Задачи:
Образовательные задачи:
• расширить кругозор учащихся в области культурологии, этнографии и нумерологии;
• научить геометрическим построениям;
• научить декорировать трёхчастную модель подвески узором на основе кельтского, удмуртского или славянского орнаментов;
Развивающие задачи:
• развить умения высказывать и отстаивать свою точку зрения, аргументировать выдвинутые предположения;
• развить умение учащихся работать с информацией, формировать у учащихся умение выделять главное, отбирать необходимый материал по предложенной теме, правильно формулировать свои мысли и делать выводы на основе анализа полученной информации;
• развивать основы творческой деятельности в процессе выполнения бумажной модели подвески «Конь-солнце»;
воспитывающие задачи:
• закрепить интерес к нумерологии, мифологии, филологии;
• воспитать в учениках уверенность в своих силах;
• воспитать толерантное отношение к другим народам.
Оборудование для учителя: мультимедийный проектор, ноутбук, экран, мультимедийная презентация, карточки-задания для групп
Оборудование для учащихся: подготовленные учащимися результаты поисковых работ, чертёжные инструменты, фломастеры, ножницы, цветной картон.
открытый урок по ИЗО.docx
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
№9 им.К.Х.Нехая» а.Вочепшия
Конспект
открытого
урока ИЗО
в 6 классе
Тема
урока:
«Случайнос
Конспект урока разработала учитель ИЗО
Нехай З.К.
Цель: на основе расширения и углубления знаний по семантике образов
древнеудмуртского, русского, кельтского орнаментального искусства создание макета
подвески «Коньсолнце».
Задачи:
Образовательные задачи:
расширить кругозор учащихся в области культурологии, этнографии и нумерологии;
научить геометрическим построениям;
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №9 им.К.Х.Нехая» а.Вочепшия
1.
2.
3.
4.
5.
1.
научить декорировать трёхчастную модель подвески узором на основе кельтского,
удмуртского или славянского орнаментов;
Развивающие задачи:
развить умения высказывать и отстаивать свою точку зрения, аргументировать
выдвинутые предположения;
развить умение учащихся работать с информацией, формировать у учащихся умение
выделять главное, отбирать необходимый материал по предложенной теме, правильно
формулировать свои мысли и делать выводы на основе анализа полученной информации;
развивать основы творческой деятельности в процессе выполнения бумажной
модели подвески «Коньсолнце»;
воспитывающие задачи:
закрепить интерес к нумерологии, мифологии, филологии;
воспитать в учениках уверенность в своих силах;
воспитать толерантное отношение к другим народам.
Оборудование для учителя: мультимедийный проектор, ноутбук, экран, мультимедийная
презентация, карточкизадания для групп
Оборудование для учащихся: подготовленные учащимися результаты поисковых работ,
чертёжные инструменты, фломастеры, ножницы, цветной картон.
План урока:
Организационный момент – 2 минуты.
Работа в группах (составление плана ответа) – 2 минуты.
Сообщение нового материала, выступление представителей групп, вопросы – 25
минут.
Закрепление полученных знаний. Практическая работа 10 минут.
Подведение итогов урока – 2 минуты.
Ход урока:
Организационный момент: Учитель: Сегодня у нас с вами необычный урок, он пройдёт в форме Учёного Совета. На
Учёном Совете решаются важные проблемы, делаются определённые выводы, намечается
перспектива развития науки.
К уроку вы подготовили определённую информацию. Выслушав все сообщения, мы
сделаем вывод и выполним практическую работу на закрепление полученных знаний.
Напоминаю: мы разделились на 4 группы. Это: аналитики, историки, филологи,
искусствоведы. Каждая группа получает задание.
Задания группам:
Группа историков: «Подготовьте краткое сообщение об истории появления
славянского, удмуртского и кельтского народов. Выслушав выступление искусствоведов,
задайте им один вопрос по теме их выступления. Оцените выступление и вопрос
аналитиков».
Группа аналитиков: «Подготовьте краткое сообщение о магическом значении числа
«3». Выслушав выступление группы историков, задайте им один вопрос по теме их
выступления. Оцените выступление и вопрос филологов».
Группа филологов: «Подготовьте краткое сообщение о семантическом значении
слов. Выслушав выступление аналитиков, задайте им один вопрос по теме их выступления
Оцените выступление и вопрос искусствоведов».
Группа искусствоведов: «Подготовьте краткое сообщение о семантике образа коня,
трёхчастности орнамента славян, кельтов, удмуртов. Выслушав выступление филологов,
задайте им один вопрос по теме их выступления Оцените выступление и вопрос
историков».
Каждой группе выданы критерии, по которым должны быть оценены выступленния коллег.
Работа в группах. Каждая группа обсуждает задание,
готовится к выступлению 1 представитель группы.
Сообщение нового материала, выступление представителей групп:
Академик (переодетый учитель):
Слайд 1. Уважаемые коллеги! Сегодня мы с вами собрались обсудить очень важную
проблему. Для её решения мы собрались здесь.
Слайд 2. Этим летом наш институт организовал две археологические экспедиции: одна
экспедиция была на раскопках древнеудмуртского города Иднакар, другая экспедиция
проводила раскопки на острове Ирландия. На слайде Вы видите удмуртскую подвеску
2.
3. «КоньСолнце» с раскопок городища Иднакар, дымковскую игрушку из города Кирова и
ирландский трискел. Эти предметы поставили перед нами вопрос: почему повторяется
трёхчастность в изделиях удмуртов, славян и кельтов?
Цель нашего заседания: решить, закономерность или случайность трёхчастного
представления о мире у этих народов.
Чтобы сделать определённый вывод, мы должны выслушать результаты поисковой
деятельности наших лучших учёных. Первыми выступают наши историки.
Слайд 3. Представитель группы учёныхисториков (примерный текст выступления).
Слайд 4.Во многих научных изданиях существует предположение, что кельты и славяне
имели общих предков – индоариев.
Слайд 5.Пять сотен лет до нашей эры племена – предки этих народов вышли с
полуострова Индостан. Предки кельтов направились сначала в северные Альпы, затем
дальше на остров Ирландия и современную часть северной Англии и Шотландии.
Родиной древних удмуртов является Предуралье. Племя разделилось на три части. Одна
группа пошла на Запад, образовав в дальнейшем страну венгров. Другая группа двинулась
дальше на север, где затем образовались народы: эстонцы, финны, водь, ижоры и др. Третья
группа осталась на Урале и вошла в состав Булгарского государства. Народы древних
удмуртов торговали с Ираном, Древней Индией, славянами, поэтому влияние этих народов
на культуру и традиции древних удмуртов было очень велико.
Вывод: Народы существовали отдельно, изменялся язык, традиции, но мифы,
основанные на заклинаниях древних индийцев, оставались очень схожими.
Слайд 6. Представитель группы учёныханалитиков (примерный текст выступления):
Слайд 7. Цифра три всегда имела магическое значение. Наша планета третья от солнца в
нашей солнечной системе. Скорей всего в давние времена люди чувствовали это
интуитивно. Недаром землю они представляли на трёх китах или слонах. В представлениях
славян мир делился на три части: верхний мир – правь (там жили боги), средний мир – явь
(где жили люди и животные), а нижний, подземный мир – навь (там был мир мёртвых). Это
трёхчастное деление наблюдается у всех рассматриваемых нами трёх народов. У удмуртов
в мифах представлена модель мира: рыба, на ней бык, который держит на рогах солнце.
Кельты делили мир на три стихии: огонь, земля, воздух.
Природа человека тоже троична: он мыслит понятиями, образами и символами. Поэтому
мир можно представить в виде триады: рацио, эмоцио, интуицио.
Мы можем сделать вывод о том, что представление о троичности мира у этих
народов не случайность, а закономерность. Академик: Спасибо за выступление! Мы разобрались почему у этих народов так
популярна была цифра «3». Но почему популярен образ коня? На этот вопрос нам ответят
филологи и искусствоведы.
Слайд 8. Представитель группы учёныхфилологов (примерный текст выступления):
Нашей группе досталось самое интересное задание: мы узнали нумерологическую и
смысловую характеристику слов «конь» (русский), «вал» (удмуртский) и «ищ»
(кельтский). Получилась очень интересная информация.
Слайд 9. Оказывается, если расшифровать слово «конь», то получится следующее
значение: «информационный поток, идущий сверху и проникающий в нас». Если
расшифровать слово «вал», то получится следующее значение: «ведающий о высшем
предназначении человека». Если расшифровать слово «ищ», то получится следующее
значение: «важное воздействие». Общее для всех слов: очень важное воздействие на
человека.
Слайд 10 Если расшифруем нумерологическое значение букв, то окажется, что «конь»
(удм.) и «ищ» (кельт.) представляют цифру 1 – начало всего, солнце. А «вал» 8, мятежное
число, бушующая бесконечная энергия. Недаром у удмуртов река – «Вала»,
представлялась удмуртами как бегущие по волнам кони.
Конь – преемник древнего мифологического животного – лося, «койык» (удм.), который
тоже имеет нумерологическое значение 8. Возможно, поэтому образ лося заменен образом
коня, заимствованным из индоевропейской мифологии. Этот образ стал органичной частью
удмуртской мифологии.
В кельтской мифологии образ коня тоже был популярен. Боги, короли носили «конские»
имена. Многие кельтские ритуалы связаны с культом лошади.
У славян конь – символ Сварога – бога неба. Это мужской, созидательный символ.
Вывод: Образ коня популярен у всех представленных народов.
Слайд 11 Представитель группы учёныхискусствоведов (примерный текст выступления):
Слайд 12. Дом – маленькая Вселенная
У славян и удмуртов троичность прослеживается в строении дама: крыша – небо, сруб –
земля, подпол – подземный мир. Трёхчастность видна и в украшениях окна – наличниках
Слайд 13. Трёхчастное представление о мире наблюдается и в орнаментальном искусстве.
Слайд 14. Конь – оберег представленных народов, очень популярный орнаментальный
мотив. Вывод: Образ коня – популярный мотив в орнаментах представленных народов.
Академик: Подведём итоги нашего заседания. Коллеги, какой вывод мы можем сделать?
Прослушав все выступления, мы можем сделать вывод: образ триединого коня не случаен
в культуре рассматриваемых народов, а закономерен, и закреплён ходом исторического и
культурного развития народов.
Для закрепления полученной информации, выполним обереги из бумаги. Алгоритм
выполнения оберегов рассмотрим на слайде.
Все группы выполняют задание. Одевают готовые обереги на себя. Подводят
эмоциональный итог урока – приклеивают треугольники разного цвета на нарисованное
дерево. Приклеиваем треугольники разного цвета.
Значение цветов:
Красный цвет – всё понравилось,
жёлтый цвет – понравилось, но были некоторые недочёты,
зелёный – не очень понравилось.
Литература
Черненко М. Мифозрение. Проект СОВА. – М.: МатерикАльфа, 2006. – 200 с.
Семёнова М. Мы – славяне: Популярная энциклопедия – СПб.: Издательский Дом
«Азбукаклассика», 2006. – 560 с.: ил.
Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок (в 2х частях). – Ростов н/Д: Издво
«Учитель», 2004 Часть 1: 288 с.; Часть 2: 288 с.
Орнаменты народов мира: Практическое пособие / Сост. Сопровод. Текст Афонькина С.Ю.
– СПб.: Кристалл, 199 – 272 с., ил.
Куликов К.И., Иванова М.Г. Семантика символов и образов древнеудмуртского искусства:
Научнометодическое пособие. – Ижевск: Удмуртский институт истории, языка и
литературы УрО РАН, 2001. 64 с.: илл. 4 п.л.
Открытый урок ИЗО в 6 классе
Открытый урок ИЗО в 6 классе
Открытый урок ИЗО в 6 классе
Открытый урок ИЗО в 6 классе
Открытый урок ИЗО в 6 классе
Открытый урок ИЗО в 6 классе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.