Открытый урок по литературному чтению на тему "Путешествие 9. Петроград. 1923 год. Редакция «Воробья». Житков и Маршак."
Оценка 4.6

Открытый урок по литературному чтению на тему "Путешествие 9. Петроград. 1923 год. Редакция «Воробья». Житков и Маршак."

Оценка 4.6
Разработки курсов
docx
чтение
4 кл
19.02.2018
Открытый урок по литературному чтению на тему "Путешествие 9. Петроград. 1923 год. Редакция «Воробья». Житков и Маршак."
По программе "Школа 2100" в 4 классе тема данного урока изучается в разделе «Век ХХ. Новые встречи со старыми друзьями». На уроке рассматривается начало творческого пути в детской литературе Б. Житкова. А так же роль известных писателей С.Я. Маршака и К. Чуковского в судьбе Б.Житкова. В приложении к конспекту предлагается краткая биография писателя.
технологическая карта урока.docx
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА                                               Тип урока       комбинированный урок                          Предмет        Класс              литературное чтение    4             ТЕМА             Путешествие 9. Петроград. 1923 год. Редакция «Воробья». Житков и Маршак.                  Цели (для учителя)   Образовательные:  формировать навыки осознанного выразительного чтения, дать представление о литературном творчестве Б. Житкова. Развивающие: развивать словарный запас учащихся; развивать навык выразительного чтения; развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся. Воспитательные: воспитывать любовь к литературе, русскому языку, русскому наследию; чувствовать красоту художественного слова. Планируемые результаты (для учащихся) Личностные: развитие умений выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции; оценивание поступков в соответствии с определённой ситуацией; формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Регулятивные:  учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника; осуществление познавательной и личностной рефлексии. Познавательные:  преобразование информации из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты; делать выводы в результате   совместной   работы   класса   и   учителя;   ориентирование   на   развороте   учебника;   нахождение   ответов   на   вопросы   в   тексте, иллюстрациях; на основе анализа объектов делать выводы. Коммуникативные:  развитие умения слушать и понимать других; выразительное чтение и пересказ текста; оформление своих мыслей в устной форме; умение работать в паре. Планируемые предметные результаты: дать представление о литературном творчестве Б. Житкова;   уметь высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему); самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам; по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили. Ресурсы (оборудование): Литературное чтение. 4 класс. ("В океане света") 2 ч. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.; м/м презентация; интерактивная доска; ноутбук; карточки для работы в парах, цветные карточки для рефлексии    .   Планирование и характеристика этапов урока. Этап,   цель,   задачи Форма   организация Содержание взаимодействия с учащимися Деятельность Деятельность Формируемые УУД учебн. деятельн. (Ф­фронтальная,  И­ индивидуальная,  П­ парная,  Г­групповая); методы   и   приемы работы. Фронтальная Словесный  метод. 1.  Приветствие 2.  Эмоциональный  настрой на  работу этапа I.Организационн ый момент (2  мин) Цель:  организация  класса,  обеспечение  нормальной  обстановки на  уроке,  эмоциональный  настрой на  работу, мотивация работы  обучающихся на  уроке.  II. Постановка  учебной задачи  (5 мин) Цель: обеспечить  мотивацию учения школьников.  Фронтальная Индивидуальная Словесный  метод – беседа. Наглядный  метод – учебный учителя учащихся Приветствую  учеников.  Эмоционально  настраиваю  обучающихся на  работу.  Восприятие  информации.  Дети  здороваются,  усаживаются за свои рабочие  места,  настраиваются  на работу. Коммуникативные УУД: 1. Развиваем   умение   слушать   и понимать других. Произношу вступительное слово, организую условия для   проведения беседы. Отвечают   на вопросы, приводят примеры. Познавательные  УУД: 1. Преобразовывать информацию из  одной формы в  другую: подробно  – Здравствуйте. друг     Литературное   чтение   –   прекрасный урок, Много полезного в каждой из строк, Стихотворение, сказка, рассказ – Вы учите их – они учат вас!   Улыбнитесь – другу. Поздоровайтесь   и   подарите   вашу улыбку   нашим   гостям,   теперь   мне подарите   вашу   улыбку.   Спасибо.   Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости. –   Каким   вы   хотите   видеть   наш   урок? (интересным, познавательным…) – Что для этого нужно? (…..) –   Я   думаю,   что   благодаря   нашим совместным усилиям именно таким он у нас и получится – Ребята, мы с   вами   знакомы   с историей   детской   литературы   от   XVII до   XX   века,   видели   её   истоки, наблюдали,   как   она   развивалась   и обогащалась. –  Теперь  вы   знаете   о  том,  что  судьбы материал, м/м  презентация.  1  Вступительное слово.   Принятие ими  целей урока.  Актуализация  субъективного  опыта учащихся  (личностных  смыслов, опорных знаний и способов действий,  ценностных  отношений) III. Осознание и  осмысление  учебного  материала.  Систематизация  знаний и умений  (12 ­15 мин) Цель: обеспечить  восприятие,  Фронтальная Индивидуальная Парная Групповая  Словесный метод   –   беседа, чтение, рассказ. Наглядный метод   – авторов   и   книг   тоже   складывались непросто. Время всё расставляет на свои места, и, несмотря на запреты, гонения, а   иногда,   наоборот,   слишком   явное почитание   при   жизни,   с   читателем остаются   лишь   те   авторы   и   книги, которые… –  Продолжите   мысль  (учат   доброте, чуткости   к   себе   и   к   миру   вокруг, сопереживанию,   помогают   многое осознать   в   себе   и   в   окружающих   и т.д.). – Приведите примеры таких книг. (….) –  Как вы думаете, могут ли наступить времена,   когда   такие   книги   не   будут цениться? (нет) – Почему вы так думаете? (Люди всегда будут   ценить   добро,   чуткость, помогать   друг   другу,   сопереживать. Это   самые   важные   ценности   для людей.)  (Слайд 1) – Посмотрите на фото на экране. Перед вами   Петроград   1920­х   годов.   Так выглядел город. Вот круглая тумба для афиш   и   объявлений.   20­е   годы   это необычное для нас время… (Слайд 2) Необычные люди… Обратите внимание на то, какие люди жили в то время – это футбольная команда, воздухоплаватели, пересказывать  небольшие тексты. 2. Делать выводы в  результате  совместной работы  класса и учителя. Коммуникативные  УУД: 1. Оформлять свои  мысли в устной и  письменной форме. Организую условия   работы текстом.   Читают   текст, отвечают   на вопросы. для с Познавательные  УУД: 1. Делать выводы в  результате  совместной работы  класса и учителя. 2. Ориентироваться на развороте  учебника. осмысление и  первичное  усвоение  учащимися  изучаемого  материала.  Содействовать  обучающимися  способов, которые привели к  определенному  выбору. иллюстрации   в учебнике,   м/м презентация. Практический метод – работа в парах,   работа   в учебнике, подготовка сообщения о биографии   Б. Жидкова.     вот   фото   учащегося семья, артиллерийской школы.  – Ребята, вопрос! О чем же пойдет речь сегодня   на   уроке?   (Ответы   детей: Какие же книги читали в то время? Кто и о чем писал для детей?)  –  Ребята,   предлагаю   вам   обратиться   к слайду  (Слайд   3)  и   прочитать   тему урока.  –   Давайте   определим   цель   урока? (узнать   о   редакции   «Воробья», писателях   Маршаке, Чуковском)  Житкове,   Работа   с 1. текстом. Откройте учебник на с. 31. –  Давайте   начнем   читать   текст «Путешествия»   и   познакомимся   с редакцией   журнала   «Воробей»   (читаем вслух   страницы   31­32   до   слов «Близнецы зашептали…»). –  Что вы узнали о журнале «Воробей»? (Детский журнал и т.д.) – О чем говорит обстановка в редакции? (Очень   популярный   журнал   был,   все суетились, работали) –  Чем   заняты   работники   редакции? (Наверное,   выбирали   произведения, печатали их) –  Ребята,   как   вы   думаете,   при   чьём 3. Находить ответы  на вопросы в  тексте,  иллюстрациях. Регулятивные УУД: 1. Учиться  высказывать своё  предположение на  основе работы с  иллюстрацией  учебника. Коммуникативные  УУД: 1. Развиваем  умение слушать и  понимать речь  других. 2. Выразительно  читать и  пересказывать  текст. 3. Оформлять свои  мысли в устной и  письменной форме. 4. Умение работать  в паре. Личностные УУД:  1. Развиваем  умения выказывать  своё отношение к 2. Выборочное   чтение и анализ  текста.   Сообщение 3. учеников о биографии   Б.С. Житкова.     мы     худой, разговоре присутствовали, догадались   ли   вы,   кто   такие   Самуил Яковлевич и Борис Степанович?   (Ответы детей)  –  Верно,   речь   идет   о   Самуиле Яковлевиче   Маршаке   и   Борисе Степановиче Житкове. (Слайд 4) –   С   Самуилом   Яковлевичем   мы   уже знакомы. Расскажите о нем. (Слайд 5) ­   Что   же   мы   узнали  о   Борисе Степановиче?  Найдите   в   тексте   и   зачитайте. (Немолодой   человек,   по­ военному   подтянутый,   нервничает, хорошо знает море). – Мы пока всё же в тексте не услышали фамилий,   поэтому   давайте   проверим наши   предположения.   Самостоятельно прочитаете страницы 32­33 до слов «… Стена комнаты…».  – Подтвердились наши предположения? О ком идет речь? (О Жидкове) –  Верно, Житкове. (Слайд 6) –   Ксения   и   Елизавета   подготовили небольшое   сообщение   о   Борисе Житкове, послушайте их. (Слайд 6­7) я обобщаю   о   Борисе   Степановиче героям, выражать  эмоции. 2. Оценивать  поступки в  соответствии с  определённой  ситуацией.  3. Формируем  мотивацию к  обучению и  целенаправленной  познавательной  деятельности. Организую условия   для самостоятельног о чтения. Самостоятельн о читают текст, отвечают   на вопросы   по тексту. Предварительно даю   задание ребятам подготовить сообщение   по биографии Бориса Жидкова. Заранее несколькими детьми подготавливает ся сообщение о биографии Бориса Жидкова. IV.Физкультмин утка (2 мин) Цель: устранить  утомляемость  детей,  предотвратить  рассеянность,  невнимательность  детей на уроке. V. Проверка  уровня усвоения  знаний и умений  (10 мин) Цель:  установление  правильности и  осознанности  усвоения  учебного  материала,  выявление  пробелов,  неверных  представлений, их коррекция. Фронтальная Словесный метод. Практический метод   выполняют движения   по указанию. – Фронтальная Индивидуальная  Словесный  метод – беседа,  пересказ. Наглядный  метод –  красочный  материал  учебника, м/м  презентация. Практический  метод – работа в учебнике с  текстом после  чтения.  1. Работа с  текстом после  чтения.   немного   отвлечемся, –   Теперь, отдохнем. Встаньте Включаю физминутку на слайде – Присаживайтесь на места. Способствую  предотвращению утомляемости,  рассеянности,  невнимательност и детей на уроке. Обучающиеся  повторяют  движения по  указанию. – Читаем текст до конца.  Задание:   во   время   чтения   вам необходимо запоминать все сведения о Борисе   Жидкове,   о   том,   как   он   стал писателем.   Для   того,   чтобы   после чтения нам об этом рассказать, т.е. мы готовимся к пересказу. – О ком из друзей Б. Житкова мы узнали еще? (Близкий друг детства ­ Николай Корнейчуков.).  (Слайд 9) –  Чем он помог своему другу детства? (Решится написать для детей)  (Слайд 10) – Прочитайте названия морских узлов на с.35. вам понадобилось  бы, чтобы  научить друга вязать такие узлы? (Ответы детей) – А чему еще вы можете научить друга? (Ответы детей) –  Дружба   Житкова   и   Чуковского   Сколько   времени   Читают   текст, отвечают   на вопросы. Организую самостоятельное чтение текста до задаю конца, вопросы   по тексту.   Познавательные  УУД: 1. Делать выводы в  результате  совместной работы  класса и учителя. 2. Ориентироваться на развороте  учебника. 3. Находить ответы  на вопросы в  тексте,  иллюстрациях. Коммуникативные  УУД: 1. Выразительно  читать и  пересказывать  текст. 2. Оформлять свои  мысли в устной и 2. Творческий  пересказ VI.Подведение  итогов урока(3  мин) Цель:  организовать  Фронтальная Словесный  метод – беседа. 1. Рефлексия.     прошла   через   всю   их   жизнь.   Когда осенью   1923   г.,   вернувшись   из очередного путешествия, Житков, после продолжительного   лечения   в   больнице, уставшый,   пришёл   на   квартиру   к Чуковскому,   его   встретил   не   просто знаменитый писатель, его встретил друг детства. –   Предлагаю   вам   пересказать  «Как Житков стал писателем», но только от первого   лица   как   от   Житкова   или   от Корейчукова   (Чуковского).    (1­2 пересказа детей) –  Хорошо, подведем итог (Слайд 11) – Реализовали мы цель урока? (Да. Мы узнали   о   журнале   «Воробей»;   о писателях   того   времени   Маршаке, Чуковском, Житкове)) – Какое умение формировали? К­ развивали свои качества (оценивали свои   и   чужие   поступки),   С­учились работать   с   информацией   (находили, осмысливали,   использовали   ее),   З­ учились   с   помощью   устной   речи понимать друг друга , сотрудничать. – Что вам  показалось на уроке  самым интересным? – Оцените с помощью цветных карточек свою работу (Зеленая: я поработал очень хорошо, выполнял всю работу. Желтая: письменной форме. Предлагаю творческий пересказ   от   1 лица.  Пересказывают от первого лица «Как   Житков стал писателем». Провожу беседу  по пройденному  материалу. С  помощью  цветных  Отвечают на  вопросы.  Проводят  самооценку и  самоконтроль  Познавательные  УУД: 1. На основе  анализа объектов  делать выводы. я   работал,   но   отвлекался   много. Красная: Мне было не интересно).   – Я согласна с самооценкой многих карточек,  побуждаю  учеников к  самооценке.  своей  деятельности  на уроке. Регулятивные УУД: 1. Осуществлять  познавательную и  личностную  рефлексию. Словесный метод   объяснение, пояснение – (Слайд 12) – Домашним заданием будет:  1. прочитать   рассказ   Б.   Житкова «Николай   Исаич   Пушкин»   (стр. 36­42) 2. найти информацию о применении морских узлов. Даю  комментарии к  домашнему  заданию. Записывают  домашнее  задание в  дневник. фиксацию  затруднений на  уроке как  направление  будущей учебной  деятельности;  анализ и оценка  успешности  достижения цели;  выявление  качества и уровня  овладения  знаниями. VII. Домашнее  задание (1 мин) Цель: д/з  необходимо  задавать для того, чтобы дети ещё  раз дома  повторили,  закрепили и  обобщили  материал,  пройденный на  уроке. (Примерное содержание сообщения) Борис Житков родился в Новгороде в 1882 году.  Трёхлетний  Борис  однажды  бесследно  пропал.  Мальчика  нашли  на  Торговой  стороне.  Он хотел  купить  пароход  за предусмотрительно захваченную из дому копейку. Борис Житков с детства играл на скрипке, знал наизусть целые сцены из "Горя от ума", главы из "Евгения Онегина", стихи Лермонтова и учился гребле и плаванию в порту, с гимназистами, которым точно бы не видать образования, кабы не его семья. Он стал хорошим столяром, моряком,   охотником,   даже   дрессировал   животных.   Ручной   волк   из   одноименного   рассказа   не   выдумка,   он   действительно   жил   в   доме Житковых, и его действительно звали Волк. С самого детства Борис слыл искусным рассказчиком, артистически воспроизводил чужую устную речь. Летом 1912 года Житков совершил кругосветное плавание на учебно­грузовом судне: он обогнул всю Европу, прошел Гибралтар, Суэцкий канал и Красное море, проплыл берегом Африки вплоть до Мадагаскара, затем направился в Индию, на остров Цейлон, в Шанхай, Японию, Владивосток. Все виды морской службы прошел Житков ­ от юнги до помощника капитана. Сделавшись же взрослым, он стал штурманом дальнего плавания, инженером­кораблестроителем и специалистом по авиамоторам. Моряком, химиком, зоологом; заведовал техническим училищем...  Он приехал в Ленинград осенью 1923 года. Поначалу ему не везло ­ не удавалось устроиться на службу ни в авиационную мастерскую, ни в Ленинградский порт, ни в кораблестроительный техникум. Страна еще не оправилась от ран, нанесенных ей гражданской военной разрухой, работу было найти нелегко.  11   января   1924   года   ­   в   тот   день,   когда   Борис   Житков   впервые   принес   свой   рассказ   в   редакцию   альманаха   "Воробей",   началась   его литературная деятельность.  За 15 лет работы в детской литературе Житков успел перепробовать все жанры, все виды книги для детей и изобрел, и подсказал немало новых: он ­ один из создателей научно­художественного жанра; он затеял еженедельный журнал­картинку для ребят, еще не умеющих читать; он придумывал разные виды книжек­игрушек; он принимал участие в создании специального календаря для детей, в определении его задач и целей. Он постоянно затевал новые отделы в детских журналах ­ "Пионере", "Чиже", "Еже", "Юном натуралисте". Он работал почти до последнего дня.

Открытый урок по литературному чтению на тему "Путешествие 9. Петроград. 1923 год. Редакция «Воробья». Житков и Маршак."

Открытый урок по литературному чтению на тему "Путешествие 9. Петроград. 1923 год. Редакция «Воробья». Житков и Маршак."

Открытый урок по литературному чтению на тему "Путешествие 9. Петроград. 1923 год. Редакция «Воробья». Житков и Маршак."

Открытый урок по литературному чтению на тему "Путешествие 9. Петроград. 1923 год. Редакция «Воробья». Житков и Маршак."

Открытый урок по литературному чтению на тему "Путешествие 9. Петроград. 1923 год. Редакция «Воробья». Житков и Маршак."

Открытый урок по литературному чтению на тему "Путешествие 9. Петроград. 1923 год. Редакция «Воробья». Житков и Маршак."

Открытый урок по литературному чтению на тему "Путешествие 9. Петроград. 1923 год. Редакция «Воробья». Житков и Маршак."

Открытый урок по литературному чтению на тему "Путешествие 9. Петроград. 1923 год. Редакция «Воробья». Житков и Маршак."

Открытый урок по литературному чтению на тему "Путешествие 9. Петроград. 1923 год. Редакция «Воробья». Житков и Маршак."

Открытый урок по литературному чтению на тему "Путешествие 9. Петроград. 1923 год. Редакция «Воробья». Житков и Маршак."

Открытый урок по литературному чтению на тему "Путешествие 9. Петроград. 1923 год. Редакция «Воробья». Житков и Маршак."

Открытый урок по литературному чтению на тему "Путешествие 9. Петроград. 1923 год. Редакция «Воробья». Житков и Маршак."

Открытый урок по литературному чтению на тему "Путешествие 9. Петроград. 1923 год. Редакция «Воробья». Житков и Маршак."

Открытый урок по литературному чтению на тему "Путешествие 9. Петроград. 1923 год. Редакция «Воробья». Житков и Маршак."

Открытый урок по литературному чтению на тему "Путешествие 9. Петроград. 1923 год. Редакция «Воробья». Житков и Маршак."

Открытый урок по литературному чтению на тему "Путешествие 9. Петроград. 1923 год. Редакция «Воробья». Житков и Маршак."

Открытый урок по литературному чтению на тему "Путешествие 9. Петроград. 1923 год. Редакция «Воробья». Житков и Маршак."

Открытый урок по литературному чтению на тему "Путешествие 9. Петроград. 1923 год. Редакция «Воробья». Житков и Маршак."
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.02.2018