Открытый урок на тему К. Д. Паустовский"Корзина с еловыми шишками"
Оценка 4.7

Открытый урок на тему К. Д. Паустовский"Корзина с еловыми шишками"

Оценка 4.7
Научные работы +1
doc
русский язык
4 кл
22.02.2017
Открытый урок на тему К. Д. Паустовский"Корзина с еловыми шишками"
Коррекция нарушения чтения у младших школьников.
К.Г. Паустовский Корзина с еловыми шишками (открытый урок).doc
Тема: Константин Георгиевич Паустовский «Корзина с еловыми шишками».                                 «Чем должен жить человек?» Цели:  ­ развивать речь учащихся, навыки выразительного чтения, умение формировать идею  произведения ­ развивать творческое воображение через слово, музыку; ­ воспитывать доброту, прививать желание совершать добрые бескорыстные дела. Ход урока: I. Орг. момент. Учитель читает: Не жалейте сердца, не таите  Доброты и нежности своей,  Ни своих прозрений и открытий  Не держите в тайне от людей... Торопитесь все отдать при жизни  Чтоб, уйдя к небытию во власть,  Теплым ливнем, снегом ли пушистым Снова к милой родине припасть.         ­ То, что прозвучало в этих строках, адресовано всем нам. Автор этих стихов дает совет всем  людям, как правильно пройти свой жизненный путь. Он говорит о том, что каждый человек должен оставить свой след на земле. Именно так прожили свою жизнь люди, которым будет посвящен этот  урок чтения. Это Константин Георгиевич Паустовский и Эдвард Григ. ­ Начнем наш урок с речевой разминки, для того чтобы подготовить речевой аппарат к чтению  произведения. Речевая разминка. II. 1. Дыхательная гимнастика. ­ Чтение ряда согласных. Сделать глубокий вдох и на выдохе прочитать согласные. К т п р д  с ч 2. Чтение сочетаний и слов ­ Читаем четко, в среднем темпе.                                        Аа­ага­яга­яма­ява­Яна Ад­сад­суд­сед­дед­бед Ай­бай­рай­лай­лей­лес Бэ­бэр­бор­бур­бут­бус Во­вон­вот­воз­вол­зол Га­газ­гаи­уаз­азы­азу До­дом­дон­док­око­мод Ем­ему­тем­там­том­сом Же­уже­ежу­еду­ежи­жив За­зал­зав­зам­зад­зуд Им­зим­ими­иди­или­ила Ка­кар­жар­жир­жор­гор  3). Чтение слов «по кругу». ­ Чтение с ударением. ­ Чтение «по кругу». Работа в парах (дополнительная информация о Паустовском и Григе). III. ­ Вы, наверное, иногда задаете себе вопрос: «Почему люди пишут стихи, рассказы, картины, музыку?» ­ Писатель К.Г. Паустовский  и композитор Эдвард Григ великие мастера: один словами,  другой музыкой пробуждают в нас чистые и добрые чувства. ­ Работая в парах, мы узнаем некоторые сведения из жизни этих великих людей. 1 уч. в паре – читает текст 2 уч. – подбирает и задает вопрос всем детям I   пара (Белевич ­ Вильданов): С детства Костя мечтал о прекрасных далеких странах. Когда мальчик рассказывал об этом маме,  она пугалась и говорила: «Ты фантазер, ты не найдешь себе места в жизни и умрешь под забором».  Костя на маму не обижался. Он, от рождения близорукий и хрупкий, был твердо уверен, что станет капитаном, искупается в водах всех теплых морей, доберется до самых дальних островов. Вопрос:  ­ О чем мечтал в детстве К.Г. Паустовский? II    пара (Куклева ­ Атенов):  Константин Георгиевич переменил много профессий: был вожатым и кондуктором трамвая,  матросом, заводским рабочим, санитаром в армии, учителем литературы, журналистом.  Писатель участвовал в сражениях гражданской войны. Во времена Отечественной войны был  военным корреспондентом. Сбылись детские мечты: Константин Георгиевич много путешествовал, объездил всю страну.  Впечатления, полученные в этих поездках, нашли место во многих его произведениях. Паустовский писал о человеческих чувствах, о природе, о творчестве. Вопрос: ­ О чем писал К.Г. Паустовский?  III    пара (Кривоногов – Кочиев – Линов): Родился Эдвард Григ в городе Бергене. С шести лет мальчик начал учиться игре на фортепиано у  своей матери – талантливой пианистки. Она познакомила сына с произведениями Моцарта,  Шопена, Мендельсона. Игру юного Грига услышал однажды знаменитый скрипач и посоветовал отправить мальчика  учиться в Германию. Пятнадцатилетний Эдвард поступил в консерваторию и через четыре года  успешно окончил ее по классам композиции и фортепиано. Вопрос: ­ Во сколько лет Эдвард Григ начал учиться игре на фортепиано и кто его этому научил? IV    пара (Муратов – Заидов): Композиторский талант Грига быстро получил признание соотечественников, а вскоре его имя  стало известно всему миру. Григ много путешествовал, выступал с концертами в разных странах.  Но он каждый раз стремился поскорее вернуться на родину, в свой скромный домик на берегу  моря. В его музыке оживают легенды и сказки, красочные картины народной жизни, образы  природы Норвегии – сумрачное величие хвойных лесов и суровая красота фьордов. В ней звучит  прибой северного моря. День, когда Григ умер, был объявлен днем национального траура. Похоронен композитор в скале  над вечно волнующимся морем. Вопрос: ­ Куда каждый раз стремился поскорее вернуться Григ? Обобщение: Что нового узнали о К.Г. Паустовском и Э. Григе? IV. Вступительная беседа. 1. Прочтите слова, записанные на доске: «Читайте, читайте и читайте!» ­ Кому они принадлежат?         (К.Г. Паустовскому) Слайд 1 (прочитать слова Паустовского) ­ Что хотел сказать этими словами К.Г. Паустовский? (Из книг человек узнает много интересного…..) 2. Сегодня мы продолжим разговор по произведению К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками». И я думаю, что нам удастся найти ответ на самый важный вопрос в жизни  каждого человека: «Чем должен жить человек?»     Слайд 2 3. Работа над названием произведения.          А пока я хочу спросить вас: ­ Почему автор дал своему рассказу такое название? (Корзина с еловыми шишками стала поводом для знакомства Дагни и Грига). ­ А как бы вы озаглавили этот рассказ? Почему? (Встреча.      Встреча в лесу.     Музыка.        Подарок.) ­ Да, некоторые заголовки действительно соответствуют этому произведению, но оставим  выбор за автором, ведь это романтическое название настораживает нас, от него веет лесом,  смолой и какой­то тайной. V. Работа над произведением. 1.  I часть «Встреча в лесу». ­ Давайте еще раз вернемся к встрече Дагни и Грига. ­ Где встретился Григ с девочкой?  (в норвежском лесу) ­ Опишите эту местность словами  из текста (стр.47)       Слайд 3            Чтение по ролям. ­ Устроим «радиотеатр»: озвучим 1 часть этого рассказа по ролям, без слов автора. Григ – Муратов Р. Дагни – Белевич А. Проблемный вопрос: «Подумайте, почему Григу захотелось сделать подарок Дагни?» Продолжите мысль: Дагни понравилась Григу. Она была мала, но …. (трудолюбива,  доверчива, мила, имела доброе сердце). ­ Что надеялась получить в подарок девочка? (игрушку) ­ Почему композитор задержал на 10 лет свой подарок? В чем необычность подарка?            (Он задумал сложный подарок, духовный – музыку. Не всегда маленькие дети понимают сложную  музыку). ­ Дальше мы поговорим о том, чего нет в вашем учебнике, т.к. рассказ дан не полностью. И  сейчас  я попрошу подключить свое воображение.  ­ Что это такое? (Умение представить картину мысленно). ­ Итак, мысленно в нашем воображении последуем за композитором. Григ направился домой. ­ ­ Как вы думаете, он сразу принялся сочинять музыку?  (Он как все творческие люди  увлекающийся, захотел сразу написать музыку.) 2. II часть «Жизнь удивительна и прекрасна».  ­ О чем автор рассказал во 2 части?  (О том, как Григ писал музыку для Дагни) Чтение 2 части детьми по «цепочке».  Ответы на вопросы: ­ Что больше всего поразило вас в убранстве комнаты композитора? (Она была почти пуста.  Главным его украшением был рояль.) ­ Почему же комната была пуста?  (Так лучше звучала музыка. Чтобы композитора ничто не  отвлекало от работы.) ­ Да, рояль был главным украшением комнаты. Его называют королем инструментов, так как с  него начинается любое симфоническое произведение. А о чем он пел?  (Найти ответ в тексте (стр.51))  («Рояль мог петь обо всем – о порыве человеческого духа к великому и о любви. Белые и  черные клавиши, убегая из­под крепких пальцев Грига, тосковали, смеялись, гремели бурей и  гневом и вдруг сразу смолкали.») ­ Почему о рояле автор пишет как о живом?  (Григ вкладывал в музыку свою душу и любовь). ­ Найдите в этом отрывке ключевые слова.  (Клавиши…тосковали, смеялись,  гремели….смолкали) ­ Что напоминают нам эти слова?   (Как звучит музыка: она то тоскует, то смеется, то грустит,  а то вдруг замирает) ­ Найдите в этой части самые важные на ваш взгляд слова (стр.52) Слайд 4  («Я видел жизнь. Что бы тебе ни говорили о ней, верь всегда, что она удивительна. Я отдал  молодёжи жизнь, работу, талант. Отдал всё без возврата. Поэтому я может быть даже  счастливее тебя, Дагни.») ­ О чем эти слова?  (Григ был счастлив. Он все отдал без возврата людям.) ­ Какая еще очень важная мысль заключена в прочитанном? (Жизнь прекрасна и удивительна.) Слайд 5 ­ Да, жизнь прекрасна и удивительна, когда все счастливы.  ­ А все ли думают, как думал Григ, что счастье в том, чтобы отдавать всё без возврата?  (Нет не все.)  ­ А каким бы был наш мир, если бы все люди думали и поступали, как Григ?  (Мир бы стал добрее, а все люди были бы по настоящему счастливы). 3. IV часть «Духовный подарок». ­ Но давайте вернемся к нашему разговору, ведь мы с вами еще не нашли ответ на самый  главный вопрос в жизни каждого человека. 1. Чтение 4 части  ­ Перечитаем в последней части о том, что удивило и потрясло Дагни на концерте  (стр. 56 со 2 абзаца – стр. 57 до слов «Ты блеск зари») Чтение по «эстафете». Учитель дотрагивается до плеча уч­ся и тот читает (Белевич, Муратов, Куклева). 3. Слушание музыки. ­ Мы с вами тоже прослушаем музыкальное произведение Эдварда Грига «Утро». Композитор в произведении изображает восход солнца. Солнышко всходит И небо светит. Природа проснулась И утро пришло. (Дети слушают музыку и просматривают Слайды с 6 – 17   природы Норвегии.) ­ Какая эта музыка по характеру? Она веселая? (нет) ­ А какая?  (тревожная, нежная, лиричная) ­ Да, действительно, эта музыка не только лиричная, нежная, но и грустная, тревожная. Потому что неизвестно, что принесет новый день. Природа просыпается в ожидании, в тревоге чего­то  нового. ­ А что вспоминала Дагни, слушая музыку Грига?  («Да! Это был ее лес! Ее родина! Ее горы,  песни рожков, шум ее моря!») Слайд 18 ­ Почему автор выделяет эти слова?  (Он хочет показать, что Дагни вспомнила все: встречу в  лесу, корзину с еловыми шишками, поняла, что это ее музыка, это подарок для нее.) ­ Какое впечатление произвела музыка на девушку?  (Она плакала.) ­ Почему?  (Это слезы благодарности. Ведь плачут не только когда больно и плохо, но и от  больших, хороших, нежных чувств.) ­ О чем Дагни думала в эти минуты? (Она хотела поблагодарить композитора за щедрость, за  то, что он открыл перед ней то прекрасное, чем должен жить человек.) VI. Итог урока. ­ Так чем же должен жить человек? (Делать добро и дарить его людям без возврата.) Именно это делает людей бессмертными. Их добрые дела, красивые поступки, талант,  щедрость. За все это благодарила Дагни Грига, говорила ему «спасибо». ­ А кому бы вы сегодня сказали «спасибо»? ­ А я хочу сказать «спасибо» вам. Сегодня вы учились жить. У вас еще все впереди. И пусть  такие великие мастера, как К.Г. Паустовский и Эдвард Григ: один словом, другой музыкой  пробуждают в вас чистые и добрые чувства. Пусть они будут для вас примером. VII Дом. задание: Мини­сочинения на тему: «Я хочу сказать «спасибо»». Слайд 19

Открытый урок на тему К. Д. Паустовский"Корзина с еловыми шишками"

Открытый урок на тему К. Д. Паустовский"Корзина с еловыми шишками"

Открытый урок на тему К. Д. Паустовский"Корзина с еловыми шишками"

Открытый урок на тему К. Д. Паустовский"Корзина с еловыми шишками"

Открытый урок на тему К. Д. Паустовский"Корзина с еловыми шишками"

Открытый урок на тему К. Д. Паустовский"Корзина с еловыми шишками"

Открытый урок на тему К. Д. Паустовский"Корзина с еловыми шишками"

Открытый урок на тему К. Д. Паустовский"Корзина с еловыми шишками"

Открытый урок на тему К. Д. Паустовский"Корзина с еловыми шишками"

Открытый урок на тему К. Д. Паустовский"Корзина с еловыми шишками"

Открытый урок на тему К. Д. Паустовский"Корзина с еловыми шишками"

Открытый урок на тему К. Д. Паустовский"Корзина с еловыми шишками"

Открытый урок на тему К. Д. Паустовский"Корзина с еловыми шишками"

Открытый урок на тему К. Д. Паустовский"Корзина с еловыми шишками"

Открытый урок на тему К. Д. Паустовский"Корзина с еловыми шишками"

Открытый урок на тему К. Д. Паустовский"Корзина с еловыми шишками"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.02.2017