ГБОУ ООШ села Новый Камелик
Открытый урок 5 класс
Подготовила учитель технологии
Богачева Раиса Алексеевна
2014 год
Открытый урок в 5 классе января 2014 год
Тема: Лоскутное шитьё.
Технология изготовления прихватки.
Цели:
Воспитательные – формирование нравственных качеств личности, воспитание патриотизма (уважение традиций народа своей Родины), эстетических взглядов (речи, одежды, труда).
Развивающие – развитие сенсорных навыков (умение определять признаки и свойства материалов по их цвету, свойствам, фактуре), моторных навыков, воображения, умения применять полученные знания на практике.
Обучающие – изучение различных видов лоскутного шитья, составление блок-схем, обучить рациональной организации рабочего места, подбирать лоскуты ткани, соответствующие по цвету, фактуре, качеству, изготавливать и использовать универсальные шаблоны.
Формируемые универсальные учебные
действия (УУД):
Познавательные: познакомиться
с историей лоскутного шитья,
Коммуникативные: умение сотрудничать и вступать в диалог с учителем.
Регулятивные: следовать
установленным правилам в планировании и контроле способа решения.
Личностные результаты: формирование
положительного отношения к школе на основе успешности в обучении
Оборудование урока:
ü швейные машины;
ü инструменты (иглы, нитки, ножницы, линейки, мелки);
ü материалы (кусочки тканей различных цветов и размеров, цветная тесьма);
ü шаблоны выкроек изделий;
ü инструкционные карты;
ü образцы готовых изделий декоративно-прикладного искусства ( прихватка);
ü Презентация:
«Виды декоративно-прикладного искусства.
Лоскутное шитьё».
Ход урока
I. Организационный момент
II. Теоретическая часть
1.Сообщение темы и цели урока.
2.Проверка знаний учащихся.
III. Практическая работа «Изготовление
прихватки»
Инструкционно-технологические карты на столах у
учащихся. Нам необходимо иметь один квадрат и два цвета полос ткани.
Вводная беседа.
Занятия на уроках технологии постепенно должны привести вас в страну Мастерилию, и вы станете настоящими мастерами на все руки. Добраться до этой страны непросто. Как и всякого путешественника вас ожидают трудности и неожиданные открытия, вы увидите и узнаете что-то новое. В дороге вам помогут смекалка, настойчивость, любознательность и желание научиться тому, что ты ещё не умеешь. Народные мудрости по этому поводу гласят[слайд 2]:
· Жизнь дана на добрые дела.
· Труд человека кормит, а лень – портит.
· Всякое уменье трудом даётся.
· Была бы охота – заладится всякая работа.
· Без дела жить – только небо коптить.
И сегодня мы с вами отправляемся в Тряпландию.
Изучение нового материала.
В Тряпландии живут мастера, умеющие делать из ткани всё – одежду, бельё, обувь, книжные переплёты, парашюты, паруса яхт, игрушки и многое другое.
Искусство изготовления ткани возникло тысячи лет назад. Из тростника и травы первобытные люди плели обувь, сети, корзины, подстилки. Со временем они научились прясть – вырабатывать из волокон растений и шерсти животных нити. Всё это делалось вручную или при помощи нехитрых приспособлений, времени занимало много. Поэтому ткани очень ценились и все кусочки и остатки хранились, а когда их скапливалось достаточное количество, то можно было приступать к рукоделию.
Шитьё из лоскутков – один из традиционных видов народного творчества. Мастерицы разных народов выполняли всевозможные полезные для дома вещи: коврики, шторки, покрывала, сумки, одеяла и так далее. Кусочки ткани так искусно подбирались по цвету, соединялись в гармоничные композиции, что эти изделия становились настоящими произведениями народного декоративно-прикладного искусства.
Традиции лоскутной техники не потеряли своего значения и сегодня. На их основе создаются современные изделия, которые делают наши дома и быт уютными и красивыми.
В лоскутных изделиях можно использовать различные виды тканей, главное, что их надо подобрать так, чтобы ткани были одной плотности (толщины). В настенных ковриках, панно, аппликациях, игрушках используются кроме ткани и другие материалы: тесьма, ленты, шнуры, кусочки меха и кожи, пряжа, пуговицы и прочее. Нередко приходится ориентироваться на старые вещи, главное, чтобы они не были очень ветхие и быстро не порвались.
Изделие из лоскутков должно быть выполнено в гармоничной цветовой гамме: тёмные ткани будут хорошо сочетаться со светлыми, крупный рисунок с мелким, хорошо, когда набивные рисунки чередуются с однотонными.
Чтобы получились аккуратные и красивые изделия вам потребуются следующие предметы: различные куски ткани, ножницы, иголки и нитки, швейная машина, утюг и гладильная доска. Для того, чтобы правильно выкроить детали, вы будете пользоваться картонными трафаретами с внутренней пустотой. Обводить надо трафарет и с наружи и внутри, так как внешняя линия нужна для вырезания, а внутренняя – для выполнения шва.
Умелые рукодельницы выполняют сложные изделия, а мы начнём с простых. Но хочется напомнить вам ещё две народные мудрости [слайд 3]:
· Бережёная вещь два века живёт.
· Семь раз отмерь – один раз отрежь.
В процессе работы вы будете использовать ножницы, иголку, нитки, карандаш либо мыло, лекала, и утюг [слайд 4], а значит нужно вспомнить технику безопасности [слайд 5].
Труд – дело очень важное,
Порой небезопасное.
Правила должны вы знать,
Безопасность соблюдать.
При выполнении ручных работ:
a) хранить иголки в специально отведенном месте – подушечке, игольнице;
b) шить с напёрстком, чтобы не уколоть палец;
c) ножницы с сомкнутыми лезвиями класть справа кольцами к себе;
d) передавать ножницы кольцами вперёд.
При работе с утюгом:
a) перед началом работы необходимо проверить целостность шнура;
b) включать и выключать утюг нужно сухими руками, одной рукой придерживая корпус розетки, а другой – держа вилку;
c) ставить утюг на подставку;
d) следить за тем, чтобы подошва горячего утюга не касалась шнура;
e) правильно устанавливать температурный режим (в соответствии с видом ткани);
f) после окончания работы следует поставить утюг на подставку и выключить.
Прежде, чем приступить к практической работе, сделаем небольшую дыхательную гимнастику, разминку для глаз, шеи и рук.
И. п. – сидя, откинувшись на спинку стула, наклониться вперёд к крышке стола – вдох. Повторить 5-6 раз.
И. п. – сидя, руки на поясе, повернув голову вправо, посмотреть на локоть правой руки, повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки, вернуться в исходное положение. Повторить 5-6 раз.
Упражнение для глаз. Сильно зажмурить глаза, затем открыть их. Повторить 10-12 раз.
Практическая работа [слайды 6-8 ].
1. На отглаженной ткани обвести нужное количество деталей, на тёмной ткани рисуем мылом, а на светлой – карандашом на изнаночной стороне. Делаем экономную раскладку, учитывая направление долевой нити (по основе) [слайд 6 ].
2. Раскрой ткани [слайд 6 ].
3. Начинаем сборку деталей в полосы по три штуки. При сшивании кладём лицевую сторону к лицевой [слайд 7 ].
4. Отглаживаем полосы и сшиваем их между собой. Получаем квадрат 3 на 3 штуки [слайд 7].
5. Отглаживаем квадрат и выкраиваем из более плотной ткани нижнюю деталь нашего изделия [слайд 7].
6. Складываем заготовки лицевой стороной друг к другу и прошиваем три стороны [слайд8].
7. Выворачиваем, отглаживаем[слайд 8].
8. Делаем петлю, прикладываем её на нужное место и зашиваем сторону прихватки [слайд 8].
Во время выполнения практической работы детям предлагаются следующие загадки:
Тонкая Ненила
Всех одела-нарядила.
На самой бедняжке
Даже нет рубашки. (Игла)
Я одинокая старуха,
Я бегаю по полотну,
И нитку длинную из уха
Я за собой тяну, тяну. (Иголка с ниткой)
Маленькая головка на пальце сидит,
Сотнями глаз во все стороны глядит. (Напёрсток)
Смотрите, мы раскрыли пасть,
В неё бумагу будем класть:
Бумага в нашей пасти
Разделится на части. (Ножницы)
По поляне цветной пляшет тонконожка.
Из-под туфельки стальной выползает стёжка. (Швейная машина)
В Полотняной стране
По реке Простыне
Плывёт пароход
То взад, то вперёд,
А за ним такая гладь:
Ни морщинки не видать. (Утюг)
Разгадывание кроссворда [слайд9].
1) Предметы, которые относятся к фурнитуре.
2) Так называют единственное и неповторимое изделие.
3) Приспособление для затачивания карандашей.
4) Ряд повторяющихся стежков.
5) Режущий инструмент.
6) Предмет для рисования и обводки.
7) То, без чего не обойтись в шитье.
|
|
|
4Ш |
|
6К |
|
|
|
|
О |
5 Н |
А |
7Т |
1П |
2Э |
3Ч |
В |
О |
Р |
К |
У |
К |
И |
|
Ж |
А |
А |
Г |
С |
Н |
|
Н |
Н |
Н |
О |
К |
К |
|
И |
Д |
Ь |
В |
Л |
А |
|
Ц |
А |
|
И |
Ю |
|
|
Ы |
Щ |
|
Ц |
З |
|
|
|
|
|
Ы |
И |
|
|
|
|
|
|
В |
|
|
|
|
|
Закрепление нового материала (4—5 мин.)
Ø Какие изделия можно выполнить из лоскутков?
Ø Какие инструменты
и материалы необходимы для выполнения
работ из лоскутков?
Ø Что обозначают в переводе с немецкого языка слово «шаблон»?
Ø Из каких операций складывается процесс изготовления прихватки?
Ø Какой ткани отдается предпочтение в лоскутной технике?
Анализ урока (5 мин.)
1.Сообщение о достижении цели урока. Цель урока
достигнута,
т.к. учащийся хорошо освоил лоскутную технику и закрепил на практике весь
изученный материал.
2. Анализ выполнения учащимися практических работ.
3. Показ лучших работ.
4. Разбор типичных ошибок.
а) Перекошенная прихватка:
Ø не соблюдена нить основы;
Ø кривой шов стачивания;
Ø шов вытянут утюгом.
б) Не совмещение середины прихватки.
5. Рассмотрение случаев потери рабочего времени.
6. Сообщение критериев оценок и их аргументация
Домашнее задание (2—5 мин.)
Принести канву 25 х 25 см, нитки мулине, иглы, ножницы.
a. Обсуждение работ.
b. Выставление оценок.
c. Уборка рабочего места.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Воеводина Е.Д., Суслина В.Ю. Технология. 5-11классы: предметные недели в школе. - Волгоград: Учитель, 2008.
2. Гурбина Е.А. Обучение мастерству рукоделия. 5-8 классы. - Волгоград: Учитель, 2008.
3. Карачевцева Л.Д., Власенко О.П., Технология. 5-9 классы: дополнительные и занимательные материалы. - Волгоград: Учитель, 2009.
4. http://vkontakte.ru/club8114886#/album-8114886_84134562
5. http://blog.kp.ru/users/sandra50/post131594957/
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.