Открытый урок на тему: «Работа над художественным образом произведения
Оценка 4.6

Открытый урок на тему: «Работа над художественным образом произведения

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
искусство +1
Взрослым
11.03.2018
Открытый урок на тему: «Работа над художественным образом произведения
Этот урок проходит в музыкальном колледже с ученицей 4 класса. При помощи средств музыкальных выразительностей, мы учимся раскрывать художественный образ произведений, развивать умение слушать и понимать исполняемое произведение; развивать воображение. Дать определение понятию «художественный образ произведения»; научиться раскрывать замысел произведения.
Открытый урок в Кузнецке.docx
Филиал №3 Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного обучения      ДШИ Сосновоборского района. Открытый урок с ученицей 4 класса (баян) «Работа над художественным образом произведения» Подготовила: Ернеева Гульсюм Махмудовна 1 преподаватель народного отделения. 2018г. План – конспект открытого урока Место проведения: ГБОУ СПО «Кузнецкий музыкальный колледж». Дата проведения:  20    февраля  2018 г. Тип урока : открытый Форма работы: индивидуальная. Тема  урока: «Работа над художественным образом произведения» Цель урока: Научиться раскрывать художественный образ произведений с  помощью средств музыкальной выразительности.   Задачи: •            Образовательная:  дать определение понятию «художественный образ  произведения»; научиться раскрывать замысел произведения. • Развивающая:  развивать умение слушать и понимать исполняемое  произведение; развивать воображение, мышление, память, чувство ритма. •       Воспитательная:  воспитывать культуру исполнения произведения;  воспитание у учащегося внимания.  Методы: игра на инструменте, беседа, наблюдение, демонстрация   видеоматериала, игровые методы, сравнения, рефлексия. Реализуемые педагогические технологии: художественные, информационно­ компьютерные. Здоровьесберегающие , обучение в сотрудничестве.   Оборудование:  пюпитр, музыкальный инструменты (баян, аккордеон), нотная  литература, словарь( приложение 1), компьютер, фортепиано. Урок проводится с ученицей  4 класса  Кафтаевай Айгуль. План урока: I. Организационный момент II. Основная часть урока: 1) исполнение гаммы  A – dur c разными длительностями; арпеджио;  аккордов. 2)  работа над раскрытием художественного образа произведения   старинного романса «Я встретил вас»  3) Физкультминутка. 2 4)  работа над раскрытием художественного образа в пьесе р.н.п.  «Коробейники» ; 5)  Е.Дербенко  «Шутка» III. Итог урока. IV. Домашнее задание Ход урока: I. Организационный момент.   Приветствие,   посадка   за   инструментом,  настрой   на   активную   творческую работу. II. Основная часть урока. Педагог: С чего мы начнем наш урок? Ученик: С исполнения гаммы, арпеджио, аккордов. 1) Педагог: Сегодня мы с тобой будем исполнять гамму A­dur в две октавы разными длительностями.  Работа над гаммой – штрихи, динамика, смена движения меха. Педагог: Теперь играем арпеджио и аккорды в две октавы. (Работа над арпеджио и аккордами – следить за рукой, погружением пальцев в клавиши до самого дна; за мягкостью и свободой руки, сменой движения меха). 2) Педагог:  Сегодня мы продолжим с тобой увлекательное путешествие в мир музыкальных образов, но перед этим, давай вспомним   и посмотрим выступление баяниста Павла Сливкого.   Стар. рус. романс « Я встретил Вас» Мотивация   ученика   на   совместную   деятельность.   Просмотр видеофрагмента . Обсуждение выступления и выведение цели занятия Педагог: Тебе понравилось выступление баяниста? Ученик: Очень понравилось. Педагог: А что тебе понравилось в его выступлении? Ученик: Он играет очень хорошо, с душой. Его интересно слушать. Педагог: Согласна с тобой, он очень эмоционально играет. А как выразительно звучит его инструмент! Хочешь научиться играть также как он? Ученик: Очень хочу. Педагог: Ты   догадалась     к   чему   мы   будем   стремиться   с  тобой   на   уроке, какую цель будем преследовать? Ученик: Научиться выразительно играть. Педагог:  Мы   постараемся   с   тобой   выразительно   исполнить   произведение, которое взяли для работы. Но для этого нужно много трудиться, нужно научиться 3 не только читать нотный текст, что ты уже умеешь делать, но услышать и увидеть в нотных знаках зашифрованный в них образ, уметь этот образ выразить в звуке.  Тема   нашего   открытого   урока:   «Работа   над   художественным   образом произведения».          Педагог: Музыка, как и любой вид искусства, отображает жизнь во всех её  проявлениях. Что такое для нас художественный образ? Ученик: Смысл, суть, содержание музыки…    Педагог: Как пишет философская энциклопедия «Образ не просто отражение действительности, а ее художественное обобщение».   Когда мы говорим "образ" – это означает, что мы воображаем себе что­то. Это то  содержание, которое заложено композитором в музыкальном художественном  произведении, а также то, как мы понимаем это содержание, что мы себе    – это  представляем. Таким образом, музыкальный художественный образ жизненное содержание, воплощённое в музыкальных звуках. Сила искусства, и  музыки в том числе, ­  в том, насколько сильно образ, созданный композитором,  действует на нас, какие чувства в нас вызывает.   3) Педагог: Какое у тебя было домашнее задание?  Ученик: В романсе « Я встретил вас», отработать мех, показать правильное  голосоведение , штрихи, кульминацию и т.д….. Проверка домашнего задания: целостное проигрывание пьесы двумя руками с  выполнением раннее поставленных задач: 1. производить смены меха в указанных местах нотного текста; 2. точно выполнять аппликатурные требования – соблюдать выставленные над  нотными знаками пальцы; 3. точно выдерживать все длительности; 4. плавное голосоведение; 5. добиться безостановочной игры двумя руками, при этом точно соблюдая нотный текст. Педагог: Что ты можешь рассказать об этом произведении?      Ученик:   Я хочу прочитать  несколько строк из стихотворения. Этот  старинный рус. романс написан в 1870г.  на слова поэта Ф.Тютчева, которое он  посвятил неизвестной  нам поклоннице и вместо заглавия написал буквы «К.Б».  Его исполнял великий певец И.Козловский, а музыку написал Леонид Дмитриевич  Малашкин. Педагог: Правильно, ведь мы смотрели с тобой презентации об истории  возникновения и слушали этот романс. Педагог:  Какие средства музыкальной выразительности он использовал?      Ученик: Мелодия напевная, с широким дыханием…..   Педагог: Какой характер музыки? (применение  наглядного словаря).      Ученик: Очень нежный, мягкий, лиричный. Педагог: Какой темп в этом произведении, динамика?       Ученик: Темп спокойный, песня звучит не громко.  4 Исполнение:  а) Работа над фразировкой: определение кульминации в каждой фразе,  графическое изображение динамики в нотах, пропевание мелодии; б) работа над ритмом: игра со счётом вслух, прохлопывание ритма каждой  партии, работа над трудными  местами (аккорды);    в) работа над штрихами – добиться в партии правой руки связной, плавной  игры; снятия лиг; г) работа над единым темпом исполнения; 3) Проведение физкультминутки: руки поднять вверх, хорошо потянуть,  Физкультминутка. расслабить кисти рук, «бросить» вниз.      4)  Педагог:  Следующее произведение: Обр. П. Лушникова  рус. нар. песня  «Коробейники».  ­ Пользуясь словарем определи характер данного произведения. Ученик: Эта пьеса веселая, задорная. (выбирает слова из словаря) .Есть тема,  она исполняется  терциями и есть вариации. Проверка домашнего задания. Методы, которые были использованы для разучивания данной пьесы: Анализ пьесы (подвижный темп; различные динамические оттенки; штрихи  (легато, стаккато); удобная расстановка аппликатуры; смена движения меха ­  соответствует фразировке). Работа над фразировкой: определение кульминаций во фразах, во всей пьесе. Работа над штрихами: в тексте, где штрих стаккато ­добиться четкости  исполнения, там где штрих легато­ плавной связной игры.  Работа с динамическими оттенка: пиано, форте. Смена динамических  оттенков делает почти одинаковые части пьесы более интересными. При возникновении трудностей нужно вернуться снова к детальной работе:  уточнить текст, аппликатуру, смену движения меха, другие компоненты  музыкального языка. 5)  Педагог:  Евгений Петрович Дербенко — один из популярных  российских композиторов, работающий в жанре музыки для русских  народных инструментов. Сегодня, наверное, нет ни одного баяниста,  который бы не знал его обработок народных мелодий или оригинальных  сочинений. Интересна музыка этого автора и для других инструментов и  ансамблей. На сегодняшний день, он самый исполняемый в музыкальных школах . Его  пьеса « Шутка» написана для дуэта баяна и  фортепиано. Прослушиваем  исполнение.            Охарактеризуй это произведение. ( слова из словаря)      Ученик:  Пьеса веселая, шутливая, энергичная.  Размер 2 /4; тон­ть a­ moll;        И мне очень нравится её исполнять.       Педагог: Значит, какой образ ты должна  передать? 5 Ученик:  В пьесе мы должны передать образ веселого, шутливого настроения. Педагог: Какой основной штрих в этой пьесе?  Ученик: Нон легато, стаккато, акценты. Педагог: Что он будет передавать? Ученик: Легкость. игривость. Педагог: В партии  левой руки ­  применяется  пятый  палец. Когда играешь бас  этим пальцем, задача ­ мех не останавливать, а вести плавно. ­    Ты играешь в дуэте и должна четко прислушиваться к аккомпанементу (фо­но), проигрышу и вовремя вступать . Работа над фразировкой: определение кульминации в каждой фразе,  Работа над штрихами – добиться в партии правой руки стаккато, легкости, а в  партии левой руки – чёткости аккомпанемента. Работа над динамикой оттенков, характером исполнения произведения.         III. Итог урока. Учащаяся справилась с поставленными перед ней задачами: постаралась при игре  передать художественный образ произведений, научилась самостоятельно  анализировать собственное исполнение, находить ошибки, трудности в исполнении и искать пути их преодоления. Учащаяся поняла, что для того, чтобы  произведение звучало, недостаточно точно выучить нотный текст, нужно много  внимания уделять работе над динамикой, фразировкой, ритмом, штрихами, т.е. над средствами музыкальной выразительности. В дальнейшем планируется и  самостоятельная работа учащейся по раскрытию художественного образа  произведения. IV. Домашнее задание. Совершенствовать исполнительское мастерство с учетом замечаний педагога. 6

Открытый урок на тему: «Работа над художественным образом произведения

Открытый урок на тему: «Работа над художественным образом произведения

Открытый урок на тему: «Работа над художественным образом произведения

Открытый урок на тему: «Работа над художественным образом произведения

Открытый урок на тему: «Работа над художественным образом произведения

Открытый урок на тему: «Работа над художественным образом произведения

Открытый урок на тему: «Работа над художественным образом произведения

Открытый урок на тему: «Работа над художественным образом произведения

Открытый урок на тему: «Работа над художественным образом произведения

Открытый урок на тему: «Работа над художественным образом произведения

Открытый урок на тему: «Работа над художественным образом произведения

Открытый урок на тему: «Работа над художественным образом произведения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.03.2018