Открытый урок "Лоскутное шитьё"
Оценка 4.7

Открытый урок "Лоскутное шитьё"

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
труд
5 кл
10.01.2017
Открытый урок "Лоскутное шитьё"
Лоскутное шитьё Цели:Воспитательные – формирование нравственных качеств личности, воспитание патриотизма (уважение традиций народа своей Родины), эстетических взглядов (речи, одежды, труда). Развивающие – развитие сенсорных навыков (умение определять признаки и свойства материалов по их цвету, свойствам, фактуре), моторных навыков, воображения, умения применять полученные знания на практике. Обучающие – изучение различных видов лоскутного шитья, составление блок-схем, обучить рациональной организации рабочего места, подбирать лоскуты ткани, соответствующие по цвету, фактуре, качеству, изготавливать и использовать универсальные шаблоны.Технология изготовления прихватки.
урок в 5 классе.doc

 

ГБОУ  ООШ села Новый Камелик

 

 

 

 

 

 

Открытый урок 5 класс

 

Лоскутное шитьё.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                           Подготовила учитель технологии

                                                                Богачева Раиса Алексеевна

 

2014 год


Открытый урок в 5 классе  января 2014 год

Тема: Лоскутное шитьё.

Технология изготовления прихватки.

Цели:

Воспитательные – формирование нравственных качеств личности, воспитание патриотизма (уважение традиций народа своей Родины), эстетических взглядов (речи, одежды, труда).

Развивающие – развитие сенсорных навыков (умение определять признаки и свойства материалов по их цвету, свойствам, фактуре), моторных навыков, воображения, умения применять полученные знания на практике.

Обучающие – изучение различных видов лоскутного шитья, составление блок-схем, обучить рациональной организации рабочего места, подбирать лоскуты ткани, соответствующие по цвету, фактуре, качеству, изготавливать и использовать универсальные шаблоны.

Формируемые универсальные учебные действия (УУД): 
Познавательные: познакомиться с историей лоскутного шитья,

Коммуникативные: умение сотрудничать и вступать в диалог с учителем.
Регулятивные: следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения.
Личностные результаты: формирование положительного отношения к школе на основе успешности в обучении

Оборудование урока: 

ü швейные машины;

ü инструменты (иглы, нитки, ножницы, линейки, мелки); 

ü материалы (кусочки тканей различных цветов и размеров, цветная тесьма); 

ü шаблоны выкроек изделий;

ü инструкционные карты; 

ü образцы готовых изделий декоративно-прикладного искусства ( прихватка); 

ü Презентация:  «Виды декоративно-прикладного искусства.                               Лоскутное шитьё».

 

Ход урока

I. Организационный момент

II.      Теоретическая часть 
1.Сообщение темы и цели урока.
2.Проверка знаний учащихся.
 III. Практическая работа «Изготовление прихватки»     
Инструкционно-технологические карты на столах у учащихся. Нам необходимо иметь один  квадрат и два цвета полос ткани.

Вводная беседа.

            Занятия на уроках технологии постепенно должны привести вас в страну Мастерилию, и вы станете настоящими мастерами на все руки. Добраться до этой страны непросто. Как и всякого путешественника вас ожидают трудности и неожиданные открытия, вы увидите и узнаете что-то новое. В дороге вам помогут смекалка, настойчивость, любознательность и желание научиться тому, что ты ещё не умеешь. Народные мудрости по этому поводу гласят[слайд 2]:

·        Жизнь дана на добрые дела.

·        Труд человека кормит, а лень – портит.

·        Всякое уменье трудом даётся.

·        Была бы охота – заладится всякая работа.

·        Без дела жить – только небо коптить.

 

И сегодня мы с вами отправляемся в Тряпландию.

 

Изучение нового материала.

   В Тряпландии живут мастера, умеющие делать из ткани всё – одежду, бельё, обувь, книжные переплёты, парашюты, паруса яхт, игрушки и многое другое.

   Искусство изготовления ткани возникло тысячи лет назад. Из тростника и травы первобытные люди плели обувь, сети, корзины, подстилки. Со временем они научились прясть – вырабатывать из волокон растений и шерсти животных нити. Всё это делалось вручную или при помощи нехитрых приспособлений, времени занимало много. Поэтому ткани очень ценились и все кусочки и остатки хранились, а когда их скапливалось достаточное количество, то можно было приступать к рукоделию.

           Шитьё из лоскутков – один из традиционных видов народного творчества. Мастерицы разных народов выполняли всевозможные полезные для дома вещи: коврики, шторки, покрывала, сумки, одеяла и так далее. Кусочки ткани так искусно подбирались по цвету, соединялись в гармоничные композиции, что эти изделия становились настоящими произведениями народного декоративно-прикладного искусства.

          Традиции лоскутной техники не потеряли своего значения и сегодня. На их основе создаются современные изделия, которые делают наши дома и быт уютными и красивыми.

         В лоскутных изделиях можно использовать различные виды тканей, главное, что их надо подобрать так, чтобы ткани были одной плотности (толщины). В настенных ковриках,  панно, аппликациях, игрушках используются кроме ткани и другие материалы: тесьма,  ленты, шнуры, кусочки меха и кожи, пряжа, пуговицы и прочее. Нередко приходится ориентироваться на старые вещи, главное, чтобы они не были очень ветхие и быстро не порвались.

         Изделие из лоскутков должно быть выполнено в гармоничной цветовой гамме: тёмные ткани будут хорошо сочетаться со светлыми, крупный рисунок с мелким, хорошо, когда набивные рисунки чередуются с однотонными.

         Чтобы получились аккуратные и красивые изделия вам потребуются следующие предметы: различные куски ткани, ножницы, иголки и нитки, швейная машина, утюг и гладильная доска. Для того, чтобы правильно выкроить детали, вы будете пользоваться картонными трафаретами с внутренней пустотой. Обводить надо трафарет и с наружи и внутри, так как внешняя линия нужна для вырезания, а внутренняя – для выполнения шва.

         Умелые рукодельницы выполняют сложные изделия, а мы начнём с простых. Но хочется напомнить вам ещё две народные мудрости [слайд 3]:

 

·        Бережёная вещь два века живёт.

·        Семь раз отмерь – один раз отрежь.

 

В процессе работы вы будете использовать ножницы, иголку, нитки, карандаш либо мыло, лекала,  и утюг [слайд 4], а значит нужно вспомнить технику безопасности [слайд 5].

     Труд – дело очень важное,

     Порой небезопасное.

     Правила должны вы знать,

     Безопасность соблюдать.

При выполнении ручных работ:

a)     хранить иголки в специально отведенном месте – подушечке, игольнице;

b)    шить с напёрстком, чтобы не уколоть палец;

c)     ножницы с сомкнутыми лезвиями класть справа кольцами к себе;

d)    передавать ножницы кольцами вперёд.

При работе с утюгом:

a)     перед началом работы необходимо проверить целостность шнура;

b)    включать и выключать утюг нужно сухими руками, одной рукой придерживая корпус розетки, а другой – держа вилку;

c)     ставить утюг на подставку;

d)    следить за тем, чтобы подошва горячего утюга не касалась шнура;

e)     правильно устанавливать температурный режим (в соответствии с видом ткани);

f)      после окончания работы следует поставить утюг на подставку и выключить.

 

Прежде, чем приступить к практической работе, сделаем небольшую дыхательную гимнастику, разминку для глаз, шеи и рук.

И. п. – сидя, откинувшись на спинку стула, наклониться вперёд к крышке стола – вдох. Повторить 5-6 раз.

И. п. – сидя, руки на поясе, повернув голову вправо, посмотреть на локоть правой руки, повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки, вернуться в исходное положение. Повторить 5-6 раз.

Упражнение для глаз. Сильно зажмурить глаза, затем открыть их. Повторить 10-12 раз.

 

Практическая работа [слайды 6-8 ].

1.     На отглаженной ткани обвести нужное количество деталей, на тёмной ткани рисуем мылом, а на светлой – карандашом на изнаночной стороне. Делаем экономную раскладку, учитывая направление долевой нити (по основе) [слайд 6 ].

2.     Раскрой ткани  [слайд 6 ].

3.     Начинаем сборку деталей в полосы по три штуки. При сшивании кладём лицевую сторону к лицевой [слайд 7 ].

4.     Отглаживаем полосы и сшиваем их между собой. Получаем квадрат 3 на 3 штуки [слайд 7].

5.     Отглаживаем квадрат и выкраиваем из более плотной ткани нижнюю деталь нашего изделия [слайд 7].

6.     Складываем заготовки лицевой стороной друг к другу и прошиваем три стороны [слайд8].

7.     Выворачиваем, отглаживаем[слайд 8].

8.     Делаем петлю, прикладываем её на нужное место и зашиваем сторону прихватки [слайд 8].

Во время выполнения практической работы детям предлагаются следующие загадки:

 

     Тонкая Ненила

     Всех одела-нарядила.

     На самой бедняжке

     Даже нет рубашки.   (Игла)

 

     Я одинокая старуха,

     Я бегаю по полотну,

     И нитку длинную из уха

     Я за собой тяну, тяну.   (Иголка с ниткой)

 

 

     Маленькая головка на пальце сидит,

     Сотнями глаз во все стороны глядит.   (Напёрсток)

 

     Смотрите, мы раскрыли пасть,

     В неё бумагу будем класть:

     Бумага в нашей пасти

     Разделится на части.   (Ножницы)

      

     По поляне цветной пляшет тонконожка.

     Из-под туфельки стальной выползает стёжка.  (Швейная машина)

 

     В Полотняной стране

     По реке Простыне

     Плывёт пароход

     То взад, то вперёд,

     А за ним такая гладь:

     Ни морщинки не видать.   (Утюг)

 

Разгадывание кроссворда [слайд9].

 

1)    Предметы, которые относятся к фурнитуре.

 

2)    Так называют единственное и неповторимое изделие.

 

3)    Приспособление для затачивания карандашей.

 

4)    Ряд повторяющихся стежков.

 

5)    Режущий инструмент.

 

6)    Предмет для рисования и обводки.

 

7)    То, без чего не обойтись в шитье.

 

 

 

4Ш

 

6К

 

 

 

 

О

5  Н

А

7Т

1П

2Э

3Ч

В

О

Р

К

У

К

И

 

Ж

А

А

Г

С

Н

 

Н

Н

Н

О

К

К

 

И

Д

Ь

В

Л

А

 

Ц

А

 

И

Ю

 

 

Ы

Щ

 

Ц

З

 

 

 

 

 

Ы

И

 

 

 

 

 

 

В

 

 

 

 

 

 

Закрепление нового материала (4—5 мин.)

Ø Какие изделия можно выполнить из лоскутков?

Ø Какие инструменты и материалы необходимы для выполнения
 работ из лоскутков?

Ø Что обозначают в переводе с немецкого языка слово «шаблон»?

Ø Из каких операций складывается процесс изготовления прих­ватки?

Ø Какой ткани отдается предпочтение в лоскутной технике?

  Анализ урока (5 мин.)

1.Сообщение о достижении цели урока. Цель урока достигнута,
т.к. учащийся хорошо освоил лоскутную технику и закрепил на практике весь изученный материал.

2. Анализ выполнения учащимися практических работ.

3. Показ лучших работ.

4. Разбор типичных ошибок.

а) Перекошенная прихватка:

Ø не соблюдена нить основы;

Ø кривой шов стачивания;

Ø шов вытянут утюгом.

б) Не совмещение середины прихватки.

5. Рассмотрение случаев потери рабочего времени.

6. Сообщение критериев оценок и их аргументация

 Домашнее задание (2—5 мин.)

Принести  канву  25 х 25 см, нитки мулине, иглы, ножницы.

a.     Обсуждение работ.

b.     Выставление оценок.

c.     Уборка рабочего места.

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ  ИСТОЧНИКОВ

1.                 Воеводина Е.Д., Суслина В.Ю. Технология. 5-11классы: предметные недели в школе. - Волгоград: Учитель, 2008.

2.                 Гурбина Е.А. Обучение мастерству рукоделия. 5-8 классы. - Волгоград: Учитель, 2008.

3.                 Карачевцева Л.Д., Власенко О.П., Технология. 5-9 классы: дополнительные и занимательные материалы. - Волгоград: Учитель, 2009.

4.                 http://vkontakte.ru/club8114886#/album-8114886_84134562

5.                 http://blog.kp.ru/users/sandra50/post131594957/


Скачано с www.znanio.ru

ГБОУ ООШ села Новый Камелик

ГБОУ ООШ села Новый Камелик

Открытый урок в 5 классе января 2014 год

Открытый урок в 5 классе января 2014 год

Ход урока I. Организационный момент

Ход урока I. Организационный момент

Шитьё из лоскутков – один из традиционных видов народного творчества

Шитьё из лоскутков – один из традиционных видов народного творчества

В процессе работы вы будете использовать ножницы, иголку, нитки, карандаш либо мыло, лекала, и утюг [слайд 4] , а значит нужно вспомнить технику безопасности [слайд…

В процессе работы вы будете использовать ножницы, иголку, нитки, карандаш либо мыло, лекала, и утюг [слайд 4] , а значит нужно вспомнить технику безопасности [слайд…

Практическая работа [слайды 6-8 ]

Практическая работа [слайды 6-8 ]

Маленькая головка на пальце сидит,

Маленькая головка на пальце сидит,

То, без чего не обойтись в шитье

То, без чего не обойтись в шитье

Рассмотрение случаев потери рабочего времени

Рассмотрение случаев потери рабочего времени
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.01.2017