К.Г. Паустовский Корзина с еловыми шишками (открытый урок).doc
Тема: Константин Георгиевич Паустовский «Корзина с еловыми шишками».
«Чем должен жить человек?»
Цели:
развивать речь учащихся, навыки выразительного чтения, умение формировать идею
произведения
развивать творческое воображение через слово, музыку;
воспитывать доброту, прививать желание совершать добрые бескорыстные дела.
Ход урока:
I.
Орг. момент.
Учитель читает:
Не жалейте сердца, не таите
Доброты и нежности своей,
Ни своих прозрений и открытий
Не держите в тайне от людей...
Торопитесь все отдать при жизни
Чтоб, уйдя к небытию во власть,
Теплым ливнем, снегом ли пушистым
Снова к милой родине припасть.
То, что прозвучало в этих строках, адресовано всем нам. Автор этих стихов дает совет всем
людям, как правильно пройти свой жизненный путь. Он говорит о том, что каждый человек должен
оставить свой след на земле. Именно так прожили свою жизнь люди, которым будет посвящен этот
урок чтения. Это Константин Георгиевич Паустовский и Эдвард Григ.
Начнем наш урок с речевой разминки, для того чтобы подготовить речевой аппарат к чтению
произведения.
Речевая разминка.
II.
1. Дыхательная гимнастика.
Чтение ряда согласных. Сделать глубокий вдох и на выдохе прочитать согласные.
К т п р д с ч
2. Чтение сочетаний и слов
Читаем четко, в среднем темпе.
АаагаягаямаяваЯна
Адсадсудседдедбед
Айбайрайлайлейлес
Бэбэрборбурбутбус
Вовонвотвозволзол
Гагазгаиуазазыазу
Додомдондококомод Емемутемтамтомсом
Жеужеежуедуежижив
Зазалзавзамзадзуд
Имзимимиидиилиила
Какаржаржиржоргор
3). Чтение слов «по кругу».
Чтение с ударением.
Чтение «по кругу».
Работа в парах (дополнительная информация о Паустовском и Григе).
III.
Вы, наверное, иногда задаете себе вопрос: «Почему люди пишут стихи, рассказы, картины,
музыку?»
Писатель К.Г. Паустовский и композитор Эдвард Григ великие мастера: один словами,
другой музыкой пробуждают в нас чистые и добрые чувства.
Работая в парах, мы узнаем некоторые сведения из жизни этих великих людей.
1 уч. в паре – читает текст
2 уч. – подбирает и задает вопрос всем детям
I пара (Белевич Вильданов):
С детства Костя мечтал о прекрасных далеких странах. Когда мальчик рассказывал об этом маме,
она пугалась и говорила: «Ты фантазер, ты не найдешь себе места в жизни и умрешь под забором».
Костя на маму не обижался. Он, от рождения близорукий и хрупкий, был твердо уверен, что станет
капитаном, искупается в водах всех теплых морей, доберется до самых дальних островов.
Вопрос:
О чем мечтал в детстве К.Г. Паустовский?
II пара (Куклева Атенов):
Константин Георгиевич переменил много профессий: был вожатым и кондуктором трамвая,
матросом, заводским рабочим, санитаром в армии, учителем литературы, журналистом.
Писатель участвовал в сражениях гражданской войны. Во времена Отечественной войны был
военным корреспондентом.
Сбылись детские мечты: Константин Георгиевич много путешествовал, объездил всю страну.
Впечатления, полученные в этих поездках, нашли место во многих его произведениях. Паустовский
писал о человеческих чувствах, о природе, о творчестве.
Вопрос:
О чем писал К.Г. Паустовский?
III пара (Кривоногов – Кочиев – Линов): Родился Эдвард Григ в городе Бергене. С шести лет мальчик начал учиться игре на фортепиано у
своей матери – талантливой пианистки. Она познакомила сына с произведениями Моцарта,
Шопена, Мендельсона.
Игру юного Грига услышал однажды знаменитый скрипач и посоветовал отправить мальчика
учиться в Германию. Пятнадцатилетний Эдвард поступил в консерваторию и через четыре года
успешно окончил ее по классам композиции и фортепиано.
Вопрос:
Во сколько лет Эдвард Григ начал учиться игре на фортепиано и кто его этому научил?
IV пара (Муратов – Заидов):
Композиторский талант Грига быстро получил признание соотечественников, а вскоре его имя
стало известно всему миру. Григ много путешествовал, выступал с концертами в разных странах.
Но он каждый раз стремился поскорее вернуться на родину, в свой скромный домик на берегу
моря. В его музыке оживают легенды и сказки, красочные картины народной жизни, образы
природы Норвегии – сумрачное величие хвойных лесов и суровая красота фьордов. В ней звучит
прибой северного моря.
День, когда Григ умер, был объявлен днем национального траура. Похоронен композитор в скале
над вечно волнующимся морем.
Вопрос:
Куда каждый раз стремился поскорее вернуться Григ?
Обобщение: Что нового узнали о К.Г. Паустовском и Э. Григе?
IV.
Вступительная беседа.
1. Прочтите слова, записанные на доске: «Читайте, читайте и читайте!»
Кому они принадлежат? (К.Г. Паустовскому)
Слайд 1 (прочитать слова Паустовского)
Что хотел сказать этими словами К.Г. Паустовский?
(Из книг человек узнает много интересного…..)
2. Сегодня мы продолжим разговор по произведению К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми
шишками». И я думаю, что нам удастся найти ответ на самый важный вопрос в жизни
каждого человека: «Чем должен жить человек?»
Слайд 2
3. Работа над названием произведения.
А пока я хочу спросить вас:
Почему автор дал своему рассказу такое название?
(Корзина с еловыми шишками стала поводом для знакомства Дагни и Грига).
А как бы вы озаглавили этот рассказ? Почему? (Встреча. Встреча в лесу. Музыка. Подарок.)
Да, некоторые заголовки действительно соответствуют этому произведению, но оставим
выбор за автором, ведь это романтическое название настораживает нас, от него веет лесом,
смолой и какойто тайной.
V.
Работа над произведением.
1. I часть «Встреча в лесу».
Давайте еще раз вернемся к встрече Дагни и Грига.
Где встретился Григ с девочкой? (в норвежском лесу)
Опишите эту местность словами из текста (стр.47)
Слайд 3
Чтение по ролям.
Устроим «радиотеатр»: озвучим 1 часть этого рассказа по ролям, без слов автора.
Григ – Муратов Р.
Дагни – Белевич А.
Проблемный вопрос: «Подумайте, почему Григу захотелось сделать подарок Дагни?»
Продолжите мысль: Дагни понравилась Григу. Она была мала, но …. (трудолюбива,
доверчива, мила, имела доброе сердце).
Что надеялась получить в подарок девочка? (игрушку)
Почему композитор задержал на 10 лет свой подарок? В чем необычность подарка? (Он
задумал сложный подарок, духовный – музыку. Не всегда маленькие дети понимают сложную
музыку).
Дальше мы поговорим о том, чего нет в вашем учебнике, т.к. рассказ дан не полностью. И
сейчас я попрошу подключить свое воображение.
Что это такое? (Умение представить картину мысленно).
Итак, мысленно в нашем воображении последуем за композитором. Григ направился домой.
Как вы думаете, он сразу принялся сочинять музыку? (Он как все творческие люди
увлекающийся, захотел сразу написать музыку.)
2. II часть «Жизнь удивительна и прекрасна».
О чем автор рассказал во 2 части? (О том, как Григ писал музыку для Дагни) Чтение 2 части детьми по «цепочке».
Ответы на вопросы:
Что больше всего поразило вас в убранстве комнаты композитора? (Она была почти пуста.
Главным его украшением был рояль.)
Почему же комната была пуста? (Так лучше звучала музыка. Чтобы композитора ничто не
отвлекало от работы.)
Да, рояль был главным украшением комнаты. Его называют королем инструментов, так как с
него начинается любое симфоническое произведение. А о чем он пел?
(Найти ответ в тексте (стр.51))
(«Рояль мог петь обо всем – о порыве человеческого духа к великому и о любви. Белые и
черные клавиши, убегая изпод крепких пальцев Грига, тосковали, смеялись, гремели бурей и
гневом и вдруг сразу смолкали.»)
Почему о рояле автор пишет как о живом? (Григ вкладывал в музыку свою душу и любовь).
Найдите в этом отрывке ключевые слова. (Клавиши…тосковали, смеялись,
гремели….смолкали)
Что напоминают нам эти слова? (Как звучит музыка: она то тоскует, то смеется, то грустит,
а то вдруг замирает)
Найдите в этой части самые важные на ваш взгляд слова (стр.52)
Слайд 4
(«Я видел жизнь. Что бы тебе ни говорили о ней, верь всегда, что она удивительна. Я отдал
молодёжи жизнь, работу, талант. Отдал всё без возврата. Поэтому я может быть даже
счастливее тебя, Дагни.»)
О чем эти слова? (Григ был счастлив. Он все отдал без возврата людям.)
Какая еще очень важная мысль заключена в прочитанном? (Жизнь прекрасна и удивительна.)
Слайд 5
Да, жизнь прекрасна и удивительна, когда все счастливы.
А все ли думают, как думал Григ, что счастье в том, чтобы отдавать всё без возврата?
(Нет не все.)
А каким бы был наш мир, если бы все люди думали и поступали, как Григ?
(Мир бы стал добрее, а все люди были бы по настоящему счастливы). 3. IV часть «Духовный подарок».
Но давайте вернемся к нашему разговору, ведь мы с вами еще не нашли ответ на самый
главный вопрос в жизни каждого человека.
1. Чтение 4 части
Перечитаем в последней части о том, что удивило и потрясло Дагни на концерте
(стр. 56 со 2 абзаца – стр. 57 до слов «Ты блеск зари»)
Чтение по «эстафете». Учитель дотрагивается до плеча учся и тот читает (Белевич, Муратов,
Куклева).
3. Слушание музыки.
Мы с вами тоже прослушаем музыкальное произведение Эдварда Грига «Утро». Композитор в
произведении изображает восход солнца.
Солнышко всходит
И небо светит.
Природа проснулась
И утро пришло.
(Дети слушают музыку и просматривают Слайды с 6 – 17 природы Норвегии.)
Какая эта музыка по характеру? Она веселая? (нет)
А какая? (тревожная, нежная, лиричная)
Да, действительно, эта музыка не только лиричная, нежная, но и грустная, тревожная. Потому
что неизвестно, что принесет новый день. Природа просыпается в ожидании, в тревоге чегото
нового.
А что вспоминала Дагни, слушая музыку Грига? («Да! Это был ее лес! Ее родина! Ее горы,
песни рожков, шум ее моря!»)
Слайд 18
Почему автор выделяет эти слова? (Он хочет показать, что Дагни вспомнила все: встречу в
лесу, корзину с еловыми шишками, поняла, что это ее музыка, это подарок для нее.)
Какое впечатление произвела музыка на девушку? (Она плакала.) Почему? (Это слезы благодарности. Ведь плачут не только когда больно и плохо, но и от
больших, хороших, нежных чувств.)
О чем Дагни думала в эти минуты? (Она хотела поблагодарить композитора за щедрость, за
то, что он открыл перед ней то прекрасное, чем должен жить человек.)
VI. Итог урока.
Так чем же должен жить человек? (Делать добро и дарить его людям без возврата.)
Именно это делает людей бессмертными. Их добрые дела, красивые поступки, талант,
щедрость. За все это благодарила Дагни Грига, говорила ему «спасибо».
А кому бы вы сегодня сказали «спасибо»?
А я хочу сказать «спасибо» вам. Сегодня вы учились жить. У вас еще все впереди. И пусть
такие великие мастера, как К.Г. Паустовский и Эдвард Григ: один словом, другой музыкой
пробуждают в вас чистые и добрые чувства. Пусть они будут для вас примером.
VII Дом. задание:
Минисочинения на тему: «Я хочу сказать «спасибо»».
Слайд 19
Открытый урок на тему К. Д. Паустовский"Корзина с еловыми шишками"
Открытый урок на тему К. Д. Паустовский"Корзина с еловыми шишками"
Открытый урок на тему К. Д. Паустовский"Корзина с еловыми шишками"
Открытый урок на тему К. Д. Паустовский"Корзина с еловыми шишками"
Открытый урок на тему К. Д. Паустовский"Корзина с еловыми шишками"
Открытый урок на тему К. Д. Паустовский"Корзина с еловыми шишками"
Открытый урок на тему К. Д. Паустовский"Корзина с еловыми шишками"
Открытый урок на тему К. Д. Паустовский"Корзина с еловыми шишками"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.