме урока.
«Быть взрослым – это значит быть
свободным, ответственным…
5. Физкультминутка
Минутка тишины
– Представьте себе, что вы стали взрослыми и самостоятельными людьми.
Мысленно нарисуйте свой образ, портрет. Прислушайтесь, что он говорит вам:
«Быть взрослым – это значит…»
Ответы детей: Это значит, ты держишь своё слово, выполняешь данные тобой обещания, а главное
– обдумываешь свои поступки, чтобы они не причиняли боль, обиды другим людям. И ещё ты всегда
заботишься о младших, о своей семье, поддерживаешь мир, чтобы никто не ссорился. Взрослый – это
умный, сильный, добрый человек. Он умеет учиться, трудиться, общаться с другими людьми, и делает
это осознанно, целеустремленно, ответственно.
Учитель: “Сладкие грёзы детского воображения”... Умиление, кротость, доброта –
воплощение мира, не потревоженного покоя и счастья детской души. Но становление
характера происходит ещё и через испытания, где проявляется стойкость и сила сердца.
От этого тоже становятся взрослей. Через испытания проводит своего десятилетнего
героя писатель Джеймс Олдридж.
6. Работа над содержанием рассказа
Ребята, вы прочитали рассказ, посмотрели фильм, снятый по этому произведению.
Что вам понравилось больше: читать или смотреть? Почему?
Это произведение привлекает внимание не столько необыкновенными
обстоятельствами сюжета, сколько своим внутренним драматизмом. Индивидуальное задание: перед беседой над рассказом объяснить значение незнакомых слов,
чтобы облегчить восприятие.
Дюйм (от голл. — большой палец) — единица длины в системе английских мер, равна 2,54 см (Фут —
30,48 см, равен 12 дюймам); Миля — единица длины в английской системе мер, морская миля
равняется 1,852 км, сухопутная — 1,609 км; Перейти Рубикóн — крылатая фраза, выражение, означающее
готовность к решительным действиям, сделать бесповоротный шаг, совершить решительный поступок, пройти
«точку невозврата»
Какую проблему поднимает в своём произведении Олдридж?
Трудная проблема взрослых и детей решается в рассказе.
Что сказано о матери мальчика?
Ненавидела канадское поселение, где они жили. Тосковала по родной Англии. Её
охватила апатия. Она покинула семью и вернулась в Англию.
“…Мать им не интересуется…”
“…Пока она не проявила никакого интереса, хотя с того времени, как она уехала
из дома, прошло три месяца”.
Кем был отец Дэви? Отцу 43 года. Лётчик высокого класса. Утратив работу,
Бен, чтобы прокормить семью, берётся за небезопасную подводную съёмку акул.
Каким человеком показан отец? /виртуозом в своём деле, лучшим пилотом,
профессионалом. Но также человеком, чужим своему сыну (он почти не знал его),
молчаливым, неласковым, резким, вспыльчивым. У него повелительный тон/
Как чувствует себя Дэви в семье? Почему?
Мальчику десять лет. Он чувствует себя одиноким: отец занят своей работой,
мало уделяет ему внимания, не любит отвечать на его детские вопросы. Дэви
ощущает превосходство отца над ним.
Что вы можете сказать об отношении отца к сыну до полёта на съёмки.
“Гдето в глубине души Бен понимал, что мальчик чужой им обоим”. Был с ним
“резким и немногословным”. Во время одного из очень редких проявлений
великодушия Бен попробовал научить мальчика управлять самолётом, и, хотя сын
оказался очень способным и быстро освоил главные правила, “каждое замечание
отца доводило его до слёз”.
Чем интересны характеры Дэви и Бена? (В глубине души каждый испытывает
чувства по отношении друг к другу. Но не могут сделать первый шаг навстречу.
Страдают оба, но Дэви больше. Он ещё и боится отца)
Согласны ли вы, что ситуация, в которой оказались герои, помогла им
понять друг друга? Докажите это. (Отец спасает сына, сын отца)
Обратите внимание — впервые Бен обратился к мальчику СЫНОК, впервые он
всерьёз обеспокоен его судьбой. Бен думает не о своей жизни, его задача — спасти сына.
Как ведут себя отец и сын в экстремальной ситуации?
Именно в этом моменте происходит перелом в отношении между отцом и сыном. В
момент опасности они поняли, как дороги друг другу. Оба прилагают неимоверные
усилия ради спасения. Отец старается преодолеть страшную боль от ранений, мальчик
преодолевает страх и поднимает самолет в воздух. Героизм мальчика поражает отца, к нему приходит мысль, что он допустил непоправимую ошибку в прошлом: «Неужели
можно годами жить с сыном и не разглядеть его лица?» — думает Бен.
Что потребовалось, чтобы пришло взаимопонимание?
Читая рассказ, задумываешься: неужели должно произойти в жизни чтото страш
ное, трагическое, чтобы человек понял, как дороги ему самые близкие, самые дорогие
ему люди? Для героев рассказа произошло именно так. Хорошо, что у них есть впереди
возможность всё исправить.
Просмотр отрывка из к/ф (1.23.24 – 1.24.00)
К какому выводу приходит Бен, что он решает? (зачитать из текста с.32)
В этих словах заключается главная идея рассказа Олдриджа.
Почему автор назвал свой рассказ «Последний дюйм»? Что он хотел
сказать этим названием?
"Последний дюйм" – это черта, грань, Рубикон – точка невозврата. Дюйм между
колёсами самолёта и землёй при посадке, дюйм, разделяющий отца и сына, дюйм,
который нужно преодолеть мальчику, чтобы стать взрослым, стать мужчиной. Дэви
справился с ним, преодолел страх, посадил самолёт. Спас себя и отца, не сдался.
Разрушилась стена непонимания между ними.
Учитель: О взаимоотношениях взрослых и детей говорит нам писатель, а мы
должны сделать для себя выводы. Рано или поздно каждому придётся понять простую
истину: нельзя быть хорошим или плохим в безвоздушном пространстве. И то и другое
проверяется только в отношениях с другими людьми.
Человек годится для всего: для работы, для радости, для грусти и даже любви.
Пожалуй, одиночество – единственное состояние, на которое человек не рассчитан.
Вместе герои обретают друг друга, преодолевая человеческие трудности, выходят
победителями. Экстремальная ситуация способствовала выявлению лучших черт
характера: мужества,
способствовала установлению
взаимопонимания между взрослым и ребёнком.
деликатности,
смелости,
А как называют людей, думающих о людях и ставящих интересы других на первое
место? А людей, думающих только о себе и своих потребностях?
Альтруизм – это бескорыстная забота о благе других людей.
Эгоизм – забота только о себе и своих потребностях.
Как выдумаете, герои рассказа Олдриджа – альтруисты или эгоисты? Можете
привести ещё примеры литературных персонажей, относящихся к одному из этих
качеств?
Выполняют задание со сказочными героями (на карточках и у доски)
Ребята, какое ещё качество можем добавить в тему нашего урока?
Запись в рабочем листе:
Быть взрослым – это значит быть
свободным, ответственным, альтруистом.
Так что же нужно, чтобы вас считали взрослым?
Обладаете ли вы этими качествами?
Учитель: Вернемся к вопросу урока: “Как становятся взрослее?”
Теперь вы можете ответить на проблемный вопрос, заданный в начале урока? Тогда уберём вопросительный знак.
Изменился ли смысл фразы?
Какой стала интонация повествования? (утвердительная)
7. Рефлексия
Закрыты последние страницы произведения.
Над чем можно поразмышлять?
Над чем задуматься?
Предлагаем продолжить начатые предложения.
Я сегодня впервые задумался (лась) над тем…
С урока я ухожу с чувством…
Мне всё время хотелось сказать…
Я затруднялся, но мне помогли…
Я так и не понял…
7. Задание на дом
Поразмышляйте над одной из предложенных тем. А свой ответ оформите в виде
сочинения рассуждения или эссе.
Что такое любовь в жизни человека? (к матери, к девочке, к девушке, к
женщине, к нищему, к старику, ко всем людям, к ближним и далеким, к Богу);
Берегите каждый миг. Ведь вы теперь твёрдо знаете, как становятся взрослее.
Каким должен быть человек, чтобы прожить жизнь счастливо и
достойно?
Учитель: Старайтесь делать людям добро, не приносить им боли и страданий.
Открытый урок “Быть взрослым – это значит быть…”
Открытый урок “Быть взрослым – это значит быть…”
Открытый урок “Быть взрослым – это значит быть…”
Открытый урок “Быть взрослым – это значит быть…”
Открытый урок “Быть взрослым – это значит быть…”
Открытый урок “Быть взрослым – это значит быть…”
Открытый урок “Быть взрослым – это значит быть…”
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.