Открытый урок на тему "4 ноября. Что мы празднуем?"
Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
история +1
3 кл—9 кл
26.02.2017
Данная разработка использовалась на практике для проведения общешкольного занятия, посвящённого Дню народного единства. Во многом форма его проведения была определенна необходимостью ярко и наглядно представить материал, который мог бы заинтересовать школьников различного возраста. Также, необходимо отметить, что при подготовке ориентировались на использование видеопроектора и большого экрана в актовом зале.
Значительное время занимает съёмка фонового фильма, требующая знаний в области видеомонтажа.
Но результат того стоил!Методическая разработка открытого урока "4 ноября. Что мы празднуем?"
сценарий День единства.docx
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛАИНТЕРНАТ № 15» ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ОАО «РЖД»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
открытого урока на тему: «4 ноября. Что мы празднуем?»
Подготовил:
воспитатель
Судаленко Е.В.
Челябинск
2017 Пояснительная записка к открытому уроку, посвященному Дню
народного единства на тему: «4 ноября. Что мы празднуем?»
Судаленко Е.В.
воспитатель школыинтерната № 15 ОАО «РЖД», г. Челябинск
16 декабря 2004 года Госдума РФ ввела новый государственный праздник
— День народного единства.
Относительная новизна праздника привела к тому, что у граждан
страны нет осмысления самого события, лежащего в его основе. Перед
преподавателем стоит задача в ходе урока сформировать у обучающихся
представление о сути праздника, показать его исторические истоки,
актуальность и важность нового праздника, содействовать интеллектуальному
развитию обучающихся, сформировать знания конкретного периода
Отечественной истории, традиций государства, воспитать патриотизм и
гражданственность, привить чувство гордости и ответственности за судьбу
своей страны.
В ходе урока обучающиеся должны овладеть следующими понятиями:
гражданин, гражданская солидарность, дружба, единение, интернационализм,
патриотизм, интернациональный , гражданский, терпимость (толерантность).
В ходе урока акцентируется внимание обучающихся на значимость и
актуальность нового праздника в связи с тем, что:
1. Без деятельного участия граждан в единении, смутные времена неизбежно
повторяются.
2. Сила народа в его единстве.
3. Терпимость к чужому мнению – путь к эволюционному развитию страны. Разработка открытого урока
Тема: «4 ноября. Что мы празднуем?»
Цели:
1. Формировать у обучающихся представление и знание сущности
празднования «Дня народного единства», показать обучающимся его
исторические истоки, показать актуальность и важность нового
праздника; формировать знания по конкретному периоду истории
России.
2. Содействовать интеллектуальному развитию обучающихся, развивать
мышление, внимание, память.
3. Воспитывать патриотизм и гражданственность, прививать чувство
гордости за свою страну.
КМО: видеоролик фонового сюжета, видеопроэктор, экран, желательно
проведение в актовом зале на сцене.
При подготовке урока проводится глубокая проработка используемого
материала и адаптация его к специальным средствам интерактивного
обучения. Требуются навыки видеомонтажа и предварительная съёмка
фонового фильма, выверенного по времени со словами ведущего. Сценарий
рассчитан на 45 минут. Ход занятия:
ВЕДУЩИЙ: Мы начинаем нашу традиционную встречу. Уже третий год мы
выбираем тему, которая кажется всем известной. И в ней мы стараемся найти те
оттенки, которые прежде не замечали сами и донести увиденное до наших гостей.
Мы рассматривали цвета Победы, мы переживали трагедию Беслана и шли по
мостовой Варшавского гетто. Сегодня, нас собрала новая тема. «4 ноября. Что мы
празднуем?» И как всегда, особое внимание мы уделим нюансам, которые часто
пропускаем.
Но одна я не справлюсь с раскрытием темы. Мне будет помогать мой
виртуальный помощник – муза истории Клио. Она со своими способностями
позволит нам побывать в прошлом и ощутить эмоции, которыми пропитана
история. А вот и она!
КЛИО: Всем привет! Вы знаете что такое праздник? У наших учёных есть
ответы на все вопросы. Праздник – это отрезок времени, выделенный в
календаре в честь чеголибо или коголибо, имеющий сакральное значение и
связанный с культурной или религиозной традицией.
Определение одно, но вы сами прекрасно знаете, что праздники бывают
разными. Есть праздники весёлые, которые существуют для веселья. Что может
быть веселее Нового Года?
Существуют профессиональные праздники, когда мы вспоминаем важность
профессиональных достижений людей для всего общества.
Есть праздники позволяющие нам обнять близких людей и дать им знать о
наших чувствах к ним.
Есть праздники исторические, связанные с памятными датами. День Победы,
День Конституции.
А вот День Единства… Это очень необычный праздник…
ВЕДУЩИЙ: Клио! Покажи нам, что знают об этом празднике в России
КЛИО: Конечно! (Видеоклип с опросом молодёжи о том, что они знают о Дне
единства)
ВЕДУЩИЙ: Да уж! Немного мы знаем об этом дне. Но ведь ты муза
истории! Расскажи, что произошло на самом деле 4 ноября 1612го года?
КЛИО: Нет тайн у времени для ищущих сердец! Смотрите!
(Видеоклип об исторических событиях лежащих в основе праздника)
ВЕДУЩИЙ: Так в этот день мы одержали победу над иноземцами? Это День
победы над польскими захватчиками?
КЛИО: Многие так и думают. Но всё не так просто. Это не праздник о
прошлых событиях истории. Это скорее праздник напоминание, направленный в
будущее. Мы в этот день празднуем не победу над врагом, а победу над собой.
ВЕДУЩИЙ: Нам поможет наш корреспондент Катя Романова. Клио!
Отправь её в прошлое, пусть она сама всё разузнает!
КЛИО: Конечно! Нет преград во времени перед Екатериной Романовой!
(видеоклип снятый с участниками реконструкции событий 17 века, в
виде интервью реальных исторических лиц. Интервью берёт один из
учеников)
ВЕДУЩИЙ: И всё таки, это исторический праздник! Ведь наши предки
победили смуту! Ведь наш народ сумел объединиться! Вот мы и празднуем наше
единство, которому уже более пятисот лет!
КЛИО: Эх! Как бы я хотела с тобой согласиться! Но не зря же я муза
истории! Ещё много раз наш народ разделялся…
Ещё ждёт Россию бунт Стеньки Разина! (пауза)
Ещё впереди костры церковного раскола (пауза)
Ещё будет Емельян Пугачёв искать казачьей правды (пауза)
Ждёт Россию Великая смута.
(слова произносятся на фоне видеоряда посвящённого озвучиваемым
событиям) Смута семнадцатого года… Когда каждый знал лишь свою правду. Когда
каждый был готов убить ради своей правды. Когда вся наша страна и весь народ
разлетелся на сотни искр. И искры эти стали причиной ужасного пожара
братоубийственной гражданской войны! Победить смуту возможно… Но если
успокоишься… Жди её в гости рано или поздно… Любая война зло, но нет
страшнее Гражданской… И горе победить в ней… О том знали ещё древние…
(видеоролик, в котором ученики представленные в виде античных
философов, озвучивают их цитаты о сущности гражданской войны)
1 УЧЕНИК
«В гражданской войне всякая победа есть поражение».
Лукан Марк Анней
2 УЧЕНИК
«Вершина всех зол — это победа в гражданской войне».
Марк Туллий Цицерон
3 УЧЕНИК
«Война может иметь хорошие последствия у дикарей, способствуя отбору
наиболее сильных и стойких, но на цивилизованные народы влияние ее
обыкновенно самое пагубное: она ведет к взаимоистреблению самых лучших и
самых храбрых.
Фулье
КЛИО: А последние смутные времена оказались пострашнее старых… Сами
смотрите…
(Видеоклип на песню группы «Любе» «Русские рубят русских»)
ВЕДУЩИЙ: Как такое могло случиться? Столько крови! Как мог наш народ
превратиться в злодея? Почему он возненавидел свою Родину?
КЛИО: Всё не так! Не был наш народ злодеем. Напротив, каждый любил
свою родину. Любил настолько, что был готов умереть за неё…
ВЕДУЩИЙ: Так почему же все её разрушали? КЛИО: Нетерпимость. Нежелание слушать друг друга… Люди были готовы
не только умереть за свои идеалы, но и убить любого несогласного. Очень скоро
забылось народное единство… Незаметно, страна скатилась к войне. И каждый
стремился повести народ своей, самой широкой дорогой к счастью. И все забыли,
куда всегда ведёт самая широкая тропа… Но тогда восемнадцатый год только
начинался…
Послушайте голоса участников той страшной Гражданской войны… И вы
поймёте, что настоящий ужас состоит в том, что все хотели счастья своей Родине.
И все забыли завет предков: быть вместе, сопереживать друг другу, быть терпимее
к близким… Забыли, что народ – это люди вокруг тебя, живущие рядом с тобой…
(Видеоролик снятый с учениками, читающие стихи участников
Гражданской войны)
1 УЧЕНИК
Анна Баркова
МИЛЫЙ ВРАГ
У врагов на той стороне
Мой давний друг.
О смерть, прилети ко мне
Из милых рук.
Сижу, грустя на холме,
А у них – огни.
Тоскующую во тьме,
Мой друг, вспомяни!
Не травы ли то шелестят,
Не его ли шаги?
Нет, он не вернется назад,
Мы с ним – враги.
Сегодня я не засну…
А, завтра, дружок,
На тебя я нежно взгляну
И взведу курок.
Пора тебе отдохнуть,
О, как ты устал! Поцелует пуля в грудь,
А я – в уста.
2 УЧЕНИК
Нестор Махно
ПРОКЛИНАЙТЕ МЕНЯ, ПРОКЛИНАЙТЕ...
Проклинайте меня, проклинайте,
Если я вам хоть слово солгал,
Вспоминайте меня, вспоминайте,
Я за правду, за вас воевал.
За тебя, угнетенное братство,
За обманутый властью народ.
Ненавидел я чванство и барство,
Был со мной заодно пулемет.
3 УЧЕНИК
Борис Савинков
Нет родины и все кругом неверно,
Нет родины и все кругом ничтожно,
Нет родины и вера невозможна,
Нет родины и слово лицемерно,
Нет родины и радость без улыбки,
Нет родины и горе без названья
Нет родины и жизнь как призрак зыбкий,
Нет родины и смерть как увяданье… Нет родины. Замок висит острожный,
И все кругом ненужно или ложно
ВЕДУЩИЙ: Они писали стихи… Каждый из них мог сделать столько
хорошего для своего народа!
КЛИО: Красные, белые, зелёные… Столько цветов… А страна одна.
ВЕДУЩИЙ: Белый свет состоит из разных цветов. Они смешиваются и
рождают дающий жизнь солнечный свет. Если бы эти цвета смогли начать войну…
Они бы породили смертельный мрак!
КЛИО: Но даже в самые ужасные годы, душа народа свою боль выражала в
песне. Не важно: белые или красные… Зачастую у них даже музыка была
одинаковая. Менялись только слова. А боль была одна… Непрожитая жизнь…
Загубленная молодость, гибель самых смелых, самых честных и верных…
(задумалась)
Я до сих пор помню мотив одной из песен… Послушайте и вы…
(исполняется песня «Там вдали за рекой» учениками под минусовку и
видеоряд)
ВЕДУЩИЙ: Грустная песня… Клио! А кто победил в той войне?
КЛИО: Победил? Только в учебнике истории вы можете найти точные даты
войны и победителя… В жизни, в такой войне не бывает победителей, в ней нет
героев, в ней есть только проигравшие…
(видеоклип, 2 ученика читают стихотворение о том, что в
гражданской войне не бывает героев)
Василий Федорченко
В гражданской войне не бывает героев
Ушедших равно всех предайте покою –
Не нужно делить на два лагеря павших.
В гражданской войне не бывает героев: Петь гимны своим и анафемы лишне.
Скорбя и молясь, не тревожьте их души.
Делить на врагов и героев погибших –
Толкать на вражду и в могилы живущих.
ВЕДУЩИЙ: Мы берём в руки монету и видим на ней герб Временного
правительства, с государственного герба на нас взирает гордый имперский орёл, а
над Кремлём сияют алые рубиновые звёзды! Прошли поколения и только теперь
мы сумели объединить воедино то, что разделяло нас раньше.
КЛИО: Теперь вы понимаете почему это особенный праздник? Это не день
победы над польским гарнизоном. Это победа над злостью, над гневом, над
предательством… Это напоминание нам, что мир в стране не возникает сам по
себе! Его надо строить, его надо поддерживать, его необходимо беречь.
Это день напоминание о цене за злость, за гнев, за предательство, за
нетерпение.
ВЕДУЩИЙ: Но что зависит от каждого из нас?
КЛИО: От каждого из нас зависит многое! История – это не сухая наука.
История – это жизнь. Каждый из вас каждый день творит историю сегодня. От того
что вы делаете зависит как она сложится. А могут ли творцы истории не знать
ответа на такой вопрос? Конечно они всё знают. Так пусть и ответят нам!
(Видеоролик, ученики говорят свои фразы на цветном фоне, фон
меняется в последовательности светового спектра, символизируя радугу)
1 УЧЕНИК: Если ты считаешь, что абсолютно прав, вспомни, а не случалось
ли тебе ошибаться? Задумайся, а может и сейчас стоит поискать часть правды в
мнении другого? 2 УЧЕНИК. Если тебя раздражают слова соседа, подумай можешь ли ты
навязывать ему своё мнение или стоит убедить его приведя дополнительные
факты?
3 УЧЕНИК. Если тебе хочется накричать на когото или ударить, подумай,
хочешь ли чтобы кричали и били тебя?
4 УЧЕНИК Если слова старших тебе кажутся странными и непонятными, то
задумайся о том, что жизненного опыта у старших больше, а их цель – защитить
тебя!
5 УЧЕНИК. Если ты думаешь, что любые средства хороши для достижения
цели, то вспомни, что на слезе ребёнка невозможно построить рая.
6 УЧЕНИК. Ломать не строить! Прежде чем ломать, задумайся что ты в
своей жизни построил?
КЛИО: Задавайте себе такие вопросы! Задавайте и отвечайте на них! И
главное не забывайте. Мы живём в одном доме. И от всех нас зависит каким он
будет: уютным и чистым или разрушенным и грязным! Я, муза Истории верю в Вас!
ВЕДУЩИЙ: Спасибо, Клио за твою помощь!
Уважаемые гости, всего несколько дней назад в ежегодном послании к
Федеральному собранию Президент коснулся темы нашей встречи. Давайте ещё раз
вспомним его слова!
(Видеоролик с выдержками выступления Путина В.В. о событиях
1917го года и о единстве нации)
Играет ролик с гимном, все присутствующие встают и подпевают.
Открытый урок на тему "4 ноября. Что мы празднуем?"
Открытый урок на тему "4 ноября. Что мы празднуем?"
Открытый урок на тему "4 ноября. Что мы празднуем?"
Открытый урок на тему "4 ноября. Что мы празднуем?"
Открытый урок на тему "4 ноября. Что мы празднуем?"
Открытый урок на тему "4 ноября. Что мы празднуем?"
Открытый урок на тему "4 ноября. Что мы празднуем?"
Открытый урок на тему "4 ноября. Что мы празднуем?"
Открытый урок на тему "4 ноября. Что мы празднуем?"
Открытый урок на тему "4 ноября. Что мы празднуем?"
Открытый урок на тему "4 ноября. Что мы празднуем?"
Открытый урок на тему "4 ноября. Что мы празднуем?"
Открытый урок на тему "4 ноября. Что мы празднуем?"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.