Открытый урок по химии в 9 «б» классе на тему: «Сера».
Оценка 5

Открытый урок по химии в 9 «б» классе на тему: «Сера».

Оценка 5
Разработки уроков
docx
химия
9 кл
06.04.2019
Открытый урок по химии в 9 «б» классе на тему: «Сера».
1.Предметные:дать общую характеристику, знать строение атома, описать ее физические и химические свойства, написать уравнения реакций. Метапредметные: уметь составлять схему ОВР, прогнозировать свойства серы, охарактеризовать области применения. Личностные: понимать окислительно - восстановительные процессы, происходящие с серой в природе. Оборудование: различные модификации серы, спирт, толуол, вода, металлы, микролаборатория.
Сера.docx
1    Открытый урок на тему: «Сера». по химии в 9 «б» классе Тема урока: "Сера" Цель:соз дание условий для формирования первоначальных понятий о строении серы, физические и химические свойства серы и роль серы в природе. Задачи: 1.Образовательная: изучить строение атома серы, научить составлять уравнения реакции, подтверждающих окислительно­восстановительных свойств. 2.Развивающая:  выявить и развивать умения и навыки детей для определения строения атома серы.  3.Воспитательная:изучить роль серы для окружающей среды. Мотивация урока: использование ИКТ. Планируемые результаты:  1.Предметные:дать общую характеристику, знать  строение атома, описать ее физические и химические свойства, написать уравнения реакций. Метапредметные: охарактеризовать области применения. Личностные:  понимать   окислительно   ­   восстановительные   процессы,   происходящие   с серой в природе. Оборудование:  различные   модификации   серы,   спирт,   толуол,   вода,   металлы, микролаборатория. Тип урока: комбинированный.  уметь   составлять   схему   ОВР,   прогнозировать   свойства   серы, Ход урока: 1.Орг. момент. 2. Актуализация знаний: 2 а) тесты (КИМы) б) Опрос: фронтальный (кислород). 3. Изучение новой темы. 1. Общая характеристика. 2. Строениеатома: а) +16S 1S2, 2S2 2P6, 3S2 3P4.б) +16S  ) ) ) 286 Степень окисления: ­2,+4,+6. валентность: 2,4,6.                              +2 ­2   +4 ­2        +6 В соединениях: MgS, SO2, H2SO4/ 3.   Учитель   демонстрируя   серу   доказывает,   что   сера   твердое   вещество,   желтого   цвета. Нужно добавить, что сера существует в 2­х аллотропных модификациях: 1) моноклинная, 2)   ромбическая.   А   в   аморфной   форме   пластическая.  Причина   аллотропии   заключается различном строении кристаллов. Наиболее устойчивая форма серы ромбическая (t=1130C) и   молекула  S8.   Далее   продемонстрируем:     опустим   в   стакан   с   водой   кусочек   серы   и немного   порошок   серы   и   наблюдаем,   что   кусочек   тонет,   а   порошок   всплывает   на поверхность. P=2/07г/мл.ромбическая, P=1/96г/мл. моноклинная.   Почему?   Дело   в   том,   что   сера   тяжелее   воды   плотность Далее демонстрируем ее растворимость в органических растворителях. Химические свойства серы: 1. Взаимодействие с металлами: 0       0        +1  ­20     0 +2  ­2                  0          0          +3   ­2 0     0        +2 ­2 а)2Na+S­­>Na2Sб) 2Cu+S­­>CuSв) 2Al +3S­­>Al2S3    г) Zn+S­­>Zns Сера выступает в качестве окислителя. 2.  Взаимодействие серы с неметаллами: а) H2+S­­>H2Sб) С+2S­­>CS2   в) S+O2­­>SO2 г) S+3F2­­>SF6 Сера в природе и ее применение: сера встречается в природе: 1. H2S ­ сероводород 2. ZnS ­ цинковая обманка 3. PbS ­ свинцовый блеск. 3 Следует отметить, что H2S образуется при гниении и разложении органических веществ, а также   встречается   в   вулканических   газах.   Сера   применяется   в   медицине   для   лечения кожных   заболеваний,   например,   серная   мазь   хорошо   помогает   при   юношеских   угрях   . Кроме   того   сера   используется   для   производства   серной   кислоты,   для   производства сульфатов, т.е. серосодержащих удобрений. 4. Итог урока с комментированием оценок. 5. Д/З: п.22 №1­3 стр.134 Директор МКОУ «ШСОШ» ________ Газимагомедов Г.Г. Завуч старших классов _______Сулейманова С.Р. Руководитель М/О географии и биологии ______Баталова З.М. МКОУ «Шамилькалинская СОШ» МО «Унцукульский район» т а Открытый урок по химии в 9 «б» классе на тему: «Фосфор и его соединения» Тема  урока: «Фосфор и его соединения» 4 Разрабо ала и провела  учитель химии Закариг джиева Р.М.  2016год Цель урока: повторить и  систематизировать   материал  по теме  «Фосфор»; рассмотреть общую  характеристику фосфора, его  аллотропные  модификации, химические   свойства. Задачи: 1. Образовательные: способствовать   формированию   у   учащихся   представления   о фосфоре как о наиболее активном неметалле; повторить и закрепить понятие аллотропии. 2. Развивающие: развивать   познавательный   интерес,   используя   в   содержании   урока элементов новизны знаний и умений, устанавливая причинно­следственные связи. 3. Воспитательные: способствовать   созданию   условий   для   самореализации   личности, поддерживать   интерес   к   изучению   химии   через   самостоятельную   работу,   воспитывать сотрудничество, продолжить формирование культуры общения и коммуникативных умений учащихся. Планируемые  результаты: ­ предметные: знать  аллотропные  модификации  фосфора,  свойства  красного  и белого фосфора,  фосфорного  ангидрида, фосфорной  кислоты  и  её  солей. ­метапредметные:  уметь     характеризовать     элемент     фосфор     на     основании     его положения   в     ПСХЭ     Д.И.Менделеева   и     строения     атома,   составлять     уравнения химических     реакций  с  участием  фосфора; уметь  описывать качественную  реакцию  на фосфат­ион. ­ личностные: формирование познавательного  интереса  к  теме  фосфор 5 Оборудование     и     реактивы:  фосфор   (красный),кристаллы   и   растворы     фосфорной кислоты, индикаторы(лакмус, метиловый  оранжевый); стеклянная  посуда. Тип  урока:  комбинированный Ход   урока 1 Организационный   момент 2 Проверка знаний учащихся. Устный опрос: 1. Как называют соли азотной кислоты?  2. Какова среда раствора аммиака в воде – кислая, щелочная или нейтральная?   3. Как переводится название элемента «азот»  и почему он так называется?  4. Каково латинское название элемента азота?  5. Какой цвет приобретает фенолфталеин под действием аммиака?  6. Какие соединения называют селитрами?  7. Как называется опыт взаимодействия аммиака с водой?  8. Как «по – химически» называется нашатырный спирт?  9. В каком из перечисленных соединений азота степень  3 Изучение нового материала Учитель. Мы продолжаем изучение отдельных элементов периодической системы Д. И. Менделеева,   и   вас   ждут   новые   открытия.   Следующий       после       азота     представитель главной подгруппы пятой   группы   Периодической   системы   ­   элемент   ­   неметалл фосфор (P).Атомы   фосфора  по  сравнению  с  атомами   азота  имеют   больший  радиус,   значение     значит   ,   более   меньшее     выраженные восстановительные     свойства.   Чаще       фосфор     проявляет     в     соединениях       степень   электроотрицательности,   а   окисления  +5. Учитель. Химический  элемент  фосфор  образует  несколько  аллотропных модификаций.   Из  них    вы        уже   знаете  два  простых  вещества:  белый  фосфор  и  красный  фосфор. Белый       фосфор     имеет     молекулярную     кристаллическую     решетку,    состоящую     из молекул  P4   .    Нерастворим   в   воде , хорошо растворяется   в   сероуглеводороде. Белый фосфор  оченьядовит. Хранят  его  под  водой. Красный  фосфор  представляет   собой  темно   ­   малиновый   порошок.  Не  растворяется ни  в  воде, ни  в  сероуглероде. 6 Неядовит   и   не   светится   в   темноте. При   нагревании   красного фосфора   в пробирке,   закрытой     ватным     тампоном,   он     превращается     в     белый       фосфор ( концентрированные   пары),   и   если   выдернуть   тампон белый   фосфор   вспыхнет   на воздухе Физические   свойства    фосфора Аллотропные модификации ­ Ребята, что называется аллотропией? ­   С   какими   аллотропными   модификациями   мы   уже   знакомы?  (Элемент   кислород образует два простых вещества: кислород и озон; сера существует в трех аллотропных модификациях: ромбическая, моноклинная, пластическая). Элемент фосфор образует три аллотропных видоизменения: белый, красный и черный. Индивидуальная работа учащихся с учебником.  Задание: дайте характеристику: 1 ряд – белому фосфору   2 ряд – красному фосфору  3 ряд – черному фосфору  По следующему плану: Характер особенности Белый Красный Черный   Тип   кристаллической 1. решетки 2. Внешний вид 3. Ядовит (или нет) 4. В чем растворяется 5. Летучесть 6. t воспламенения Обмен полученной информацией и обсуждение. Ребята,  вы видите, что свойства белого, красного и черного  фосфора различны, хотя они   образованы   одним   химическим   элементом.   Как   вы   думаете,   почему   различны   их свойства? УЧИТЕЛЬ:      Различие   заключается   в   строении   этих   веществ.   Белый   фосфор   – кристаллической вещество, состоит из молекул Р4, имеющих форму тетраэдра. Красный 7 фосфор   имеет   полимерное   строение,   то   есть   тетраэдры   Р4   связаны   друг   с   другом   в длинные цепи. Черный фосфор имеет слоистую атомную кристаллическую решетку. УЧИТЕЛЬ: А теперь мы с вами рассмотрим  Химические свойства фосфора: Взаимодействует с металлами с образованием фосфидов: (окислитель)  2Р + 3Са = Са3Р2  (фосфид кальция)           P + 3Na = Na3P  (фосфид натрия) Горит в кислороде и на воздухе с образованием оксида фосфора (V): (восстановитель)      4Р + 5О2 = 2 Р2О5 Окислительные или восстановительные свойства проявляет фосфор? (один учащийся работает у доски) 2. 5KCLO3 + 6P = 3P2O5 + 5KCL (с бертолетовой солью) Такая   реакция   происходит,   когда   мы   зажигаем   спички.   В   головке   спичек   содержится бертолетова соль, в намазке шкурки – красный фосфор. Соединения фосфора РН3 –   фосфин.   Бесцветный   ядовитый   газ   с   запахом   гнилой   рыбы,   легко самовоспламеняется на воздухе. Образуется  при гидролизе фосфидов:    Mg3P2 + 6 H2O = 3 Mg(OH)2   + 2 PH3    Р2О5 – оксид фосфора (V). Белый гигроскопичный порошок, хорошо растворяется в воде, является кислотным оксидом, образует несколько кислот:      Р2О5 +3 Н2О(гор) = 2Н3РО4 Н3РО4 –   ортофосфорная   кислота.   Твердое   кристаллическое   вещество   белого   или прозрачного цвета, не ядовита, кислота средней силы, хорошо растворима в воде. Реагирует со щелочами, основными оксидами, солями.  «Получение фосфора» Свободный фосфор получают в электрических печах без доступа воздуха из ортофосфата кальция,   смешивая   с   песком   и   углем.   Процесс   проходит   в   две   стадии.   Мы   запишем суммарное уравнение процесса и уравняем его с помощью электронного баланса: Са3(РО4)2 + 3SiО2 + 5СО t    =  3CаSiО3 +2Р + 5СО IV. Рефлексивно­оценочный этап. УЧИТЕЛЬ: Ребята, давайте поделимся своими впечатлениями по уроку. 8 ­ я знал… ­я хотел узнать… ­я узнал…            Выставляем оценки за работу на уроке. V. Домашнее задание: § 27 упр. 1­3,  (до  биологического   значения  фосфора)

Открытый урок по химии в 9 «б» классе на тему: «Сера».

Открытый урок по химии в 9 «б» классе на тему: «Сера».

Открытый урок по химии в 9 «б» классе на тему: «Сера».

Открытый урок по химии в 9 «б» классе на тему: «Сера».

Открытый урок по химии в 9 «б» классе на тему: «Сера».

Открытый урок по химии в 9 «б» классе на тему: «Сера».

Открытый урок по химии в 9 «б» классе на тему: «Сера».

Открытый урок по химии в 9 «б» классе на тему: «Сера».

Открытый урок по химии в 9 «б» классе на тему: «Сера».

Открытый урок по химии в 9 «б» классе на тему: «Сера».

Открытый урок по химии в 9 «б» классе на тему: «Сера».

Открытый урок по химии в 9 «б» классе на тему: «Сера».

Открытый урок по химии в 9 «б» классе на тему: «Сера».

Открытый урок по химии в 9 «б» классе на тему: «Сера».

Открытый урок по химии в 9 «б» классе на тему: «Сера».

Открытый урок по химии в 9 «б» классе на тему: «Сера».
Скачать файл