технологическая карта урока чтение 3 класс Сестрица Аленушка и братец Иванушка.docx
Технологическая карта урока
Т Е М А :
Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
Предмет: Литературное чтение
Класс: 3
УМК: Школа России
Учебнометодическое обеспечение: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др., учебник литературного
чтения, 3 класс, 1 часть, 2012г
Составила: Гогорева Г.А., учитель начальных классов
Место работы: МБОУ «Большереченская СОШ» Цель деятель
ности учителя
Познакомить детей с русской народной сказкой «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» и новым видом сказок
(волшебной), обогащать словарный запас детей, развивать внимание, память, творческие способности.
п. Большая Речка
2017
Педагогические
задачи:
Тип урока
Планируемые
образовательные
результаты
обобщить и систематизировать знания учащихся о сказках, их особенностях;
познакомить учащихся с новым произведением, способствовать формированию у учащихся целостного
представления об основной идее произведений, организовать деятельность учащихся по планированию
совместно с учителем изучения новых произведений, организовать деятельность учащихся по восприятию и
осмыслению текстов новых произведений, обеспечить осмысление новых слов и понятий
продолжать формировать интерес детей к чтению, развивать воображение, наблюдательность, умение
доказывать свою точку зрения;
рассматривать сказку как систему отношений;
формировать умение проникать в эмоциональный настрой всего произведения;
использовать картины, воссоздающие воображение детей;
воспитывать бережное отношение друг к другу.
Повторение изученного материала
Предметные:
познакомятся с сюжетом и содержанием сказки;
научатся определять особенности волшебных сказок; классифицировать сказки (бытовые, волшебные,
о животных), отличать сказки друг от друга; называть с опорой на схему элементы волшебной сказки, героев
произведения; ориентироваться в тексте; читать выразительно текст, передавать правильно с помощью интонации
характер, чувства и настроение героев сказки; сравнивать героев сказок, их внешность, поступки; быстро
просматривать текст с установкой на выполнение конкретного задания;
Метапредметные
: познавательные: выделяют особенности волшебной сказки, дают характеристику герою волшебной сказки; выделяют
эпизоды для ролевого чтения, пользуются информацией о правилах выразительного чтения русских народных сказок в
ходе работы над чтением по ролям; находят необходимую информацию в книге; ориентируются в учебной и
художественной литературе; воспроизводят выводы по сказке, сделанные на предыдущем уроке;
регулятивные: стремятся организовать свою работу (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно) по
составлению плана урока (определение темы, цели и задач урока, планирование действий по выполнению задач урока,
оценка выполненных действий), распределяют роли для чтения в малой группе, планируют работу в группе, оценивают
результаты своей работы;
коммуникативные: находят позитивные способы решения возникших вопросов или спорных ситуаций; выслушивают
мнение товарищей о качестве исполнения роли тем или иным учащимся, своей роли; осознают диалог как вид речи –
умеют понимать вопросы, отвечать на них
Личностные:
осмысливают нравственные понятия и ценности, принятые в обществе; приобретают эстетические ценности и
этические чувства на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений устного народного творчества, а
также собственного сочинения фольклорных произведений; проявляют интерес, отзывчивость к культурному наследию
других народов.
Результатом педагогической деятельности будет ученик, который ценит, то, что он самостоятельно может:
1) Определить жанр произведения.
2) Дать характеристику главных героев.
3) Самостоятельно прогнозировать сюжет.
Информационный материал
1. Учебник, с.2226; рабочая тетрадь, с.20, карточки с текстом речевой разминки
Демонстрационный материал
презентация к уроку
ноутбук, проектор
Результат
педагогической
деятельности
Образовательные
ресурсы
Основные понятия и
Русская народная сказка, добро и зло, какие бывают сказки.
термины Этап урока
1
I.
Организация
начала урока
II. Речевая
разминка
III. Введение в
тему
Формируемые
способы
деятельности
4
Владеют
навыками
организации
рабочего
места
Формулируют
ответы на
поставленные
учителем
вопросы
О р г а н и з а ц и о н н а я с т р у к т у р а у р о к а
Содержание деятельности учителя
Содержание деятельности учащегося
(осуществляемые действия)
Чудесным пусть будет
у вас настроение,
легко и прелестно
даётся учение.
2
3
Показывают готовность
к уроку. Приветствуют учителя
Прочитайте. Что прочитали?
Научитесь читать красиво, без ошибок
Узнайте героев и назовите, откуда они.
Удивляется народ:
Едет печка, дым идет,
А Емеля на печи
Ест большие калачи!
Чай сам наливается
По его хотению,
А сказка называется….
(По щучьему велению)
Сидит в корзине девочка
У мишки за спиной.
Он сам того не ведая,
Несет ее домой.
Ну, отгадал загадку?
Тогда скорей ответь!
Названье этой сказки …..
(Маша и медведь)
О ком эти стихи?
По какому признаку их можно объединить в одну группу?
А почему они называются народными?
Скороговорку
Укатился он из дома
По дороге незнакомой…
Ты узнал его, дружок?
Это самый непослушный,
Говорливый, несмышленый
И румяный …. (Колобок)
IV.
Сообщение
темы
– Прочитайте название сказки, с которой будем знакомиться на этом уроке.
СGЕСIТ1РИDЦSА АSЛ6ЁZНUУ9ШYК8А И БQРNАRNJТ5ЕVЦ
ИJВIА7НGУFШSКZА
Найдём все особенности русской народной сказки. Итак, отправляемся в увлекательное
путешествие в русскую народную сказку «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Мы
будем читать, фантазировать, наблюдать, рассказывать, показывать, проверим свои знания
О героях сказок
Все они русские народные
Их сочинил народ. Сказки
передавлись из уст в уста. Автора
определить нельзя.
«Сестрица Аленушка и братец
Иванушка»
Принимают
учебную
задачу V. Работа по
теме урока
1. Беседа по
прочитанному.
– Как начинается эта сказка, с каких слов?
– Это предложение в сказке называется зачином.
– А ещё как могут начинаться сказки?
– Сколько раз Алёнушка упрашивала Иванушку не пить из копытца?
Отвечают на вопросы.
– Сначала было коровье копытце,
лошадиное,
а потом козье копытце.
Осуществляю
т логические
действия.
Владеют
навыками
осознанного и
выразительног
о чтения
– Число 3 – число волшебного мира. Найдите и зачитайте нужный эпизод по ролям. А для
этого перевоплотимся в Алёнушку и Иванушку и не забываем голосом и интонацией
выделять речь наших героев.
Надевает ролевые маски чтецам.
Читают по ролям.
– Ребята, именно это предложение («Не послушался Иванушка и напился из козьего
копытца») является завязкой сказки. И оно нас как бы насторожило, что же дальше будет.
– Какие слова помогают понять, что детям трудно было идти в жаркий день и их мучила
жажда? Как вы понимаете выражение «пот донимает»?
– Какие слова в этом отрывке повторялись?
– Значит, для сказки ещё характерны повторы, которые часто в них используются
– Это значит, что Иванушке стало
очень жарко.
– Шлишли, идут, идут.
VI.
Продолжение
работы по
теме урока
1. Определение вида сказки
СКАЗКА – это
• научнофантастическое произведение;
• произведение о вымышленных событиях, чаще с участием волшебных сил, в котором
добро всегда побеждает зло.
Давайте с вами повторим какие бывают сказки?
СКАЗКИ
Бытовые Волшебные О животных
Умеют
слушать в
соответствии
с целевой
установкой.
Принимают и
сохраняют
учебную цель
и задачу.
Дополняют,
уточняют
высказанные
мнения.
Классифицируют сказки:
• волшебные – происходит
волшебство с главным героем; есть
предметы волшебства;
• сказки про животных – главные
герои – животные;
• бытовые – описаны быт и жизнь
людей, их привычки, обряды VII.
Ф и з к у л ь т
м и н у т к а
VIII. Работа
по теме урока
2. Работа по
вопросам.
А теперь ребята, встали!
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад,
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели – вновь за дело.
Выполняют физкультминутку
согласно тексту.
– В этой сказке есть положительные и отрицательные герои.
– Положительный герой – это…
Олицетворением зла в этой сказке является…
Внимательно слушают.
Отвечают на вопросы.
АЛЕНУШКА
ВЕДЬМА
– Многое мы узнали об этих героях, и я предлагаю проанализировать главных героев,
подобрать соответствующие слова.
ВЕДЬМА – злая, жестокая, хитрая, грубая.
АЛЁНУШКА – добродушная, ласковая, преданная, заботливая.
– Дополнительно запиши любые слова, которые характеризуют наших героев.
– Зачем побежал козлёнок на речку?
– Прочитайте, что ответила ему Алёнушка?
– Как козлёнок звал свою сестру: весело или печально?
– Как заканчивается сказка? Найдите и прочитайте этот момент. Это предложение ставит
точку в развитии сюжета.
Печально
Отвечают на вопрос.
Читают отрывок – концовку сказки.
– Как ещё может закончиться сказка? Обычно сказки заканчиваются богатым свадебным
пиром, и часто используются такие слова: «И стали житьпоживать и добра наживать».
– Как и в любой сказке, добро победило зло. Чему учит нас эта сказка?
– Зло будет наказано. Слушаться
старших, любить друг друга. Не
бросать близких в беде.
– Ведь Алёнушка и Иванушка выдержали испытание только потому, что они не оставили друг
друга в беде и любили друг друга.
X. Тест
Проводит тестирование (см. ресурсный материал)
Выполняют тестовые
задания оценивают работы друг друга
(взаимопроверка)
XI.
Итог – Как вы думаете, к какому виду сказок мы можем отнести сказку «Сестрица Алёнушка и – Волшебные, бытовые,
Выполняют
физкультмину
тку согласно
инструкции
учителя.
Умеют
слушать в
соответствии
с целевой
установкой.
Принимают и
сохраняют
учебную цель
и задачу.
Дополняют,
уточняют
высказанные
мнения.
Находят
ответы на
вопросы в
тексте
(читают
вдумчиво,
понимают все
слова,
представляют,
о чём
говорится).
Владеют
навыками
самостоятель
ной работы
Осуществляю урока
братец Иванушка»? Докажите.
Что победило в сказке добро или зло?
о животных.
Иванушка превратился
в козлёночка и опять стал человеком;
Алёнушка, утонув, осталась живой;
ведьма оборачивается Алёнушкой.
т логические
действия.
Адекватно
воспринимают
информацию
– Какой урок нам дала эта сказка?
– Выберите и продолжите любое предложение:
• На уроке я узнал…
• Сегодня я сумел…
• Я похвалил бы себя за…
– Оцените свою работу. С каким настроением вы уходите с урока? Нарисуйте
соответствующие смайлики (улыбающегося или грустного колобка)
– Слушаться старших, любить друг
друга и не оставлять близких в беде
Осуществляют самоанализ учебной
деятельности
1. Прочитать эпизоды из сказки, которые больше всего понравились, нарисовать
иллюстрацию к этому отрывку.
2. Составить кроссворд по этой сказке.
Внимательно слушают, задают
уточняющие вопросы
XII.
Рефлексия
XIII.
Домашнее
задание
Владеют
навыками
самоанализа
Принимают
и сохраняют
учебную
задачу Р е с у р с н ы й м а т е р и а л к у р о к у
ТЕСТ
Выбери и подчеркни верный ответ.
1. Почему сестрица и братец остались одни одинёшеньки?
а) Их прогнали родители;
б) родители умерли;
в) дети потерялись.
2. Куда пошла Алёнушка?
а) На работу;
б) за грибами;
в) играть с подругами;
г) за дровами.
3. Откуда Иванушка хотел попить в третий раз?
а) Из козьего копытца;
б) лошадиного копытца;
в) речки;
г) волшебного колодца.
4. Что случилось с Иванушкой?
а) Попал в жилище ведьмы;
б) стал жеребёночком;
в) стал телёночком;
г) стал козлёночком.
5. Что предложил Алёнушке купец?
а) Спасти Иванушку;
б) убить ведьму;
в) выйти за него замуж.
6. Что сделала с Алёнушкой ведьма?
а) Превратила в лягушку;
б) надела на шею камень и бросила в реку;
в) заперла в подвале.
7. Как ведьма попала в дом к купцу?
а) Околдовала купца;
б) оборотилась мышкой;
в) оборотилась Алёнушкой.
8. Почему ведьма упросила купца зарезать козлёнка?
а) Козлёнок ей не понравился;
б) козлёнок всё знал;
в) козлёнок казался ей очень вкусным.
9. Как купец узнал правду?
а) Его слуга подслушал разговор козлёнка с Алёнушкой;
б) купец подслушал разговор ведьмы; в) козлёнок всё рассказал купцу.
О т в е т ы : 1б; 2а; 3а; 4г; 5в; 6б; 7в; 8б; 9а.
Открытый урок по чтению 3 класс по теме "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"
Открытый урок по чтению 3 класс по теме "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"
Открытый урок по чтению 3 класс по теме "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"
Открытый урок по чтению 3 класс по теме "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"
Открытый урок по чтению 3 класс по теме "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"
Открытый урок по чтению 3 класс по теме "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"
Открытый урок по чтению 3 класс по теме "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"
Открытый урок по чтению 3 класс по теме "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"
Открытый урок по чтению 3 класс по теме "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.