Открытый урок на тему "Компьютерные вирусы и антивирусные программы"
Оценка 4.9

Открытый урок на тему "Компьютерные вирусы и антивирусные программы"

Оценка 4.9
Разработки уроков +1
doc
информатика
Взрослым
26.09.2018
Открытый урок на тему "Компьютерные вирусы и антивирусные программы"
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА открытого урока по дисциплине «Информатика и ИКТ» на тему: «Компьютерные вирусы и антивирусные программы», урок объяснения нового материала и первичного закрепления знаний. Данная тема закладывает основу для изучения общепрофессиональной дисциплины ОП.15. Информационная безопасность для будущих программистов специальности 09.02.03. Программирование в компьютерных системах
Урок.doc
бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Вологодской области  «Сокольский лесопромышленный политехнический техникум» МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА открытого урока по дисциплине «Информатика и ИКТ» на тему: «Компьютерные вирусы и антивирусные программы» Преподаватель Киренцова Н.М. СОДЕРЖАНИЕ 1. Пояснительная записка………………………………………………………3 2. План – тезис…………………………………………………………………..5 3. Полный конспект урока………………………………………………………9 4. Раздаточный материал………………………………………………………16 5. Самоанализ урока……………………………………………………………27 6. Список литературы………………………………………………………….31 2 1.  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В   современном   веке   информационных   технологий   объем   циркулирующей информации увеличивается в сотни раз с каждым днем.  Человечество создало информационную цивилизацию, в которой от успешной работы средств обработки информации зависит благополучие и даже выживание человечества в его нынешнем качестве. Информация становится одним из основных средств решения проблем и задач государства, политических партий и деятелей, различных коммерческих структур   и   отдельных   людей.   Так   как   получение   информации   путем   проведения собственных исследований становится все более дорогостоящим делом, то расширяется сфера   добывания   информации   более   дешевым,   но   незаконным   путем.   Этому способствуют   недостатки   правовой   базы   по   защите   интеллектуальной   собственности, позволяющие злоумышленникам (нарушителям законов) избегать серьезного наказания за свои противоправные действия, а также наличие на рынке разнообразных технических средств по нелегальному добыванию информации.       В   связи   с   этим   особо   остро   встала   проблема   защищенности     компьютерной информации, накапливаемой, хранимой и обрабатываемой как на отдельных компьютерах, так и в вычислительных системах. Под   защитой   информации   понимается   создание   организованной   совокупности средств,   методов   и   мероприятий,   предназначенных   для   предупреждения   искажения, уничтожения или несанкционированного использования защищаемой информации.  Изучение   темы   «Компьютерные   вирусы   и   антивирусные   программы»   является чрезвычайно важным для студентов специальности «Программирование в компьютерных системах», так как: 1. Одной   из   профессиональных   компетенций   будущего   программиста   является обеспечение информационной безопасности компьютерной системы. 2. Одной из основных задач защиты информации является организация эффективной антивирусной защиты автономных рабочих станций, локальных и корпоративных компьютерных   сетей,     на   сегодняшний   день   60%   угроз   для   защищенности информации представляют именно компьютерные вирусы. 3. Данная тема закладывает основу для изучения общепрофессиональной дисциплины ОП.15. Информационная безопасность. 3 2. ПЛАН – ТЕЗИС Тема 3.  Компьютер и программное обеспечение.  29 часов (из них: 7 теоретические, 6 часов практических, 16 часов – самостоятельная  работа студентов). Тема урока: Компьютерные вирусы и антивирусные программы.  Тип урока: урок объяснения нового материала и первичного закрепления знаний.  Цели урока: Обучающие:  знакомство учащихся с определением компьютерного вируса;   формирование знаний о видах вирусов;  формирование знаний о способах защиты компьютера от вирусов;  углубление знаний, умений и навыков связанные с основами работы компьютера.  Развивающие:    развитие логического и критического мышления;  расширение кругозора;  развитие умений обобщать и синтезировать знания, планировать свою деятельность. Воспитательные:       развитие   интереса   у   студентов   к   изучению   «Информатики   и   ИКТ»     путем акцентирования элементов новизны и применения мультимедиа технологий;  воспитание   внимания,   аккуратности,   бережливого   отношение   к   компьютерной технике и программному обеспечению; воспитание умений работать в группе – взаимодействовать для выработки общего решения   в   совместной   деятельности,   умений   слушать   партнера,   формулировать   и аргументировать свое мнение; стимулирование   ответственного   отношения   студентов   к   учебной   работе   путем поощрения их участия в ходе урока, как оценками, так и отметками. понятие компьютерного вируса;  основные типы компьютерных вирусов; действие программного вируса; методы реализации антивирусной защиты; виды антивирусных программ; способы антивирусной защиты. Задачи:  Студент должен: знать:       уметь:     определять признаки появления вирусов на ПК; применять методы защиты компьютера от компьютерных вирусов; составлять конспект при работе с дополнительным материалом;  отвечать на контрольные вопросы по теоретическому материалу.  Формируемые общие компетенции: 4 ОК 1.   Понимать   сущность   и   социальную   значимость   своей   будущей   профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2.   Организовывать   собственную   деятельность,   выбирать   типовые   методы   и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. технологии     информационно­коммуникационные ОК 5. Использовать   в профессиональной деятельности. ОК 6. Работать   в   коллективе   и   в   команде,   эффективно   общаться   с коллегами, руководством, потребителями. ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. Методы:  информационный (словесный);  проблемно­диалоговый;  кейс­метод.    Технология: коллективного способа обучения. Формы организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная. Программно­дидактическое обеспечение: ПК, проектор, презентация, конспект урока,  учебное пособие «Информационные технологии в профессиональной деятельности»,  электронный учебник «Программное обеспечение», интернет­ресурсы.  Компоненты Предметный компонент: рабочая программа по дисциплине «Информатика и ИКТ»,  календарно – тематический план. Ориентировочный компонент: цели урока, план изучения темы на экране. Регулирующе – контрольный компонент: вопросы преподавателя по каждому разделу  плана для получения обратной связи, проверка усвоения  материала в форме теста. Мотивационный компонент: формулирование темы, целеполагание, мотивация изучения темы. Тренировочный компонент: овладение предметными знаниями – ответы на вопросы,  решение теста. Оценочный компонент: оценка студентов после выполнения теста по результатам его  проверки. ориентировочно­мотивационный (постановка цели урока и мотивация учебной  поисково­исследовательский (изучение нового материала ­ работа в группах;  рефлексивно­оценочный (подведение итогов, воспроизведение и коррекция опорных Этапы урока:   деятельности);   обобщение и систематизация понятий);  знаний; тестирование учащихся). 5 3. ПОЛНЫЙ КОНСПЕКТ УРОКА ХОД УРОКА 1. ОРИЕНТИРОВОЧНО­МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП Преподаватель:  Здравствуйте, садитесь. Мы продолжаем изучение темы «Программное обеспечение компьютера».  Полученные  знания  являются   основой   для   формирования   ключевых   компетенций,  т.е. ваших профессиональных навыков.  Сегодня на занятии в рамках изучения этой темы мы с вами, решаем новую учебную задачу.  Для этого с целью создания более эффективных условий мы работаем в группах (студенты заранее разделены на группы, в каждой из которых выбран капитан). Перед   нами   «Корзина   знаний»,   которая   уже   от   части,   заполнена   (корзина изображена на слайде). Студентам задается ряд вопросов: Преподаватель: 1. Какие определяющие понятия вам известны? Предполагаемый ответ студента: Компьютер (проявляется в корзине)  Преподаватель: 2. В чем особенность компьютера? Предполагаемый ответ студента:  Состоит из двух основных частей аппаратной и программной. (проявляется в корзине) Преподаватель: 3. С чем можно соотнести компьютер, а точнее с кем?  Предполагаемый ответ студента:  С человеком, так человек это тело и душа. Для компьютера тело – это его аппаратная часть, а душа – программное обеспечение.  Преподаватель: 4. Понятие человека изучает другая наука, как ее название? Предполагаемый ответ студента: Биология. Преподаватель: Определяющим для этой науки является сохранение здоровья человека. 5. А что подвергает опасности человеческий организм? Предполагаемый ответ студента: Вирусы. Преподаватель: 6. И соотнеся человека с точки зрения биологии и компьютер с точки зрения программного обеспечения, какой мы можем сделать вывод?  Предполагаемый ответ студента: Компьютер тоже может заболеть.  Преподаватель:7. Причиной этому является? Предполагаемый ответ студента: Компьютерные вирусы.  6 Преподаватель: Правильно, молодцы! Назовите известные Вам способы предотвращения заболевания компьютера? Предполагаемый ответ студента: Существуют антивирусные программы. Преподаватель: Таким образом, нами определена тема урока «Компьютерные вирусы и антивирусные программы». Запишите. Преподаватель:  Житейское понятие вируса понятно, но мы говорим о вирусе с точки зрения информационной безопасности, которая очень важна, ведь в ней заинтересован весь мир.  В   наше   стране   существует   доктрина   информационной   безопасности   Российской Федерации представляющая собой совокупность официальных взглядов на цели, задачи, принципы   и   основные   направления   обеспечения   информационной   безопасности Российской Федерации. Под   информационной   безопасностью   понимают  защиту   информации   –   это комплекс мер направленных на не допущение несанкционированного доступа, изменения и разглашения. Вы как будущие программисты, реализуя профессиональные компетенции, должны уметь обеспечить информационную безопасность вверенных вам объектов. Одним из аспектов которой является защита компьютерной системы от вирусов. Для достижения поставленной цели сформулируем учебные задачи, которые стоят перед будущими программистами. Студенты пытаются сформулировать задачи урока. Преподаватель: Вы правы, исходя из ваших ответов, мы четко ставим учебные задачи:  ­ изучить понятие компьютерного вируса; ­ определить признаки появления вирусов, их виды;  ­ установить средства антивирусной защиты. Данные учебные задачи структурируем в виде плана: Запишите план урока 1. Понятие компьютерного вируса. 2. Признаки появления и пути проникновения вирусов в компьютер. 3. Виды компьютерных вирусов. 4. Антивирусные программы. Перейдем к изучению первого вопроса 1. Понятие компьютерного вируса. Что такое вирус в биологии Вы знаете, а что такое компьютерный вирус? Студенты пытаются сформулировать понятие компьютерного вируса.  7 Преподаватель:  Правильно,   Вы   верно   отразили   суть   понятия,   давайте   запишем определение   компьютерного   вируса   предложенное   в   «Энциклопедии   вирусов» «Лаборатории Касперского». Компьютерный   вирус   –  специально   написанная   небольшая   программа,   способная   к саморазмножению, засорению компьютера и выполнению других нежелательных действий. Энциклопедия вирусов  «Лаборатории Касперского»   2. ПОИСКОВО ­ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЭТАП Преподаватель: Определив понятие компьютерного вируса, следуя нашему плану, мы с вами, работая в группах, попробуем понять, как проявляются вирусы, классифицировать их и разобраться с программным обеспечение для защиты от вирусов. Для   каждой   группы   предложен   кейс   материалов   по   определенной   части   плана (опорный   конспект,   интернет   источники,   электронный   учебник   «Программное обеспечение»   и   учебное   пособие   «Информационные   технологии   в   профессиональной деятельности»).  Заполнив   выданный   вам   шаблон   конспекта,   вы   сможете   определить   пути проявления вирусов, виды вирусов и средства антивирусной защиты, тем самым решая сформулированные нами учебные задачи. Каждая группа готовит 1 контрольный вопрос, по своей части материала. Затем группа представляет результаты своей работы остальным, а они должны по ходу вашего выступления заполнить шаблоны, и ответить на вопросы. Студенты готовятся на протяжении 20 минут и представляют результаты своей работы (предполагаемый результат приложение 1) 3. РЕФЛЕКСИВНО ­ ОЦЕНОЧНЫЙ ЭТАП Преподаватель: Подведем ряд итогов, чтобы определить, как вы усвоили материал. Как вы, будущие программисты, реализуя, профессиональные компетенции, можете обеспечивать защиту компьютерной системы. Предполагаемый ответ студентов:  Мы должны знать:    Что такое компьютерные вирусы.  Типы компьютерных вирусов.  Признаки проявления вирусов и пути проникновения в систему.  8 Способы борьбы с компьютерными вирусами.   Преподаватель:  Таким   образом,   наша   «Корзина   знаний»,   дополнилась   следующими понятиями: вирус, типы вирусов, антивирусное программное обеспечение. Домашним   заданием   будет   выучить   составленный   конспект   урока   по   теме “Компьютерные   вирусы   и   антивирусные   программы”.   Готовясь,   подумаете,   что   вы спросите у меня на следующем уроке. Чтобы проверить уровень освоения темы каждым из вас, и выявить затруднения я даю вам тестовое задание. Вопросы теста  представлены на слайдах, преподаватель  зачитывает каждый вопрос и варианты ответа. Каждый студент получает шаблон для заполнения ответов: Тест по теме «Компьютерные вирусы и антивирусные программы» Внимательно прослушайте и прочитайте вопросы теста, ответы занесите в таблицу: № ответ 1 2 3 4 5 ТЕСТ 1. Компьютерный вирус: а) способен к саморазмножению; в) не способен к саморазмножению. 2. Загрузочные вирусы: а) поражают документы, выполненные в прикладных программах; в) обитают в оперативной памяти; с) располагаются в служебных секторах носителей данных. 3. К признакам появления вирусов не      относится: а) вывод на экран непредусмотренных сообщений; в) уменьшение объема памяти; с) вывод сообщений об имеющихся обновлениях; d) частые «зависания» и сбои в работе компьютера. 4. К видам антивирусных программ не относятся: а) детекторы; 9 в) доктора; с) вакцины; d) репликаторы. 5. Антивирусные программы «вакцины»: а) имитируют заражение файлов вирусами; в) контролируют уязвимые компоненты компьютера; с)  предназначены  для  обнаружения  файлов,  зараженных  известными  вирусами,  или признаков, указывающих на возможность заражения . Далее   студенты   самостоятельно   проверяют   себя   на   основании   эталонов ответов выведенных  на слайд и выставляют  себе оценки на основе критериев оценки. ЭТАЛОН ОТВЕТОВ: № ответ 1 а 2 с 3 с 4 d 5 а КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: 5 (отлично) – правильные ответы на все 5 вопросов; 4 (хорошо) – допущена одна ошибка; 3 (удовлетворительно) – допущены 2 ошибки; 2 (неудовлетворительно) – допущены три и более ошибок. Преподаватель:  Спасибо   всем   большое   за   урок,   мы   сегодня   очень   продуктивно поработали. Окончательные оценки за тест будут сообщены на следующем занятии после проверки.  10 4. РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ Шаблоны конспектов 2. Виды компьютерных вирусов Классификаций вредоносных программ (компьютерных вирусов): Группа №1 1. по среде их обитания Вирус Загрузочные Это блоки  программного кода,  внедренные внутрь  других прикладных  программ.  Вирусный код  запускается при  запуске программы. Поражают документы,  выполненные в  некоторых  прикладных  программах  (например, Word).  Заражение  происходит при  открытии файла  документа в окне  программы Заражение  происходит при  загрузке данных  с  зараженного  носителя. Сетевые вирусы Вирусы, обитающие в  оперативной памяти  компьютера и не могут  располагаться на  дискетках. 2. по способу заражения 1.Резидентные  ­________________________________________________________________________________ 2.Нерезидентные  ­________________________________________________________________________________ 3. по степени воздействия: Безвредные Вирус Опасные не мешают работе  компьютера, но  уменьшают объем  свободной  оперативной памяти  и памяти на дисках,  действия таких  вирусов проявляются  в каких­либо  графических  или  звуковых эффектах 11 воздействие этих вирусов  может привести к  потере программ,  уничтожению данных,  стиранию информации в  системных областях  диска Простейшие ­  Вирусы­репликаторы (черви) –  4. по особенностям алгоритма работы: 1. _________________________________________________________________________________________ 2. ________________________________________________________________________________ 3. ________________________________________________________________________________ 4. ________________________________________________________________________________ 5. _________________________________________________________________________________________ Квазивирусные («троянские» программы) ­  Вирусы­невидимки (стелс­вирусы) – Вирусы­мутанты – 3. Признаки появления и пути проникновения вирусов в компьютер Группа №2 Косвенные признаки заражения компьютера:  __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ произвольный запуск на компьютере каких­либо программ; __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________          друзья и знакомые говорят о полученных от вас сообщениях, которые вы не отправляли;  в вашем почтовом ящике находится большое количество сообщений без обратного адреса и заголовка. Пути проникновения вирусов на компьютер: __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________   __________________________________________________________________________                  Съемные накопители,             Вирус, оставшийся в оперативной памяти после предшествующего пользователя.   на которых находятся заражённые вирусом файлы. Действия при наличии признаков заражения компьютера.        если   он   к   ним   был            отключить   компьютер   от   локальной   сети   и   Интернета,            если   симптом   заражения   состоит   в   том,   что   невозмож   подключен;   диска компьютера (компью   загрузиться в режиме защиты от сбоев или с диска         аварийной загрузки         Windows        ;      тер выдает ошибку, когда вы его включаете), попробо        но   загрузиться   с   жесткого      вать            ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________            ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ 12 Группа №3 4. Антивирусные программы Антивирусные программы ­ ______________________________________________________  ________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ В зависимости от назначения и принципа действия различают следующие антивирусные программы: 1. сторожа или детекторы –___________________________________________________ __________________________________________________________________________ 2. _____________________– предназначены для обнаружения и устранения известных им вирусов, удаляя   их   из   тела   программы   и   возвращая   ее   в   исходное   состояние.   Наиболее   известными представителями являются Dr.Web, Aids Test, Norton Anti Virus. 4. 3. _______________________–   они   контролируют   уязвимые   и   поэтому   наиболее   атакуемые компоненты   компьютера,   запоминают   состояние   служебных   областей   и   файлов,   а   в   случае обнаружения изменений сообщают пользователю.   резидентные   мониторы   или   фильтры  –   постоянно   находятся   в   памяти   компьютера   для обнаружения   попыток   выполнить   несанкционированные   действия.   В   случае   обнаружения подозрительного действия выводят запрос пользователю на подтверждение операций.  вакцины – __________________________________________________________________________ Среди антивирусных программных продуктов можно отметить, прежде всего, пакеты: 5.  Norton Antivirus (Symantec),   Vims Scan (McAfee),   Dr.Solomon AV Toolkit (S&S IntL),   AntiVirus (IBM),     Лаборатория Касперского. InocuLAN (Computer Associates) __________________________      Как защититься от вирусов   _________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ Опорные конспекты Группа №1 2. Виды компьютерных вирусов Вирус   –   это   программа,   обладающая   способностью   к   самовоспроизведению.   Такая способность является единственным свойством, присущим всем типам вирусов. Вирус не может существовать в «полной изоляции». Это означает, что любой вирус использует код других программ или информацию о файловой структуре или даже просто имена других программ. Причина этого: вирус должен каким­нибудь способом  обеспечить передачу себе управления. Вирус может внедряться в исполняемые и командные файлы программ, распространяться   через   загрузочные   секторы   дискет   и   жестких   дисков,   документы офисных   приложений,   через   электронную   почту,   Web­сайты,   по   другим   электронным каналам. 1. По среде обитания компьютерные вирусы бывают: * Файловые   вирусы способны   внедряться   в   программы   и   активизируются   при   их запуске 13 Из   ОП   вирусы   заражают   другие   программные   файлы  (com, exe,  sys)   меняя   их   код вплоть до момента выключения ПК. Передаются с нелегальными копиями популярных программ,   особенно   компьютерных   игр.   Но   не   могут   заражать   файлы   данных (изображения, звук) * Загрузочные вирусы передаются через зараженные загрузочные сектора при загрузке ОС  и  внедряется  в  ОП,   заражая другие  файлы.  Правила  защиты:1)Не рекомендуется запускать   файлы   сомнительного   источника   (например,   перед   загрузкой   с   диска   А   – проверить   антивирусными   программами); 2)   установить   в   BIOS   ПК   (Setup)   защиту загрузочного сектора от изменений * Макровирусы ­   заражают   файлы   документов   Word   и   Excel. Эти   вирусы   являются фактически   макрокомандами   (макросами)   и   встраиваются   в   документ,   заражая стандартный   шаблон   документов.   Угроза   заражения   прекращается   после   закрытия приложения.   При   открытии   документа   в   приложениях   Word   и   Excel   сообщается   о присутствии  в них макросов и предлагается  запретить  их загрузку. Выбор  запрета на макросы   предотвратит   загрузку   от   зараженных,   но   и   отключит   возможность использования полезных макросов в документе * Сетевые   вирусы –   распространяются   по   компьютерной   сети.При   открытии почтового   сообщения   обращайте   внимание   на   вложенные   файлы!   На   отдельных компьютерах, которые не  соединены сетью, они существовать не могут. 2. По способу заражения компьютерные вирусы делятся на:  *  Резидентные  ­  попадают в оперативную память компьютера и, находясь в памяти, могут проявлять свою активность вплоть до выключения или перезагрузки компьютера;  *  Нерезидентные  ­  в   память   не   внедряются   и   активны   только   ограниченное   время, связанное с выполнением определенных задач.  3. По степени воздействий компьютерные вирусы делятся на: * Безвредные – не влияют на работу ПК, лишь уменьшают объем свободной памяти на диске, в результате своего размножения. * Неопасные –   влияние,   которых   ограничивается   уменьшением   памяти   на   диске, графическими, звуковыми и другими внешними эффектами; * Опасные – приводят к сбоям и зависаниям при работе на ПК; * Очень   опасные –   приводят   к   потери   программ   и   данных   (изменение,   удаление), форматированию винчестера и тд. 4. По особенностям алгоритма работы компьютерные вирусы делятся на: * Простейшие ­ паразитические, они изменяют содержимое файлов и секторов диска и могут быть достаточно легко обнаружены и уничтожены;  *  Вирусы­репликаторы   (черви)  ­  распространяются   по   компьютерным   сетям, вычисляют адреса сетевых компьютеров и записывают по этим адресам свои копии; *  Вирусы­невидимки (стелс­вирусы)  ­  очень трудно обнаружить и обезвредить, так как   они   перехватывают   обращения   операционной   системы   к   пораженным   файлам   и секторам дисков и подставляют вместо своего тела незараженные участки диска; *  Вирусы­мутанты  ­  содержащие   алгоритмы   шифровки­расшифровки,   благодаря которым копии одного и того же вируса не имеют ни одной повторяющейся цепочки байтов;  14 *  Квазивирусные («троянские» программы) ­ не способны к самораспространению, но очень опасны, так как, маскируясь под полезную программу, разрушают загрузочный сектор и файловую  систему дисков. Группа №2 3. Признаки появления и пути проникновения вирусов в компьютер Вирус  –   это   программа,   обладающая   способностью   к   самовоспроизведению.   Такая способность является единственным свойством, присущим всем типам вирусов. Вирус не может существовать в «полной изоляции». Это означает, что любой вирус использует код других программ или информацию о файловой структуре или даже просто имена других программ. Причина этого: вирус должен каким­нибудь способом  обеспечить передачу себе управления. Вирус может внедряться в исполняемые и командные файлы программ, распространяться   через   загрузочные   секторы   дискет   и   жестких   дисков,   документы офисных   приложений,   через   электронную   почту,   Web­сайты,   по   другим   электронным каналам.  Проникнув в компьютерную систему, вирус может ограничиться безобидными визуальными   или   звуковыми   эффектами,   но   может   и   вызвать   потерю   или   искажение данных, утечку личной и конфиденциальной информации. В худшем случае компьютерная система, пораженная вирусом, окажется под полным контролем злоумышленника. Признаки появления вирусов  прекращение работы или неправильная работа ранее успешно функционировавших программ;   медленная работа компьютера;   невозможность загрузки операционной системы;   исчезновение файлов и каталогов или искажение их содержимого;   изменение даты и времени модификации файлов;   изменение размеров файлов;   неожиданное значительное увеличение количества файлов на диске;   существенное уменьшение размера свободной оперативной памяти;   вывод на экран непредусмотренных сообщений или изображений;   подача непредусмотренных звуковых сигналов;   частые зависания и сбои в работе компьютера;  Пути проникновения вирусов на компьютер  Глобальная сеть Internet .  Электронная почта.  Локальная сеть.  Компьютеры «Общего назначения».  Пиратское программное обеспечение.  Ремонтные службы.  Съемные накопители, на которых находятся заражённые вирусом файлы.   Жёсткий диск, на который попал вирус.  Вирус, оставшийся в оперативной памяти после предшествующего пользователя. Действия при наличии признаков заражения компьютера. 15  отключить   компьютер   от   локальной   сети   и   Интернета,  если   он   к   ним   был подключен; если симптом заражения состоит в том, что невозможно загрузиться с жесткого диска   компьютера   (компьютер   выдает   ошибку,   когда   вы   его   включаете), попробовать   загрузиться   в   режиме   защиты   от   сбоев   или   с   диска  аварийной загрузки Windows; запустить антивирусную программу.   Группа №3 4. Антивирусные программы Дня обнаружения, удаления и защиты от компьютерных вирусов разработано несколько видов специальных программ, которые позволяют обнаруживать и уничтожать вирусы. Такие программы называются антивирусными. Антивирусные   программы  предназначены   для   предотвращения   заражения компьютера вирусом и ликвидации последствий заражения.  В своей работе эти программы используют различные принципы для поиска и лечения зараженных файлов. Для нормальной работы на ПК каждый пользователь должен следить за обновлением антивирусов. Если антивирусная программа обнаруживает вирус в файле, то она удаляет из него программный код вируса. Если лечение невозможно, то зараженный файл удаляется целиком. Имеются   различные   типы   антивирусных   программ   –   полифаги,   ревизоры, блокировщики, сторожа, вакцины и пр. В зависимости от назначения и принципа действия различают следующие антивирусные программы: ­ ­ сторожа или детекторы  – предназначены для обнаружения файлов зараженных известными вирусами, или признаков указывающих на возможность заражения.   доктора  – предназначены для обнаружения и устранения известных им вирусов, удаляя   их   из   тела   программы   и   возвращая   ее   в   исходное   состояние.   Наиболее известными представителями являются Dr.Web, AidsTest, Norton Anti Virus. ­ ­ ревизоры  –   они   контролируют   уязвимые   и   поэтому   наиболее   атакуемые компоненты компьютера, запоминают состояние служебных областей и файлов, а в случае обнаружения изменений сообщают пользователю.   резидентные   мониторы   или   фильтры  –   постоянно   находятся   в   памяти компьютера для обнаружения попыток выполнить несанкционированные действия.  В случае обнаружения подозрительного действия выводят запрос пользователю на подтверждение операций.  вакцины – имитируют заражение файлов вирусами. Вирус будет воспринимать их зараженными, и не будет внедряться. Чаще всего используются Aidstest Лозинского, Drweb, Dr.Solomon.  ­ Среди   антивирусных   программных   продуктов   можно   отметить,   прежде   всего, пакеты:  Norton Antivirus (Symantec),   Vims Scan (McAfee),  16  Dr.Solomon AV Toolkit (S&S IntL),   AntiVirus (IBM),    Лаборатория Касперского. InocuLAN (Computer Associates)  Как защититься от вирусов:   1. установите на свой ПК современную антивирусную программу.  2. перед  просмотром  информации  принесенной  на  флэш­карте  (дискете)  с другого компьютера проверьте носитель антивирусом; 3. после разархивирования архивных файлов сразу проверьте их на вирусы (не все антивирусные   программы   могут   искать   вредоносный   код   в   архивах   или   могут делать это не корректно); 4. периодически   проверяйте   компьютер   на   вирусы   (если   активно   пользуетесь Интернетом – запускайте раз в неделю, а то и чаще); 5. как можно чаще делайте резервные копии важной информации (backup); 6. используйте   совместно   с   антивирусной   программой   файервол   (firewall)   если компьютер подключен к Интернету; 7. настройте браузер (программа просмотра Интернет страниц – IE, Opera и т.д.) для запрета запуска активного содержимого html­страниц. 17 5. САМОАНАЛИЗ УРОКА Мною   был   проведен   урок   по   теме   «Компьютерные   вирусы   и   антивирусные программы». Цель   урока:   познакомить   студентов   с   определением   компьютерного   вируса, сформировать знания о видах вирусов, способствовать овладению знаниями о средствах антивирусной защиты. По   результатам   ответов   студентами   домашнего   задания   и   проверки   теста   92% группы   справились   на   оценки   хорошо   и   отлично,   остальные   на   удовлетворительно, поэтому можно сделать вывод, что цель урока достигнута. Данная тема способствует формированию таких общих компетенций как: ОК 1.   Понимать   сущность   и   социальную   значимость   своей   будущей   профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. Тема   урока   напрямую   связана   с   профессией   программист,   так   как   одной   из основных задач программиста является обеспечение информационной безопасности компьютерной системы, о которой на сегодняшний момент мы говорим на уровне всего Мира. Также эта тема является актуальной и интуитивно понятной,  потому что каждый студент, имея компьютер у себя дома должен уметь защитить его от заражения компьютерными вирусами. ОК 2.   Организовывать   собственную   деятельность,   выбирать   типовые   методы   и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. Студентам было необходимо организовать работу в группах, проработать кейс материалов, сделать выводы и сформулировать правильные ответы на вопросы. ОК 5. Использовать   информационно­коммуникационные   технологии   в профессиональной деятельности. Для   решения   учебной   задачи   на   столе   каждой   группы   находился   ноутбук   с подключением   к   сети   Интернет,   что   позволило   при   подготовке   использовать интернет ресурсы и электронный учебник. ОК 6. Работать   в   коллективе   и   в   команде,   эффективно   общаться   с коллегами, руководством, потребителями. Формирование данной компетенции осуществлялось за счет работы в группе, что   позволило   обеспечить   взаимодействие   для   принятия   решений   и   создание корпоративного  духа. ОК 7. Брать   на   себя   ответственность   за   работу   членов   команды,   за   результат выполнения заданий. В   каждой   группе   были   распределены   обязанности   –   назначен   капитан, представляющий результаты работы, одни изучали опорные конспекты и учебники, другие работали с электронными ресурсами. На основе требований к современному уроку я применяла:  ­ целеполагание  ­ выведение целей и задач урока вместе со студентами на основании комплекса вопросов. ­   групповую   работу  ­   группа   студентов   ПВ­11­12   отличается   слабой   активность   и инициативностью,   поэтому   наиболее   приемлемой   для   них   формой   работы   является именно работа в группах, и на уроках я стараюсь применять ее как можно чаще. Когда ребята   работают   в   команде,   они   чувствуют   поддержку   других   и   становятся   более 18 раскованными,   активными,   с   интересом   обсуждают   поставленные   задачи.   Так   же результативность в этой форме работы дает дух соперничества. ­ интерактивные методы (проблемно­диалоговый, кейс­метод). В рамках реализации ФГОС 3 поколения урок должен быть разделен на этапы, и каждый этап имеет свою цель. ЭТАПЫ УРОКА:   ОРИЕНТИРОВОЧНО­МОТИВАЦИОННЫЙ  ЦЕЛЬ: актуализация знаний, постановка цели урока и мотивация учебной деятельности.  ПОИСКОВО­ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ  ЦЕЛЬ: получение знаний по теме, обобщение и систематизация понятий.  Большую   часть   знаний   студенты   получили   самостоятельно,   посредством   работы   в группах. Этот этап позволил реализовать деятельностный подход в обучении.  РЕФЛЕКСИВНО­ОЦЕНОЧНЫЙ  ЦЕЛЬ: подведение итогов, воспроизведение и коррекция опорных знаний; тестирование учащихся, выявление пробелов. Считаю удачной выбранную структуру урока, так как в начале урока студентам легко дается   концентрация   внимания,   затем,   когда   внимание   начинает   рассеиваться,   им предлагается   другой   вид   деятельности   –   самостоятельная   работа   в   группах,   затем прослушивание выступлений и решение итогового теста.  Постоянно идет смена учебной деятельности.   В   этом   заключается   логическая   связь   между   этапами   урока,   а   также поддерживается высокая работоспособность студентов.  На уроке был создан нужный для работы психологический микроклимат, характер общения с учащимися доброжелательный.  Психологическая атмосфера поддерживается непринужденной беседой, разговором, обсуждением.  На уроке использовались опорные конспекты, раздаточный материал, что экономит  время и приучает студентов к самостоятельной работе. Проведение данного урока позволило осуществить межпредметные связи с такими  дисциплинами как биология, информационная безопасность. 6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Макарова Н.В. Информатика и ИКТ. 10 класс.­ СПб.: Питер Пресс, 2013. 2. Макарова Н.В. Информатика и ИКТ. 11 класс.­ СПб.: Питер Пресс, 2012. 3. Михеева Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности:  учебное пособие для среднего профессионального образования. – М.: Издательский  центр «Академия», 2010 – 384с. Интернет ресурсы 1. 2. http://informatika.sch880.ru/p16aa1.html http://www.5byte.ru/10/0033.php 19 3. 4. 5. http://ddriver.ru/kms_catalog+stat+cat_id­10+page­1+nums­242.html http://www.univer.omsk.su/omsk/Edu/infpro/1/13/virys2.html http://sisadmina.net/cont/affil3 20

Открытый урок на тему "Компьютерные вирусы и антивирусные программы"

Открытый урок на тему "Компьютерные вирусы и антивирусные программы"

Открытый урок на тему "Компьютерные вирусы и антивирусные программы"

Открытый урок на тему "Компьютерные вирусы и антивирусные программы"

Открытый урок на тему "Компьютерные вирусы и антивирусные программы"

Открытый урок на тему "Компьютерные вирусы и антивирусные программы"

Открытый урок на тему "Компьютерные вирусы и антивирусные программы"

Открытый урок на тему "Компьютерные вирусы и антивирусные программы"

Открытый урок на тему "Компьютерные вирусы и антивирусные программы"

Открытый урок на тему "Компьютерные вирусы и антивирусные программы"

Открытый урок на тему "Компьютерные вирусы и антивирусные программы"

Открытый урок на тему "Компьютерные вирусы и антивирусные программы"

Открытый урок на тему "Компьютерные вирусы и антивирусные программы"

Открытый урок на тему "Компьютерные вирусы и антивирусные программы"

Открытый урок на тему "Компьютерные вирусы и антивирусные программы"

Открытый урок на тему "Компьютерные вирусы и антивирусные программы"

Открытый урок на тему "Компьютерные вирусы и антивирусные программы"

Открытый урок на тему "Компьютерные вирусы и антивирусные программы"

Открытый урок на тему "Компьютерные вирусы и антивирусные программы"

Открытый урок на тему "Компьютерные вирусы и антивирусные программы"

Открытый урок на тему "Компьютерные вирусы и антивирусные программы"

Открытый урок на тему "Компьютерные вирусы и антивирусные программы"

Открытый урок на тему "Компьютерные вирусы и антивирусные программы"

Открытый урок на тему "Компьютерные вирусы и антивирусные программы"

Открытый урок на тему "Компьютерные вирусы и антивирусные программы"

Открытый урок на тему "Компьютерные вирусы и антивирусные программы"

Открытый урок на тему "Компьютерные вирусы и антивирусные программы"

Открытый урок на тему "Компьютерные вирусы и антивирусные программы"

Открытый урок на тему "Компьютерные вирусы и антивирусные программы"

Открытый урок на тему "Компьютерные вирусы и антивирусные программы"

Открытый урок на тему "Компьютерные вирусы и антивирусные программы"

Открытый урок на тему "Компьютерные вирусы и антивирусные программы"

Открытый урок на тему "Компьютерные вирусы и антивирусные программы"

Открытый урок на тему "Компьютерные вирусы и антивирусные программы"

Открытый урок на тему "Компьютерные вирусы и антивирусные программы"

Открытый урок на тему "Компьютерные вирусы и антивирусные программы"

Открытый урок на тему "Компьютерные вирусы и антивирусные программы"

Открытый урок на тему "Компьютерные вирусы и антивирусные программы"

Открытый урок на тему "Компьютерные вирусы и антивирусные программы"

Открытый урок на тему "Компьютерные вирусы и антивирусные программы"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.09.2018