Открытый урок географии «Форма и размеры Земли. Географическая карта», 6 класс
Оценка 4.9

Открытый урок географии «Форма и размеры Земли. Географическая карта», 6 класс

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
география
6 кл
09.11.2019
Открытый урок географии «Форма и размеры Земли. Географическая карта», 6 класс
«Форма и размеры Земли. Географическая карта» Цель: Сформировать знания о форме и размерах Земли и об их влиянии на жизнь планеты, пространственного мышления о шарообразности планеты. Задачи: - обучающие: углубить знания о планете Земля; - развивающие: развитие познавательных интересов учащихся, умения работать в группе с учебником, дополнитель¬ной литературой и ресурсами ЭОР; - воспитательные: воспитание патриотизма, любви и уважения к своей малой Родине; формирование культуры общения при работе в парах.
6 ласс форма и размеры земли.docx
Тема урока: «Форма и размеры Земли. Географическая карта» Цель: Сформировать знания о форме и размерах Земли и об их влиянии на жизнь  планеты, пространственного мышления о шарообразности планеты. Задачи: ­   обучающие: углубить знания  о планете Земля; ­ развивающие: развитие познавательных интересов учащихся, умения работать в  группе с учебником, дополнительной литературой и ресурсами ЭОР; ­   воспитательные: воспитание патриотизма, любви и уважения к своей малой  Родине;  формирование культуры общения при работе в парах. Оборудование: ­ глобусы Земли разного масштаба и назначения; ­ карта полушарий; ­ карта России; ­ атласы; I. Орг. момент Ход урока    проверить готовность детей к уроку; отметить отсутствующих; назначить секретаря­помощника. II. Сообщение темы и целей урока III. Актуализация знаний учащихся Географический диктант А) ГОРИЗОНТАЛИ Б) РЕЛЬЕФ В) АЗИМУТ Г) МАСШТАБ Д) ТОПОГРАФИЧЕСКИЙ ПЛАН Е) ЭКВАТОР 1. Неровности земной поверхности. (Б) 2. 3. 4. 5. 6. Изображение на плоскости небольшого участка земной поверхности в  уменьшенном виде при помощи условных знаков. (Д) Это условные линии, которые соединяют точки земной поверхности, лежащие на  одинаковой абсолютной высоте. (А) Угол между направлением на север и направлением на какой­то предмет,  отсчитываемый от направления на север по часовой стрелке. (В) Воображаемая линия, которая делит Землю на два равных полушария: северное и южное. (Е) Показывает, во сколько раз каждая линия, нанесённая, уменьшена по отношению  к её действительным размерам на местности. (Г) (Взаимопроверка работы: нет ошибок “5”; 1 ошибка “4”; 2­3 ошибки “3”; 4 и  более ошибок “2”) lV.  Изучение нового материала Рассказ учителя Земля, как и другие планеты Солнечной системы, имеет шарообразную форму.  Поскольку человек видит лишь небольшую часть Земли, земная поверхность кажется  ему плоским кругом, ограниченным линией, где небо как бы соприкасается с землёй.  Недаром многим древним народам Земля казалась плоской. Позже, в Древней Греции  во времена Гомера (IX – VIII вв. до н.э.), Землю представляли слегка выпуклым  диском, наподобие щита воина, и считали,  что сушу со всех сторон омывает океан. В том, что поверхность Земли выпуклая, легко убедиться,  наблюдая с берега за  приближающимся по морю кораблём: сначала из­за линии горизонта появляются его  мачты, трубы, затем постепенно становится виден весь корпус, как– будто корабль  поднимается откуда­то снизу. Постепенно представления о Земле, как о шаре стали основываться не на наблюдениях,  а на точных расчётах и измерениях. Первым, кто измерил величину земного шара, был  древнегреческий учёный Эратосфен (III –II вв. до н.э.). Он измерил длину дуги 1°  меридиана, а затем на этой основе рассчитал длину всей окружности Земли по  меридиану. С конца XV в. начинается возрождение, а потом и интенсивное развитие многих наук и  культуры. Наступил период  Великих географических открытий. Христофор Колумб в  поисках западного пути в Индию открыл Новый Свет – Америку (1492 г.). Васко да  Гама, обогнув Африку, проложил морской путь в Индию (1497г.). фернан Магеллан и  его спутники совершили первое кругосветное плавание (1519­1522 гг.). В этот период  сомнений о шарообразности Земли не было и Землю стали изображать в виде объёмной  модели – глобуса. Самый первый глобус  диаметром 0,54 м был изготовлен немцем Мартином Бехаймом  (1492 г.). Особенно явно видна шарообразная форма Земли  на космических снимках. В связи с развитием знаний о природе Земли представления  о её форме продолжали  совершенствоваться. В конце XVII в. на основании работ Ньютона возникло  предположение о том, что земной шар должен быть сплюснут у полюсов. Последующими измерениями в XVIII в. было доказано, что Земля имеет форму  сфероида, сплюснутого (сжатого) вдоль оси вращения. Это сжатие невелико:  экваториальный радиус Земли длиннее полярного на 21,4 км. Однако в XIX в. было установлено, что форма Земли сложнее. Истинная  геометрическая фигура Земли была названа геоидом (“землеподобный”).  (размеры Земли – запись в тетрадь) Глобус – от лат. слова globus – шар, уменьшенное изображение Земли, её модель. На  глобусе хорошо видно, как расположены материки, океаны, моря и др. географические  объекты, изображение которых возможно при данном масштабе. По глобусу можно  производить наиболее точные измерения. Недостаток глобусов – это то, что они делаются в мелком масштабе. Н., глобус  масштаба 1: 5 000 000, или в 1 см 50 км будет иметь диаметр – 2,55 м.  Сообщение учащегося “История происхождения глобуса”  Первый глобус был изготовлен во II в. до н.э. Кратесом из Милана, к сожалению, не сохранившийся до  наших дней. Бехайм Мартин (1459­1507) – немецкий географ, изготовивший в 1492 г.  Географический глобус, который сохранился до наших дней, он находится в городе Нюрнберге. Этот глобус отражает представления о поверхности Земли накануне  открытия Нового света, т.е. он отличается большой неточностью. Фёдор Тюрютин создал вместе с Б. Скоттом Большой академический глобус, который  находится в здании Кунсткамеры в Санкт­Петербурге.  Сообщение учащегося “Это интересно…”  Самый большой глобус в мире  имеет 10 м в диаметре, вес его составляет около 30 т. Он изготовлен итальянцем  Орфео Бартолуччи. Работа над созданием глобуса продолжалась 5 лет. Один из первых глобусов в России изготовил в конце XVII в. псковский дьякон Карп  Максимов. Глобус диаметром 91,4 см до 1793 г. хранился в кабинете Петра I в  Кунсткамере. В конце 30­х годов XIX в. нижегородский учитель географии В.И.Иванов изготовил  первый в России рельефный земной глобус. Он сохранился до наших дней и находится  в Географическом обществе России в Санкт­Петербурге. В 1952 г. было учреждено Международное общество исследователей старейших  глобусов мира. Для определения расстояний по глобусу надо полоской бумаги измерить расстояние  между заданными пунктами и, зная масштаб глобуса, вычислить истинное расстояние с  помощью пропорции. Задание. Найдите на глобусе масштаб. С помощью масштаба и полоски бумаги  определите расстояние в километрах: А) от Москвы до С­Петербурга; Б) от Москвы до Новосибирска; В) от Новосибирска до экватора; Г) от Новосибирска до северного полюса. Вывод:  на плане местности изображаются небольшие участки земной поверхности, на  которых можно увидеть и отдельно стоящие дома, можно узнать характеристики лесов, рек, инженерных сооружений и т.д. на географической карте более обобщённое  уменьшенное изображение поверхности Земли. Общее – уменьшенное изображение  поверхности Земли на плоскости с помощью условных знаков. Планом можно считать  наиболее простой вид карты. При построении плана не учитывается кривизна Земли. Как же из шара получить плоскую карту?    поверхность глобуса, разрезанная меридианами на зоны карта мира, полученная растяжением зон. Задание: сравните размеры Австралии и о. Гренландия на глобусе и карте мира. В  каких частях карты искажения самые большие? Географическая карта – уменьшенное изображение поверхности Земли или её частей  на плоскости при помощи условных знаков. Мелкомасштабная географическая карта подобна снимку поверхности Земли с  большой высоты: она позволяет охватить одним взглядом необходимую часть или даже  всю поверхность земли. Но многие детали здесь различить невозможно. Поэтому на  картах объекты земной поверхности обозначаются графически, условными знаками.  Некоторые знаки на картах напоминают условные знаки топографических планов,  некоторые отличаются. Например, нельзя путать значение зелёного цвета: на плане – леса, на физич. карте –  низкие участки земной поверхности. Существует много видов картографических знаков, их расшифровывают по  специальным таблицам. Знаки могут быть в виде линий, контуров, штриховки разной  формы и цвета, геометрических значков (кругов, квадратов, прямоугольников,  треугольников), букв и сочетаний букв. Каждая карта снабжена списком всех условных знаков, которые на ней использованы, – это так называемая легенда карты. Не изучив  этот список, невозможно читать карту. V. Закрепление изученного материала 1. Кем был изготовлен самый первый глобус?  А) Ньютоном                        В) Эратосфеном  Б) Бехаймом                          Г) Магелланом   2. Земля имеет форму:  А) круга                                 В) геоида  Б) шара                                  Г) овала   3. Площадь поверхности Земли равна:  А) 510 млн км²                      В) 510 тыс км² Б) 510 млрд км²                     Г) 510 км²   4. Длина экватора равна:  А) 20 000 км                          В) 60 000 км  Б) 40 000 км                           Г) 80 000 км VI. Итог урока (рефлексия, выставление оценок) ­ Что сегодня на уроке для вас было новым и интересным, что вызвало затруднение, было сложным? VII. Домашнее задание: § 9, 10; раб. т. стр. 23 № 2, 3, 4

Открытый урок географии «Форма и размеры Земли. Географическая карта», 6 класс

Открытый урок географии «Форма и размеры Земли. Географическая карта», 6 класс

Открытый урок географии «Форма и размеры Земли. Географическая карта», 6 класс

Открытый урок географии «Форма и размеры Земли. Географическая карта», 6 класс

Открытый урок географии «Форма и размеры Земли. Географическая карта», 6 класс

Открытый урок географии «Форма и размеры Земли. Географическая карта», 6 класс

Открытый урок географии «Форма и размеры Земли. Географическая карта», 6 класс

Открытый урок географии «Форма и размеры Земли. Географическая карта», 6 класс

Открытый урок географии «Форма и размеры Земли. Географическая карта», 6 класс

Открытый урок географии «Форма и размеры Земли. Географическая карта», 6 класс

Открытый урок географии «Форма и размеры Земли. Географическая карта», 6 класс

Открытый урок географии «Форма и размеры Земли. Географическая карта», 6 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.11.2019