Открытый урок по чтению 3 класс по теме "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"
Оценка 4.8

Открытый урок по чтению 3 класс по теме "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
чтение
3 кл
25.01.2018
Открытый урок по чтению 3 класс по теме "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"
технологическая карта урока чтение 3 класс Сестрица Аленушка и братец Иванушка.docx
Технологическая карта урока             Т Е М А :                Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».                             Предмет: Литературное чтение Класс: 3 УМК: Школа России Учебно­методическое обеспечение: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др., учебник литературного  чтения, 3 класс, 1 часть, 2012г Составила:  Гогорева  Г.А.,  учитель начальных классов Место работы: МБОУ «Большереченская  СОШ» Цель деятель­ ности учителя Познакомить детей с русской народной сказкой «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» и новым видом сказок  (волшебной), обогащать словарный запас детей, развивать внимание, память, творческие способности. п. Большая Речка 2017 Педагогические задачи:        Тип урока Планируемые  образовательные результаты     обобщить и систематизировать знания учащихся о сказках, их особенностях;  познакомить учащихся с новым произведением, способствовать формированию у учащихся целостного  представления об основной идее произведений, организовать деятельность учащихся по планированию  совместно с учителем изучения новых произведений, организовать деятельность учащихся по восприятию и  осмыслению текстов новых произведений, обеспечить осмысление новых слов и понятий продолжать формировать интерес детей к чтению, развивать воображение, наблюдательность, умение  доказывать свою точку зрения;  рассматривать сказку как систему отношений;   формировать умение проникать в эмоциональный настрой всего произведения;    использовать картины, воссоздающие воображение детей;  воспитывать бережное отношение друг к другу. Повторение изученного материала Предметные:  познакомятся с сюжетом и содержанием сказки; научатся определять особенности волшебных сказок; классифицировать сказки (бытовые, волшебные, о животных), отличать сказки друг от друга; называть с опорой на схему элементы волшебной сказки, героев  произведения; ориентироваться в тексте; читать выразительно текст, передавать правильно с помощью интонации  характер, чувства и настроение героев сказки; сравнивать героев сказок, их внешность, поступки; быстро  просматривать текст с установкой на выполнение конкретного задания;  Метапредметные     : познавательные: выделяют особенности волшебной сказки, дают характеристику герою волшебной сказки; выделяют  эпизоды для ролевого чтения, пользуются информацией о правилах выразительного чтения русских народных сказок в  ходе работы над чтением по ролям; находят необходимую информацию в книге; ориентируются в учебной и  художественной литературе; воспроизводят выводы по сказке, сделанные на предыдущем уроке; регулятивные: стремятся организовать свою работу (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно) по  составлению плана урока (определение темы, цели и задач урока, планирование действий по выполнению задач урока,  оценка выполненных действий), распределяют роли для чтения в малой группе, планируют работу в группе, оценивают  результаты своей работы; коммуникативные: находят позитивные способы решения возникших вопросов или спорных ситуаций; выслушивают  мнение товарищей о качестве исполнения роли тем или иным учащимся, своей роли; осознают диалог как вид речи –  умеют понимать вопросы, отвечать на них Личностные: осмысливают нравственные понятия и ценности, принятые в обществе; приобретают эстетические ценности и  этические чувства на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений устного народного творчества, а  также собственного сочинения фольклорных произведений; проявляют интерес, отзывчивость к культурному наследию других народов. Результатом педагогической деятельности будет ученик, который ценит, то, что он самостоятельно может: 1) Определить жанр произведения. 2) Дать характеристику главных героев. 3) Самостоятельно прогнозировать сюжет. Информационный материал 1. Учебник, с.22­26; рабочая тетрадь, с.20, карточки с текстом речевой разминки Демонстрационный материал  презентация к уроку  ноутбук, проектор          Результат  педагогической  деятельности Образовательные  ресурсы Основные понятия и Русская народная сказка, добро и зло, какие бывают сказки. термины Этап урока 1 I.  Организация  начала урока II. Речевая  разминка III. Введение в тему Формируемые способы деятельности 4 Владеют  навыками  организации  рабочего  места Формулируют ответы на  поставленные  учителем  вопросы О р г а н и з а ц и о н н а я   с т р у к т у р а   у р о к а Содержание деятельности учителя Содержание деятельности учащегося (осуществляемые действия) Чудесным пусть будет                                               у вас настроение,                                              легко и прелестно                                               даётся учение. 2 3 Показывают готовность  к уроку. Приветствуют учителя ­ Прочитайте. Что прочитали? ­ Научитесь читать красиво, без ошибок ­ Узнайте героев и назовите, откуда они.   Удивляется народ: Едет печка, дым идет, А Емеля на печи Ест большие калачи! Чай сам наливается По его хотению, А сказка называется…. (По щучьему велению) Сидит в корзине девочка У мишки за спиной. Он сам того не ведая, Несет ее домой. Ну, отгадал загадку? Тогда скорей ответь! Названье этой сказки ….. (Маша и медведь) ­ О ком эти стихи? ­ По какому признаку их можно объединить в одну группу? ­ А почему они называются  народными? ­ Скороговорку  Укатился он из дома По дороге незнакомой… Ты узнал его,  дружок? Это самый непослушный, Говорливый, несмышленый И румяный …. (Колобок) IV.  Сообщение  темы  – Прочитайте название сказки, с которой будем знакомиться на этом уроке. СGЕСIТ1РИDЦSА АSЛ6ЁZНUУ9ШYК8А  И БQРNАRNJТ5ЕVЦ   ИJВIА7НGУFШSКZА Найдём все особенности русской народной сказки. Итак, отправляемся в увлекательное  путешествие в русскую народную сказку «Сестрица Алёнушка  и братец Иванушка». Мы  будем читать, фантазировать, наблюдать, рассказывать, показывать, проверим свои знания О героях сказок Все они русские народные Их сочинил народ. Сказки  передавлись из уст в уста. Автора  определить нельзя. «Сестрица Аленушка и братец  Иванушка» Принимают  учебную  задачу V.  Работа по  теме  урока 1. Беседа по  прочитанному. – Как начинается эта сказка, с каких слов? – Это предложение в сказке называется зачином. – А ещё как могут начинаться сказки? – Сколько раз Алёнушка упрашивала Иванушку не пить из копытца? Отвечают на вопросы. – Сначала было коровье копытце,  лошадиное,  а потом козье копытце. Осуществляю т логические  действия.  Владеют  навыками  осознанного и  выразительног о чтения – Число 3 – число волшебного мира. Найдите и зачитайте нужный эпизод по ролям. А для  этого перевоплотимся в Алёнушку и Иванушку и не забываем голосом и интонацией  выделять речь наших героев. Надевает ролевые маски чтецам. Читают по ролям. –   Ребята,   именно   это   предложение   («Не   послушался   Иванушка   и   напился   из   козьего копытца») является завязкой сказки. И оно нас как бы насторожило, что же дальше будет. – Какие слова помогают понять, что детям трудно было идти в жаркий день и их мучила жажда? Как вы понимаете выражение «пот донимает»? – Какие слова в этом отрывке повторялись? – Значит, для сказки ещё характерны повторы, которые часто в них используются – Это значит, что Иванушке стало  очень жарко. – Шли­шли, идут, идут. VI.   Продолжение  работы по  теме урока 1.         Определение вида сказки СКАЗКА – это  •  научно­фантастическое произведение; •  произведение о вымышленных событиях, чаще с участием волшебных сил, в котором добро всегда побеждает зло. Давайте с вами повторим какие бывают сказки?                                          СКАЗКИ      Бытовые                 Волшебные          О животных Умеют  слушать в  соответствии  с целевой  установкой.  Принимают и  сохраняют  учебную цель  и задачу.  Дополняют,  уточняют  высказанные  мнения.  Классифицируют сказки: •  волшебные – происходит  волшебство с главным героем; есть  предметы волшебства; •  сказки про животных – главные  герои – животные; •  бытовые – описаны быт и жизнь  людей, их привычки, обряды VII.  Ф и з к у л ь т м и н у т к а VIII.  Работа  по теме  урока 2. Работа по  вопросам. А теперь ребята, встали! Быстро руки вверх подняли, В стороны, вперед, назад, Повернулись вправо, влево, Тихо сели – вновь за дело. Выполняют физкультминутку  согласно тексту. – В этой сказке есть положительные и отрицательные герои. – Положительный герой – это…  ­ Олицетворением зла в этой сказке является… Внимательно слушают. Отвечают на вопросы. АЛЕНУШКА ВЕДЬМА –   Многое   мы   узнали   об   этих   героях,   и   я   предлагаю   проанализировать   главных   героев, подобрать соответствующие слова. ВЕДЬМА – злая, жестокая, хитрая, грубая.                 АЛЁНУШКА – добродушная, ласковая, преданная, заботливая. – Дополнительно запиши любые слова, которые характеризуют наших героев. – Зачем побежал козлёнок на речку? – Прочитайте, что ответила ему Алёнушка? – Как козлёнок звал свою сестру: весело или печально? – Как заканчивается сказка? Найдите и прочитайте этот момент. Это предложение ставит  точку в развитии сюжета. Печально  Отвечают на вопрос. Читают отрывок – концовку сказки. – Как ещё может закончиться сказка? Обычно сказки заканчиваются богатым свадебным  пиром, и часто используются такие слова: «И стали жить­поживать и добра наживать». – Как и в любой сказке, добро победило зло. Чему учит нас эта сказка? – Зло будет наказано. Слушаться  старших, любить друг друга. Не  бросать  близких в беде. – Ведь Алёнушка и Иванушка выдержали испытание только потому, что они не оставили друг друга в беде и любили друг друга. X. Тест Проводит тестирование (см. ресурсный материал) Выполняют тестовые  задания оценивают работы друг друга (взаимопроверка) XI.   Итог – Как вы думаете, к какому виду сказок мы можем отнести сказку «Сестрица Алёнушка и – Волшебные, бытовые,  Выполняют  физкультмину тку согласно  инструкции  учителя. Умеют  слушать в  соответствии  с целевой  установкой.  Принимают и  сохраняют  учебную цель  и задачу.  Дополняют,  уточняют  высказанные  мнения.  Находят  ответы на  вопросы в  тексте  (читают  вдумчиво,  понимают все  слова,  представляют, о чём  говорится). Владеют  навыками  самостоятель ной работы Осуществляю урока братец Иванушка»? Докажите. ­ Что победило в сказке добро или зло? о животных. Иванушка превратился  в козлёночка и опять стал человеком; Алёнушка, утонув, осталась живой;  ведьма оборачивается Алёнушкой. т логические  действия.  Адекватно  воспринимают информацию – Какой урок нам дала эта сказка? – Выберите и продолжите любое предложение: •  На уроке я узнал… •  Сегодня я сумел… •  Я похвалил бы себя за… –   Оцените   свою   работу.   С   каким   настроением   вы   уходите   с   урока?   Нарисуйте соответствующие смайлики (улыбающегося или грустного колобка) – Слушаться старших, любить друг  друга и не оставлять близких в беде Осуществляют самоанализ учебной  деятельности 1. Прочитать   эпизоды   из   сказки,   которые   больше   всего   понравились,   нарисовать иллюстрацию к этому отрывку. 2. Составить кроссворд по этой сказке. Внимательно слушают, задают  уточняющие вопросы XII. Рефлексия XIII. Домашнее задание Владеют  навыками  самоанализа Принимают  и сохраняют  учебную  задачу Р е с у р с н ы й   м а т е р и а л   к   у р о к у ТЕСТ Выбери и подчеркни верный ответ. 1. Почему сестрица и братец остались одни ­  одинёшеньки? а) Их прогнали родители; б) родители умерли; в) дети потерялись. 2. Куда пошла Алёнушка? а) На работу; б) за грибами; в) играть с подругами; г) за дровами. 3. Откуда Иванушка хотел попить в третий раз? а) Из козьего копытца; б) лошадиного копытца; в) речки; г) волшебного колодца. 4. Что случилось с Иванушкой? а) Попал в жилище ведьмы; б) стал жеребёночком; в) стал телёночком; г) стал козлёночком. 5. Что предложил Алёнушке купец? а) Спасти Иванушку; б) убить ведьму; в) выйти за него замуж. 6. Что сделала с Алёнушкой ведьма? а) Превратила в лягушку; б) надела на шею камень и бросила в реку; в) заперла в подвале. 7. Как ведьма попала в дом к купцу? а) Околдовала купца; б) оборотилась мышкой; в) оборотилась Алёнушкой. 8. Почему ведьма упросила купца зарезать козлёнка? а) Козлёнок ей не понравился; б) козлёнок всё знал; в) козлёнок казался ей очень вкусным. 9. Как купец узнал правду? а) Его слуга подслушал разговор козлёнка с Алёнушкой; б) купец подслушал разговор ведьмы; в) козлёнок всё рассказал купцу. О т в е т ы :  1б; 2а; 3а; 4г; 5в; 6б; 7в; 8б; 9а.

Открытый урок по чтению 3 класс по теме "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"

Открытый урок по чтению 3 класс по теме "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"

Открытый урок по чтению 3 класс по теме "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"

Открытый урок по чтению 3 класс по теме "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"

Открытый урок по чтению 3 класс по теме "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"

Открытый урок по чтению 3 класс по теме "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"

Открытый урок по чтению 3 класс по теме "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"

Открытый урок по чтению 3 класс по теме "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"

Открытый урок по чтению 3 класс по теме "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"

Открытый урок по чтению 3 класс по теме "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"

Открытый урок по чтению 3 класс по теме "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"

Открытый урок по чтению 3 класс по теме "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"

Открытый урок по чтению 3 класс по теме "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"

Открытый урок по чтению 3 класс по теме "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"

Открытый урок по чтению 3 класс по теме "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"

Открытый урок по чтению 3 класс по теме "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"

Открытый урок по чтению 3 класс по теме "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"

Открытый урок по чтению 3 класс по теме "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"