Открытый урок «Октябрьская революция 1917 года - великое событие или катастрофа?»
Оценка 4.8

Открытый урок «Октябрьская революция 1917 года - великое событие или катастрофа?»

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
история
10 кл—11 кл
15.09.2017
Открытый урок «Октябрьская революция 1917 года  - великое событие или катастрофа?»
Открытый урок на тему Октябрьская революция 1917 года-великое событие или катастрофа.docx
Тема урока: «Октябрьская революция 1917 года  ­ великое событие или катастрофа?» Цели урока: 1. Сформировать представление о причинах и ходе октябрьских событий  1917 года; о первых декретах новой власти, о неоднозначных оценках  произошедшего события. 2. Способствовать развитию логического мышления, умения проводить  анализ исторических событий на основе документов, устанавливать  причинно­следственные связи и делать обобщающие выводы. 3. Содействовать воспитанию чувства патриотизма, уважительного и  бережного отношения к национальной истории и памяти поколений. Оборудование: учебник, мультимедиа, презентация, карта. Ход урока. 1.Изучение нового материала Учитель: «Наступающий, 2017 год — год столетия Февральской и Октябрьской  революций. Это весомый повод еще раз обратиться к причинам и самой  природе революций в России… В истории нашей страны, пожалуй, нет страницы более сложной и  противоречивой, чем время революции 1917г. Современная Россия глубоко  не касалась наследия 1917 года. В стране до сих пор нет единого мнения и оценки событий революции и ее  лидеров. Для многих Октябрьская революция 1917 г.  — величайшее событие  в истории человечества, которое  позволило России выйти из вековой  отсталости, обеспечить невиданные темпы роста экономики, науки. Ещё  больше тех, кто считает, что большевистский переворот подтолкнул страну к  пропасти.   Споры по этому поводу, вероятно, будут вестись ещё долго. В книге  «Русская революция от Ленина до Сталина» известный британский историк и  дипломат Эдуард Харлет Карр писал: «Одни будут прославлять русскую  революцию как историческую веху в освобождении человечества от гнета, другие – проклинать ее как  преступление и катастрофу». Слова британского историка будут эпиграфом к нашему уроку. Каждый из вас, разумеется, имеет право на собственную оценку любого исторического события. Лишь бы она была достаточно  аргументированной. Случайность или закономерность? Оценка событий и в те дни, и сейчас  неоднозначна. Разные политические лидеры, представители научной и  творческой интеллигенции по­разному оценивали события 1917 года. 2.Решение проблемного задания учащимися. Я предлагаю ознакомиться с теми документами, в которых изложены  различные точки зрения на интересующую нас проблему. ­ Предлагаю разделиться на 4 группы. 1­я группа ­ будет работать с документами, раскрывающими причины  революции. 2­я группа ­ должна расположить революционные события в хронологической  последовательности и представить презентацию о событиях 1917 г. 3­я группа – будет работать с документами и даст оценку первым декретам  Советской власти. 4­я группа ­ рассмотрит мнения политиков и историков относительно событий революции 1917г 1 группа 1. «…. Не будь войны,­ писал Ленин в мае 1917 г., ­ Россия могла бы  прожить годы и даже десятилетия без революции против капиталистов.  При войне это объективно невозможно. Так стоит вопрос. Так он  поставлен жизнью….» (Ленин В.И. Полн.собр.соч. Т.32,с.31 1. Из записок В.В.Шульгина о событиях 27 февраля Может он (царь) царствовать? Может ли? О, как это узнать, как? Нет…. не  может…. У него – никого, никого… Есть скверноподданные и открытые  мятежники… Чтобы спасти… надо или разогнать всю эту сволочь (и нас вместе с ними)  залпами, или…. Или надо отречься от престола…. Ценою отречения спасти  жизнь государю… и спасти монархию…. 1. Философ Ф.Степун писал: «С убийством Столыпина даже и в  консервативных кругах исчезла надежда, что власть как­нибудь  справится со своей «исторической задачей». Во всем чувствовался  канунный час. Всем было ясно, что Россия может быть спасена только  радикальными и стремительными мерами». 2. М. Волошин С Россией кончено... На последях Ее мы прогалдели, проболтали, Пролузгали, пропили, проплевали, Замызгали на грязных площадях. Распродали на улицах: не надо­ль Кому земли, республик да свобод, Гражданских прав? И родину народ Сам выволок на гноище, как падаль Ричард Пайпс «Агония старого режима. 1905­1917» (книга «Русская  революция») «…Узаконивая профсоюзы, имперское правительство узаконило и стачки,  прежде запрещенные. И в этом свете рост забастовочного движения (более  чем в половине случаев речь шла об остановке работы на два–три дня) было  бы, наверное, правильней расценить как признак зрелости рабочего класса в  России, что, исходя из опыта западных стран, должно было привести к  большей социальной стабильности…».  2 –я группа работает с хронологией событий и подготовила проект о  приходе большевиков к власти. Хронологическая таблица «Приход большевиков к власти » Дата Событие 3­я группа Дайте оценку первым декретам Советской власти. Документ 1 Декрет о земле Съезда Советов Рабочих и Солдатских Депутатов. 26 октября  1917 г. 1. Помещичья собственность на землю отменяется немедленно без всякого выкупа. 1. Помещичьи имения, равно как все земли удельные, монастырские, церковные со всем их живым и мертвым инвентарем, усадебными постройками и всеми принадлежностями переходят э распоряжение волостных земельных Комитетов и уездных Советов Крестьянских Депутатов впредь до Учредительного собрания. 1. Какая бы то ни была порча конфискуемого имущества, принадлежащего отныне всему народу, объявляется тяжким преступлением, караемым революционным судом. Уездные Советы Крестьянских Депутатов принимают все необходимые меры для соблюдения строжайшего  порядка при конфискации помещичьих имений, для определения того, до какого размера |участки и какие именно подлежат конфискации, для  составления точной описи всего конфискуемого имущества и для строжайшей революционной охраны всего переходящего к народу хозяйства на земле со всеми постройками, орудиями, скотом, запасами продуктов и проч. 2. Для руководства по осуществлению великих земельных преобразований, впредь до окончательного их решения Учредительным собранием,  должен повсюду служить следующий крестьянский наказ, составленный на основании 242 местных крестьянских наказов... 5.   Земля рядовых казаков и крестьян не конфискуется. Документ 2. Декрет о мире Съезда Советов Работа и Солдатских Депутатов. 26 октября  1917года. Рабочее и крестьянское правительство, созданное революцией 24­25 октября  и опирающееся на Советы Рабочих, Солдатских и Крестьянских Депутатов,  предлагает всем воюющим народам и их правительствам начать немедленно  переговоры о справедливом демократическом мире. Справедливым или демократическом миром, которого жаждет подавляющее  большинство истощённых, измученных и истерзанных войной рабочих и  трудящихся классов всех воюющих стран, ­ миром, которого самым  определённым и настойчивым образом требовали русские рабочие и крестьяне после свержения царской монархии, ­ таким миром правительство считает  немедленный мир без аннексий (то есть без захвата чужих земель, без  насильственного присоединения чужих народностей) и без контрибуций. Такой мир предлагает Правительство России заключить всем воюющим  народам немедленно, выражая готовность сделать без малейшей оттяжки  тотчас же все решительные шаги впредь до окончательного утверждений всех условий такого мира полномочными собраниями народных представителей  всех стран и всех наций. Под аннексией или захватом чужих земель Правительство понимает сообразно правовому, сознанию демократии вообще, и трудящихся классов в  особенности, всякое присоединение к большому или сильному государству  малой или слабой народности без точно, ясно и добровольно выраженного  согласия и желания этой народности... Если какая бы то ни была нация удерживается в границах данного  государства насилием, если ей... не предоставляется права свободным  голосованием, при полном выводе войск присоединяющей или вообще  сильной нации, решить без малейшего принуждения вопрос о формах  государственного существования этой нации, то присоединение её является  аннексией, то есть захватом и насилием. Продолжать эту войну из­за того, как разделить между сильными и богатыми  нациями захваченные ими слабые народности, Правительство считает  величайшим преступлением против человечества и торжественно заявляет  свою решимость немедленно подписать условия мира, прекращающего эту  войну на указанных равно справедливых для всех без изъятия народностей  условиях. Вместе с тем Правительство заявляет, что оно отнюдь не считает  вышеуказанных условий мира ультимативными, то есть соглашается  рассмотреть и всякие другие условия мира, настаивая лишь на возможно  более быстром предложении их какой бы то ни было воюющей страной и на  полнейшей ясности, на безусловном исключении всякой тайны при  предложении условий мира. Тайную дипломатию Правительство отменяет, со своей стороны выражая  твёрдое намерение вести переговоры совершенно открыто перед всем  народом, приступая немедленно к полному опубликованию тайных договоров, подтверждающих или заключённых правительством помещиков и  капиталистов с февраля 25 октября 1917 года. Всё содержание этих тайных  договоров... Правительство объявляет безусловно и немедленно отмененным... 4­я группа П.Н.Милюков: (27) января 1859, — русский политический деятель, историк и  публицист. Лидер Конституционно­демократической партии (кадеты).  Министр иностранных дел Временного правительства в 1917 году. «Начало той бесконечной цепи страданий неорганизованных масс от  вооруженного господства организованных шаек, в которой погибла русская  государственность». В.И. Покровский ­ правовед(1838—1915) — земский статистик, экономист,  редактор и педагог. Член­корреспондент Петербургской академии наук “Возбуждая массы и в свою очередь возбуждаемая ими часть (социалистов –  большевики) поднялась до истинного пафоса человеконенавистничества, до  истерического исступления. Быть может, в некоторые “светлые промежутки”  у отдельных вожаков большевизма и возникала мысль о необходимости  остановиться и начать делать хоть какую­нибудь положительную работу..., но  на этом пути положительного строительства они роковым образом были  обречены на неудачу. З.Гиппиус­8 (20) ноября 1869, — 9 сентября 1945, — русская поэтесса и  писательница. Россией сейчас распоряжается ничтожная кучка людей, к которой вся  остальная часть населения, в громадном большинстве, относится  отрицательно и даже враждебно. И.В.Сталин «Логика вещей» Что делали тогда большевики? Большевики готовились к перевороту. Они считали, что взятие власти  пролетариатом ­ единственный выход из тупика войны и хозяйственной  разрухи. Они считали, что без такого переворота немыслимы разрыв с  империализмом и освобождение России от когтей последнего. Они созвали  съезд Советов как единственный преемник власти в стране. Сначала революция, потом ­ мир! Искандеров А.А. « Очерки новейшей истории советского общества» «Это была действительно великая революция. Во­первых, она вызвала  коренные изменения в общественном развитии России, ликвидировав, по  существу, все институты и структуры старых режимов» Учитель: «Послушаем 1 группу. Как вы справились с заданием. Анализируя  цитаты, вы должны были определить причины революции.» Ответ учащихся. 1.Первая мировая война. 2.Кризис власти Причины революции: 3.Нерешенность аграрного, политического рабочего и национального  вопросов. Учитель: «Весной и летом 1917 года Временное правительство показало свою  неспособность управлять страной. Три кризиса Временного правительства,  рост недовольства народных масс, ухудшение социально­экономической  ситуации в стране, скатывание к открытой диктатуре –все это привело к  росту авторитета партии большевиков.» Просмотр презентации и работа с хронологической таблицей. Учитель: «Большевики приходят к власти. Выскажите свою точку зрения: Что это – революция или переворот? Свой ответ аргументируйте. » Учащиеся отстаивают свои точки зрения. Учитель: «Предоставим слово 3 группе. Чьи интересы выражали первые  декреты? В чем на ваш взгляд, состояла политическая привлекательность  декретов?» Ответы учащихся. Учитель:« А теперь 4­я группа проанализировав высказывания политических  деятелей ответит на вопросы: 1. Однозначна ли была оценка революционных  событий? 2. Какие точки зрения присутствовали? Ответы учащихся. Точки зрения на революционные события: 1.Венец развития человечества. 2.Великая ошибка истории. 3.Высший итог и смысл жизни. Учитель: «Познакомившись с мнениями современников революционных  событий и оценкой с позиций сегодняшнего дня, вы заметили неоднозначность оценок. Сегодня мы с вами на уроке рассмотрели события осени 1917 года,  познакомились с первыми декретами Советов, рассмотрели характеристику  нового политического режима. Сегодня существуют различные точки зрения  на революционные события 1917 года: ­ Сторонники монархических взглядов считали, что Февраль положил начало  катастрофе, а в Октябре страна рухнула в пропасть. Власть большевиков  ввергла Россию в анархию, а в дальнейшем привела к миллионам смертей,  духовному распаду .­ Либералы, эсеры и меньшевики полагали, что Советская власть установила  не диктатуру пролетариата, а “диктатуру над пролетариатом”. ­ Сами большевики считали, что только советская власть отвечает коренным  интересам народа, только она обеспечила спасение от экономической  катастрофы, ликвидировала эксплуатацию, открыла путь к демократии и  социальной справедливости. ­ Многие историки склоняются к тому, чтобы не разделять “Февральскую” и  “Октябрьскую” революции. Целесообразнее говорить о Российской  революции 1917 года. Наша Родина стала полем для невиданного  эксперимента. Было положено начало новому государству – советскому. А каково ваше мнение? Выскажите свою точку зрения: Что это – революция  или переворот.» А теперь мы вернемся к главному вопросу нашего урока: «Октябрьская  революция 1917 года – великое событие или катастрофа?» Ответы учащихся.   подберите дома высказывания современников об  4.Домашнее задание:   Октябрьских событиях, параграф 12; вопросы 1­6, стр. 90   учебник История  Отечества20­начало 21 века, авторы А.А. Данилов, Л.Г.Косулина, изд.  «Просвещение». Список использованной литературы 1. Учебник История Отечества20­начало 21 века, авторы А.А. Данилов,  Л.Г.Косулина, изд. «Просвещение». 2. Поурочные разработки по истории России (XX ­ начало XXI века),9  класс, Арасланова О.В., Поздеев А.В., 2010. 3. Панарин А.С. Российская интеллигенция в мировых войнах и  революциях ХХ века – М.: Эдиториал УРСС. 1998. 4. Коваль Т.В. Конспекты уроков по истории России ХХ в.: 9 кл.: Метод.  Пособие. – М.: Изд­во ВЛАДОС­ПРЕСС, 2002. 5. Лукьянов М.Н. Россия. 1917­1941. Документы. Материалы.  Комментарии. Книга для тех, кто изучает историю Отечества. — Пермь, ЛГУ, 1993.

Открытый урок «Октябрьская революция 1917 года - великое событие или катастрофа?»

Открытый урок «Октябрьская революция 1917 года  - великое событие или катастрофа?»

Открытый урок «Октябрьская революция 1917 года - великое событие или катастрофа?»

Открытый урок «Октябрьская революция 1917 года  - великое событие или катастрофа?»

Открытый урок «Октябрьская революция 1917 года - великое событие или катастрофа?»

Открытый урок «Октябрьская революция 1917 года  - великое событие или катастрофа?»

Открытый урок «Октябрьская революция 1917 года - великое событие или катастрофа?»

Открытый урок «Октябрьская революция 1917 года  - великое событие или катастрофа?»

Открытый урок «Октябрьская революция 1917 года - великое событие или катастрофа?»

Открытый урок «Октябрьская революция 1917 года  - великое событие или катастрофа?»

Открытый урок «Октябрьская революция 1917 года - великое событие или катастрофа?»

Открытый урок «Октябрьская революция 1917 года  - великое событие или катастрофа?»

Открытый урок «Октябрьская революция 1917 года - великое событие или катастрофа?»

Открытый урок «Октябрьская революция 1917 года  - великое событие или катастрофа?»

Открытый урок «Октябрьская революция 1917 года - великое событие или катастрофа?»

Открытый урок «Октябрьская революция 1917 года  - великое событие или катастрофа?»

Открытый урок «Октябрьская революция 1917 года - великое событие или катастрофа?»

Открытый урок «Октябрьская революция 1917 года  - великое событие или катастрофа?»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.09.2017