Открытый урок истории Казахстана 11 класс "Законы хан Тауке"
Оценка 4.6
Разработки уроков
история
11 кл
13.03.2018
Урок по истории Казахстана 11 класс. 31.10.16г.
Цель: выделение особенностей правления хана Тауке.
Задачи:
• доказать, что хан Тауке выдающийся государственный деятель; раскрыть значение законов хана Тауке.
• формировать образовательную и коммуникативную компетенции
• прививать интерес к истории края.
Опрос:
1. Годы образования Казахского ханства
2. Первоначальная территория Казахского ханства (карта)
3. С какими государствами связана история Казахского ханства (карта)
4. Основатели Казахского ханства
5. Главная задача политики первых ханов (карта)
II. Работа у доски
Во время фронтального опроса ученик работает у доски. На доске таблички с ханами и датами. Необходимо правильно соотнести имена и даты.
Второй ученик должен таблички с фактами деятельности ханов расположить напротив ханов.
Например:
Хан Касым 1512—1521 гг. 1 млн. населения Казахского ханства,
Известие о Казахском ханстве в Европе
Хан Хакк-Назар 1538—1580 гг. «Клятвенный союз»
План изучения темы
1. Укрепление верховной власти при хане Тауке
2. «Жеты Жаргы»
3. Внешняя политика при хане Тауке
Составим кластер (возможно заранее созданный слайд)
Далее рассматривается каждое положение кластера.
С помощью текста учебника (с.179, абз.1) докажите, что при хане Тауке укрепилась верховная власть. (Ханский совет; совет биев)
Почему хан Тауке делает ставку при укреплении государственной власти не на султанов (сыновья, братья и т. п.), а на биев? (Не допустить раздробленности страны)
2. С помощью текста учебника (с.180, абз.1) определите основные направления внешней политики хана Тауке. (Противостояние джунгарам; союз с кыргызами, каракалпаками, Бухарским ханством, Россией).
Почему хан Тауке вел добрососедскую внешнюю политику? (Не допустить ослабления государства перед джунгарами; не вести войны на несколько фронтов).
3.«Жеты Жаргы» — «Семь установлений»
• народное собрание
• права и обязанности хана
• ответственность за преступление против личности,имущественные отношения,семейно-брачные отношения.
• меры наказания: кун (выкуп), аип (штраф), смертная казнь.
Самый распространенный вид наказания — выкуп — кун вводился вместо смертной казни по желанию родственников пострадавшего. Размер куна зависел от социальной принадлежности и пола потерпевшего и преступника.
Далее идет работа с документом. Читается статья и обсуждается. (Текст документа см. Приложение)
(Документ раздается на каждого ученика или один на парту)
Полный текст законов был воспроизведен русским историком Лёвшиным А. в изданной в 1832 г. книге. Изучив «Жеты Жаргы» Лёвшин назвал Тауке «Ликургом Орд казачьих». Почему?
(Ликург — спартанский законодатель, который жил в Древней Греции в 9–8 веках до н. э. Ликург создал совет старейшин, народное собрание, ввел суровые методы воспитания детей, сыграл важнейшую роль в формировании наиболее значимых государственных и общественных учреждений).
Т. о., «Жаты Жаргы» способствовали усилению ханской власти, сохранению единства народа, целостности государства.
Закрепление
1. Обобщить факты о хане Тауке и сделать вывод о его правлении.
2. Почему народ называл его Аз-Тауке.
Подведение итогов.
Домашнее задание.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.