Открытый урок - «Игра на уроках сольфеджио, как метод активизации знаний»
Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
искусство +1
Детсад
22.04.2018
Задачи:
• закрепить пройденные понятия;
• обучить приемам, обеспечивающим развитие музыкального слуха;
• развить музыкальный слух в комплексном подходе, умение применять
теоретические знания на практике, аналитического мышления, образно-эмоциональной сферы;
• воспитать организованность, работоспособность, активность, самостоятельность, любовь и интерес к музыке, предмету «Сольфеджио»
Оборудование для занятия:
Фортепиано, аккордеон, домбра, ноты, доска с магнитами
Методы обучения: проблемный, проблемно-поисковый, эвристический, игровой. Методическое обеспечение: лесенка, ручные знаки, ритмические таблицы, клавиатура Учебники: Калмыков, Фридкин. Учебник сольфеджио для 2 класса Г.Калинина. Музыкальные занимательные диктанты для младших кл. ДМШ Т.Сиротина. Ритмическая азбука Т.Сиротина. Музыкальный букварь О.Камозина. Неправильное сольфеджио
otkriti urok.doc
МБУДО «ДМШ» Табунского района
2017 год
Открытый урок преподавателя теоретических дисциплин
Пешковой Л.
2 класс
Тема урока: «Игра на уроках сольфеджио, как метод активизации знаний»
Тип урока: обобщающий: (повторение)
Вид урока: урок игра
Цель урока: закрепление пройденного материала
Задачи:
• закрепить пройденные понятия;
• обучить приемам, обеспечивающим развитие музыкального слуха;
• развить музыкальный слух в комплексном подходе, умение применять
теоретические знания на практике, аналитического мышления, образно
эмоциональной сферы;
• воспитать организованность, работоспособность, активность, самостоятельность,
любовь и интерес к музыке, предмету «Сольфеджио»
Оборудование для занятия:
Фортепиано, аккордеон, домбра, ноты, доска с магнитами Методы обучения: проблемный, проблемнопоисковый, эвристический, игровой.
Методическое обеспечение: лесенка, ручные знаки, ритмические таблицы, клавиатура
Учебники: Калмыков, Фридкин. Учебник сольфеджио для 2 класса Г.Калинина.
Музыкальные занимательные диктанты для младших кл. ДМШ Т.Сиротина.
Ритмическая азбука Т.Сиротина. Музыкальный букварь О.Камозина. Неправильное
сольфеджио
Пояснительная записка к уроку
Учитывая возрастные особенности детей младшего школьного возраста –
конкретность мышления, неустойчивость внимания, эмоциональное восприятие
явлений окружающей жизни, на уроке приходится быстро переключаться с одной
формы работы на другую.
Как показывает практика, дети легко и быстро воспринимают и усваивают то, к
чему испытывают эмоциональный интерес. Именно осознанная ребенком и
эмоционально наполненная мотивация является, пожалуй, самым действенным
двигателем в его обучении чемулибо. Лучшим способом для достижения этого
психологически комфортного для ребенка состояния является ИГРА как
естественная форма его существования.
Опора в обучении на игру выводит ребенка изпод дидактического «пресса»,
учебный процесс становится для него психологически комфортным и, главное,
влияет на качество усвоения материала (дети начинают все «схватывать на лету»).
Применение более сложных и интересных игровых методик с детьми 914 лет
актуально, т.к. именно в этом возрасте многие дети переживают «кризис обучения» в
музыкальной школе и нередко бросают ее.
Данный урок показывает различные игровые формы в таких видах музыкальной
деятельности на уроке сольфеджио, как вокальноинтонационнные упражнения,
сольфеджирование, слуховой анализ и диктант.
Для чего дети пришли на музыкальные занятия?
Для того, что бы стать артистами, выступать перед публикой, выслушивать похвалу в
свой адрес. Но настоящий успех даётся тяжким трудом, и ожидают юных музыкантов
не только похвала. А они то этого ещё не знают, они к этому не готовы! Поэтому на
своих уроках я стараюсь сохранить ощущение праздника при каждой встрече с
музыкой! И мой напарник игра. План урока:
1. Организационный момент – 2 мин.
2. Распевка и закрепление теоретического материала 7 мин.
3. Опрос домашнего задания – 10 мин.
4. Чтение с листа ритмических партитур («Ритмические перебивки») – 10 мин.
5. Занимательный диктант – 7 мин.
6. Анализ на слух – 3 мин.
7. Письменное упражнение на построение интервальных цепочек 3 мин. 8.
Подведение итогов урока, выставление оценок, домашнее задание – 3 мин
Ход урока:
1. Организационный момент (определение целей урока, мобилизация внимания)
Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас! Сегодня у нас гости (представление
гостей). Постарайтесь работать слажено и внимательно. Давайте покажем
каким азартным и интересным может быть сольфеджио. Начнём с
традиционной распевки.
2. Распевка. Песенки правила являются музыкальным обучающим дидактическим
материалом, отвечают идее сольфеджио, возрастным особенностям учащихся
младшего школьного возраста, способствуют оптимизации обучения. Дети с
удовольствием поют и играют эти песенки в разных тональностях, естественно
усваивая элементы музыкального языка и музыкальную терминологию. Идея не
новая, она присутствует в методике многих сольфеджистов: Ветлугиной,
Кирюшина, Металлиди, Камаевой, но каждый реализует её посвоему.
В данном случае это сочетание доступности, простоты материала с краткостью
изложения при предельной концентрации изучаемого музыкального
грамматического элемента как в тексте, так и в мелодии. Дети с удовольствием
выучивают и исполняют эти песенки, естественно усваивая необходимый
грамматический элемент. Решается важнейшая для формирования музыканта
задача: мыслящее восприятие, думающий слух, анализирующая мысль. Форма
изложения теоретических сведений в песенках приближена к разговорной речи и
представляет собой не готовые формулировки, а раздумья, заключения, к
которым ученики приходят самостоятельно. Все необходимые теоретические
сведения содержатся в предлагаемых песенкахправилах. Это в значительной
степени экономит время на уроке, поскольку позволяет отказаться от
утомительных записей.
Ниже дано объяснение материала по учебному пособию О.Камозиной
«Неправильное сольфеджио», что облегчает восприятие темы учениками и
заметно ускоряет ее усвоение:
Обратить внимание учеников, что слово «натуральный» встречается не только в
музыке. К примеру, говорят, «помидоры натуральные». Это означает, что
блестящие красные помидоры сняли с куста, не солили, не перчили, не поливали
маслом, а оставили такими, как их сотворила природа. Латинское слово «натура»
означает природа.
Исполняется «Песенка про натуральный минор».
Песенка про гармонический минор.
В аккордах, т.е. в гармониях увеличенная секунда ведет себя тихо и незаметно,
ее просто не замечаешь. Но в мелодиях ее узнаешь сразу, она придает музыке
восточный характер. (петь цепочкой по двое, транспонируя мелодию в си, ре, ми
минор)
Поэтому гармоническую минорную гамму мы назвали гаммой Аладдина.
Песня о мелодическом миноре и пентатонике
Интервалы. Изучая интервалы, мы поем попевку на каждый интервал, но сегодня
используем только две: про терцию (так как она является строительным
материалом для трезвучий) и про септиму. 3. Опрос домашнего задания.
Пение гаммы Ре мажор, Т3, вводных звуков, б3 на I, IV и V ступенях, м2 на III и
VII ступенях, си минора трех видов (индивидуальный опрос)
№ 253 (Калмыков, Фридкин. Учебник сольфеджио) – петь цепочкой по фразам,
разобрать по интервалам 1 фразу.
4. Читка с листа ритмических партитур
Дать понятие «партитура»
Игра предназначена для развития метроритмических слуховых и двигательных
навыков.
а) На доске – ритмические карточки. Необходимо определить по ритму размер и
разложить в одну колонку ритмические карточки в размере ¾, в другую – в
размере 4/4 (2 ученика).
б) На доске – две карточки (лежащие одна под другой) с одинаковым временным
объемом ритмических рисунков. Ученики по одному стучат ритмическое
двухголосие: правой рукой – верхний, левой рукой – нижний. Карточки можно
поменять местами: то, что озвучивала правая рука, переходит в левую и наоборот.
Ритмические рисунки правой и левой руки можно темброво развести, например,
играть их на определенных звуках в разных регистрах фортепиано.
совпадает
в) Педагог раздает ученикам по одной ритмической карточке. Ребята внимательно
изучают свой ритм и поднимают ее в том случае, когда ритм прозвучавшей
мелодии
Таким образом, с одним и тем же материалом мы проделываем разные
упражнения: повторяем группировку длительностей, читаем с листа ритмические
партитуры (двухголосие), развивая координацию рук и проверяем усвоение
ритмов на слух в последнем упражнении.
карточки.
ритмом
их
с
5. Занимательный диктант № 33 из сборника Г.Ф Калининой «Музыкальные
занимательные диктанты для младших классов ДМШ»
Определить размер, назвать ритмические особенности, разделить мелодию на
такты, указать длительности. Количество проигрываний – 3.
6. Анализ на слух
Основные задачи этой формы работы следующие:
воспитать целенаправленное восприятие; понятий;
для
определенных
формирования
служить основным средством знакомства с новыми музыкальными явлениями;
способность накопления в памяти различных слуховых впечатлений, являющихся
основой
развивать музыкальное мышление учащихся, то есть способность осознавать
слышимое, проводить сравнения, синтезировать и дифференцировать явления;
помогать развитию и укреплению памяти и внутреннего слуха.
Для развития тембрового слуха на уроке я использую слушание гармонических и
мелодических интервалов в звучании разных инструментов: шертере, баяне,
скрипке, домбре и т.д. (Очень удобно иметь на уроке синтезатор).
Стимулирующее значение в данном виде деятельности играет привлечение самих
учащихся для исполнения слухового анализа (самый активный ученик готовит
слуховой анализ к следующему уроку).
7. «Интервальные задачки»
.
Упражнение выполняется при помощи магнитов на доске.
Тема «Аккорды» изучается только в 3 классе, но подобное задание учит ребят
быстро и правильно строить аккорды от любого звука (метод забегания вперед).
8. Выставление отметок за урок.
Домашнее задание: сочинить 4х тактовую ритмическую партитуру с
пройденными ритмическими особенностями в размере 4/4, играть на фортепиано
на любом консонирующем интервале.
№ 212 сочинить второе предложение, петь.
Список использованной литературы:
1. Ефремова Л.Учиться интересно/Пособие по сольфеджио. Санкт
Петербург,2006
2. Камаева Т, Камаев А. Может ли сольфеджио быть азартным. – Москва,2006
3. Как преподавать сольфеджио в XXI веке.//Сборник статей/Сост.О.Берк.
Москва, 2006
4. Камозина О. Неправильное сольфеджио. РостовнаДону, 2009 5. Лернер Е. Сольфеджио, которое мы можем потерять. – Москва,2005
Открытый урок - «Игра на уроках сольфеджио, как метод активизации знаний»
Открытый урок - «Игра на уроках сольфеджио, как метод активизации знаний»
Открытый урок - «Игра на уроках сольфеджио, как метод активизации знаний»
Открытый урок - «Игра на уроках сольфеджио, как метод активизации знаний»
Открытый урок - «Игра на уроках сольфеджио, как метод активизации знаний»
Открытый урок - «Игра на уроках сольфеджио, как метод активизации знаний»
Открытый урок - «Игра на уроках сольфеджио, как метод активизации знаний»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.