Открытый урок по литературному чтению на тему "Путешествие 9. Петроград. 1923 год. Редакция «Воробья». Житков и Маршак."
Оценка 4.6
Разработки курсов
docx
чтение
4 кл
19.02.2018
По программе "Школа 2100" в 4 классе тема данного урока изучается в разделе «Век ХХ. Новые встречи со старыми друзьями». На уроке рассматривается начало творческого пути в детской литературе Б. Житкова. А так же роль известных писателей С.Я. Маршака и К. Чуковского в судьбе Б.Житкова. В приложении к конспекту предлагается краткая биография писателя.
технологическая карта урока.docx
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Тип урока
комбинированный урок
Предмет
Класс
литературное чтение
4
ТЕМА
Путешествие 9. Петроград. 1923 год. Редакция «Воробья». Житков и Маршак.
Цели (для учителя)
Образовательные: формировать навыки осознанного выразительного чтения, дать представление о литературном творчестве Б. Житкова.
Развивающие: развивать словарный запас учащихся; развивать навык выразительного чтения; развитие умений воспринимать на слух тексты в
исполнении учителя, учащихся.
Воспитательные: воспитывать любовь к литературе, русскому языку, русскому наследию; чувствовать красоту художественного слова.
Планируемые результаты (для учащихся)
Личностные: развитие умений выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции; оценивание поступков в соответствии с определённой
ситуацией; формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Регулятивные: учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника; осуществление познавательной и
личностной рефлексии.
Познавательные: преобразование информации из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты; делать выводы в
результате совместной работы класса и учителя; ориентирование на развороте учебника; нахождение ответов на вопросы в тексте,
иллюстрациях; на основе анализа объектов делать выводы.
Коммуникативные: развитие умения слушать и понимать других; выразительное чтение и пересказ текста; оформление своих мыслей в
устной форме; умение работать в паре.
Планируемые предметные результаты: дать представление о литературном творчестве Б. Житкова;
уметь высказывать и аргументировать
своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему); самостоятельно
прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам; по ходу чтения представлять картины,
устно выражать (рисовать) то, что представили.
Ресурсы (оборудование): Литературное чтение. 4 класс. ("В океане света") 2 ч. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.; м/м презентация; интерактивная
доска; ноутбук; карточки для работы в парах, цветные карточки для рефлексии
.
Планирование и характеристика этапов урока.
Этап, цель, задачи Форма организация Содержание взаимодействия с учащимися
Деятельность
Деятельность
Формируемые УУД учебн. деятельн.
(Ффронтальная, И
индивидуальная, П
парная,
Ггрупповая);
методы и приемы
работы.
Фронтальная
Словесный
метод.
1. Приветствие
2.
Эмоциональный
настрой на
работу
этапа
I.Организационн
ый момент (2
мин)
Цель:
организация
класса,
обеспечение
нормальной
обстановки на
уроке,
эмоциональный
настрой на
работу, мотивация
работы
обучающихся на
уроке.
II. Постановка
учебной задачи
(5 мин)
Цель: обеспечить
мотивацию учения
школьников.
Фронтальная
Индивидуальная
Словесный
метод – беседа.
Наглядный
метод – учебный
учителя
учащихся
Приветствую
учеников.
Эмоционально
настраиваю
обучающихся на
работу.
Восприятие
информации.
Дети
здороваются,
усаживаются за
свои рабочие
места,
настраиваются
на работу.
Коммуникативные
УУД:
1.
Развиваем
умение слушать и
понимать других.
Произношу
вступительное
слово, организую
условия
для
проведения
беседы.
Отвечают на
вопросы,
приводят
примеры.
Познавательные
УУД:
1. Преобразовывать
информацию из
одной формы в
другую: подробно
– Здравствуйте.
друг
Литературное чтение – прекрасный
урок,
Много полезного в каждой из строк,
Стихотворение, сказка, рассказ –
Вы учите их – они учат вас!
Улыбнитесь
–
другу.
Поздоровайтесь и подарите вашу
улыбку нашим гостям, теперь мне
подарите вашу улыбку. Спасибо. Ведь
улыбка украшает человека, дарит всем
настроение радости.
– Каким вы хотите видеть наш урок?
(интересным, познавательным…)
– Что для этого нужно? (…..)
– Я думаю, что благодаря нашим
совместным усилиям именно таким он у
нас и получится
– Ребята, мы с вами знакомы с
историей детской литературы от XVII
до XX века, видели её истоки,
наблюдали, как она развивалась и
обогащалась.
– Теперь вы знаете о том, что судьбы материал, м/м
презентация.
1 Вступительное
слово.
Принятие ими
целей урока.
Актуализация
субъективного
опыта учащихся
(личностных
смыслов, опорных
знаний и способов
действий,
ценностных
отношений)
III. Осознание и
осмысление
учебного
материала.
Систематизация
знаний и умений
(12 15 мин)
Цель: обеспечить
восприятие,
Фронтальная
Индивидуальная
Парная
Групповая
Словесный
метод – беседа,
чтение, рассказ.
Наглядный
метод
–
авторов и книг тоже складывались
непросто. Время всё расставляет на свои
места, и, несмотря на запреты, гонения,
а иногда, наоборот, слишком явное
почитание при жизни, с читателем
остаются лишь те авторы и книги,
которые…
– Продолжите мысль (учат доброте,
чуткости к себе и к миру вокруг,
сопереживанию, помогают многое
осознать в себе и в окружающих и
т.д.).
– Приведите примеры таких книг. (….)
– Как вы думаете, могут ли наступить
времена, когда такие книги не будут
цениться? (нет)
– Почему вы так думаете? (Люди всегда
будут ценить добро,
чуткость,
помогать друг другу, сопереживать.
Это самые важные ценности для
людей.)
(Слайд 1)
– Посмотрите на фото на экране. Перед
вами Петроград 1920х годов. Так
выглядел город. Вот круглая тумба для
афиш и объявлений. 20е годы это
необычное для нас время… (Слайд 2)
Необычные люди… Обратите внимание
на то, какие люди жили в то время – это
футбольная команда, воздухоплаватели,
пересказывать
небольшие тексты.
2. Делать выводы в
результате
совместной работы
класса и учителя.
Коммуникативные
УУД:
1. Оформлять свои
мысли в устной и
письменной форме.
Организую
условия
работы
текстом.
Читают текст,
отвечают на
вопросы.
для
с
Познавательные
УУД:
1. Делать выводы в
результате
совместной работы
класса и учителя.
2. Ориентироваться
на развороте
учебника. осмысление и
первичное
усвоение
учащимися
изучаемого
материала.
Содействовать
обучающимися
способов, которые
привели к
определенному
выбору.
иллюстрации в
учебнике,
м/м
презентация.
Практический
метод – работа в
парах, работа в
учебнике,
подготовка
сообщения
о
биографии Б.
Жидкова.
вот
фото учащегося
семья,
артиллерийской школы.
– Ребята, вопрос! О чем же пойдет речь
сегодня на уроке? (Ответы детей:
Какие же книги читали в то время?
Кто и о чем писал для детей?)
– Ребята, предлагаю вам обратиться к
слайду (Слайд 3) и прочитать тему
урока.
– Давайте определим цель урока?
(узнать о редакции «Воробья»,
писателях
Маршаке,
Чуковском)
Житкове,
Работа с
1.
текстом.
Откройте учебник на с. 31.
– Давайте начнем читать текст
«Путешествия» и познакомимся с
редакцией журнала «Воробей» (читаем
вслух страницы 3132 до слов
«Близнецы зашептали…»).
– Что вы узнали о журнале «Воробей»?
(Детский журнал и т.д.)
– О чем говорит обстановка в редакции?
(Очень популярный журнал был, все
суетились, работали)
– Чем заняты работники редакции?
(Наверное, выбирали произведения,
печатали их)
– Ребята, как вы думаете, при чьём
3. Находить ответы
на вопросы в
тексте,
иллюстрациях.
Регулятивные УУД:
1. Учиться
высказывать своё
предположение на
основе работы с
иллюстрацией
учебника.
Коммуникативные
УУД:
1. Развиваем
умение слушать и
понимать речь
других.
2. Выразительно
читать и
пересказывать
текст.
3. Оформлять свои
мысли в устной и
письменной форме.
4. Умение работать
в паре.
Личностные УУД:
1. Развиваем
умения выказывать
своё отношение к 2. Выборочное
чтение и анализ
текста.
Сообщение
3.
учеников
о
биографии Б.С.
Житкова.
мы
худой,
разговоре
присутствовали,
догадались ли вы, кто такие Самуил
Яковлевич и Борис Степанович?
(Ответы детей)
– Верно, речь идет о Самуиле
Яковлевиче Маршаке и Борисе
Степановиче Житкове. (Слайд 4)
– С Самуилом Яковлевичем мы уже
знакомы. Расскажите о нем. (Слайд 5)
Что же мы узнали о Борисе
Степановиче?
Найдите в тексте и зачитайте.
(Немолодой человек,
по
военному подтянутый, нервничает,
хорошо знает море).
– Мы пока всё же в тексте не услышали
фамилий, поэтому давайте проверим
наши предположения. Самостоятельно
прочитаете страницы 3233 до слов «…
Стена комнаты…».
– Подтвердились наши предположения?
О ком идет речь? (О Жидкове)
–
Верно,
Житкове.
(Слайд 6)
– Ксения и Елизавета подготовили
небольшое сообщение о Борисе
Житкове, послушайте их.
(Слайд 67) я обобщаю
о Борисе Степановиче
героям, выражать
эмоции.
2. Оценивать
поступки в
соответствии с
определённой
ситуацией.
3. Формируем
мотивацию к
обучению и
целенаправленной
познавательной
деятельности.
Организую
условия
для
самостоятельног
о чтения.
Самостоятельн
о читают текст,
отвечают на
вопросы по
тексту.
Предварительно
даю
задание
ребятам
подготовить
сообщение по
биографии
Бориса
Жидкова.
Заранее
несколькими
детьми
подготавливает
ся сообщение о
биографии
Бориса
Жидкова. IV.Физкультмин
утка (2 мин)
Цель: устранить
утомляемость
детей,
предотвратить
рассеянность,
невнимательность
детей на уроке.
V. Проверка
уровня усвоения
знаний и умений
(10 мин)
Цель:
установление
правильности и
осознанности
усвоения
учебного
материала,
выявление
пробелов,
неверных
представлений, их
коррекция.
Фронтальная
Словесный
метод.
Практический
метод
выполняют
движения по
указанию.
–
Фронтальная
Индивидуальная
Словесный
метод – беседа,
пересказ.
Наглядный
метод –
красочный
материал
учебника, м/м
презентация.
Практический
метод – работа в
учебнике с
текстом после
чтения.
1. Работа с
текстом после
чтения.
немного отвлечемся,
– Теперь,
отдохнем. Встаньте
Включаю физминутку на слайде
– Присаживайтесь на места.
Способствую
предотвращению
утомляемости,
рассеянности,
невнимательност
и детей на уроке.
Обучающиеся
повторяют
движения по
указанию.
– Читаем текст до конца.
Задание:
во время чтения вам
необходимо запоминать все сведения о
Борисе Жидкове, о том, как он стал
писателем. Для того, чтобы после
чтения нам об этом рассказать, т.е. мы
готовимся к пересказу.
– О ком из друзей Б. Житкова мы узнали
еще? (Близкий друг детства Николай
Корнейчуков.).
(Слайд 9)
– Чем он помог своему другу детства?
(Решится написать для детей)
(Слайд 10)
– Прочитайте названия морских узлов на
с.35.
вам
понадобилось бы, чтобы научить друга
вязать такие узлы? (Ответы детей)
– А чему еще вы можете научить друга?
(Ответы детей)
– Дружба Житкова и Чуковского
Сколько
времени
Читают текст,
отвечают на
вопросы.
Организую
самостоятельное
чтение текста до
задаю
конца,
вопросы
по
тексту.
Познавательные
УУД:
1. Делать выводы в
результате
совместной работы
класса и учителя.
2. Ориентироваться
на развороте
учебника.
3. Находить ответы
на вопросы в
тексте,
иллюстрациях.
Коммуникативные
УУД:
1. Выразительно
читать и
пересказывать
текст.
2. Оформлять свои
мысли в устной и 2. Творческий
пересказ
VI.Подведение
итогов урока(3
мин)
Цель:
организовать
Фронтальная
Словесный
метод – беседа.
1. Рефлексия.
прошла через всю их жизнь. Когда
осенью 1923 г.,
вернувшись из
очередного путешествия, Житков, после
продолжительного лечения в больнице,
уставшый, пришёл на квартиру к
Чуковскому, его встретил не просто
знаменитый писатель, его встретил друг
детства.
– Предлагаю вам пересказать «Как
Житков стал писателем», но только от
первого лица как от Житкова или от
Корейчукова (Чуковского).
(12
пересказа детей)
– Хорошо, подведем итог (Слайд 11)
– Реализовали мы цель урока? (Да. Мы
узнали о журнале «Воробей»; о
писателях того времени Маршаке,
Чуковском, Житкове))
– Какое умение формировали?
К развивали свои качества (оценивали
свои и чужие поступки), Сучились
работать с информацией (находили,
осмысливали, использовали ее), З
учились с помощью устной речи
понимать друг друга , сотрудничать.
– Что вам показалось на уроке самым
интересным?
– Оцените с помощью цветных карточек
свою работу (Зеленая: я поработал очень
хорошо, выполнял всю работу. Желтая:
письменной форме.
Предлагаю
творческий
пересказ от 1
лица.
Пересказывают
от первого лица
«Как Житков
стал
писателем».
Провожу беседу
по пройденному
материалу. С
помощью
цветных
Отвечают на
вопросы.
Проводят
самооценку и
самоконтроль
Познавательные
УУД:
1. На основе
анализа объектов
делать выводы. я работал, но отвлекался много.
Красная: Мне было не интересно).
– Я согласна с самооценкой многих
карточек,
побуждаю
учеников к
самооценке.
своей
деятельности
на уроке.
Регулятивные УУД:
1. Осуществлять
познавательную и
личностную
рефлексию.
Словесный
метод
объяснение,
пояснение
–
(Слайд 12)
– Домашним заданием будет:
1. прочитать рассказ Б. Житкова
«Николай Исаич Пушкин» (стр.
3642)
2. найти информацию о применении
морских узлов.
Даю
комментарии к
домашнему
заданию.
Записывают
домашнее
задание в
дневник.
фиксацию
затруднений на
уроке как
направление
будущей учебной
деятельности;
анализ и оценка
успешности
достижения цели;
выявление
качества и уровня
овладения
знаниями.
VII. Домашнее
задание (1 мин)
Цель: д/з
необходимо
задавать для того,
чтобы дети ещё
раз дома
повторили,
закрепили и
обобщили
материал,
пройденный на
уроке. (Примерное содержание сообщения)
Борис Житков родился в Новгороде в 1882 году.
Трёхлетний Борис однажды бесследно пропал. Мальчика нашли на Торговой стороне. Он хотел купить пароход за предусмотрительно
захваченную из дому копейку.
Борис Житков с детства играл на скрипке, знал наизусть целые сцены из "Горя от ума", главы из "Евгения Онегина", стихи Лермонтова и
учился гребле и плаванию в порту, с гимназистами, которым точно бы не видать образования, кабы не его семья. Он стал хорошим столяром,
моряком, охотником, даже дрессировал животных. Ручной волк из одноименного рассказа не выдумка, он действительно жил в доме
Житковых, и его действительно звали Волк. С самого детства Борис слыл искусным рассказчиком, артистически воспроизводил чужую
устную речь.
Летом 1912 года Житков совершил кругосветное плавание на учебногрузовом судне: он обогнул всю Европу, прошел Гибралтар, Суэцкий
канал и Красное море, проплыл берегом Африки вплоть до Мадагаскара, затем направился в Индию, на остров Цейлон, в Шанхай, Японию,
Владивосток. Все виды морской службы прошел Житков от юнги до помощника капитана. Сделавшись же взрослым, он стал штурманом
дальнего плавания, инженеромкораблестроителем и специалистом по авиамоторам. Моряком, химиком, зоологом; заведовал техническим
училищем...
Он приехал в Ленинград осенью 1923 года. Поначалу ему не везло не удавалось устроиться на службу ни в авиационную мастерскую, ни в
Ленинградский порт, ни в кораблестроительный техникум. Страна еще не оправилась от ран, нанесенных ей гражданской военной разрухой,
работу было найти нелегко.
11 января 1924 года в тот день, когда Борис Житков впервые принес свой рассказ в редакцию альманаха "Воробей", началась его
литературная деятельность.
За 15 лет работы в детской литературе Житков успел перепробовать все жанры, все виды книги для детей и изобрел, и подсказал немало
новых: он один из создателей научнохудожественного жанра; он затеял еженедельный журналкартинку для ребят, еще не умеющих читать;
он придумывал разные виды книжекигрушек; он принимал участие в создании специального календаря для детей, в определении его задач и
целей. Он постоянно затевал новые отделы в детских журналах "Пионере", "Чиже", "Еже", "Юном натуралисте". Он работал почти до
последнего дня.
Открытый урок по литературному чтению на тему "Путешествие 9. Петроград. 1923 год. Редакция «Воробья». Житков и Маршак."
Открытый урок по литературному чтению на тему "Путешествие 9. Петроград. 1923 год. Редакция «Воробья». Житков и Маршак."
Открытый урок по литературному чтению на тему "Путешествие 9. Петроград. 1923 год. Редакция «Воробья». Житков и Маршак."
Открытый урок по литературному чтению на тему "Путешествие 9. Петроград. 1923 год. Редакция «Воробья». Житков и Маршак."
Открытый урок по литературному чтению на тему "Путешествие 9. Петроград. 1923 год. Редакция «Воробья». Житков и Маршак."
Открытый урок по литературному чтению на тему "Путешествие 9. Петроград. 1923 год. Редакция «Воробья». Житков и Маршак."
Открытый урок по литературному чтению на тему "Путешествие 9. Петроград. 1923 год. Редакция «Воробья». Житков и Маршак."
Открытый урок по литературному чтению на тему "Путешествие 9. Петроград. 1923 год. Редакция «Воробья». Житков и Маршак."
Открытый урок по литературному чтению на тему "Путешествие 9. Петроград. 1923 год. Редакция «Воробья». Житков и Маршак."
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.