Открытый урок по химии в 9 «б» классе на тему: «Сера».
Оценка 5
Разработки уроков
docx
химия
9 кл
06.04.2019
1.Предметные:дать общую характеристику, знать строение атома, описать ее физические и химические свойства, написать уравнения реакций.
Метапредметные: уметь составлять схему ОВР, прогнозировать свойства серы, охарактеризовать области применения.
Личностные: понимать окислительно - восстановительные процессы, происходящие с серой в природе.
Оборудование: различные модификации серы, спирт, толуол, вода, металлы, микролаборатория.
Сера.docx
1
Открытый урок
на тему:
«Сера».
по химии в 9 «б» классе
Тема
урока:
"Сера"
Цель:соз
дание условий для формирования первоначальных понятий о строении серы, физические и
химические свойства серы и роль серы в природе.
Задачи:
1.Образовательная: изучить строение атома серы, научить составлять уравнения реакции,
подтверждающих окислительновосстановительных свойств.
2.Развивающая: выявить и развивать умения и навыки детей для определения строения
атома серы.
3.Воспитательная:изучить роль серы для окружающей среды.
Мотивация урока: использование ИКТ.
Планируемые результаты:
1.Предметные:дать общую характеристику, знать строение атома, описать ее физические
и химические свойства, написать уравнения реакций.
Метапредметные:
охарактеризовать области применения.
Личностные: понимать окислительно восстановительные процессы, происходящие с
серой в природе.
Оборудование: различные модификации серы, спирт, толуол, вода, металлы,
микролаборатория.
Тип урока: комбинированный.
уметь составлять схему ОВР, прогнозировать свойства серы,
Ход урока:
1.Орг. момент.
2. Актуализация знаний: 2
а) тесты (КИМы)
б) Опрос: фронтальный (кислород).
3. Изучение новой темы.
1. Общая характеристика.
2. Строениеатома: а) +16S 1S2, 2S2 2P6, 3S2 3P4.б) +16S ) ) )
286
Степень окисления: 2,+4,+6. валентность: 2,4,6.
+2 2 +4 2 +6
В соединениях: MgS, SO2, H2SO4/
3. Учитель демонстрируя серу доказывает, что сера твердое вещество, желтого цвета.
Нужно добавить, что сера существует в 2х аллотропных модификациях: 1) моноклинная,
2) ромбическая. А в аморфной форме пластическая. Причина аллотропии заключается
различном строении кристаллов. Наиболее устойчивая форма серы ромбическая (t=1130C)
и молекула S8. Далее продемонстрируем: опустим в стакан с водой кусочек серы и
немного порошок серы и наблюдаем, что кусочек тонет, а порошок всплывает на
поверхность.
P=2/07г/мл.ромбическая, P=1/96г/мл. моноклинная.
Почему? Дело в том,
что сера тяжелее воды плотность
Далее демонстрируем ее растворимость в органических растворителях.
Химические свойства серы:
1. Взаимодействие с металлами:
0 0 +1 20 0 +2 2 0 0 +3 2
0 0 +2 2
а)2Na+S>Na2Sб) 2Cu+S>CuSв) 2Al +3S>Al2S3 г) Zn+S>Zns
Сера выступает в качестве окислителя.
2. Взаимодействие серы с неметаллами:
а) H2+S>H2Sб) С+2S>CS2 в) S+O2>SO2 г) S+3F2>SF6
Сера в природе и ее применение: сера встречается в природе:
1. H2S сероводород
2. ZnS цинковая обманка
3. PbS свинцовый блеск. 3
Следует отметить, что H2S образуется при гниении и разложении органических веществ, а
также встречается в вулканических газах. Сера применяется в медицине для лечения
кожных заболеваний, например, серная мазь хорошо помогает при юношеских угрях .
Кроме того сера используется для производства серной кислоты, для производства
сульфатов, т.е. серосодержащих удобрений.
4. Итог урока с комментированием оценок.
5. Д/З: п.22 №13 стр.134
Директор МКОУ «ШСОШ»
________ Газимагомедов Г.Г.
Завуч старших классов
_______Сулейманова С.Р.
Руководитель М/О географии и биологии
______Баталова З.М. МКОУ «Шамилькалинская СОШ» МО «Унцукульский район»
т
а
Открытый урок
по химии в 9 «б» классе
на тему:
«Фосфор и его соединения»
Тема урока: «Фосфор и его соединения»
4
Разрабо
ала и
провела
учитель
химии
Закариг
джиева
Р.М.
2016год
Цель урока: повторить и систематизировать материал по теме «Фосфор»; рассмотреть
общую характеристику фосфора, его аллотропные модификации, химические свойства.
Задачи:
1. Образовательные: способствовать формированию у учащихся представления о
фосфоре как о наиболее активном неметалле; повторить и закрепить понятие аллотропии.
2. Развивающие: развивать познавательный интерес, используя в содержании урока
элементов новизны знаний и умений, устанавливая причинноследственные связи.
3. Воспитательные: способствовать созданию условий для самореализации личности,
поддерживать интерес к изучению химии через самостоятельную работу, воспитывать
сотрудничество, продолжить формирование культуры общения и коммуникативных умений
учащихся.
Планируемые результаты:
предметные: знать аллотропные модификации фосфора, свойства красного и белого
фосфора, фосфорного ангидрида, фосфорной кислоты и её солей.
метапредметные: уметь характеризовать элемент фосфор на основании его
положения в ПСХЭ Д.И.Менделеева и строения атома, составлять уравнения
химических реакций с участием фосфора; уметь описывать качественную реакцию на
фосфатион.
личностные: формирование познавательного интереса к теме фосфор 5
Оборудование и реактивы: фосфор (красный),кристаллы и растворы фосфорной
кислоты, индикаторы(лакмус, метиловый оранжевый); стеклянная посуда.
Тип урока: комбинированный
Ход урока
1 Организационный момент
2 Проверка знаний учащихся.
Устный опрос:
1. Как называют соли азотной кислоты?
2. Какова среда раствора аммиака в воде – кислая, щелочная или нейтральная?
3. Как переводится название элемента «азот» и почему он так называется?
4. Каково латинское название элемента азота?
5. Какой цвет приобретает фенолфталеин под действием аммиака?
6. Какие соединения называют селитрами?
7. Как называется опыт взаимодействия аммиака с водой?
8. Как «по – химически» называется нашатырный спирт?
9. В каком из перечисленных соединений азота степень
3 Изучение нового материала
Учитель. Мы продолжаем изучение отдельных элементов периодической системы Д. И.
Менделеева, и вас ждут новые открытия. Следующий после азота представитель
главной подгруппы пятой группы Периодической системы элемент неметалл
фосфор (P).Атомы фосфора по сравнению с атомами азота имеют больший радиус,
значение
значит , более
меньшее
выраженные
восстановительные свойства. Чаще фосфор проявляет в соединениях степень
электроотрицательности, а
окисления +5.
Учитель. Химический элемент фосфор образует несколько аллотропных модификаций.
Из них вы уже знаете два простых вещества: белый фосфор и красный фосфор.
Белый фосфор имеет молекулярную кристаллическую решетку, состоящую из
молекул P4 . Нерастворим в воде , хорошо растворяется в сероуглеводороде. Белый
фосфор оченьядовит. Хранят его под водой.
Красный фосфор представляет собой темно малиновый порошок. Не растворяется
ни в воде, ни в сероуглероде. 6
Неядовит и не светится в темноте. При нагревании красного фосфора в
пробирке, закрытой ватным тампоном, он превращается в белый фосфор
( концентрированные пары), и если выдернуть тампон белый фосфор вспыхнет на
воздухе
Физические свойства фосфора
Аллотропные модификации
Ребята, что называется аллотропией?
С какими аллотропными модификациями мы уже знакомы? (Элемент кислород
образует два простых вещества: кислород и озон; сера существует в трех аллотропных
модификациях: ромбическая, моноклинная, пластическая).
Элемент фосфор образует три аллотропных видоизменения: белый, красный и черный.
Индивидуальная работа учащихся с учебником.
Задание: дайте характеристику:
1 ряд – белому фосфору
2 ряд – красному фосфору
3 ряд – черному фосфору
По следующему плану:
Характер особенности Белый
Красный
Черный
Тип кристаллической
1.
решетки
2. Внешний вид
3. Ядовит (или нет)
4. В чем растворяется
5. Летучесть
6. t воспламенения
Обмен полученной информацией и обсуждение.
Ребята, вы видите, что свойства белого, красного и черного фосфора различны, хотя
они образованы одним химическим элементом. Как вы думаете, почему различны их
свойства?
УЧИТЕЛЬ:
Различие заключается в строении этих веществ. Белый фосфор –
кристаллической вещество, состоит из молекул Р4, имеющих форму тетраэдра. Красный 7
фосфор имеет полимерное строение, то есть тетраэдры Р4 связаны друг с другом в
длинные цепи. Черный фосфор имеет слоистую атомную кристаллическую решетку.
УЧИТЕЛЬ: А теперь мы с вами рассмотрим
Химические свойства фосфора:
Взаимодействует с металлами с образованием фосфидов: (окислитель)
2Р + 3Са = Са3Р2 (фосфид кальция) P + 3Na = Na3P (фосфид натрия)
Горит в кислороде и на воздухе с образованием оксида фосфора (V): (восстановитель)
4Р + 5О2 = 2 Р2О5
Окислительные или восстановительные свойства проявляет фосфор?
(один учащийся работает у доски)
2. 5KCLO3 + 6P = 3P2O5 + 5KCL (с бертолетовой солью)
Такая реакция происходит, когда мы зажигаем спички. В головке спичек содержится
бертолетова соль, в намазке шкурки – красный фосфор.
Соединения фосфора
РН3 – фосфин. Бесцветный ядовитый газ с запахом гнилой рыбы, легко
самовоспламеняется на воздухе. Образуется при гидролизе фосфидов:
Mg3P2 + 6 H2O = 3 Mg(OH)2 + 2 PH3
Р2О5 – оксид фосфора (V). Белый гигроскопичный порошок, хорошо растворяется в
воде, является кислотным оксидом, образует несколько кислот:
Р2О5 +3 Н2О(гор) = 2Н3РО4
Н3РО4 – ортофосфорная кислота. Твердое кристаллическое вещество белого или
прозрачного цвета, не ядовита, кислота средней силы, хорошо растворима в воде. Реагирует
со щелочами, основными оксидами, солями.
«Получение фосфора»
Свободный фосфор получают в электрических печах без доступа воздуха из ортофосфата
кальция, смешивая с песком и углем. Процесс проходит в две стадии. Мы запишем
суммарное уравнение процесса и уравняем его с помощью электронного баланса:
Са3(РО4)2 + 3SiО2 + 5СО t = 3CаSiО3 +2Р + 5СО IV. Рефлексивнооценочный этап.
УЧИТЕЛЬ: Ребята, давайте поделимся своими впечатлениями по уроку.
8
я знал…
я хотел узнать…
я узнал…
Выставляем оценки за работу на уроке.
V. Домашнее задание: § 27 упр. 13, (до биологического значения фосфора)
Открытый урок по химии в 9 «б» классе на тему: «Сера».
Открытый урок по химии в 9 «б» классе на тему: «Сера».
Открытый урок по химии в 9 «б» классе на тему: «Сера».
Открытый урок по химии в 9 «б» классе на тему: «Сера».
Открытый урок по химии в 9 «б» классе на тему: «Сера».
Открытый урок по химии в 9 «б» классе на тему: «Сера».
Открытый урок по химии в 9 «б» классе на тему: «Сера».
Открытый урок по химии в 9 «б» классе на тему: «Сера».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.