Открытый урок по КТНД «Знакомство с традициями, обычаями и обрядами села Ирганай».
Оценка 4.8

Открытый урок по КТНД «Знакомство с традициями, обычаями и обрядами села Ирганай».

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
воспитательная работа
8 кл
17.05.2019
Открытый урок по КТНД «Знакомство с традициями, обычаями и обрядами села Ирганай».
Тема урока: Знакомство с традициями, обычаями и обрядами села Ирганай. Форма урока: урок с использованием метапредметных связей. Метод обучения: наглядно-иллюстративный, частично-поисковый. Форма организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная. Оборудование: Плакаты, мультимедийный проектор, претензия, оценочные листы, карта Гергебильского района, карандаши цветные, альбомы. Цели урока: Образовательные: познакомить учащихся с историей малой Родины; осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения задач. Развивающие: развитие речи (обогащение словарного запаса при изучении новых понятий); развитие навыков учебно-исследовательской деятельности (поиск и сбор информации в интернете, у сторожилов, документах). Воспитательные: воспитание любви к своей малой родине; популизировать народные обычаи и традиции среди школьников.
КТНД урок 1.docx
МКОУ «Ирганайская СОШ им. М. А. Заргалаева» Открытый урок по КТНД «Знакомство с традициями, обычаями и обрядами села Ирганай». Класс: 8 Учитель: Асадулаева П.Дж. Тема урока: Знакомство с традициями, обычаями и обрядами села Ирганай. Форма урока: урок с использованием метапредметных связей.  Метод обучения: наглядно­иллюстративный, частично­поисковый.  Форма организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная. Оборудование: Плакаты, мультимедийный проектор, претензия, оценочные листы, карта  Гергебильского района, карандаши цветные, альбомы. 1 Цели урока:  Образовательные: познакомить учащихся с историей малой Родины; осуществлять поиск и  использование информации, необходимой для эффективного выполнения задач. Развивающие: развитие речи (обогащение словарного запаса при изучении новых понятий); развитие  навыков учебно­исследовательской деятельности (поиск и сбор информации в интернете, у сторожилов,  документах). Воспитательные: воспитание любви к своей малой родине; популизировать народные обычаи и  традиции среди школьников.                                                                                         Ход урока I. Оргмомент. (тихо звучит аварская музыка).  Создание эмоционального настроя. ­Ребята повернитесь к своему соседу и пожелайте ему удачи на сегодняшнем уроке. Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами необычный урок. Урок­знакомство с  традициями, обрядами, обычаями нашего села. Мы отправимся в путешествие по ленте времени. Лента времени­это «дорога» в прошлое. На этой  ленте мы будем делать остановки и говорить о традициях, обычаях нашего села.  II. Вступление. Деятельность учителя. Разнообразна природа Ирганая и необычайно живописна. Это край, уходящих в небо вершин и буйно  цветущих садов, символ вольной, неукротимой самобытной природы. (Слайд горы и пейзаж). Краткая история возникновения села Ирганай. Село  расположено в Нагорном Дагестане,коренное население Ирганая­аварцы, представители самой  крупной по численности народности Дагестана. Общее задание классу (деятельность учащихся) Тест на знание родного края Как называется республика, в которой мы живем? а) Коми  б) Грузия  в) Дагестан  г) Белоруссия Назовите главный город Дагестана а) Москва б) Сочи в) Махачкала г) Краснодар  Назовите цвета флага Дагестана Как называют людей, живущих в горах? а) северяне б) горцы в) каспийчане  г) ростовчане  Назовите главу МО «Унцукульский район»  2 а) Гамзатов М. С. б) Ибрагимов М. И. Ответы  в) Малачилов Р. М. г) Нурмагомедов И.М.  (проверка теста и выставление баллов в оценочный лист) Как называется республика, в которой мы живем? а) Коми  б) Грузия  в) Дагестан +  г) Белоруссия Назовите главный город Дагестана а) Москва б) Сочи в) Махачкала + г) Краснодар  Назовите цвета флага Дагестана (зеленый, синий,  красный) Как называют людей, живущих в горах? а) северяне б) горцы + в) каспийчане  г) ростовчане  Назовите главу МО «Гергебильский район»  а) Гамзатов М. С. б) Ибрагимов М. И. в) Малачилов Р. М. + г) Алибеков М. Ш.  3 Ученица: Эти горы в основном без лесов и со скудной растительностью, днем эти горы в любое  время года согреваются, а ночью отдают тепло. Это создает ему исключительный микроклимат, который  способствует выращиванию ценных сельскохозяйственных культур. Особенно село славится фруктовыми  садами, не зря село называют абрикосовым раем.  III. Словарная работа.  Честь­общественно­моральное достоинство, то, что вызывает и поддерживает общее уважение,  чувство гордости. Достоинство­совокупность свойств, характеризующих высокие моральные качества, а также  сознание ценности этих свойств и уважения к себе. Совесть­чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми,  обществом. Мужество­храбрость. Культура­все, что создано людьми для организации человеческой жизни. Традиция­норма поведения, которая долгое время соблюдается без изменения. Аксакал­белобородый, почетный старик, старейшина. Джигит­смелый, искусный наездник, бесстрашный молодой человек, настоящий горец. Работа в парах. 1 группа (задание)­составить словосочетание и предложение со словом  достоинство.                 2 группа­к слову мужество подобрать однокоренные слова. Остальные составляют предложения и словосочетания с новыми словами           Ответы:    1 задание.  В жизни очень важно не терять своё достоинство.                              Честь и достоинство выделяет настоящих мужчин от остальных.                              Твоё достоинство ­ твоя сила.                              2 задание. Мужество,  мужественный.   Вставьте баллы в оценочный лист  Учитель: Сегодня, когда теряется моральные и нравственные устои и ценности, идёт слепое подражание  всему современному, теряются такие присущие нашим предкам качества как достоинство, честь, совесть,  мужество, уважение и почитание старших, знание своих традиций и обычаев, которые достались нам от  предков, имеет большое значение.  Работа в группах. 1 и 4 группы (отвечают на вопросы)  Что такое Родина?  2 и 3 группы (вспомнить пословицы о Родине)          Ответы: Родина­это тот уголок, где мы родились. Родина­это родная земля, земля предков­дедов и отцов.  Родина­это государство, где вместе с другими народами в мире, согласии, дружбе и братстве живёт  наш народ. Ответы: Родина­мать, а чужбина­мачеха.  Каждая птица свое гнездо любит. Умри, но с родной земли не сходи. Лучше быть на родине подошвой, чем султаном на чужбине. (выставление баллов в лист)                                                                                      Поэтическая минутка (Вспомнить четверостишия о горцах) Ученик:  О, горцы старые! Не раз им  И ещё народ воздаст хвалу Служил советчиком их разум  И полководцу и по послу  Ученица:  Они живут в горах высоко                             С времён пророка ли, Бог весть,      И выше всех вершин Востока       Считают собственную честь Расул Гамзатов        Ученица: Ирганай иметь свою многовековую историю, традиции и обычаи, которые передаются из  поколения в поколение и с годами становится богаче и ярче. Учитель: Знать историю, обычаи, культуру, традиции своего края, малой родины­это значит пройти  мысленно вместе со своими предками долгий и трудный путь. Нужно хорошо знать нравственные ценности старины, сохранять их и достойно жить, оберегая  духовные устои общества. Музыкальная пауза (танец) Учитель: У ирганайцев очень много интересных, самобытных традиций, обычаев, обрядов. Свадебный обряд один из самых интересных колоритных обрядов ирганайцев. С каждым годом  остаются все меньше жителей, которые знают эти обряды, все их тонкости, значение и смысл тех или иных  частей свадебного обряда до конца. Процесс свадьбы обычно длится три дня. Сезоном свадеб считалась осень, причина тому было  экономическая. Осенью завершились все сельскохозяйственные работы, и определялся размер урожая. Ученица: Первый день (тlутl лъун къо) родственники жениха и невесты готовились к предстоящей  церемонии.  В доме жениха с полудня играла зурна и барабан, приглашали певцов, родственники жениха  готовили специальный круг для танцев, посыпав её опилками, глиной, кругом расставляли табуретки. Ученик: На второй день (день свадьбы) с утра у жениха собирались приглашенные. Ближе к обеду  отправлялись за невестой. Невеста ждала дома в окружении своих подружек. По дороге певица пела  старинные свадебные песни, играла зурна и барабан. Родственницы невесты сажали их за праздничный стол и угощали традиционными блюдами­хинкал кукурузный, бульон, мясо. Все мужчины, со стороны невесты в этот день не показывались на людях. Ученица: За невестой в комнату отправлялся тамада, и она выходила с подругами, родственниками.  Ученица: Ближайшая родственница со стороны жениха должна была нести сундук невесты, поверх  сундука стелили коврик.  Одна из подружек невесты несла медный таз с обувью невесты, другие несли серебряные  кувшинчики, одеяла ручной работы, ажурные подушки. Ученица: По дороге им в нескольких местах преграждали путь, и тамада должен был каждый раз  давать этим людям хлеб домашний с большим куском мяса, стакан вина.  Учитель: У ворот дома жениха резали барана, невеста у входа в дом должна наступать на кровь  барана. По одной из версий, наступление на кровь барана означает, что в случае измены будущему мужу,  невеста оставляет свою кровь «хlалал» (без претензии) мужу, то есть он в этом случае может её убить. Ученица: В это время уже выводили мать жениха, сестры, бабушки, тёти, отец. Они должны были  говорить невесте слова приветствия в стихотворной форме.  Свекровь держала в руках пиалу с медом, из которой по ложки чайной клали в рот невесте и её  подругам со словами «Чтобы жизнь была такой же сладкой как этот лёд».  Ученик: Жених в это время пировал в доме своего друга. За ним отправляется тамада и несколько  парней. После того как приводят жениха, выводят невесту с родственницами на заранее подготовленное  место. Первый танец танцует тамада, затем объявляется танец жениха и невесты.  Ученица: Мать жениха кидала на молодоженов монеты, конфеты, орехи. Считалось, что кидание  серебряных монет на молодоженов является знаком их дальнейшего благосостояния и изобилия. Невеста  наряды меняла несколько раз в течение дня. Ученик: Во время свадьбы иногда «крали» невесту друзья жениха, за неё требовали выкуп. В кругу  веселили народ, ряженые, переодетые молодые люди, их называли "гизмадул бацlал". Учитель: Третий день называется день «чукъбузул къо» (день друзей). В доме у молодых  собираются друзья жениха, родственники. С собой они приносили птицу (курицу, петуха,  индюка) вино  (чlагlа), жены друзей приносили сладости. В знак благодарности им давали кусок халвы, изготовленный  матерью невесты, халву готовили на масле из муки и сахара в чугунном казане.  Ученик: К полудню всех угощают мясом птиц и хинкалом. Затем опять начинает играть барабан,  зурна. Все танцевали и веселились. (Слайд свадьба). Ученица: Вечером оглашался список приглашенных гостей с молодожёнами идти к родителям  невесты (рокъоре ахlи) когда уходили дочь и зять домой, мать давала им серебряный кувшин (дад),  кувшинчик (гулгун) заполненный сахаром. Ученица: На четвёртый день (рукъ къачlай) в дом молодых приходила мать невесты, собой она  приносила приданое невесты. Подружки невесты обставляли комнаты молодых. Взрослые женщины со  стороны невесты готовили манную и кашу из кураги, обливали урбечом и угощали всех гостей.  Ученик. С этого дня молодых каждый вечер приглашали в гости близкие родственники с обеих  сторон и в знак подарка преподносили различную посуду. Ученица. Невеста надевала шелковые шаровары (дарайдул тlажу). Снизу на них были сшиты ленты  из серебряных ниток. Надевала платье из тёмно­красной материи, которое заправляли с обеих сторон за  пояс. Пуговицы на плате были серебряные. Поверх платья надевала гужгат (типа удлинённого пиджака) из  очень интересного плотного материала с серебряными нитками, украшенные пуговицами, петлями из  серебра. На ней закрепляли серебряные украшения с кисточками, монетами на концах. Поверх надевала  серебряные "къадираби" типа пояса, которые подчёркивали фигуру. Ученица. На голову снизу надевали чохтlо­округлой формы удлинённое, спереди украшенный  лентой и закреплённой на ней серебряным украшением для устойчивого закрепления на голове, поверх  чохтlо надевали бетlеркъай (типа косынки), затем гъвалай (гормендо) тонкий и очень интересный платок.  Он чуть­чуть выглядывал, а сверху надевали очень нарядный яркий платок «гlарац бахъ» из серебряных  ниток. Для закрепления платка надевали очень красивые, сложной ручной работы серебряные украшения с висячими монетами на концах закрывали лоб невесты (фотографии показать).   На ноги невеста надевала мачаби­украшенная серебряными узорами кожаная обувь типа мокасинов.  Ученик. Свадебный обряд жениха тоже отличался оригинальностью. Жених надевал брюки  «голифе», рубашку из блестящей однотонной плотной шелковой материи, поверх надевал черкеску,  украшенную серебряными украшениями, поверх надевал пояс. У некоторых на поясах закреплялись  маленькие серебряные кинжалы с родовыми гербами, на голове папаха каракулевая. Мы подробно описали наряд невесты и жениха Учитель. Кроме свадебного обряда были и другие традиции и адаты.  1. Укладывание ребёнка в люльку  2. Обрезание  3. Обряд вызывания дождя  4. Традиция гостеприимства  5. Традиция взаимопомощи Ученица. Обряд укладывания ребёнка в люльку (слайд).  Ученица. Важный моментом в жизни ребёнка считалось первое укладывания его в люльку (кини).  Люльку, постельные принадлежности для ребёнка готовила мать роженицы. Свекровь же после родов  обычно дарила невесте подарок. Все родственники приносили подарки (платки, ткани и муку) и  выставляли напоказ.  Учитель. Адат обрезания.  Когда мальчику исполнилось пять лет, делали обрезание, с этого дня мальчик считался мужчиной. В  дом родня приходила с подарками. Близкие приносили материи, мерку, наполненную кукурузой, а чуть  отдалённые конфеты, фрукты (груши, яблоки), орехи.  Ученик. Обряд вызывания дождя. При сильной засухе прибегали к этому обряду. Для этого мальчики, строясь в колонну ходили по  улицам села, прося дождя у Аллаха, возглавляющий эту колонну покрывал голову травой, зеленью,  цветами, как головным убором и его называли "цlадал хlама" (осёл дождя). Ученица. Гостеприимство  Гостеприимство издавна считалось в Ирганае своего рода долгом, проявлением уважения к  пришельцу. В селе все пути ведут в годекан и пришельцы так или иначе попадали туда. После рукопожатия и расспросов первым долгом узнавали, если у него в селе кунак. И если его не оказалось, то тот, который  спросил об этом и становился кунаком пришельца. (слайд старики в годекане) С гостем делились даже последним куском мучари, ему стелили самую мягкую ургу, всеми силами  старались удовлетворить его нужды.  То же самое можно сказать и об уважении младших к старшим, старших к детям и женщинам. Ученица. Традиция взаимопомощи (гвай)  ­при строительстве дома;  ­при стрижке овец;  ­при прополке;  ­при внесении удобрения (навоза, зовы);  ­при лущении кукурузы.  Ученица. Одним из самых интересных был гвай при лущении кукурузы, в гвае принимали участие  юноши и девушки. В знак симпатии парень мог бросить понравившейся девушке кукурузу. Хозяйка дома  готовила угощение это картошка в мундире, свёкла, мучари, варёная тыква.  По окончании придумывали развлечения.  Одним из увлекательных различений было сочинение  четверостиший. Суть состоялась в том, чтобы по очереди парни и девушки садились на маленький стул в  середине круга и пели эти четверостишия.  Учитель. Каждое поколение получает в наследство от предшествующих поколений то, что ими  было завоёвано, сделано, добыто, построено и идёт дальше продолжая свой путь на новой высоте, новой  ступени исторического развития.  Все что нам досталось от старшего поколения священно и неприкосновенно!  Историю своего народа нельзя забывать! Ежечасно, ежедневно своим делом, поступком, словом  докажите любовь к родной земле! Рефлексия 1. О чем мы говорили сегодня на уроке? (о традициях, обычаях, обрядах ирганайцев).  2. Почему вы выбрали эту тему? (вспоминать истоки своих корней, своей культуры, традиций  обычаев, обрядов).  3. В чем её актуальность? (актуальность в том, что сегодня теряются моральные и  нравственные устои и ценности; ­идёт подражание всему современному; ­теряется такие присущие нашим предкам качества как достоинство, честь, совесть, мужество,  уважение, и почитание старших; ­знание своих традиций и обычаев, которые достались нам от своих предков). Учитель. Передайте оценочные листы.  Комментированное выставление оценок. Д/З. узнать у старожилов села и написать в тетрадь «обряд взаимопомощи (гвай) при стрижке овец»

Открытый урок по КТНД «Знакомство с традициями, обычаями и обрядами села Ирганай».

Открытый урок по КТНД «Знакомство с традициями, обычаями и обрядами села Ирганай».

Открытый урок по КТНД «Знакомство с традициями, обычаями и обрядами села Ирганай».

Открытый урок по КТНД «Знакомство с традициями, обычаями и обрядами села Ирганай».

Открытый урок по КТНД «Знакомство с традициями, обычаями и обрядами села Ирганай».

Открытый урок по КТНД «Знакомство с традициями, обычаями и обрядами села Ирганай».

Открытый урок по КТНД «Знакомство с традициями, обычаями и обрядами села Ирганай».

Открытый урок по КТНД «Знакомство с традициями, обычаями и обрядами села Ирганай».

Открытый урок по КТНД «Знакомство с традициями, обычаями и обрядами села Ирганай».

Открытый урок по КТНД «Знакомство с традициями, обычаями и обрядами села Ирганай».

Открытый урок по КТНД «Знакомство с традициями, обычаями и обрядами села Ирганай».

Открытый урок по КТНД «Знакомство с традициями, обычаями и обрядами села Ирганай».

Открытый урок по КТНД «Знакомство с традициями, обычаями и обрядами села Ирганай».

Открытый урок по КТНД «Знакомство с традициями, обычаями и обрядами села Ирганай».

Открытый урок по КТНД «Знакомство с традициями, обычаями и обрядами села Ирганай».

Открытый урок по КТНД «Знакомство с традициями, обычаями и обрядами села Ирганай».

Открытый урок по КТНД «Знакомство с традициями, обычаями и обрядами села Ирганай».

Открытый урок по КТНД «Знакомство с традициями, обычаями и обрядами села Ирганай».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.05.2019