Открытый урок по окружающему миру во 2
классе.
Тема: «Вода – основа жизни на Земле».
подготовила
учитель начальных классов
Ярикова Светлана Анатольевна
Прогимназия «Снегири» 2017 год
Тип урока: комбинированный
Вид урока: усвоение новых знаний
Цель: уточнить и расширить знания о воде и её значении в жизни
человека;
раскрыть основные факторы загрязнения воды и меры по охране
её чистоты.
Задачи: - формировать представление о воде, как основе жизни;
- формировать первоначальное представление детей об
экологии, и её роли в жизни людей;
- учить анализировать факты, делать выводы и обобщения;
- развивать наблюдательность, познавательную активность,
логическое мышление;
- воспитывать бережное отношение к воде, любовь к
природе.
Оборудование: презентация; карточки: вода, жидкая, твёрдая,
газообразная, свойства воды, природные фильтры, очистные
сооружения, экологи; текст экологической сказки, кластеры; 3
стеклянных стакана, 3 воронки с почвой, песком и глиной; чёрный
ящик; дождевая вода в бутылке; компьютер; телевизор.
(1 слайд – титульный лист)
I. Организация начала урока.
(2 слайд – природа)
Один из детских поэтов сказал:
Только тот живет как нужно,
Все дается лишь тому.
Кто живет согласно, дружно
С постоянным ПОЧЕМУ?
- Только тому интересно жить, кто старается узнать много нового. А вы
являетесь почемучками? Тогда этот урок для вас.
II. Актуализация знаний.
- Перед вами чёрный ящик. Хотите узнать, что в нём?
А подскажет вам писатель Сент Экзюпери.
(3 слайд – с текстом)
Ход урока.
1 «… у неё нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, ею наслаждаются, не
ведая, что она такое. Нельзя сказать, что она необходима для
жизни: она – сама жизнь. Она самое большое богатство на
свете».
- Давайте проверим, кто из вас прав и заглянем в ящик!
(Открывается чёрный ящик и достаётся бутылка с водой)
- Посмотрите, и вправду вода!
- Какова же будет тема нашего урока?
(4 слайд – тема урока, слайд заполняется постепенно)
Открывается запись на доске, одновременно дети пишут в своих
кластерах.
- А что такое вода?
Ответы детей:
- Вода, с химической точки зрения – прозрачная, бесцветная жидкость,
не имеющая вкуса, цвета и запаха, представляющая собой химическое
соединение водорода и кислорода.
- С человеческой точки зрения, вода – это жидкость, напиток,
предназначенный для питья.
- Из воды состоит всё живое, в том числе человек.
Показ слайдов: 5 слайд- с журавлями,
6 слайд – про место у воды,
7 слайд – о растениях.
- Давайте вспомним, что мы уже знаем о воде?
III. Закрепление пройденного материала.
Три состояния воды.
(8 слайд - три состояния воды, слайд заполняется постепенно)
- Воду можно перелить в бутылку или стакан. Почему?
( Она жидкая)
- Всегда ли она жидкая? Если налить воду в блюдце и поставить в
холодильник, что произойдёт?
( Замёрзнет, превратиться в лёд)
- Лёд – это вода в твёрдом состоянии.
- Летом, после дождя, образуются лужи, но выглянуло солнце, и лужи
высохли.
- Куда делась вода?
( Превратилась в пар, испарилась.)
Вывод: вода – это единственное вещество на Земле, которое
бывает в трёх состояниях, твёрдом, жидком и газообразном.
- Запишите в своем кластере эти слова.
- Приведите примеры, где вода встречается в природе в жидком
состоянии?
(Воды рек, озёр, морей, океанов, дождь, роса)
- А в твёрдом состоянии?
( Град, лёд, снег, иней)
- А в газообразном состоянии?
( Туман, облако, пар)
- Что общего и в чём разница между облаками и туманом?
( Общее: состоят из мельчайших капелек воды;
2 разница: облака образуются высоко над землёй, а туман – над
поверхностью земли.)
Свойства воды.
(9 слайд – свойства воды)
- Какие из перечисленных свойств относятся к воде?
Бесцветная, прозрачная, без запаха, форменная, белая, текучая,
безвкусная, светлая, без формы, кислая.
- Давайте проверим. ( Показать слайд с правильными ответами)
- Ну, а теперь заполним наш кластер, отгадав загадки.
1. Кто ответить мне сумеет,
Форму ли вода имеет? (нет)
- Запишем: без формы
2. Знает Маша, Витя, Света,
Что вода всегда … (бесцветна)
3. Бабушка пирог печёт,
Запах от него течёт;
Как разрежем апельсин,
Слюнки льются – нету сил,
А когда водичка льётся,
В носу запах остаётся? (без запаха)
4. Поиграли мы в песке,
Ручки вымыли в реке,
Вдруг ракушку увидали,
Это свойство вы узнали? (прозрачная)
5. Пластинку ровную возьмём,
И на неё воды нальём,
Прошу я вас ответить
Что вы могли заметить? (текучая)
6. Соль в стаканчик положили,
И её мы растворили,
Если сахар опустить,
Что мы можем получить? (вода- растворитель)
Где человек использует свойства воды в своей жизни?
Ответы детей.
- Вода- друг и помощник человека. Она удобная дорога. По рекам,
океанам ходят лодки и корабли.
- Без воды не могут работать заводы и фабрики. Например, для
изготовления одного килограмма бумаги нужно 250 литров воды.
- На реках строят гидроэлектростанции, где получают электричество.
(10 слайд – использование воды)
Вода, является местом отдыха для людей. Предлагаю и вам отдохнуть.
3 IV. Физкультминутка
Поиграем в игру «Вода – суша»
Если вы услышите слово вода, или о воде, то подпрыгните вверх, если
будут слова о суше – присядете на корточки:
Река, берег, озеро, пруд, равнина, океан, холм, болото,
овраг, водохранилище, канал, поляна, дождь, туман, облако,
поле, материк.
V. Изучение нового материала.
- Вода- растворитель, значит всё, что попадает в воду растворяется и
вода становится грязной.
- Как же очищается вода в природе?
Проведём опыт.
- Возьмём три пустых стакана и три воронки с почвой, песком и глиной
и нальём в каждую из них одинаковое количество дождевой, мутной
воды.
Посмотрим, что произошло.
- Почва и песок пропустили воду, а глина - нет.
Так происходит и в природе.
(11 слайд – схема образования родника)
- Давайте напишем об этом в своём кластере.
(Природные фильтры: почва, песок, глина)
- Дождевая вода на поверхности земли была мутной, но, просочившись
сквозь почву, камни, песок, она очистилась и вышла родничком.
- Образовался ручей, потом речка и стали люди брать воду из этой
речки и употреблять её в своих целях.
Сказка «Разноцветная речка»
- Давайте прочитаем с вами сказку про одну речку, и про то, что с ней
сделали люди.
Текла по равнине речка с чистой водой - звалась Прозрачной.
Построили на ее берегу завод игрушек. Для работы ему нужно много
воды. Проложили от завода к речке две трубы. По одной вода на завод
вливается чистая, прозрачная, по другой обратно выливается грязная,
отработанная. Речка стала здесь красная, как мак.
Ниже по течению построили еще один завод - резиновых сапог. Он
прозрачную воду жадно пьет, сбрасывая по трубе обратно грязную
воду. И стала речка здесь чернее черных резиновых сапог.
Вырос на берегу и третий завод - ситцевый. Речка сделалась тут
серо- буро-малиновой - пестрее самого ситца.
Была речка чистой, называлась Прозрачной, да стала грязной -
Разноцветной. Стала маловодной: много воды заводы выпивают. Людям
ни постирать, ни умыться, ни попить, ни рыбы наловить!
Пожаловал на берег Разноцветной Самый Главный Санитар. На
заводах побывал, все узнал и очень рассердился. И приказал: срочно
построить на всех заводах водоочистки. Пусть в цехах грязная вода
«чистится - отмывается» и за дело принимается, и так без конца. Тогда
в речке воды больше станет, и будет она всегда чистой.
4 С той поры речка Разноцветная вновь стала речкой Прозрачной,
чистой. Хочешь - стирай, хочешь - пей, можешь - искупаться, и рыбы
наловить, и ухи наварить.
- Почему речка называлась разноцветной?
- А как раньше её называли?
- Что приказал построить на заводах главный санитар? (водоочистки)
- Да, ребята, чтобы очистить воду от химических загрязнений строят
искусственные фильтры, которые называются - Очистные сооружения.
Посмотрите, как они выглядят.
(12 слайд – очистные сооружения)
- А как называют в жизни главных санитаров?
- Давайте обратимся к толковому словарю и проверим ваши
предположения.
(13 слайд – толковый словарь)
Экологи – люди, которые занимаются изучением
взаимоотношений живой и неживой природы, охраной
окружающей среды.
- Запишите это важное, новое слово в свои кластеры.
- Как ещё человек загрязняет воду? (Бросает мусор, моет машины)
- Давайте подумаем, как вы, дети можете помочь воде быть чистой. (Не
бросать мусор в воду, собрать мусор на берегу, и т. д.)
- Правильно, надеюсь, что вы так и будете поступать всегда.
VI. Итог урока. Рефлексия.
(14 слайд – человек запомни)
- Давайте хором прочитаем финальные слова нашего урока:
Человек, запомни навсегда
Символ жизни на Земле – Вода!
Экономь её и береги,
Мы ведь на планете не одни!
- А теперь давайте полюбуемся нашей красивой планетой.
(15 слайд – видеосюжет)
На экране видеосюжет, на его фоне учитель произносит слова:
- Мы живём на планете Земля, это наш общий дом.
- У нас над головой общая крыша – голубое небо.
- У нас под ногами общий пол – земная поверхность.
- У нас одна на всех лампа и печка – ласковое солнышко.
- У нас общий водопровод – это дождевые и снежные тучи.
- Нам только кажется, что Земля наша огромная и необъятная. А если
взглянуть на неё из космоса, то не такая уж она и большая. Всего за
полтора часа её можно облететь на космическом корабле.
- Но вот, что может произойти, если мы не будем её беречь…
(16 слайд – капля воды)
5 - Итак, давайте поставим точку в нашем уроке, подведем итог.
- Продолжите, пожалуйста, предложения:
Я узнал ….
Я задумался …..
Я удивился ….
- Оцените свою работу.
Кластер имеет раздел – самооценка.
6
Открытый урок Окружающий мир на тему "Вода - основа жизни на Земле" (2 класс)
Открытый урок Окружающий мир на тему "Вода - основа жизни на Земле" (2 класс)
Открытый урок Окружающий мир на тему "Вода - основа жизни на Земле" (2 класс)
Открытый урок Окружающий мир на тему "Вода - основа жизни на Земле" (2 класс)
Открытый урок Окружающий мир на тему "Вода - основа жизни на Земле" (2 класс)
Открытый урок Окружающий мир на тему "Вода - основа жизни на Земле" (2 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.