Открытый урок по химии на тему "Неметаллы" 9 класс
Оценка 4.6

Открытый урок по химии на тему "Неметаллы" 9 класс

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
химия
9 кл
11.02.2017
Открытый урок по химии на тему "Неметаллы" 9 класс
Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся о свойствах и применении неметаллов с использованием методов социальных технологий. Задачи: 1. Обобщить и систематизировать знания учащихся о положении неметаллов в периодической системе, строении их атомов, о физических и химических свойствах, о важнейших отраслях их применения. 2. Продолжить развивать умение применять полученные знания на практике при решении расчетных и качественных задач, умение использовать химическую терминологию, умение проводить, наблюдать и описывать химический эксперимент, совершенствовать коммуникативные умения (умение совместно принимать решения, умение отстаивать свою точку зрения и уважать мнение другого человека), совершенствовать навыки устной и письменной речи. 3. Расширить кругозор учащихся, развить познавательный интерес учащихся к предмету.
открытый урок по химии 9 кл.doc
План­конспект урока по теме:  «Неметаллы»                               Цель:   обобщить   и   систематизировать   знания   учащихся   о   свойствах   и применении неметаллов с использованием методов социальных технологий. Задачи: 1. Обобщить и систематизировать знания учащихся о положении неметаллов в периодической   системе,   строении   их   атомов,   о   физических   и   химических свойствах, о важнейших отраслях их применения. 2. Продолжить развивать умение применять полученные знания на практике при   решении   расчетных   и   качественных   задач,   умение   использовать химическую   терминологию,   умение   проводить,   наблюдать   и   описывать химический   эксперимент,   совершенствовать   коммуникативные   умения (умение совместно принимать решения, умение отстаивать свою точку зрения и   уважать   мнение   другого   человека),   совершенствовать     навыки   устной   и письменной речи. 3. Расширить кругозор учащихся, развить познавательный интерес учащихся к предмету. Тип урока: повторение и обобщение знаний. Методы обучения:  ­  словесный (беседа);  ­  наглядный (наблюдение при проведении опытов); ­   практический   (тестирование,   выполнение   расчетных   задач,   проведение опытов). Ход урока: I. Организационный момент. (2 мин). Приветствие класса. Проверка готовности учащихся к уроку. II. Знакомство учащихся с планом урока. (2 мин). Учитель.  Ребята,   сегодня   у   нас   с   вами   заключительный   урок   по   теме: «Неметаллы». Вы должны будете показать свои знания о неметаллах, умения решать   расчетные   и   качественные   задачи.   Работать   вы   будете   в   группах. Каждой   из   групп   будут   даны   свои   задания,   а   этапы   для   всех   команд одинаковые. Вот эти этапы:  1) Разминка, 2) Удивительные вещества и элементы, 3) Расчетная задача, 4) Распознавание, 5) Химический кроссворд.  Затем мы с вами подведём итоги и выясним, какая же команда больше всех  знает о неметаллах. А теперь познакомимся с нашими командами (команды  представляют себя).  Оценивать вашу работу будут жюри (см. приложение №1).  III.Выполнение систематизирующего характера (29 мин). учащимися заданий       обобщающего   и   1)  Учитель. Первое задание ­  разминка.  Предлагаю вам выполнить тест, каждый правильный ответ принесёт вашей команде 1 балл. Время на   задание ­5 мин. (Тесты команды сдают жюри).           Выберите правильный ответ. Вариант I 1. Наиболее ярко выраженные неметаллические свойства проявляет: а) Si,               б) C,                    в) Sn,                  г)Ge. 2. Химическая связь в молекуле аммиака: а) ионная,   б) ковалентная полярная,  в) металлическая,   г) ковалентная неполярная. 3. Оксид азота (V) может взаимодействовать: a) c H2O,         б) H2SO4 ,                 в ) NaOH,            г) CaO 4. Химическое  равновесие в системе: FeO (k) + H2 (г)  смещается в сторону исходных веществ:  ↔ Fe (k) + H2O­Q а) при повышении давления, б) повышения температуры, в) при понижении давления,  г) понижения температуры. 5. Формула вещества, обозначенного Х в схеме превращений веществ:    → X        → H3PO4, P  а) PH3  ,                б)P2O3,             в) P2O5 . 6. Оксид серы (IV) реагирует с обоими веществами пары: а) кислородом и водой,  б) оксидами кальция и углерода (IV), в) медью и серной кислотой. 7. Массовая доля азота в азотной кислоте равна: а) 20,               б) 22,2 ,             в) 14,0,           г) 76,2. 8. Электронная формула атома фосфора: а) 1s²2s²2p³,      б) 1s²2s²2p63s² 3p³,          в) 1s²2s²2p5,         г) 1s²2s²2p63s² 3p5. 9. Высшая валентность азот проявляет в соединении: а)  N2O,             б)  NO,             в)    N2O3,         г) N2O5. 10. Коэффициент перед формулой окислителя в уравнении реакции, схема которой        H2S +  O2      → H2O +  SO2       равен: а) 1,                 б)2,                    в) 3,                    г) 4. Выберите правильный ответ. Вариант II 1. Электронная формула внешнего энергетического уровня атома Si : а)  3s² 3p² ,              б) 3s² 3p4,                          в) 4s² 4p2   ,                     г) 4s² 4p4 . 2.  В ряду химических элементов  P    → As     → Sb    → Bi  металлические свойства:     а) усиливаются,                б) не изменяются,                       в) ослабевают, г) изменяются периодически. 3. При пропускании CO2 через водный раствор карбоната натрия:  а)   образуется   гидроксид   натрия,     б)   выпадает   осадок   карбоната натрия, в) образуется гидрокарбонат натрия, г) образуется угольная кислота. 4. Валентность азота в соединениях NO2  и  NH3  соответственно равна: а) IV и III,           б)V и III,                   в) II и III ,                     г) V и I. 5. Оксид серы (VI) реагирует: а)   с   водой,       б)   азотной   кислотой,       в)   кислородом,           г)  оксидом алюминия, д) гидроксидом калия. 6. Формула вещества с ковалентной неполярной связью: а) HCl,                   б)F2 ,                        в)Na2O ,                            г) H2S.  7. Химическое равновесие в системе   2SO2 +O2  сторону продукта реакции:    2↔ SO3 + Q   смещается в а)   при   использовании   катализатора,   б)   повышение   температуры, в) понижении давления, г) понижении температуры. 8. Кремниевая кислота образуется при взаимодействии: а) кремния с водой, б) оксида кремния с водой,   в) силиката натрия с соляной кислотой, г) оксида кремния со щелочью. 9. Массовая доля серы в серной кислоте равна: а) 14,3,    б) 32,     в) 32, 6,    г) 65,3. 10. Коэффициент перед формулой восстановителя в уравнении реакции магния с азотом равен: а) 1,    б)  2,   в) 3,  г)4. 2) Учитель. Жюри подводит итоги первого задания, а мы с вами переходим к следующему   этапу:   «Удивительные   вещества   и   элементы».   Каждой команде будут  задаваться  вопросы, правильный ответ оценивается в  1 балл.  «УДИВИТЕЛЬНЫЕ ВЕЩЕСТВА И ЭЛЕМЕНТЫ». (БЛИЦ­ВОПРОС) 1. В какой капусте много йода?  (В морской). 2. Какой элемент считают «царем живой природы»? (Углерод). 3. Какая кислота входит в состав желудочного сока? (Соляная). 4. Какое вещество составляет основу карандаша? (Графит). 5. Он безжизненным зовется, но жизнь без него не создается. (Азот). 6. О каких веществах можно сказать, что один сверкал в короне царской, а брат его чумазый трубочист? (Об алмазе и аморфном угле). 7. Как называются соли угольной кислоты? ( Карбонаты). 8. Белый воздуха боится, покраснел, чтоб сохраниться. ( Белый и красный фосфор).   Используется она в производстве спичек, бумаги, взрывчатых веществ, 9. лекарств,   но   основной   ее   потребитель   –   химическая   промышленность. Назовите этот неметалл. (Сера). 10. Назовите сильнейший окислитель. (Фтор). 11. Какова массовая доля кислорода в воздухе? (21%) 12. Какой элемент сыграл роковую роль в жизни Наполеона? ( Мышьяк). 13. Какова формула озона? (О3). 14.  Как   называется   семейство   элементов   7   группы   главной   подгруппы? (Галогены). 15. Этот оксид выдыхают животные и человек? ( Углекислый газ). 16.  Это   вещество   встречается   в   отбеливателях,   чистящих   средствах,   оно способно возвращать белизну белым тканям, дезинфицирует. ( Хлор). 17. Какой элемент называют «элементом жизни и мысли?» ( Фосфор). 18.  Как   называется     семейство   элементов   6   группы   главной   подгруппы? (Халькогены). 19. Как называются соли серной кислоты? (Сульфаты). 20.  В состав зубных паст входит именно этот химический элемент (Фтор). 21.    Благодаря   какому   процессу   масса   кислорода   в   воздухе   почти   не меняется? (Фотосинтезу). 22. Недостаток, какого элемента вызывает заболевание щитовидной железы? (Йода).     При   недостатке   этого   элемента   в   организме   наблюдается   хрупкость   и ломкость костей, и выпадение волос? (Серы). 23.    Соединения   этого   галогена   регулируют   процессы   возбуждения   и торможения центральной нервной системы. Что это за галоген? (Бром). 24.   Темно­ фиолетовые кристаллы этой соли хорошо растворяются в воде, используется в лаборатории для получения кислорода. (KMnO4)  3) Учитель. А какой же любитель химии не умеет решать задачи? Следующий этап: «Расчётная задача». Вам необходимо решить задачи, а уровень, какой вы выберите, зависит от вас, от этого зависит и количество баллов. Время на решение задач­ 8 мин. (см. приложение №2). 4)  Учитель.  Этап  «Распознавание».   Ребята,   вам   необходимо   выполнить практическое задание, объяснить и составить уравнения химических реакций. Максимальное количество баллов за это задание ­ 4. Время на подготовку 3 мин.   Задание: Распознайте с помощью реактивов растворы следующих  веществ: Задание команде №1:  Na2CO3   ,  Na2SiO3 , NaNO3. Задание команде №2: NaCl,  Na2SO4,  NaNO3. Задание команде №3: Na2CO3,  Na2SO4 , NaNO3. Задание команде №4:   AlCl3,  Na2SO4, NaNO3. Учитель. Проверяем задание каждой команды. ( Команды описывают ход  эксперимента и делают выводы.) 5)  Учитель:  А   теперь   ребята,   давайте   немного   отдохнем   и   отгадаем кроссворд. Та команда, которая первая справится, получает 5 баллов, вторая­ 4 и т.д. Время на выполнение­5 мин. Химический кроссворд По горизонтали: 1. Жидкость красно­бурого цвета с резким зловонным запахом. 4. Это вставляют в воронку при фильтровании. 5. Неметалл, твердый, желтого цвета. 8. Инертный газ. 9. Металл, названный в честь могучих сыновей богини земли Геи (греческая  мифология). По вертикали: 2. Количество вещества. 3. Неметалл красного цвета, применяется в производстве спичек. 6. Инертный газ, в переводе с латинского «блестящий, светящийся». 7. Составная часть воздуха. IV. Проверка выполнения заданий (2 мин). Учитель.  Жюри   сейчас   подводит   итоги   всех   конкурсов.   А   вам,  ребята,  я предлагаю   оценить   работу   каждого   ученика   вашей   команды   за   урок. (Рефлексия).  V. Подведение итогов и оценка результатов урока (3 мин).  Учитель.  Предоставляем слово жюри. (Жюри подводит итоги всех этапов, определяет команду – победитель) Учитель.  Ребята,   сегодня   на   уроке   вы   показали   все   свои   знания,   умения решать расчётные и качественные задачи по теме: «Неметаллы».  VI.  Домашнее  задание  (2  мин).   Подготовиться   к   контрольной   работе   по теме: «Неметаллы». Спасибо за урок. Приложение №1 ПРОТОКОЛ ­ и в и д У « е ы н ь л е т   и а в т с е щ е в » ы т ­ н е м е л э ­ т е ч с а Р « я а н » а ч а д а з ­ з о п с а Р « » е и н а в а н й и к с е ч ­ и и м и Х « » д р о в с ­ с о р к г о т И      этап » т с е    №п       « Т Команд а № 1 Команд а № 2 Команд а № 3  Команд а № 4 БЛАНК ОТВЕТОВ НА ТЕСТ Команда:                 Вариант:                                                                                                     Вопрос №  1 № 2 № 3 № 4 № 5 № 6 № 7 № 8 № 9 №  10 Правильные        ответы БЛАНК ОТВЕТОВ НА ЗАДАЧУ Команда:                 Уровень:                                                                                                     Приложение №2 Этап «Расчетная задача» Вариант I Первый уровень (3 балла). 1. Сколько граммов гидроксида кальция потребуется для нейтрализации 5,6 л хлороводовода? 2.Сколько   литров   аммиака   нужно   взять   для   получения   4,9   г   бромида аммония? 3.   При   взаимодействии   0,1   моль   магния   с   разбавленной   серной   кислотой получается сульфат магния. Определите его массу. Второй уровень (4 балла). 1.   Сколько   граммов   10   %   раствора   гидроксида   натрия   потребуется   для нейтрализации 8,96 л соляной кислоты. 2.   Сколько   граммов   хлорида   аммония   получится   при   взаимодействии   8   г хлороводорода с 3г аммиака. Третий уровень (5 баллов). Сколько граммов осадка образуется при пропускании 11,2 л углекислого газа через 900 г 10 % раствора гидроксида бария  Ba(OH)2? Вариант II Первый уровень (3 балла). 1. Сколько л углекислого газа получится при сжигании 3,2 г метана CH4? 2. Определите массу серы, вступившей в реакцию с алюминием количеством вещества 3 моль, если образуется сульфид алюминия Al2S3. 3. Определите количество вещества сульфата магния, образовавшегося при взаимодействии 6 г магния с разбавленной серной кислотой. Второй уровень (4 балла). 1. Какой объем раствора с массовой долей серной кислоты 10 % (плотностью 1,07   г/мл)   потребуется   для   нейтрализации   раствора,   содержащего   16   г гидроксида натрия? 2. Оксид углерода (IV), полученный действием избытка соляной кислоты на карбонат кальция массой 4 г растворили в воде  массой 2 кг. Рассчитайте массовую долю оксид углерода (IV) в полученном растворе. Третий уровень (5 баллов). На   смесь   меди   и   оксида   меди   (II)     массой   75   г   подействовали   избытком концентрированной   азотной   кислоты.   При   этом   выделился   газ   объемом 26,88 л (н.у.). Определите массовую долю оксида меди (II) в исходной смеси. Вариант III Первый уровень (3 балла). 1.   Сколько   граммов   оксида   фосфора(V)   образуется   при   сжигании   3,1   г фосфора. 2.   При   пропускании   углекислого   газа   через   раствор,   содержащий   28   г гидроксида   калия  KOH,   получили   после   выпаривания   соль­ Определите массу этой соли.  K2CO3. 3. Определите массовую долю меди в сульфате меди (II)  CuSO4. Второй уровень (4 балла). 1. В лаборатории имеется раствор с массовой долей  H2SO4 10 % . Какая масса этого раствора потребуется для растворения 1,8 г магния?  2.   Вычислите   объем   водорода,   выделившегося   при   взаимодействии   цинка массой 13 г с раствором, содержащим серную кислоту массой 30 г (н. у.).  Третий уровень (5 баллов). К раствору объемом 153,5 мл с массовой долей гидроксида калия 16 % и плотностью 1,14 г/мл прилили раствор объемом 86,8 мл с массовой долей серной   кислоты   20   %   и   плотностью   1,14   г/мл.   Определите   массу образовавшейся соли ­ K2SO4. Вариант IV Первый уровень (3 балла). 1.  Через раствор, содержащий 30,9 г   бромида натрия, пропустили избыток хлора, а выделившееся вещество красно­бурого цвета собрали. Определите массу этого вещества. 2. Какой объем водорода (н. у.) потребуется для полного восстановления 20 г оксида меди (II). 3. Определите массовую долю углерода в карбонате кальция. Второй уровень (4 балла). 1. Какой объем раствора с массовой долей серной кислоты 10 % (плотностью 1,07   г/мл)   потребуется   для   нейтрализации   раствора,   содержащего   16   г гидроксида натрия? 2. Смешали хлороводород массой 7,3 г с аммиаком массой 4 г. Определите массу образовавшейся соли и оставшегося после реакции газа. Третий уровень (5 баллов). К раствору, содержащему гидроксид кальция массой 1,48 г, прилили раствор массой 150  г  с  массовой   долей   карбоната  натрия  5 %.  Определите   массу образовавшегося гидроксида натрия. Приложение№3 Ответы на расчётные задачи: Вариант I                                                                 Первый уровень: 1. 9, 25 г 2. 1,12 л. 3. 12 г. Второй уровень:1. 160 г. 2. 9,44 г. Третий уровень:  98, 5 г. Вариант II Первый уровень: 1. 4,48 л. 2. 144 г. 3. 0,25 моль. Второй уровень:1.183 мл. 2.0,088 %. Третий уровень: 48,8 %. Вариант III Первый уровень: 1. 7,1 г. 2. 34, 5 г. 3. 40 %. Второй уровень: 1. 73,5 г. 2. 4,48 л  Третий уровень: 34, 8 г. Вариант IV Первый уровень: 1. 24 г. 2. 5,6 л  3. 12 %. Второй уровень: 1.183 мл. 2.10,7 г NH4Cl , 0,6 г  NH3. Третий уровень: 1,6 г.  ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ НА ТЕСТ: ВАРИАНТ №1                                                 Правильные ответы Вариант№2 Правильные ответы 1 б 1 а 2 б 2 а 3 а,в,г 4 г 5 в 3 в 4 а 5 а,г,д 6 а 6 б 7 б 7 г 8 б 8 в 9 г 9 в 10 в 10 в ОТВЕТЫ НА КРОССВОРД: По   горизонтали:  1.   Бром.   4.   Фильтр.   5.   Сера.   8.   Аргон.   9.   Титан. По вертикали: 2. Моль. 3. Фосфор. 6. Радон. 7. Азот.

Открытый урок по химии на тему "Неметаллы" 9 класс

Открытый урок по химии на тему "Неметаллы" 9 класс

Открытый урок по химии на тему "Неметаллы" 9 класс

Открытый урок по химии на тему "Неметаллы" 9 класс

Открытый урок по химии на тему "Неметаллы" 9 класс

Открытый урок по химии на тему "Неметаллы" 9 класс

Открытый урок по химии на тему "Неметаллы" 9 класс

Открытый урок по химии на тему "Неметаллы" 9 класс

Открытый урок по химии на тему "Неметаллы" 9 класс

Открытый урок по химии на тему "Неметаллы" 9 класс

Открытый урок по химии на тему "Неметаллы" 9 класс

Открытый урок по химии на тему "Неметаллы" 9 класс

Открытый урок по химии на тему "Неметаллы" 9 класс

Открытый урок по химии на тему "Неметаллы" 9 класс

Открытый урок по химии на тему "Неметаллы" 9 класс

Открытый урок по химии на тему "Неметаллы" 9 класс

Открытый урок по химии на тему "Неметаллы" 9 класс

Открытый урок по химии на тему "Неметаллы" 9 класс

Открытый урок по химии на тему "Неметаллы" 9 класс

Открытый урок по химии на тему "Неметаллы" 9 класс

Открытый урок по химии на тему "Неметаллы" 9 класс

Открытый урок по химии на тему "Неметаллы" 9 класс

Открытый урок по химии на тему "Неметаллы" 9 класс

Открытый урок по химии на тему "Неметаллы" 9 класс

Открытый урок по химии на тему "Неметаллы" 9 класс

Открытый урок по химии на тему "Неметаллы" 9 класс

Открытый урок по химии на тему "Неметаллы" 9 класс

Открытый урок по химии на тему "Неметаллы" 9 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.02.2017