Открытый урок на тему "Эти многоликие слова" в 5 классе
Оценка 4.6

Открытый урок на тему "Эти многоликие слова" в 5 классе

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русский язык
5 кл
12.09.2019
Открытый урок на тему "Эти многоликие слова" в 5 классе
Урок позволяет обобщить и систематизировать материал по теме "Лексика"в 5 классе. На уроке используются игровые технологии, форма урока - урок-путешествие. Ведется работа по станциям: Спортивная, Словарная,Фразеологическая, Экзаменационная, Контрольная. Данная форма урока вызывает интерес у учащихся, позволяет сэкономить время на уроке и повторить большой объём материала по теме.
Открытый урок русского языка.docx
Открытый урок русского языка «Эти многоликие слова». (Обобщение и систематизация материала по теме «Лексика». 5 класс) Слово – одежда всех фактов, всех мыслей. М. Горький В русском языке есть великое множество хороших слов и названий. К.Г. Паустовский Цели урока: Обучающая: обобщить и повторить материал по теме «Лексика» Развивающая: развивать речь учащихся, логическое мышление, память. Воспитательная: воспитывать бережное отношение к родному языку. Задачи: Систематизировать изученный материал по теме «Лексика». Выполнить практические задания по закреплению знаний и навыков, полученных при изучении темы «Лексика». Провести взаимосвязь изученного материала с другими учебными предметами. Оборудование: интерактивный комплекс, дидактический материал. презентация к урок , 1. Вступительное слово учителя. -Лексика – один из самых интересных разделов в курсе русского языка, потому что речь идёт о слове, без которого нельзя построить свою речь, нельзя понять друг друга, нельзя общаться. Как удивительно точно сказал М. Горький о слове! Запись числа, темы, эпиграфа. - Сегодня мы с вами отправимся в удивительную страну Лексику. Мы будем путешествовать по этой стране, встречая на пути множество препятствий-заданий. А правильное их выполнение поможет нам прийти к намеченной цели. 2. Основная часть урока. 1) Станция Спортивная. Мы с вами поиграем в Лингвистический футбол и повторим слова- термины, которые сегодня пригодятся нам в пути. заранее всё школьников «Лингвистический футбол» -Что такое лексика? -Что такое лексическое значение слова? -Что такое синонимы? -Что такое антонимы? -Дайте определение фразеологизма. -Назовите признаки фразеологизмов. (Можно заменить одним словом, основан на переносном значении слова) -Какие слова называются однозначными, а какие – многозначными? 2) Станция Словарная. Заранее, У Домой Он Он А И – А А Они Но Он Ух, Нет, Я ничего не поняла! – Почему девочка ничего не поняла? Словарный запас мальчика очень беден, он не смог ничего рассказать. Поэтому свой лексикон надо обогащать: больше читать, общаться друг с другом и, конечно, дружить с различными словарями. (Выставка словарей). Сообщение ученика о словарях. решено: кино. брат, подряд, чему, пойму. рассказ: раз! ползла. зла! раз! спас, заодно… кино! мала: мой расскажет тут он ей тут Я свой им она он ползут, мне, большая! старший всё мне объяснит со – он он раз как – как собрание, потом даст раз с сильное я было у им ему её ней раз! Она начал а что к я вот Они был видно, них – придёт как ещё -Чтобы хотя бы приблизительно знать, сколько слов в русском языке, обратимся к словарям русского языка. Есть словарь Сергея Ивановича Ожегова. В нём около 57 тысяч слов. В четырёхтомном словаре под редакцией Д.Н. Ушакова – более 85 тысяч слов. В 17- томном словаре современного русского литературного языка Академии наук – 120 480 слов. Мы знаем имя Владимира Ивановича Даля. Он пытался собрать все слова русского языка. В его «Толковом словаре живого великорусского языка» представлено более 200 тысяч слов. Даль работал над ним 47 лет! Словарь произведений А.С. Пушкина состоит из 21 тысячи слов. Словарь взрослого человека, имеющего высшее образование, - из 12 тысяч слов. А словарь младшего школьника10-12 лет – 3600 слов! Работа с толковым словарем. - Скажите, ребята, в каком словаре можно узнать лексическое значение слова? - Вы знаете, что слова могут иметь одно или несколько значений. - Определить значения многозначного слова, пользуясь словарной статьёй. Земля 1. Третья от Солнца планета Солнечной системы. 2. Суша в противоположность водному или воздушному пространству. 3. Почва, верхний слой коры нашей планеты. 4. Страна, государство. 1. Шел, шел долговяз, в сыру землю увяз. Отгадка – дождь. (Почва) 2. землю чувствует она. (Суша) 3. Солнца. (Планета) вокруг 4. Береги землю родимую, как мать любимую. (Родина) 3. Станция Фразеологическая. -Записать фразеологизм одним словом. А) петь дифирамбы (восхвалять) Б) вывести на чистую воду (разоблачить) В) пыль в глаза пускать (обманывать) Справка: дифирамб-жанр древнегреческой поэзии, гимн в честь бога Диониса. - фразеологизмами. А) Древние рукописные книги в наше время ценятся очень высоко. Б) Дедушка всегда любил подниматься очень рано. Мать с младенцем спасена, выделенные вращается Замените Земля слова подходящими по смыслу В) Таблицу умножения необходимо знать очень хорошо. Слова для справок: ни свет ни заря, знать назубок, на вес золота. -Какой вариант вам больше нравится? Почему? -Угадайте фразеологизм по картинке, объясните его значение. Сесть в галошу (калошу) – оказаться в нелепом, смешном положении; терпеть неудачу. Со своим изобретением он сел в калошу. Дело в шляпе – всё в порядке, всё удачно закончилось. Вилами на воде писано – сомнительно, неизвестно точно. Зарыть талант в землю – попусту растрачивать свои способности, не проявлять их. 4. Станция Экзаменационная. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм. 1)Когда ему было лет девять, он часто приходил в зоопарк, где знал, казалось, каждую дырку в деревянном заборе, каждый закоулок между клетками. 2)Однажды он принёс воды, когда медвежонок опрокинул полное ведро, и с тех пор она разрешила Тимофею помогать ей. 3) Он помогает их переводить, ему доверили важное и почти опасное дело, и ни одна контролёрша не посмеет подойти и спросить у него билет, потому что он – с Машей, которую в зоопарке все знали. 4) Он видел всё в розовом свете рядом с этой Машей. В розовом свете (цвете) – лучше, чем есть на самом деле. 5. Станция Синонимов и Антонимов. – Найди среди расположенных вокруг выделенного слова синонимы и антонимы. 2 человека у доски. Ответ. Антонимы: Синонимы: Весёл ый Печальный Тоскливый Невесёлый Скучный Унылый Грустный Мажор 1. Музыкальный лад светлой, 2. радостной Перен. Бодрое, настроение. Мажорное настроение. окраски. весёлое Радостный Ликующий Мажорный Жизнерадост ный в Какую роль синонимы Редактирование текста (на доске) – речи? выполняют Записать текст, вставьте пропущенные орфограммы, замените повторяющиеся слова синонимами. В лесах под Москвой по…вились голубые белки. Откуда зав… зли их? Белки приехали из д…лёкой Сибири. Под…рили белок в одном из заповедников. Белки хорошо приж…лись в нашем лесу. (1 чел. у доски) зверьки Белки - Какую роль выполняют синонимы в речи? ( Помогают точно и образно выражать мысли, избегать повторов.) - Как называется неоправданный повтор слов? 6. Станция Контрольная. Тест на тему «Лексика». маленькие пушистые животные – – Контрольный тест по разделу "Лексика" (5 класс) 1. Какое слово является многозначным: а) б) в) человек. 2. переносном значении: а) б) дрова горят. щеки В каком словосочетании слово "горят" употреблено в топор; кисть; горят; бледный; то же; громадный; слова, обозначающие одно и они помогают точно и образно выражать мысли; 3. Синонимы – это: а) слова, одинаковые по написанию и звучанию, но разные по смыслу; б) в) слова с противоположным лексическим значением. 4. Найдите синоним к слову огромный: а) б) маленький 5. Подберите антоним к слову румяный: а) б) краснощекий. 6. С какой целью используются в речи слова с переносным значением и синонимы: а) б) используются для раскрытия значения частей слова. 7. В каком словаре разъясняется лексическое значение слова: а) б) в) в орфографическом словаре русского языка. 8. То, что обозначает слово, является его: а) б) лексическим значением. 9. Отметьте лексическое значение слова снегопад: а) б) существительное, именительный падеж. 10. Лексика – это: а) б) которые в) слова, которые я знаю. 7. Итог урока. - Вот и подошло к концу наше путешествие в страну Лексику. Думаю, что оно вам понравилось, ведь мы узнали и вспомнили грамматическим выпадение мужской род, снега; единственное число, словаре; языка; языка; словаре; в словаре антонимов русского значением; толковом в слова, все даны слова в толковом много интересного. - Закончить наш урок мне хочется словами К. Паустовского: «Тот народ, который создал такой язык, – поистине великий и счастливый народ». И мы можем гордиться, что являемся носителями русского языка. 8. Домашнее задание. -Написать шуточный рассказ, обороты. используя фразеологические

Открытый урок на тему "Эти многоликие слова" в 5 классе

Открытый урок на тему "Эти многоликие слова" в 5 классе

Открытый урок на тему "Эти многоликие слова" в 5 классе

Открытый урок на тему "Эти многоликие слова" в 5 классе

Открытый урок на тему "Эти многоликие слова" в 5 классе

Открытый урок на тему "Эти многоликие слова" в 5 классе

Открытый урок на тему "Эти многоликие слова" в 5 классе

Открытый урок на тему "Эти многоликие слова" в 5 классе

Открытый урок на тему "Эти многоликие слова" в 5 классе

Открытый урок на тему "Эти многоликие слова" в 5 классе

Открытый урок на тему "Эти многоликие слова" в 5 классе

Открытый урок на тему "Эти многоликие слова" в 5 классе

Открытый урок на тему "Эти многоликие слова" в 5 классе

Открытый урок на тему "Эти многоликие слова" в 5 классе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.09.2019